Вестник Университета № 2, 2015 УДК 656.02(571)
ПВ. Метелкин РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ВОСТОЧНОМ
в.а. Мурашов ПОЛИГОНЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены проекты развития железнодорожной инфраструктуры на восточном полигоне страны. Дана характеристика общей потребности в инвестициях. Предложены методы распределения имеющихся средств по направлениям инвестиций.
Ключевые слова: восточный полигон железнодорожной сети, инфраструктура железных дорог, инвестиционный проект, перспективные объемы перевоза грузов.
Pavd MeMidn INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE EASTERN
Valentine Murashov REGION RAILWAY SYSTEM OF RUSSIA
Аnnotation. Projects of the railway infrastructure development in the Eastern region of Russia are considered in the article. The characteristic of the total investment needs is given. Methods of available_ funds allocation in areas of investment are proposed.
Keywords: the Eastern region railway system, railway infrastructure, capital investment project, perspective transportation burden.
Реализация проектов по расширению добывающих мощностей как на Востоке страны, так и за его пределами, с ориентацией экспортной продукции на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), реализация проектов развития портовых мощностей в Дальневосточном бассейне, развитие внешнеэкономических отношений России и государств СНГ со странами АТР, привлечение грузов евроазиатского транзита обуславливают потребность в создании современной и надежной железнодорожной инфраструктуры. Потенциал развития грузовых железнодорожных перевозок в восточном полигоне в большей степени связан с перспективами осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов со стороны предприятий горнодобывающего и перерабатывающего секторов экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
В настоящее время в восточном полигоне страны эксплуатируются Иркутский и Тугнуйский угольные бассейны, Ургальское и Жеронское угольные месторождения, Нерюнгринский угольный разрез, Денисовское и Чульмаканское угольные месторождения. Добыча железной руды ведется на Рудногорском и Коршуновском рудниках, Куранахском титано-магнетитовом месторождении. В 2012 г. началась отгрузка на железнодорожный транспорт каменного угля с Эльгинского (Республика Саха (Якутия) и Апсатского (Забайкальский край) месторождений. Активно ведется освоение Элегестского каменноугольного месторождения в Республике Тыва, Быстринского и Бугдаинского месторождений полиметаллических руд в Забайкальском крае, Кимкано-Сутарского железорудного месторождения в Еврейской автономной области. Крупные промышленные компании имеют намерения по разработке Таежного и Тарыннахского (Республика Саха (Якутия), Краснояровского (Иркутская область) железорудных месторождений, Межегейского каменноугольного месторождения (Республика Тыва), Удоканского меднорудного месторождения (Забайкальский край), Озерного полиметаллического месторождения (Республика Бурятия) и других месторождений. С учетом вышеизложенного, объемы вывоза продукции с основных месторождений полезных ископаемых Восточного полигона на 2020 г. прогнозируются на уровне 113,2 млн т, с ростом на 55,3 млн т по сравнению с показателями вывоза продукции в 2012 г.
Однако развитие горнодобывающей отрасли и строительство новых предприятий в полигоне Байкало-Амурской магистрали, а так же наращивание портовых мощностей в Ванино-Совгаванском транспортном узле на период до 2020 г. скажется на увеличении объемов грузовых перевозок, что
© Метелкин П.В., Мурашов В.А., 2015
приведет к появлению «узких мест» на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Наибольший дефицит в пропускной способности участков БАМа появится на участках Киренга - Лена Восточная, Новая Чара - Таксимо и Высокогорная - Ванино. Основные ограничения пропускной и провозной способности Транссибирской магистрали в границах Восточного полигона сети ОАО «РЖД» ожидаются на участке Иркутск - Слюдянка (участок расположен на сложном профиле с уклоном 18 и имеет большие искусственные сооружения: тоннели на перегоне Ангасолка - Слюдянка). Также сдерживающим фактором для пропуска перспективного поездопотока является недостаточное путевое развитие сортировочных станций Тайшет и Красноярск-Восточная. Полезная длина путей парков отправления этих станций сегодня не позволяет обрабатывать поезда установленного веса и длины, вследствие чего поезда простаивают на подходах к этим станциям по неприему. Интенсивный рост объемов перевозок вызывает быстрый износ основного оборудования хозяйства электроснабжения, что создает трудности в эксплуатационной работе на участках Петровский Завод - Чита, Ерофей Павлович - Бамовская, Шимановская - Белогорск и на подходах к Владивостокскому узлу.
Протяженность участков Восточного полигона с дефицитом пропускной способности к 2020 г. составит около 8,7 тыс. км (или около 80 % от протяженности сети Восточного полигона). Для освоения планируемых объемов перевозок в 2011 г. в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» был создан Проектный офис и разработан комплексный инвестиционный проект «Освоение перспективных объемов перевозок на участке Тайшет - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань на период до 2020 г.». Основные целевые параметры проекта рассмотрены и в целом одобрены на заседании инвестиционного комитета ОАО «РЖД». При этом в качестве целевой задачи по развитию направления Тайшет - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань принято освоение перспективных объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом в направлении в Ванино-Совгаванского транспортного узла к 2020 г. на уровне 54,2 млн т.
Общая потребность инвестиций на реализацию мероприятий по развитию и обновлению инфраструктуры Восточного полигона до 2020 г. оценивалась в 1,1 трлн руб. (в ценах 2011 г., без НДС). Из них:
- БАМ - 761,2 млрд руб. (в том числе развитие - 529,4 млрд руб.);
- Транссиб - 343,7 млрд руб. (в том числе развитие - 140,3 млрд руб.)
Однако отсутствие финансовой поддержки проекта не позволило реализовать всех намеченных мероприятий.
В текущем году ОАО «РЖД» был разработан проект поэтапного развития отдельных участков железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона в увязке с первоочередными потребностями грузоперевозчиков и возможностями привлечения финансирования. Для решения задач по определению направлений перспективного развития железнодорожного транспорта восточного полигона за основу были приняты ориентиры, соответствующие консервативному сценарию социально-экономического развития страны, принятому Минэкономразвития России, исходя из текущих экономических тенденций и ситуации на рынке железнодорожных перевозок. В качестве целевой задачи по развитию направления Тайшет - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань принято освоение перспективных объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла к 2020 г. на уровне 32,6 млн т.
При сохранении нынешней динамики объемов финансирования мероприятий по усилению железнодорожной инфраструктуры, протяженность «узких мест» в пропускной способности железных дорог будет резко возрастать. При этом основными причинами будут являться недостаточная пропускная способность перегонов, а также низкая мощность устройств тягового электроснабжения. Проект включает в себя минимально необходимый набор работ по снятию инфраструктурных ограничений на восточном полигоне в соответствии с прогнозируемыми объемами грузо- и пассажиропе-
Вестник Университета № 2, 2015
ревозок, предусмотренными в консервативном варианте «Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 г.».
Первый этап проекта развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона предполагает выполнение мероприятий на участках восточной части БАМа (Тында - Комсомольск-на-Амуре и Волочаевка - Комсомольск) в период 2013-2015 гг. В рамках первого этапа должно быть построено 13 разъездов, оборудованы автоблокировкой порядка 500 км пути, удлинены приемоот-правочные пути станций до полезной длины 1050 м. Завершение данного этапа с учетом уже реализуемого проекта развития участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань и введенного в эксплуатацию в конце 2012 г. нового Кузнецовского тоннеля позволит увеличить к 2016 г. объем перевозимых грузов в направлении с Ванино-Совгаванского транспортного узла с 18,3 млн т до 32,6 млн т в год.
Второй этап проекта развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона предполагает выполнение мероприятий на участках западной части БАМа (Тайшет - Тында - Бамовская) и восточной части Транссиба (Тайшет - Карымская - Хабаровск - Находка) в период 2013-2017 гг. В результате выполнения мероприятий второго этапа будет введено в эксплуатацию более 400 км дополнительных главных путей, 31 разъезд, 180 км автоблокировки. А также будут реализованы мероприятия по реконструкции более 30 станций (в том числе с удлинением приемоотправочных путей), усилению устройств электроснабжения на протяжении всех основных направлений полигона, реконструкции ряда крупных и средних искусственных сооружений, реконструкции сортировочных, пограничных, предпортовых и припортовых станций. Общая потребность в инвестициях на реализацию второго этапа развития железнодорожной инфраструктуры восточного полигона в прогнозных ценах составляет около 260,0 млрд руб. Данный объем инвестиций будет обеспечен за счет средств федерального бюджета. Выполнение второго этапа позволит освоить перспективный грузопоток в направлении Приморья 94,9 млн т.
Общая потребность инвестиций на выполнение мероприятий по развитию и модернизации железнодорожной инфраструктуры восточного полигона до 2017 г. составит 562,1 млрд руб. (без НДС в прогнозных ценах). В том числе собственные источники ОАО «РЖД» - 302,1 млрд руб. Из них: 1 этап - 40,1 млрд руб. (развитие восточной части БАМа). Дополнительные вложения государства в размере 260 млрд рублей вместе с инвестициями ОАО «РЖД» позволят обеспечить перевозку более 155 млн т грузов, следующих через морские порты и погранпереходы региона.
Сегодня в условиях возросшего дефицита инвестиционной программы ОАО «РЖД вновь возникает вопрос: как распределять имеющиеся средства на реализацию проекта. При этом речь должна идти не о получении максимальной прибыли на инвестиционный капитал, а о планировании инвестиций с таким расчетом, чтобы максимально приблизить систему к определенному целевому состоянию (уровень транспортного обслуживания и т.д.). Такое «целевое состояние» имеют, в частности, в виду, когда говорят о минимальном стандарте транспортного обслуживания населения в пассажирском сообщении. Аналогичный «стандарт» можно представить и в качественных показателях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. При данной постановке задачи основным показателем эффективности является социально-экономическая эффективность. Решение задачи в такой постановке сводится к максимизации скалярного произведения вектора фактического состояния системы и вектора ее целевого состояния. Рнешение этой задачи на оптимум дано профессором Т.М. Гатауллиным.
Спецификой обладает оценка вариантов развития путевой инфраструктуры железнодорожных узлов. В частности, необходим учет влияния показателей работы организационно-технологических факторов (план формирования поездов, график движения и др.). При оценке эффективности таких проектов важно точно определить, какой вариант технологии, скорости выполнения операций заслу-
живает предпочтения. При решении этой задачи целесообразно использовать методы имитационного моделирования и разработанные компьютерные программы, в частности, системы «Истра» [1; 2]. Данная система позволяет получить достаточно полный набор количественных и качественных показателей работы рассматриваемого объекта.
Приоритетное развитие железнодорожного транспорта в Восточном полигоне страны становится еще более актуальным в связи с утверждением Правительством Российской Федерации государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
Библиографический список
1. Козлова В.П. Системная оценка экономической эффективности инвестиционных проектов на транспорте / В.П. Козлова. - М.: ВИНИТИ РАН, 2006. - 152 с.
2. Персианов В.А. Транспортная политика России: ситуационный анализ, исторический опыт, проблемные вопросы / В.А. Персианов [и др.]. - М.: Северное сияние, 2010. - 596 с.