УДК 338.12
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
Поискова Татьяна Рустамовна
Нижегородский филиал Образовательного учреждения профсоюзов
Высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» (Нижегородский филиал ОУП ВПО «АТиСО») Россия, Нижний Новгород Специалист 2-ой категории учебно-методического отдела
E-Mail: [email protected]
Экономические аспекты инновационного развития рынка образовательных услуг
Аннотация: Обозначаются вопросы стратегии комплексного подхода инновационной модели, факторы способствующие выявлению «полезности» и новизны при разработке инновационных проектов для развития потенциала в Нижегородской области на рынке образовательных услуг. Эффективность развития в инновационной деятельности в рамках образовательного процесса с трансформацией теоретических знаний в практическую значимость показывает результат перехода на новый образовательный уровень. Инновационные инициативы предусматривают разнообразные формы поддержки, осуществляемой государством, инновационными фондами и другими организациями. Исследование, проведенное среди разных групп респондентов, ставит новые вопросы и задачи, как перед организаторами, так и участниками инновационного процесса образовательных услуг. Важным итогом для реализации проекта является экономическая выгода способная восполнить нехватку рабочих кадров высшей квалификации, полезность социального партнерства.
Ключевые слова: Инновационный проект; экономическая составляющая;
региональный уровень; рынок образовательных услуг.
Идентификационный номер статьи в журнале 06ЕРТА613
Tatyana Poiskova
Nizhny Novgorod branch Educational institution of labor unions Higher education "Academy of work and social relations" (OUP VPO "ATISO" Nizhny Novgorod branch) Russia, Nizhny Novgorod Expert of the 2nd category of educational and methodical department
E-Mail: [email protected]
Economic aspects innovative development of the market of educational services
Abstract: Questions of strategy of an integrated approach of innovative model, factors promoting detection of "usefulness" and novelty are designated when developing innovative projects for potential development in the Nizhny Novgorod Region in the market of educational services. Efficiency of development in innovative activity within educational process with transformation of theoretical knowledge in the practical importance shows result of transition to new educational level. Innovative initiatives provide various forms of the support which is carried out by the state, innovative funds and other organizations. The research conducted among different groups of respondents, raises new questions and tasks, as for organizers, and participants of innovative process of educational services. Important result for implementation of the project is the economic benefit capable to fill shortage of personnel of the top skills, usefulness of social partnership.
Keywords: innovative project; economic component; regional level; market of educational services.
Identification number of article 06EFTA613
Сфера образования всегда являлась основным критерием в социальном обществе: экономическое развитие предприятия или при организации стратегии управленческого звена, обуславливает необходимость научного осмысления реформирования услуг образовательной системы.
Регулирующая функция государства в сфере образования [1, с.100-107; 2, с. 18-22] все чаще носит рекомендательный характер, так как не в силах выполнять свою основную задачу, а именно использование потенциала выпускников по закреплению, в соответствии своей профессиональной деятельностью, на рабочем месте. Подготовка высококлассных (квалифицированных) специалистов и процесс формирования спроса на те, или иные специальности, за последние пять лет, «переложен» на представителей региональных групп: проблема занятости и трудоустройства молодых специалистов, снижение финансирования программ по подготовке рабочих средних специальностей допустило диспропорцию по подготовке кадров специальностей среднего профессионального звена. Данное направление зависит от финансирования государственной власти: орган управления образованием проектирует, организует и проводит работы по составлению проектов бюджета по отраслям
Сильным негативным моментов стало разрушение механизма государственного заказа для обеспечения производственных мощностей и обслуживания социальной сферы -основного средств обеспечения жизнедеятельности и развития рынка образовательных услуг в современных условиях. Повышение эффективности деятельности функционирования системы в инновационном направлении в различных областях производства, экономики -можно обозначить как стратегическое решение развития рынка образовательных услуг.
Инновационная деятельность и научно-технические достижения главные источники роста, предполагающие динамическое развития образовательного капитала [4, С.74]. Одной из форм развития экономической составляющей в образовательном секторе является исследовательская работа каждого студента: процесс накопления и использования
инновационного потенциала отдельных субъектов. В отличие от изобретателя или научного сотрудника, процесс обучения еще является незавершенным, недостаточно (или отсутствует) производственный опыт - по сути инновационная деятельность является местом приложения высокосложного интеллектуального труда.
Экономическая выгода в инновационной деятельности в секторе образовательных услуг в национальной экономике - это сознательное и целенаправленное управление развитием инновационного потенциала. От меры способности каждого учащегося зависит будущее состояние развития науки, повышения деловой активности инвесторов и развития новых технологий на производстве.
В настоящее время существуют проблемы низкой активности среди учащейся молодежи, нежелание заниматься исследовательской работой: для того чтобы выполнить поставленную задачу, нужно уметь максимально сконцентрироваться на объекте исследования: произвести маркетинговые «замеры», выявить конъюнктуру и предоставить план обеспечения качества руководства в функционировании фирмы, «отразить» полезность и новизну продукта. Экономическое обоснование выражается в представленном финансовом плане, гарантийные условия возврата денежных средств партнерам и инвесторам в случае возникновения обстоятельств, которые могут помешать выполнению проекта [6].
[9].
Образовательные услуги инновационного сектора готовы предоставить как Государственные бюджетные учреждения, так и коммерческие структуры. На территории Нижегородской области такими являются:
• государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования Нижегородский научно-информационный центр (ГБОУ ДПО Нижегородский научно-информационный центр) [10];
• Молодежное бизнес движение «Колесо».
Обучение проходит в рамках федеральной авторской программы «Ты-предприниматель», построена на материалах, которые дают молодым управленцам построение своего видения инновационной деятельности через призму бизнес-планов [3].
Результаты социального обследования выпускников ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» показали, что выпускники в основном еще не готовы самостоятельно принимать участия в научной работе. В тоже время отдельные выпускники заинтересованы в продолжение обучения в аспирантуре и участии в научной работе.
Таблица 1
Инновационная активность студентов выпускной группы
-и - Вопросы анкеты «нет» «да»
1 раз более 2-х раз
1. Принимали ли участие в научной конференции вуза 7 8 - -
2. Участие в региональных конференциях - 14 3 4
3. Всероссийские конференции - 2 2 -
4. Международные конференции - - - -
5. Участие в написании инновационных проектов - 8 8 -
6. Планируете ли Вы продолжить обучение в аспирантуре - 1 - -
В связи с этим необходимо отметить, что: участие в инновационном направлении среди учащихся проводилось не активно: 50% студентов отнеслись к научной (и
инновационной) деятельности отрицательно (не принимали участия), из чего следуют выводы:
• от квалификации руководителя проекта зависит работоспособность в коллективе;
• каждый участник команды должен самостоятельно подходить к решению поставленной для него задачи, быть ответственным;
• развивать кругозор знаний, необходимый для создания инновационных проектов;
• учиться аналитическому, стратегическому и не стандартному мышлению.
Участие в инновационной деятельности значительно «расширяет» потребность имеющихся знаний, ориентирует на практическое выполнение поставленной задачи,
заставляет придумывать, изобретать, фантазировать, подкрепляя процессом освоения новшеств.
Основные проблемы возникали при подготовке проекта, в части:
• осмысление стоящей задачи;
• поиск путей решения;
• подсчет экономического эффекта;
• доведение решения задачи до логического конца.
В фазе исследования уточняются экономические принципы на основе проектирования. Для того, чтобы образовательная услуга достигла требуемого качества, необходимо учитывать информированность участия.
Процесс создания новшества (инновационного проекта или разработки) формируется обособленно от товаропроизводителей, без обеспечения экономических затрат до момента накопления резерва к их фактическому уровню использования. Несовпадения объема специфического экономического ресурса носят текущий и краткосрочный характер[8].
Обнаружение противоречий при создании новой потребности, вовлекающей субъекта трудовой деятельности в решение новой задачи, которая требует дополнительных, а так же новых знаний - является первым этапом инновационной деятельности. Первая проблема, которая возникает при создании, написании, а так же осмысления на начальном этапе проекта, совместное взаимодействие двух или нескольких участников. Совместная работа осуществляется в виде взаимосвязанного действия, от неустойчивого равновесия до понимания сложных систем, на нескольких этапах работы:
• подготовительная (проектная) стадия;
• утвердительная (защита проекта);
• исполнительная (реализация утвержденного проекта).
Происходит «слияние» сил в одну общую, синергически взаимодействующим частям. Синергетика позволяет не только исследовать неустойчивое равновесие, но и придать динамику в «самоорганизации» проекта: эффективность деятельности конкурсантов при совместной работе. Проблемы при совместной работе над проектом:
• «самоорганизации» для каждого члена проекта (далее «команды»);
• выбор «координатора» команды.
Цель лидера команды «поймать идею» каждого члена на ключевом этапе, помочь выразить свою идею, соединяя и совершенствуя коллективным трудом. В каждом отдельном случае можно использовать различные методы организаторской работы: важно «донести» до каждого участника его важность участия в проекте, использование инновационного потенциала отдельного субъекта.
Формирование позитивного отношения между участниками, как в работе над проектом, в команде, так и с партнерами по смежным областям, является тем инструментом, которое может при защите (показе) проекта выявить уникальность созданного. Проект должен быть не только интересен по своей задумке, он поэтапно поддерживается экономическими расчетами: технологии бизнеса постоянно меняются, товары и услуги совершенствуются. Для достижения желаемого результата концентрация внимания фокусируется на возможностях и потребностях клиентов, конечного потребителя продукта [6].
Пути решения в создании нового проекта - это организация процесса построения, утверждения и получения результата как прибыли в денежном выражении, т.е. знание своего
продукта. На какие вопросы при моделировании для выявления «сильных» и «слабых» сторон важно обратить внимание:
• как это будет работать; функционировать?
• какие материалы нужно использовать?
• какую пользу, в какой сфере он принесет?
-какая временная; количественная потребность для пользователей требуется?
В условиях рыночной экономики главенствующий характер зависит от конкуренции -насколько предлагаемый товар или услуга смогут «потеснить» конкурентов. Таким образом, использование инновационного потенциала, с применением маркетинговой деятельности способствует экономически обоснованному подходу в создании проекта [1, С.127].
Выгодность (или полезность) проекта важно представить в презентационной форме для демонстрации извлечения экономической (социальной) пользы от предлагаемого продукта: стоимостное выражение по ключевым финансовым показателям с рентабельностью инвестиций в процентном выражении:
чистая прибыль
-------------------х 100 % = выгода проекта
инвестиции
В настоящее время в учебных центрах и высших учебных заведениях ряд методических разработок предлагаются для профессиональной подготовки в сегменте «Малый бизнес». Данное направление позволяет образовательным структурам (высшим учебным заведениям) восполнить нехватку рабочих кадров высшей квалификации, способствуют покрытию потребностей в необходимом качественном и количественном отношении. Взаимодействие и реализация программ подготовки кадров для предпринимателей в инновационной сфере, рассматривается как важнейший фактор, повышающий конкурентоспособность [5, С.67]. Проведение мероприятий возможно как на деньги, выделенные из бюджета, для тех, кто состоит в Службе занятости, так и обучение на платной основе. Важно уделять внимание для проведения целенаправленной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Общая модель мероприятий, способствующих выявлению степени активности среди учащихся старших курсов лицеев и студентов, должны носить комплексный характер, заинтересовать и активизировать к желанию заниматься инновационной деятельностью:
1. Проводить диагностику выявления активной части молодежи, для участия в семинарах, конференциях (путем проведения анкетирования);
2. Выявить и изучить потребность возможностей формирования рынка образовательных услуг, в соответствии с потребностями рынка труда необходимо сосредоточить внимание на разработку отдельных программ по повышению инновационной активности студентов.
Получение информации по многим вопросам, постоянное обновление предоставляемых данных, очень привлекает школьников как перспектива участия в глобальных сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками:
• это доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;
• обмен профессиональной информацией с коллегами.
Проведение обучения с использованием интернет-ресурсов:
• исследовать сайты по интересующей тематике;
• предусмотреть возможность сотрудничества, совместной деятельности;
• целесообразно ориентироваться на публикацию собственных материалов в интернете;
• организовать диалог, чтобы пользователям требовалось использование данного портала.
Как считает автор, для формирования последующих задач, интенсификации, моделирования и внедрению новых методов надо проводить следующую систематическую работу:
• выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
• поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселовский М.Я., Семеняк О.В., Королев В.А. Приоритетные направления совершенствования регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в Российской Федерации. Ж. Вестник СГСЭУ, 2007, №16. С - 100-107.
2. Веселовский М.Я., Семеняк О.В. Методологические подходы к регулированию рынка образовательных услуг высшей школы как экономической системы. Ж. Вестник СГСЭУ, 2007, №16. С - 18-22.
3. Вестник СГСЭУ. 2007, №16. С - 18-22. Официальный сайт Бизнес - школа
«Колесо» http://koleso-rf.ru/events.
4. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность: учебник. - М.: Экзамен, 2001. - С.
74.
5. Поискова Т.Р. Современное состояние и предпосылки инновационного развития рынка образовательных услуг Нижегородской области. Ж. Труд и социальные отношения, 2012, № 12. С - 67-71.
6 Поискова Т.Р. Разработка и внедрение инновационных проектов - как одно из
направлений развития рынка труда для обеспечения занятости населения. Сборник
материалов Первой всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Махачкала, 2012, С. 73-74.
7. Поискова Т.Р. Анализ типовых ошибок при написании конкурсных
инновационных проектов (На примере Нижегородской области). Ж. Вестник НГИЭИ, 2012, №
11. С - 62-66.
8 Удалова Н.М., Удалова И.Б., Новопашина В.Л. Подготовка управленческого
персонала к работе в условиях кризиса: интегрированная модель. Ж. Труд и социальные
отношения, 2012, № 12. С - 62-66.
9. Электронный фонд (портал правовой и нормативно-технической документации) http://docs.cntd.ru/document/944955088
10. Официальный сайт Нижегородского научно-информационного центра http://nnic.nnov.ru/viewpage.php?page_id=197
Рецензент: Удалова Ирина Борисовна, к. э. н., доцент, Заведующая кафедрой экономики и менеджмента Нижегородского филиала ОУП ВПО «АТиСО».
REFERENCES
1. Veselovskij M.Ja., Semenjak O.V., Korolev V.A. Prioritetnye napravlenija sovershenstvovanija regulirovanija rynka obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly v Rossijskoj Federacii. Zh. Vestnik SGSJeU, 2007, №16. S - 100-107.
2. Veselovskij M.Ja., Semenjak O.V. Metodologicheskie podhody k regulirovaniju rynka obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly kak jekonomicheskoj sistemy. Zh. Vestnik SGSJeU, 2007, №16. S - 18-22.
3. Vestnik SGSJeU. 2007, №16. S - 18-22. Oficial'nyj sajt Biznes - shkola «Koleso» http://koleso-rf.ru/events.
4. Kokurin D.I. Innovacionnaja dejatel'nost': uchebnik. - M.: Jekzamen, 2001. - S. 74.
5. Poiskova T.R. Sovremennoe sostojanie i predposylki innovacionnogo razvitija rynka obrazovatel'nyh uslug Nizhegorodskoj oblasti. Zh. Trud i social'nye otnoshenija, 2012, № 12. S - 6771.
6 Poiskova T.R. Razrabotka i vnedrenie innovacionnyh proektov - kak odno iz
napravlenij razvitija rynka truda dlja obespechenija zanjatosti naselenija. Sbornik materialov Pervoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, Mahachkala, 2012, S. 73-74.
7. Poiskova T.R. Analiz tipovyh oshibok pri napisanii konkursnyh innovacionnyh
proektov (Na primere Nizhegorodskoj oblasti). Zh. Vestnik NGIJel, 2012, № 11. S - 62-66.
8 Udalova N.M., Udalova I.B., Novopashina V.L. Podgotovka upravlencheskogo
personala k rabote v uslovijah krizisa: integrirovannaja model'. Zh. Trud i social'nye otnoshenija, 2012, № 12. S - 62-66.
9. Jelektronnyj fond (portal pravovoj i normativno-tehnicheskoj dokumentacii) http://docs.cntd.ru/document/944955088
10. Oficial'nyj sajt Nizhegorodskogo nauchno-informacionnogo centra http://nnic.nnov.ru/viewpage.php?page_id=197