Н. М. Платонова, Ю. Ю. Платонова
(Санкт-Петербург)
опыт подготовки специалистов социального профиля в системе дополнительного образования
peculiarities of training specialists of social profile in the system of additional education
В статье обосновывается целесообразность новых подходов к организации дополнительного профессионального образования специалистов учреждений социальной сферы. Акцентируется внимание на технологических аспектах организации учебного процесса.
Ключевые слова: социальная работа, дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы, образовательные технологии, инновационные методы обучения.
The article proves the expediency of new approaches to the organization of additional professional education of social sphere specialists. Attention is given to the technological aspects of educational process organization.
Keywords: social work, additional professional education of social sphere specialists, educational technologies, innovative methods of teaching .
Одним из условий качественного развития сети организаций социального обслуживания является наличие подготовленных кадровых ресурсов, способных выполнять современные задачи развития системы социальной защиты населения, в том числе на основе внедрения инновационных форм социальной деятельности. По состоянию на 1 января 2017 года штатная численность работников социальной защиты населения - более 22 тыс. человек. В то же время укомплектованность кадрами специализированных социальных учреждений составила около 81%, при текучести кадров около 16%. В связи с этими актуальной является не только подготовка молодых специалистов, но и профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров, в том числе специалистов-практиков, работающих с различными группами населения. Отсутствие у значительной части специалистов по социальной работе профильно-
го социального образования не позволяет многим из них достичь профессионального мастерства и карьерного роста.
Для решения оперативной задачи создания непрерывной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, работающих в отраслях социальной защиты населения, а также научно-методического обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания Санкт-Петербургским государственным институтом психологии и социальной работы была разработана и внедряется в практику модель непрерывной разномодульной системы дополнительного профессионального образования для различных категорий должностей специалистов социальных учреждений, включая социально ориентированные некоммерческие организации. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы (СПбГИПСР) в 2017 году отметил свой 25-летний юбилей,
он является единственным специализированным учреждением социального профиля Северо-Западного региона.
Предназначение дополнительного профессионального образования, с одной стороны, состоит в компенсации объективных недостатков и упущений предшествующей профессиональной подготовки, а с другой стороны, в пополнении знаний в связи с новыми достижениями и современными требованиями к профессиональной деятельности. Цель обучающегося в системе дополнительного образования - овладение новыми знаниями, умениями, навыками и качествами для того, чтобы на более высоком профессиональном уровне решать практические задачи на своем рабочем месте [7, с. 20].
Социальная работа как многоуровневая и многоплановая профессиональная деятельность требует не только умений компетентно решать социальные проблемы, но и высокого уровня психологической готовности к социальной деятельности. Психологическая оснащенность работника социальной службы должна характеризоваться комплексом специфических умений (эмпа-тических, дискуссивно-переговорных, коммуникативных и др.), которыми можно овладеть только в процессе индивидуального профессионального развития [4, с. 59].
Инновационные функции современного специалиста предполагают творческий подход к социальной деятельности, постоянный личностный и профессиональный рост, обеспечивающий эффективность социальной деятельности. В задачи специалистов социальных служб входит решение не только повседневных неотложных проблем клиентов, но и проблем, связанных с риском возникновения социальных патологий. Креативная компетентность социальных работников предполагает умения нестандартно решать профессиональные задачи, вести эвристический поиск при столкновении с ситуациями, которые решаются не логическим путем, а путем обобщения и конкретизации проблемы [5, с. 142].
Для воссоздания в процессе обучения «этой живой социальной деятельности» необходимы новые подходы к организации
подготовки кадров для социальной сферы. В России обостряются запросы рынка труда к подготовке специалистов нового поколения, способных ориентироваться и активно действовать в условиях динамично развивающихся рыночных отношений. Такие выводы содержатся в том числе в исследовании «Рынок труда в системе профессионального образования», которое было проведено Левада-Центром совместно с фондом «Общественное мнение» по заказу Министерства образования и науки [2, с. 48].
В соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами модернизация дополнительного профессионального образования в социальной сфере должна строиться с учетом следующих базовых принципов: непрерывность образования сотрудников; личностно ориентированный подход к повышению квалификации; ком-петентностный подход к организации ДПО; исследовательско-инновационный подход к повышению квалификации специалистов, комплексный подход к организации повышения квалификации и переподготовки сотрудников и др. [1, с. 37].
Данные принципы были нами использованы при разработке непрерывной системы дополнительного профессионального образования для различных категорий должностей специалистов социальных учреждений, включая социально ориентированные некоммерческие организации, оказывающие социальные услуги населению в Санкт-Петербурге.
Эффективность образовательного процесса обеспечивается применением методологии системно-деятельностного подхода, в рамках которого при проектировании учебного процесса учитываются следующие факторы: логика развития профессиональной деятельности в конкретной области социальной деятельности; наиболее типичные профессиональные затруднения конкретного специалиста; образовательные потребности и личностные возможности обучаемых и т.д.
Преподаватель в большей степени выступает как организатор и фасилитатор учебно-познавательной деятельности сту-
дентов. Педагогическое руководство характеризуется более гибкими формами, основывающимися на широком адресном применении педагогических стимулов, действие которых направлено на побуждение личностных мотивов обучения каждого слушателя. Для этого в учебном процессе активно используются коммуникативно-диалоговые формы взаимодействия со слушателями, которые позволяют формировать альтернативные точки зрения на социальные ситуации. Групповые консультации проходят при непосредственном общении преподавателя и обучающихся в ходе обучения. Индивидуальные консультации организуются как очно, так и дистанционно с использованием возможностей информационно-образовательной среды вуза.
Профессиональный контекст в социальной работе может быть дифференцирован как социальный, технологический, организационный, управленческий, должностной. Социальный контекст состоит из ценностно ориентированного личностного компонента, характеризующего этические стандарты в социальной работе. Деятельность социального работника выстраивается как решение системы коммуникативных задач, поэтому в качестве единицы, «задающей» переход от профессиональной деятельности к учебной, вырабатывается деятель-ностный модуль, который характеризует определенное качество специалиста.
Вариативность содержания программ дополнительного профессионального образования для специалистов социальной сферы предполагает наличие инвариативных и вариативных дисциплин, которые могли бы обеспечивать актуальность, многовектор-ность и индивидуализацию образовательных маршрутов повышения квалификации и переподготовки кадров для социальной сферы. Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки строятся по модульному принципу, что предполагает включение в программу лек-ционно-практических модулей на основании интерактивного педагогического взаимодействия со слушателями для совместного выполнения конкретных заданий по
актуальным проблемам профессиональной деятельности. Модульные практикоори-ентированные программы нацелены на получение конкретного результата: обучение конкретному виду деятельности или повышение квалификации по конкретной узкой инновационной составляющей в конкретном виде деятельности. Модульные программы могут быть адаптированы к графику работы специалистов (без отрыва, с частичным отрывом и отрывом от производства).
Лекционно-практические занятия включают в себя различные методы обучения: обсуждения, дискуссии, деловые игры, мастер-классы, индивидуальные практические работы, стажировки на экспериментальных площадках института. Обучение по каждому модулю завершается аттестацией, которая предполагает подготовку творческого задания. Слушатели частично или полностью самостоятельно могут работать с предложенной им учебной программой, которая содержит в себе целевую программу действия, методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей. Функции преподавателя могут изменяться от информационно-контролирующих до консультативно-координирующих.
В процессе переподготовки социальных работников предусматривается использование специальных методов, направленных на формирование у специалистов поведенческой и технологической готовности к трудностям профессиональной деятельности. Повседневно социальный работник вынужден решать многочисленные личностные и социальные проблемы клиентов, которые приводят к большим эмоциональным и физическим нагрузкам, к профессиональному выгоранию. Активное включение в учебный процесс социально-психологических тренингов позволяет формировать у слушателей различные профессиональные позиции и роли, что дает возможность преодолевать рамки сложившихся личностных стереотипов поведения.
Использование разнообразных образовательных технологий позволяет смещать акцент с преподавателя на обучающегося,
на процесс формирования его компетенций. В этой ситуации преподавания и обучения роль студента становится более важной по сравнению с ролью преподавателя [6, с. 65].
Так, при организации проблемно ориентированного обучения основное внимание фокусируется на развитии у слушателей конкретной компетенции, под которой понимаются определенные знания, навыки и ценностные установки для решения практических задач, которые отражены в профессиональных стандартах специалистов по социальной работе.
Ориентация на квалиметрический подход подготовки специалистов для социальной сферы обеспечивает формирование необходимого квалификационного уровня специалистов социального профиля с учетом специфики функционирования различных типов социальных учреждений. Данный подход обеспечивает достаточную объективность сведений о профессиональной подготовленности профессионально-личностного развития обучаемых [3, с. 69]. Оценка результативности обучения социальных работников осуществляется по таким показателям, как:
- удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение, приобретенными им необходимыми знаниями, умениями и компетенциями;
- объективное оценивание руководством организации качества профессиональной деятельности сотрудника, прошедшего обучение по программам дополнительного образования в СПбГИПСР.
При организации обучения специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций первоначально проводится диагностика соответствия работника квалификационным требованиям конкретной должности для разработки персонифицированной программы профессионального развития, направленной на восполнение дефицитов профессиональных компетентностей.
Специализированные индивидуальные программы повышения квалификации ориентированы на содержание обобщенных трудовых функций различных профессиональных стандартов, включают в себя практиче-
ские занятия в форме супервизии и другие виды занятий и учебных работ, определенные рабочими программами учебных модулей. Индивидуальная траектория обучения слушателя может быть нацелена на результат обучения по узкой индивидуальной составляющей в конкретном виде деятельности (стажировка на экспериментальной площадке).
Таким образом, проектирование непрерывной системы дополнительного профессионального образования для работников социальной сферы в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы базируется на единстве и оптимальном соотношении теории, методологии и технологий.
Литература
1. Быков А. К. Принципы модернизации системы дополнительного профессионального образования специалистов учреждений социальной сферы // Сотис. - 2014. - №2. - С. 37-44.
2. Войтенко А. И. Самообразование как фактор инновационной деятельности // Инновационные стратегии развития науки, техники и общества. Социальная инноватика. - М., 2014.
3. Никитенко Н. И., Комарова Е. В. О реализации в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы квалиметрического подхода // Инновации в образовании - 2014. - №6. - С. 68-76.
4. Платонова Н. М. Основы социального образования: учебное пособие. - СПб.: СПбГИПСР, 2013.
5. Платонова Н. М., Платонов М. Ю. Инновации в социальной работе: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М., 2012.
6. Понкин И. В. К вопросу об инновациях в образовании //Инновации в образовании. -2017. - №3. - С. 61-76.
7. Холостова Е. И. Формирование системы непрерывного социального образования // Сотис. - 2014. - №2. - С. 20-25.