Научная статья на тему 'Развитие инновационной деятельности в высших учебных заведениях'

Развитие инновационной деятельности в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ГОТОВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА К НОВОВВЕДЕНИЯМ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE SYSTEM / RESEARCH PROJECTS / SOCIAL INSTITUTIONS / EXPERIMENTAL PLATFORMS / READINESS OF PERSONNEL FOR INNOVATIONS / PERSONNEL POLICY OF THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Наталья Михайловна, Платонов Михаил Юрьевич

В статье рассматриваются механизмы развития инновационной деятельности вузов в усло-виях институциональных преобразований, обусловленных региональными научно-исследова-тельскими проектами. Анализируется опыт создания специализированным вузом социального профиля экспериментальных (инновационных) площадок в системе социального обслуживания населения Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Наталья Михайловна, Платонов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article examines the mechanisms of development of innovation activity of higher education institutions in terms of institutional transformations, conditioned by regional research projects. The experience of creating a social profile of the experimental (innovative) sites in the system of social service for St. Petersburg population is analyzed

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной деятельности в высших учебных заведениях»

Образовательные системы и технологии

Н. М. Платонова, М.Ю. Платонов

(Санкт-Петербург)

развитие инновационной деятельности в высших учебных заведениях

development of innovative activities of higher education institutions

В статье рассматриваются механизмы развития инновационной деятельности вузов в условиях институциональных преобразований, обусловленных региональными научно-исследовательскими проектами. Анализируется опыт создания специализированным вузом социального профиля экспериментальных (инновационных) площадок в системе социального обслуживания населения Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная система, научно-исследовательские проекты, социальные учреждения, экспериментальные площадки, готовность персонала к нововведениям, кадровая политика организации.

The article examines the mechanisms of development of innovation activity of higher education institutions in terms of institutional transformations, conditioned by regional research projects. The experience of creating a social profile of the experimental (innovative) sites in the system of social service for St. Petersburg population is analyzed.

Keywords: innovative activity, innovative system, research projects, social institutions, experimental platforms, readiness of personnel for innovations, personnel policy of the organization.

В Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» определен вектор образовательной политики, необходимой для развития инновационной экономики знаний. Под экономикой знаний понимают экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности.

В России высшее образование в его неразрывной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина [1, с. 26].

Эволюцию роли высших учебных заведений определяют изменения в социаль-

но-экономическом контексте региональных инновационных систем, в рамках которых государство, промышленность, общество и наука вырабатывают подходы к видению эффективного технологического развития конкретной территории.

По мнению ведущих аналитических организаций, именно вузы должны оказывать основное влияние на ключевые факторы инновационного развития конкретной территории. Это обусловлено тем, что усилиями вузов развивается система подготовки кадров инновационной деятельности; в вузах сосредоточен мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал; при непосредственном участии вузов формируется слой предпринимателей малого бизнеса, действующих на рынке наукоемких технологий.

Действительно, в новой институциональной среде базовые функции высших

учебных заведений в значительной мере трансформируются. В условиях образовательной конкуренции к традиционным функциям вузов добавились и другие, среди которых:

- квалиметрическая функция (качественное изменение содержания программ подготовки высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования);

- маркетинговая функция (сбор информации об актуальных потребностях рынка труда в краткосрочной длительной перспективе, а также информация о спектре образовательных услуг в регионе);

- инновационная функция (стимулирование творческой и научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов, научных сотрудников, что обусловлено возрастанием востребованности в различных сферах научных исследований прикладного характера для создания новых знаний и их формализации);

- внедренческая функция (активизация деятельности по распространению инноваций посредством коммерциализации результатов научных и научно-практических исследований) [2].

Участие вузов в региональных научно-исследовательских проектах позволяет им выходить на рынки востребованной интеллектуальной продукции, причем инновационный потенциал высших учебных учреждений признается фактором развития региона.

Рассмотрим опыт эффективного взаимодействия Комитета по социальной политике Администрации Санкт-Петербурга и регионального специализированного вуза социального профиля по созданию экспериментальных (инновационных) площадок в структуре учреждений социального обслуживания Петербурга. Отбор социальных учреждений для реализации инновационных проектов на основе совместной с вузом научно-исследовательской деятельности осуществлялся по следующим критериям:

- соответствие инновационного проекта приоритетным направлениям государственной политики в сфере социального обслуживания населения;

- актуальность и новизна проекта;

- наличие у организации достаточных ресурсов, в том числе инновационного потенциала персонала учреждения для реализации проекта;

- ожидаемый результат реализации инновационного проекта, его внедряемость и контролируемость результата для решения актуальных социальных проблем населения Санкт-Петербурга как крупнейшего мегаполиса.

Научно-методическое сопровождение деятельности экспериментальных (инновационных) площадок осуществляется Санкт-Петербургским государственным институтом психологии и социальной работы. К задачам института были отнесены следующие функции:

- организационное и научно-методическое сопровождение деятельности экспериментальных (инновационных) площадок;

- экспертиза и обобщение эффективного инновационного опыта социальных организаций для дальнейшего распространения в деятельности профильных социальных учреждений;

- включение эффективных социальных практик в форме образовательных программ вуза;

- создание «школ передового опыта» в системе дополнительного профессионального образования специалистов помогающих профессий.

При организации научно-исследовательской деятельности на базе экспериментальных (инновационных) площадок учитывались следующие факторы: комплексность (учет многообразия факторов взаимодействия); оперативность (быстрое реагирование на изменения с учетом положительного эффекта деятельности, что достигается за счет реализации функций прогнозирования и мониторинга); мобильность (инновационный цикл реализуется с минимальными затратами при сохранении заданного уровня качества); мультипликативность (инновационная деятельность должна развиваться по таким направлениям, которые обеспечивают эффект при их успешной реализации); масштабность

(стратегические цели деятельности, учитывающие долговременный, поступательный, системный характер достижений) [4].

В рамках взаимодействия вуза и экспериментальных (инновационных) площадок в структуре учреждений социального обслуживания Петербурга предполагается осуществление следующих направлений деятельности:

- разработки и внедрения новых методов и форм социального обслуживания и социального сопровождения населения;

- поиска новых форм и методов оптимизации взаимодействия на различных уровнях управления и взаимодействия с организациями-партнерами;

- разработки новых подходов к системе оценки качества предоставления социальных услуг населению.

В данном взаимодействии научные исследования выступали не как самоцель, а как средство развития инновационной инфраструктуры, которая позволит осуществлять трансфер новых технологий социального обслуживания населения.

Как известно, деятельность специалистов социального профиля в настоящее время регламентируется профессиональными стандартами, направленными не только на совершенствование отдельных трудовых функций, но и на мотивацию к профессиональному творчеству и инновациям. Новаторство в социальной работе предполагает отказ от стереотипных видов, форм и методов работы с клиентом, так как в большей степени ориентировано на профессионально-технологический, исследовательский характер. Инновационная деятельность специалистов социального профиля может включать в себя разработку, апробацию различных проектов для совершенствования научно-методического, организационного, правового, кадрового обеспечения деятельности учреждений на основе различных форм межведомственного взаимодействия. Таким образом, в условиях обновления процессов в сфере социального обслуживания особое значение и важное конкурентное преимущество приобретает научно-исследовательская, инновационная (эксперименталь-

ная) деятельность персонала социальных учреждений.

Выступая как региональный учебно-методический и научно-исследовательский центр, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы обеспечивает эффективное выполнение функций по развитию научно-исследовательской, инновационной деятельности и различных форм сотрудничества с различными социальными учреждениями и органами региональной власти.

Научно-методическое сопровождение вузом деятельности социальных учреждений показало, что одним из значимых факторов, оказывающим влияние на качество инновационной деятельности, является включение в нее всего коллектива учреждения. Готовность к инновационной деятельности определяется ориентированностью сотрудников на изменения, восприятия новшеств извне, позитивностью восприятия условий инновационной деятельности, организационной и технологической готовности к решению стратегических задач развития организации [3].

Для реализации творческих усилий персонала необходимо создание целевых зон инноваций, которые помогают осуществлению инновационных процессов, структурируя творческую работу и создавая пространство для его развития. Профессиональная креативность проявляется в умении видеть, ставить и творчески решать профессиональные проблемы, в умении прогнозировать развитие тех или иных, связанных с выполняемой работой. Эффективность инновационного (творческого) решения проблемы будет определяться количеством проблемных ситуаций, решенных новым способом. В вузах творческий процесс формализуется в рамках исследовательской проектной деятельности. Важным условием повышения организационной креативности является создание системы управления идеями.

В частности, переориентация методов работы, организационных и бизнес-моделей на инновации для вузов так же важна, как и создание инноваций на базе научных

разработок. Традиционно персонал вуза разделяют на следующие группы: административно-управленческий, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный и группа научных работников. Несмотря на различие функциональных и квалификационных требований, важным является наличие у работников вуза направленности и готовности к изменениям, обусловленным применением в своей профессиональной деятельности принципов компетентностного подхода и инновационного развития образования.

Для развития инновационных процессов в вузе значение имеют длительность инициативного участия педагогического коллектива в различных научно-исследовательских проектах, постоянный интерес к курсам повышения квалификации, инновационным семинарам, творческим исследованиям. Для повышения креативности профессорско-преподавательского состава вуза целесообразно не только использование процедур конкурсного отбора, но и использование новых подходов к обучению сотрудников креативности. Наиболее востребованным является организационное обучение, посредством которого организация получает и применяет новые знания, типы поведения и ценности.

В социальной инноватике креативные технологии рассматриваются как совокупность методов и приемов, видов деятельности, связанных с актуализацией творческого потенциала специалистов, позволяющих объединить творческую интуицию и рациональность осуществления творческого замысла [3, с. 128].

Одним из подходов к решению задач кадровой политики в отношении научно-педагогических работников является профессиональная персонифицированность. Философия кадровой политики в рамках данного подхода строится на признании уникальности каждого специалиста, выявлении реальной профессиональной ценности и заслуг каждого работника, основывается на принципе неповторимости профессиональных способностей, знаний, умений навыков, которыми обладает человек. Характерной

чертой кадровой политики должно стать предоставление каждому возможностей для раскрытия своего таланта, развития инициативы и творческого применения. Ключевыми особенностями такой политики становятся различные формы гибкости, построение команды, возникновение доверия и вовлеченности, управление культурой [5, с. 63].

Кроме того, для развития инновационных процессов в вузах необходимо включение в образовательный процесс учебных программ и курсов, нацеленных на развитие творческой продуктивности обучаемых на основе применения инновационных образовательных технологий. К данному типу технологий И.П. Понкин относит:

- реализацию обучения, ориентированного на студента;

- реализацию проблемно ориентированного обучения;

- демократизацию образовательного процесса;

- применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;

- реализацию так называемого «виртуального обучения» с широким применением информационно-коммуникативных технологий [4, с. 68].

В значительной степени инновационные образовательные технологии являются активными (поскольку большее внимание уделяется взаимодействию студента с преподавателем, в том числе в индивидуальном порядке) для решения научно-исследовательских задач при курсовом и дипломном проектировании. Данные технологии предполагают смещение акцента с преподавателя на студентов, на процессы и результаты формирования их знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности. Качество подготовки определяется и студенческой научно-исследовательской деятельностью, которая представляет собой наиболее эффективный метод подготовки современных специалистов. Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов способствует не только систематизации и углублению теоретических знаний, но и развитию

Для реального использования интеллектуального потенциала вузов, в том числе преподавателей, студентов, научных работников, высшей школе предоставляются

творческого мышления, научной интуиции, социальной активности студентов для личностного и профессионального роста.

широкие возможности. В ближайшей перспективе высшие учебные заведения могут стать платформой институциональных преобразований для создания и распространения инноваций в условиях опережающего развития высшего образования.

Литература

1. Губарьков С.В. Роль вузов в повышении эффективности функционирования региональной инновационной системы //Экономика образования. - 2011. - № 2. - С. 26-45.

2. Платонов М.Ю. Управление инновационным процессом в высшем учебном заведении: мо-ногр. - СПб.: СПбГИПСР, 2013.

3. Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Основы социальной инноватики: учеб. пособие. - СПб.: СПбГИПСР, 2017.

4. Понкин И.В. К вопросу об инновациях в образовании // Инновации в образовании. - 2017. - № 3. - С. 61-76.

5. Соколова И.Ю., Медведева М.К. Кадровая политика вузов как стратегия управления научно-педагогическим составом //Инновации в образовании. - 2018. - № 3. - С. 60-69.

6. Управление изменениями:учеб пособие/под ред. Т.И. Ивановой. - М.: Кнорус, 2017.

7. Яшин С.Н., Кошелев В.В., Макаров С.А. Анализ эффективности инновационной деятельности. - СПб.: БХЗ-Петербург, 2012.

"Ф"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.