Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры малого предпринимательства высшей школы'

Развитие инфраструктуры малого предпринимательства высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATIVE WAY / GOOD GOVERNANCE / INFRASTRUCTURE / TOOLS / SMALL INNOVATIVE COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климачкова Мария Владимировна

В статье рассматривается инфраструктуры малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Для формирования необходимых связей в системе «вуз наука производство» необходимо использовать новые организационно-управленческие решения и механизмы, способствующие систематизированному взаимодействию всех субъектов инновационной системы вузов. Отмечены ключевые проблемы, с которыми сталкивается малое инновационное предпринимательство на уровне организационно-управленческих процессов, которые, в свою очередь, повышают риски МИПа и деструктурируют его инфраструктуру. Показана роль организационно-управленческой составляющей инфраструктуры инновационной деятельности. Применение проектного подхода вносит неоценимый методологический вклад, основанный на успешном опыте международных компаний и комплексе стандартизированных процедур. Оптимизацию проектного управления инфраструктурой МИПа целесообразно начинать с усовершенствования организационного стиля операционной деятельности. Создать условия для полноценного перехода к проектной системе управления МИПом позволит поступательный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климачкова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of infrastructure of small entrepreneurship of graduate school

The article considers the infrastructure of small entrepreneurship of graduate school in the conditions of innovative economy. To generate the necessary relations in system «College science production» you must use the new organizational and managerial solutions and mechanisms facilitating the systematic engagement of all stakeholders in the innovation system of universities. Identified key problems faced by small innovative business on the level of organizational and managerial processes, which, in turn, increase the risks МИПа and деструктурируют its infrastructure. The role of organizational and management component of the infrastructure of innovation activity. The use of the project approach makes an invaluable methodological contribution, based on the successful experience of international companies and a complex of standardized procedures. Optimization of project management infrastructure МИПа should begin with the improvement of the organizational style operating activities. To create conditions for the complete transition to the project management system МИПом will allow the progressive approach.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры малого предпринимательства высшей школы»

УДК 658.5

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

Климачкова Мария Владимировна

ГБОУ ВПО Московской области Финансово-технологическая академия

Россия, Королев Младший научный сотрудник E-Mail: [email protected]

Развитие инфраструктуры малого предпринимательства высшей школы

Аннотация: В статье рассматривается инфраструктуры малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Для формирования необходимых связей в системе «вуз - наука - производство» необходимо использовать новые организационно-управленческие решения и механизмы, способствующие систематизированному взаимодействию всех субъектов инновационной системы вузов. Отмечены ключевые проблемы, с которыми сталкивается малое инновационное предпринимательство на уровне организационно-управленческих процессов, которые, в свою очередь, повышают риски МИПа и деструктурируют его инфраструктуру. Показана роль организационно-управленческой составляющей инфраструктуры инновационной деятельности. Применение проектного подхода вносит неоценимый методологический вклад, основанный на успешном опыте международных компаний и комплексе стандартизированных процедур. Оптимизацию проектного управления инфраструктурой МИПа целесообразно начинать с усовершенствования организационного стиля операционной деятельности. Создать условия для полноценного перехода к проектной системе управления МИПом позволит поступательный подход.

Ключевые слова: Инновационный путь; эффективное управление; инфраструктура; механизм; малое инновационное предприятие.

Идентификационный номер статьи в журнале 04ЕРТА613

Maria Klimachkova

Public budgetary educational institution of higher education of the Moscow region

Financial and technological academy Russia, Korolev Junior researcher E-Mail: [email protected]

Development of infrastructure of small entrepreneurship of graduate school

Abstract: The article considers the infrastructure of small entrepreneurship of graduate school in the conditions of innovative economy. To generate the necessary relations in system «College - science - production» you must use the new organizational and managerial solutions and mechanisms facilitating the systematic engagement of all stakeholders in the innovation system of universities. Identified key problems faced by small innovative business on the level of organizational and managerial processes, which, in turn, increase the risks МИПа and деструктурируют its infrastructure. The role of organizational and management component of the infrastructure of innovation activity. The use of the project approach makes an invaluable methodological contribution, based on the successful experience of international companies and a complex of standardized procedures. Optimization of project management infrastructure МИПа should begin with the improvement of the organizational style operating activities. To create conditions for the complete transition to the project management system МИПом will allow the progressive approach.

Keywords: Innovative way; good governance; infrastructure; tools; small innovative companies.

Identification number of article 04EFTA613

Инновационный путь развития экономики предполагает создание эффективного инструментария управления инфраструктурой коммерциализации НИОКР в вузах, а именно эффективно функционирующей системы малого инновационного предпринимательства (МИП).

Ключевой проблемой для МИПов до сих пор остается отсутствие эффективных связей между научно-исследовательской деятельностью и современным производством, а так же неуправляемость процессов регулирования и мониторинга их взаимодействия.

Для формирования необходимых связей в системе «вуз - наука - производство» необходимо использовать новые организационно-управленческие решения и механизмы, способствующе систематизированному взаимодействию всех субъектов инновационной системы вузов [1,2,3,4].

Возможные резервы для решения рассмотренной задачи кроятся в создании системы эффективного управления организационно-экономической инфраструктурой внутри системы «вуз-производство».

Следует отметить ключевые проблемы, с которыми сталкивается малое инновационное предпринимательство на уровне организационно-управленческих процессов, которые, в свою очередь, повышают риски МИПа и деструктурируют его инфраструктуру:

• недостаточная гибкость процессов планирования структуры управления будущим МИПом, при которой учитывается лишь функциональная направленность на ограниченное число заинтересованных сторон, а не стратегические цели и специальные ресурсы;

• отсутствие системы мониторинга эффективности управленческих решений связанных с комплексом показателей эффективности хозяйственной и инновационной деятельности;

• недостаточное качество источников информации для принятия управленческих решений из-за ограничения анализа эффективности лишь показателями бухгалтерской отчетности;

• слабый уровень автоматизации процессов управления инфраструктурой МИПа.

В силу ограниченности жизненного цикла инноваций и исключительности конечного продукта, развитию инфраструктуры малого предпринимательства высшей школы может способствовать внедрение проектного стиля управления МИПом [5].

Для этого необходимо провести диагностику состояния инфраструктуры малого предприятия:

• оценить структуру управления инновационной организацией;

• оценить эффективность и профессионализм участников инновационной

деятельности по направлениям;

• оценить правовые риски и способы государственной поддержки инновационной деятельности;

• оценить ресурсное обеспечение МИПа (финансовое, информационнное,

технологическое, методическое и т.п.) в привязке к стратегическим целям организации, вуза и других заинтересованных сторон;

• оценить структуру и качество расчетов показателей эффективности

инновационной деятельности МИПа;

• оценить сбалансированность системы мотивации и распределения ответственности в рамках реализации инновационной деятельности.

Рис. 1. Алгоритм самооценки бизнес-процессов вуза

Основной целью проводимых оценок, влияющих на эффективность инновационной деятельности МИПа, является изучение ее механизма и определение инвестиционной привлекательности организации.

Следует отметить, что руководство малых инновационных предприятий, а также высших учебных заведений, в силу специфики, определенной преобладанием научного менталитета у лиц принимающих управленческие решения, редко использует все ресурсы участника инвестиционной деятельности, ограничиваясь отраслевыми грантами и заемными средствами государства. Развитие подходов инвестиционного анализа во внутренних процессах системы коммерциализации НИОКР позволит сделать существенный скачок как в развитии деятельности МИПа в целом, так и в отдельных элементах инфраструктуры [6].

Следующим этапом после обследования необходимо определить уровень зрелости организации и стратегию развития инфраструктуры инновационной деятельности.

С точки зрения организационно-управленческой составляющей инфраструктуры инновационной деятельности, применение проектного подхода вносит неоценимый методологический вклад, основанный на успешном опыте международных компаний и комплексе стандартизированных процедур, что в свою очередь, позволит выстроить продуктивный диалог с производственными субъектами развитых отраслей, инвесторами и государственными структурами [7].

При этом степень детализации новой модели управления может быть различной, в зависимости от сложности инновационных процессов, - от внедрения полноценной корпоративной системы управления проектами до применения базовых подходов управления проектами на основе стандартизированной процедуры.

Основные преимущества данного подхода:

структуризация управленческой информации в соответствии с жизненным циклом проекта - инновации,

оптимизация ресурсной базы инновационной деятельности (ресурсное и стоимостное планирование деятельности МИПа),

выявление всех заинтересованных сторон инновационной деятельности (как положительных, так и отрицательных),

расширение источников информации в рамках управленческого цикла, совершенствование отчетности (расширение показателей и методов их расчета),

создание системы управления коммуникациями инновационной деятельности МИПа,

взаимоувязка операционной деятельности МИПа и его стратегических целей,

создание системы управления личностными компетенциями,

создание «базы знаний» по результатам инновационной деятельности,

структуризация целей и задач участников инновационной деятельности,

повышение «прозрачности» деятельности МИПа, для его учредителей (особенно для руководства высшей школы),

гибкость управления ресурсами проекта,

повышение инвестиционной привлекательности МИПа, в том числе за счет, настроенной работы в формате, понятном современным инвестиционным компаниям,

выявление внутренних ресурсов для развития диверсификации инновационной деятельности МИПа,

минимизация рисков связанных с неопределенностью (итеративная идентификация, оценка и реакция на риск) [8].

Управление

содержанием

Управление

бюджето

У

Управление

коммуникациями

Управление

рисками

Управление

ресурсами

Управление

коммуникациями

Управление контрактами и поставками

А

Управление

качеством

Рис. 2. Составляющие системы управления проектами

На рисунке 2 представлены ключевые составляющие системы управления проектами в соответствии с международным стандартом РМВОК, которые также станут частью инфраструктуры проектно-ориентированного малого инновационного предприятия.

Механизм перехода к проектно-оринтированной системе управления в МИПах вузов представлен на рисунке 3 и включает в себя организационные аспекты, механизмы финансового и инвестиционного управления, человеческие ресурсы и интеллектуальный капитал, а также мотивацию участников инновационной деятельности [9].

При этом создание такой проектно-ориентированной инфраструктуры снижает степень риска капиталовложений в инновационную деятельность МИПа, привлекает дополнительные инвестиции, формирует новые модели технологического трансфера и коммерциализации НИОКР, укрепляет связи в системе «вуз - наука - производство».

Рис. 3. Механизм перехода к проектно-оринтированной системе управления

Таким образом, оптимизацию проектного управления инфраструктурой МИПа целесообразно начинать с усовершенствования организационного стиля операционной деятельности [10]. На первом этапе, не нарушая традиционной структуры управления, следует начать внедрение механизмов, позволяющих обеспечить гибкость системы, усовершенствовать и развить межфункциональные связи внутри традиционной структуры вуза и усилить горизонтальную интеграцию управленческих и инновационных процессов, обеспечив развитие инфраструктуры малого предпринимательства, за счет увеличение проектной составляющей в системе управления. Поступательный подход позволит создать условия для полноценного перехода к проектной системе управления МИПом и развертыванию апробированных подходов на все элементы инновационной деятельности вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассорина Г. Ю., «Разработка комплексной методики управления инновационными процессами в российских вузах», г. Москва, 2011 г.

2. Веселовский М.Я., Семеняк О.В., Королев В.А., «Приоритетные направления совершенствования регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в Российской Федерации» // Региональная экономика: теория и практика. 2007, №4. С - 100-107.

3. Веселовский М.Я., Семеняк О.В., «Методологические подходы к регулированию рынка образовательных услуг высшей школы как экономической системы» // Вестник СГСЭУ. 2007, №16. С - 18-22.

4. Веселовский М.Я., Семеняк О.В., «Развитие рынка образовательных услуг высшей школы в условиях формирования единого образовательного пространства» //Вестник СГСЭУ. 2007. №3. С. 5 - 9.

5. Тарабаева В.Б. «Системные инновационные процессы - основа динамичного развития классического университета» / - 2008. - № 5. - С. 21 - 29

6. Сакс Н.В. Офис управления проектами в системе инновационного менеджмента высшего учебного заведения: Дис. канд. экон. наук / Н.В. Сакс; ГОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет" С-Пб., 2009. - 198 с.

7. Бусыгин А.В., Предпринимательство: учебник / А.В. Бусыгин. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. - М.: Дело, 2009 г. - 640 с.

8. Дадашев А., Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист. - 2006 г. - 161 с.

9. Карачаровский В., Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России // ЭКО. - 2007 г. - 148 с.

10. Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан. ун-та, 2003 г. - 215 с.

Рецензент: Новиков Олег Алексеевич, д.э.н., профессор, ГБОУ ВПО Московской области Финансово-технологическая академия.

REFERENCES

1. Assorina G. Ju., «Razrabotka kompleksnoj metodiki upravlenija innovacionnymi processami v rossijskih vuzah», g. Moskva, 2011 g.

2. Veselovskij M.Ja., Semenjak O.V., Korolev V.A., «Prioritetnye napravlenija sovershenstvovanija regulirovanija rynka obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly v Rossijskoj Federacii» // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2007, №4. S -100-107.

3. Veselovskij M.Ja., Semenjak O.V., «Metodologicheskie podhody k regulirovaniju rynka obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly kak jekonomicheskoj sistemy» // Vestnik SGSJeU. 2007, №16. S - 18-22.

4. Veselovskij M.Ja., Semenjak O.V., «Razvitie rynka obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly v uslovijah formirovanija edinogo obrazovatel'nogo prostranstva» //Vestnik SGSJeU. 2007. №3. S. 5 - 9.

5. Tarabaeva V.B. «Sistemnye innovacionnye processy - osnova dinamichnogo razvitija klassicheskogo universiteta» / - 2008. - № 5. - S. 21 - 29

6. Saks N.V. Ofis upravlenija proektami v sisteme innovacionnogo menedzhmenta vysshego uchebnogo zavedenija: Dis. kand. jekon. nauk / N.V. Saks; GOU VPO "Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet" S-Pb., 2009. - 198 c.

7. Busygin A.V., Predprinimatel'stvo: uchebnik / A.V. Busygin. Akademija narodnogo hozjajstva pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. - M.: Delo, 2009 g. - 640 s.

8. Dadashev A., Resursnaja jeffektivnost' malyh predprijatij // Jekonomist. - 2006 g. -161 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Karacharovskij V., Razvitie malogo vysokotehnologichnogo biznesa v Rossii // JeKO. - 2007 g. - 148 s.

10. Chernousov G.P. Aktual'nye problemy sovershenstvovanija uchebnoj i nauchnoj dejatel'nosti v vysshej shkole: materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Izd-vo Kazan. un-ta, 2003 g. - 215 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.