Научная статья на тему 'Оценка перспектив развития железнодорожной инфраструктуры России'

Оценка перспектив развития железнодорожной инфраструктуры России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА / RAILWAY INFRASTRUCTURE / INVESTMENT BUDGET / FREIGHT TRAFFIC / PREDICTIVE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Ю. Н.

Представлена прогнозная оценка объемов перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» на 2015 г. Выделены приоритетные мероприятия, касающиеся развития железнодорожной инфраструктуры в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном регионах, определен размер необходимых инвестиций. Сделаны выводы о том, что недостаточное финансирование в этой области может привести к существенному недоосвоению грузопотока и экономическим потерям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An estimate of perspectives for development of Russia's railway infrastructure

The article presents an assesment estimating freight traffic volume across Russian Railways JSC network for 2015, details high-priority measures concerning development of railway infrastructure in Northwest, Southern and Far Eastern regions, and estimates required investment amounts. The conclusion is that lack of funding may cause significant underdevelopment of freight flow as well as economic losses

Текст научной работы на тему «Оценка перспектив развития железнодорожной инфраструктуры России»



РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Оценка перспектив развития железнодорожной инфраструктуры России

Ю. Н. ФЕДОРОВ, зам. генерального директора ОАО «Институт экономики и развития транспорта»

В 2010 г. Институт экономики и развития транспорта выполнил прогнозную оценку объемов перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» на 2015 г. Выделены приоритетные мероприятия, касающиеся развития железнодорожной инфраструктуры в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном регионах, определен размер необходимых инвестиций. Анализ показал, что недостаточное финансирование в этой области может привести к существенному недоосво-ению грузопотока и экономическим потерям.

По итогам состоявшегося 21 января 2011 г. совещания у заместителя председателя Правительства РФ С. Б. Иванова была проведена доработка проектов финансового плана и инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2012-2013 гг.

В дополнение к действующему формату инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» совместно с причастными министерствами разработана дополнительная аналитическая форма, показывающая распределение средств инвестиционного бюджета компании исходя из приоритетности их реализации.

Новый формат инвестиционного бюджета отличается, во-первых, тем, что его структура представлена уже не тремя, а семью основными блоками, направленными на решение целевых задач. Во-вторых, в отличие от существующего формата бюджета, в котором отсутствует связь между его структурой и целевыми задачами, новый формат отражает распределение средств инвестиционного бюджета компании исходя из приоритетности их реализации. В-третьих, в новом формате выделен блок приоритетных проектов, реализация которых возможна за счет привлечения средств.

В блок «Снятие инфраструктурных ограничений» включены проекты, направленные на увеличение пропускных способностей, в том числе в направлениях основных портов России.

Необходимо отметить, что в настоящее время у ОАО «РЖД» отсутствуют источники, которые позволили бы финансировать проекты развития транспортной инфраструктуры в полном объеме.

Проведенный в текущем году Институтом экономики и развития транспор-

та (ОАО «ИЭРТ») анализ возможности освоения прогнозируемых на 2015 г. объемов перевозок грузов показал, что при сохранении существующего тренда объема инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» объем недоосвоения перевозок грузов может составить более 230 млн т. Потребность в дополнительных инвестициях в развитие железнодорожной инфраструктуры для удовлетворения нужд экономики страны в перевозках на период до 2015 г. сверх имеющихся лимитов составляет более 400 млрд руб.

Объемы грузовых перевозок по сети РЖД: итоги 2010 г.

По итогам 2010 г. объемы погрузки грузов составили 1205,8 млн т, увеличившись на 8,8 % по сравнению с показателями предыдущего года, при этом не достигнув докризисного уровня.

Суммарные объемы перевозок грузов по сети железных дорог ОАО «РЖД» в 2010 г. составили 1342,1 млн т, что на 8,9% выше уровня предыдущего года. Внутрироссийские перевозки, наиболее сократившиеся в период спада железнодорожных перевозок, вызванного последствиями финансово-экономического кризиса, по итогам 2010 г. увеличились на 8,8 %. Объемы перевозок грузов в международном сообщении практически достигли докризисного уровня 2007 г., при этом наибольшее увеличение по результатам года в сравнении с показателями 2009 г. зафиксировано в сфере перевозок импортных и транзитных грузов.

В объемах грузопотоков по основным железнодорожным сечениям сети ОАО «РЖД» в период 2007-2010 гг. наблюдались неоднородные изменения.

Если в европейской части России и на выходах из Кузбасса на запад практически на всех сечениях в рассматриваемый отчетный период не был достигнут докризисный уровень загрузки сети, то на восточном полигоне страны, несмотря на влияние финансово-экономического кризиса на транспортный сектор экономики, отмечался подъем грузовых перевозок. Это было вызвано наращиванием объемов экспортных поставок грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через дальневосточные морские порты, в большей степени через морской порт Ванино в связи с вводом в эксплуатацию в 2009 г. ОАО «СУЭК» угольного терминала. Начало эксплуатации первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (с декабря 2009 г. началась отгрузка сырой нефти на экспорт с участием железнодорожного транспорта через СМНП «Козьмино») также способствовало росту объемов перевозок грузов на подходах к транспортному узлу Восточный — Находка. Кроме того, в 2007-2010 гг. наблюдалось увеличение объемов экспортных перевозок угля (морские порты Посьет и Находка) и черных металлов (морские порты Находка и Владивосток).

База для разработки прогнозных показателей

При разработке прогнозных объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом учитывались сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития на период 2011-2013 гг., разработанные на вариантной основе Министерством экономического развития РФ в сентябре 2010 г.

Основными прогнозными вариантами являются:

• вариант 1Ь (консервативный: годовые темпы роста экономики в 2011-2013 гг. оцениваются на уровне 3-3,3 %);

• вариант 2Ь (умеренно-оптимистичный: рост ВВП в 2011-2013 гг. прогнозируется на уровне 3,9-4,5 %).

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

2007 г.

1493,2 млн т

2010 г.

1342,1 млн т

2015 г.

1667,1 млн т

62%

Ь Л

62%

38%

2% международный транзит 7% импорт России экспорт России

3% международный транзит 6% импорт России 29% экспорт России

38%

2% международный транзит 7% импорт России 29% экспорт России

Внутрироссийские перевозки

Международные перевозки

Рис. Структура объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом по сети ОАО «РЖД»

Оба варианта базируются на предположении об относительно устойчивом восстановлении мировой экономики, которое будет обеспечено за счет ожидаемого роста экономик Китая, Юго-Восточной Азии и Индии, существенного замедления спада экономики США и крупнейших стран Европы, постепенного формирования тенденций восстановления промышленности ведущих стран мира, а также умеренного роста цен на нефть Urals до 78-79 долл. США за баррель в 2012-2013 г.

В качестве основного варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011-2013 гг. Минэкономразвития принимает умеренно-оптимистичный вариант 2b.

При разработке грузовой базы ОАО «РЖД» на 2015 г. учитывались основные тенденции долгосрочного перспективного развития экономики России, которые были заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

При разработке основных показателей перспективной грузовой базы ОАО «РЖД» использовались следующие документы:

• отраслевые программы и стратегии: Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (2009); корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 г. с учетом перспективы 2030 г (проект 2010 г.); Долгосрочная программа развития угольной промышленности на период до 2030 г. (проект

2010 г.); Стратегия развития металлургической промышленности России до 2020 г. (2009); Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г.

(2008); Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 г.

(2009); Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 г.

(2010); Программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения зернового рынка РФ на 2011-2020 гг. (2010); Стратегия развития промышленности строительных материалов но период до 2020 г. (2010);

• транспортные стратегии: Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. (2008); Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. (2008); Стратегия развития и целевые параметры холдинга «РЖД» на период до 2015 г. и основные перспективы его развития на период до 2030 г. (2009); Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015)»; Генеральная схема развития нефтепровод-ного и нефтепродуктового транспорта (2008); Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла (2007); Компоновочная схема генерального плана развития порта Усть-Луга (2007 г., корректировка 2010 г.);

• региональные программы и стратегии: программы и стратегии социально-экономического развития и схемы территориального планирования субъектов федерации (20092010); стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (2009).

Кроме того, привлекалась информация администраций субъектов Российской Федерации, администраций морских портов, крупных грузоотправителей, а также сведения компаний-грузовладельцев об увеличении объемов перевозок грузов в соответствии с выданными (запрашиваемыми) техническими условиями на проектирование, строительство и примыкание железнодорожных линий общего и необщего пользования.

Прогноз объемов перевозок грузов на 2015 г.

Прогноз объемов перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» на 2015 г. был разработан в рамках Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» на 2015 и 2020 гг. Основные показатели прогноза приведены в таблице 1, а по видам сообщений — на рис.

Разработанный вариант прогноза объемов грузовых перевозок по сети ОАО «РЖД» предполагает изменение географии перевозок. При определении перспективной загрузки железнодорожных участков принимался во внимание дальнейший рост грузопотоков в восточном направлении при благоприятной ситуации в торгово-экономических связях России со странами АТР, и прежде всего с Китаем. В связи с осуществляемым в настоящее время интенсивным наращиванием перевалочных мощностей в российских портах на северо-западе и юге страны значительно увеличится загрузка железнодорожных участков на подходах к портам тех регионов; при этом будет происходить поэтапное сокращение объемов грузов, перевозимых через порты иностранных государств.

Таблица 1. Основные показатели прогноза объемов перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» на 2015 г.

Показатели 2010 г. 2015 г. Среднегодовой темп прироста, %

Погрузка, млн т 1205,8 1500,9 4,5

Перевозки, млн т, 1342,1 1667,0 4,4

в том числе:

— во внутрироссийском сообщении 830,0 1037,2 4,6

— в международном сообщении 512,1 629,8 4,2

Грузооборот, млрд т-км 2011,3 2552,0 4,9

-Q-

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Перевозки грузов в сообщении с морскими портами России

В 2010 г. в сообщении с морскими портами России железнодорожным транспортом было перевезено 217,1 млн т грузов, что на 10 % выше уровня 2009 г.

При разработке перспективных объемов перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» было предусмотрено значительное увеличение роли российских портов в обеспечении международных перевозок (в 2015 г. объем грузов увеличится на 143 млн т, или на 66% к уровню 2010 г.). При этом учитывались стратегические программы развития существующих и строительства новых морских портов, а также намерения отдельных инвесторов-застройщиков терминальных мощностей.

Наибольший прирост объемов перевозок грузов с участием железнодорожного транспорта прогнозируется в морских торговых портах Усть-Луга, Приморск, Высоцк — в Северо-Западном регионе страны, Тамань, Новороссийск — на Юге России, Ванино, Восточный, Посьет — на Дальнем Востоке.

Объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом по сети ОАО «РЖД» в сообщении с морскими портами России в 2007-2010 гг. и прогнозные показатели на 2015 г. представлены в таблице 2.

Загрузка морских портов России в Северо-Западном и Южном регионах будет обеспечиваться как за счет переключения на них отдельных грузопотоков с морских портов стран Балтии и Украины, так и путем привлечения дополнительной грузовой базы (в Дальневосточном регионе — за счет привлечения новых грузопотоков, главным образом из основных «точек роста» Восточного полигона).

Развитие пропускной способности инфраструктуры до 2015 г.

Для полного удовлетворения всех потребностей грузоотправителей в перемещении грузов на период до 2015 г. в первую очередь необходимо развитие инфраструктуры на направлениях, которые, во-первых, обеспечивают пе-

ревозки грузов в порты Северо-Запада, Юга России и Дальнего Востока, во-вторых, реализацию экспортно-импортного и транзитного потенциала Российской Федерации.

Анализ существующих уровней заполнения железных дорог показывает, что как на основных направлениях, так и на прочих участках железных дорог имеются узкие места (в 2010 г. их зафиксировано около 5400 км). Резервы пропускных способностей этих участков исчерпаны, и при постоянно увеличивающемся объеме перевозок они являются сдерживающим фактором. К 2020 г. общая протяженность таких узких мест может составить более 13 тыс. км.

В соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» до 2015 г. и исходя из прогноза объемов и направлений перевозок потребность инвестиций в развитие необходимой пропускной способности инфраструктуры и обеспечения безопасности движения определена в 605,4 млрд руб. (без учета потребных инвестиций в обновление подвижного состава и основных фондов).

Подходы к портам Северо-Запада России

Рост объемов перевозок грузов на подходах к портам Северо-Запада в перспективе до 2015 г. будет связан в основном с запланированным развитием существующих и вводом новых мощностей в российских портах Балтийского и Северного бассейнов (главным образом в Усть-Луге, Приморске, Высоцке). Прогнозируется также увеличение объемов перевозок внешнеторговых грузов в сообщении с пограничными переходами на российско-финляндской границе и внутрирос-сийских грузов в сообщении с Северо-Западным регионом страны при сокращении объемов перевозок грузов через порты Эстонии. По сравнению с уровнем 2010 г. суммарный прирост объемов перевозок к 2015 г. прогнозируется в размере 87,9 млн т.

Для обеспечения перевозок на подходах к портам Северо-Западного региона необходимы следующие меры:

Таблица 2. Объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом по сети ОАО «РЖД» в сообщении с морскими портами России, млн т

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2015 г.

Северо-Западный регион 86,0 83,4 81,8 84,9 153,6

Южный регион 64,1 61,2 63,4 62,7 115,0

Дальневосточный регион 42,6 46,1 52,6 69,5 91,5

Всего 192,7 190,7 197,8 217,1 360,1

• комплексная реконструкция направления Санкт-Петербург — Бус-ловская с выносом грузового движения в сообщении с портами Высоцк и Приморск на параллельный ход; соответственно, реконструкция должна сопровождаться строительством новой двухпутной электрифицированной линии Петяярви — Каменногорск и развитием направления Ручьи — Пе-тяярви — Каменногорск — Выборг;

• комплексная реконструкция со строительством сплошных вторых путей и электрификацией на участке Мга — Гатчина — Веймарн — Иванго-род / Усть-Луга;

• усиление провозной способности и строительство второго пути по направлению Дмитров — Сонково — Бу-догощь — Мга;

• строительство вторых путей, реконструкция станций на направлении Волховстрой — Мурманск и развитие Мурманского железнодорожного узла.

Суммарные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры на период до 2020 г. на подходах к портам Северо-Западного региона в прогнозных ценах предполагаются на уровне 380,0 млрд руб. Неосвоенный объем грузовых перевозок в 2015 г. может составить 48 млн т.

Общий объем внешнеторговых грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через порты Северо-Запада страны, к 2020 г. составит предположительно 189,1 млн т.

Подходы к портам южных регионов России

Наибольший прирост объемов перевозок грузов на юге России будет связан с вводом в эксплуатацию нового глубоководного морского порта Тамань (мыс Железный Рог). Кроме того, ведутся работы, направленные на увеличение грузооборота существующих перевалочных мощностей в портах Темрюк, Туапсе, Новороссийск, Оля. Суммарный прирост объемов перевозок грузов на подходах к портам Южного региона к 2015 г. по сравнению с 2010 г. прогнозируется в размере 52 млн т.

Основными мероприятиями по развитию железнодорожной инфраструктуры в Южном федеральном округе являются:

• комплексная реконструкция направления Им. М. Горького — Котельни-ково — Тихорецкая — Крымская со строительством сплошных вторых путей и обхода Краснодарского узла;

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

• комплексная реконструкция железнодорожных линий Таманского полуострова со строительством второго пути и последующей электрификацией;

• строительство станции и накопительного терминала в районе разъезда 9-й км;

• развитие станции Новороссийск;

• развитие предпортовых станций;

• усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе — Адлер;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• строительство сплошного второго пути на участке Трубная — Ахтуба и электрификация участка Трубная — Ак-сарайская.

Суммарные инвестиции в развитие инфраструктуры для обеспечения перевозок в порты Азово-Черноморского бассейна на период до 2020 г. в прогнозных ценах предполагаются в размере 295,7 млрд руб. Неосвоенный объем грузовых перевозок в 2015 г. может составить 45 млн т. Главным «барьерным местом» данного направления будет являться Краснодарский железнодорожный узел.

Предполагается, что к 2020 г. общий объем внешнеторговых грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через порты южных регионов страны, составит около 132,7 млн т.

Подходы к портам Дальнего Востока

Наибольший прирост объемов перевозок в Дальневосточном регионе будет обусловлен вводом в эксплуатацию новых перегрузочных мощностей в Ва-нино-Совгаванском транспортном узле, а также в морских портах Восточный и Посьет.

Для обеспечения прогнозируемых объемов перевозок необходимо осуществить ряд мероприятий по усилению и

развитию железнодорожной инфраструктуры Транссибирской магистрали, а именно:

• реконструкцию и развитие станций Уссурийск, Хабаровск-2, Владивосток, а также Находкинского железнодорожного узла;

• завершение реконструкции Кипа-рисовского, Облученского, Владивостокского тоннелей;

• реконструкцию мостового перехода через реку Бурея;

• реконструкцию устройств электроснабжения и удлинение приемо-от-правочных путей на станциях Транссибирской магистрали;

• завершение реконструкции и электрификации участка Карымская — Забайкальск и развитие пограничной станции Забайкальск;

• реконструкцию сортировочных станций Чита-1, Карымская, Белогорск.

Суммарный объем инвестиций, необходимых для реализации данных мероприятий составляет, 193 млрд руб.

Мероприятия по усилению и развитию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали на направлении Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань включают в себя:

• комплексную реконструкцию направления Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля;

• строительство 400 км вторых главных путей и шести разъездов;

• развитие Ванино-Совгаванского железнодорожного узла;

• реконструкцию Кузнецовского тоннеля.

На направлении Тайшет — Комсомольск-на-Амуре предусмотрены:

• строительство 880 км вторых путей;

• строительство и восстановление 40 разъездов;

• оборудование и модернизация автоблокировки на 1800 км пути;

• реконструкция Дабанского и Кор-шуновского тоннелей;

• комплексная реконструкция станций Тайшет и Комсомольск-Сортировочный.

Суммарный объем инвестиций, необходимый для реализации мероприятий по усилению пропускных способностей на подходах к портам Хабаровского края, на период до 2020 г. в прогнозных ценах составит 870 млрд руб. Неосвоенный объем грузовых перевозок в 2015 г. может составить 31 млн т и к 2020 г. — более 70-90 млн т в год.

Общий объем внешнеторговых грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через порты Дальнего Востока, к 2020 г. составит около 119,2 млн т.

Другие направления сети железных дорог

Для обеспечения реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала Российской Федерации и улучшения транспортного обеспечения регионов страны в Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта предусмотрено развитие провозных способностей участков центральной части сети железных дорог. Невыполнение намеченных мер может привести к неосвоению объема перевозок в размере около 107 млн т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.