ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013 ББК Ч 426-268.4
ГСНТИ 14.25.01
Код ВАК 13.00.01
Дюмина Ирина Александровна,
учитель истории и обществознания, школа №10 г. Серпухова; аспирант Академии социального управления; 142205, г. Серпухов Московской обл., ул. Войкова, д. 11; e-mail: dyumina.i.a@mail.ru
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьный музей; информационная образовательная среда школьного музея; современные информационные технологии; музейная педагогика.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается значимость интегрированной информационной образовательной среды школьного музея для обучения и воспитания учащихся; показаны эффективные формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся средствами школьного музея; раскрываются новые подходы в организации школьных музеев на современном этапе с использованием новых информационных технологий.
Diumina Irina Aleksandrovna,
Teacher of History and Social Science, School №10, Serpukhov, Post-graduate Student of the Academy of Social Management, Serpukhov.
DEVELOPMENT OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL MUSEUM
KEY WORDS: school museum; informational educational environment; museum education; modern information technology.
ABSTRACT. The importance of school museums in educational work with students is shown, new approaches are disclosed in the organization of school museums at the present stage with the use of new information technologies.
О
днои из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Информационные коммуникационные технологии становятся рабочим инструментом современных школьников. Для современного обучающегося такие традиционные источники получения информации, как учебник или речь учителя, утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Более того, возник конфликт между привычным для ребенка и традиционным для школы способами получения информации, что приводит к формированию противоречия в процессе обучения и препятствует успешному формированию личности, востребованной современным обществом. Поэтому одной из важнейших задач современного учителя является умение организовать профессиональную деятельность в условиях информационной образовательной среды (3).
Современная информационная образовательная среда - это системно организо-
ванная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения. Эта система ориентирована на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения (8).
Более точно информационную образовательную среду можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.
Информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компо-
© Дюмина И. А., 2013
ненты которой соответствуют учебной, вне-учебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением. Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей.
Формирование информационной образовательной среды, охватывающей все сферы деятельности учебного заведения, создает дополнительные условия для всестороннего анализа показателей образовательного процесса, позволяет сформировать целостное представление о состоянии системы общего среднего образования, о качественных и количественных изменениях в ней.
Все, что изучается в школе, - это культурный опыт прошлого. И именно музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, формирование высоких морально-этических принципов учащихся, подготовка молодежи к участию в развитии гражданского общества (5).
Музей в современной школе должен представлять собой интегрированную информационную образовательную среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, сочетающие традиционные и инновационные формы и способы взаимоотношений с учениками (4).
Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская - могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий программного обеспечения, терминологией, средствами виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее, является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.
В этой связи актуальным является изменение форм работы школьного музея в
организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, а именно:
1) создание на базе школьного музея информационно-коммуникационного подразделения образовательного учреждения;
2) интеграция информационных и педагогических технологий музейной педагогики.
Новые формы работы призваны решить следующие задачи.
1. Повышение организационного и научно-методического уровня музейного дела на основе внедрения современных информационных технологий.
2. Формирование навыков поисковособирательной работы, навыков краеведческой и музейной деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Школьники учатся выбирать и формировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов;
3. Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большим объемом информации.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при которой учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.
4. Формирование навыков коммуникации в реализации регионального компонента образовательных стандартов (история, география, природоведческий материал по краеведению) через конкретизацию и расширение знаний и представлений учащегося, почерпнутых в процессе сбора и обмена информацией о родном крае средствами информационно-коммуникационных технологий.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными
объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления об истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе.
5. Развитие коммуникативных компетенций и творческих способностей детей в процессе формирования интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.
Таким образом, информационная образовательная среда школьного музея может включать:
• электронные базы данных фондов музея, описание музейных предметов;
• электронные библиотеки на основе фондов музея;
• коллекции аудио- и видео записей;
• коллекции фотографий;
• электронные каталоги;
• электронные экспозиции, выставки;
• коллекция презентаций по материалам музея;
• сайт музея (виртуальный музей).
Применение Интернета и мультимедийных технологий в музейно-педагогическом процессе определяет следующие подходы:
• культурологический, раскрывающий место музея, образования и новейших технологий в современной культуре;
• музеологический, раскрывающий тенденции развития музея и его внутренние потребности в образовательной деятельности и новейших технологиях;
• профильно-научный, раскрывающий специфику образовательных задач и роль новейших технологий исходя из логики научного знания, представленного в музее данного профиля;
• технологический, раскрывающий возможности применения новейших технологий в музейно-педагогическом процессе;
• музейно-педагогический, интегрирующий в соответствии с целями и методиками музейной педагогики выводы, которые получены в результате анализа ситуации на основе отмеченных выше подходов (5).
Музей и образование в равной мере отражают и испытывают на себе переходный характер современной культуры.
Переходная культура характеризуется тем, что в ее рамках еще продолжают существовать и активно действовать ориентиры, формы и механизмы развития предшествующего этапа и вместе с тем зарождаются те ориентиры, формы и механизмы развития, которые будут наиболее полно воплощены на следующем этапе культурной эволюции.
Если новейшие технологии - знак будущего культуры, то музей, по мысли крупнейшего французского искусствоведа ХХ века и музейного сотрудника Ж. Базена, «...является контрбалансом чрезмерному увлечению настоящим, переходящим в быстром движении к будущему» (1).
Накапливая, аккумулируя ценности прошлого, музей стал трансэпохальной формой бытия культуры: возникнув как социокультурный институт в XVI-XVII веках, он, меняясь и адаптируясь, пережил кардинальные исторические изменения и оказался по-прежнему востребован в начале третьего тысячелетия. Интеграция музейных ценностей и компьютерно-мультимедийных средств раскрывает подрастающему поколению «человеческое» содержание техносферы.
Вместе с тем, новейшие технологии в большей степени, чем иные компоненты техносферы, сближаются с миром искусства, внутренне эстетизируются, становясь основой для современных видов и жанров искусства (видеокомпьютерные инсталляции, компьютерная графика, дизайн сайтов и т. д.). В этом выражается такая особенность переходной культуры, как разрушение традиционных отношений между художественной и внехудожественной сферами и утверждение между ними новых связей.
Применение интернет-технологий и мультимедиа в творческом развитии ребенка потому особенно актуально в условиях музейной среды, что в начале XXI века традиционные ценности культуры, как правило представляемые музеем, вольно или невольно воспринимаются подрастающим поколением в контексте нового вектора цивилизационного развития - креативность. Присущий сетевому пространству дух постоянного обновления, нескончаемых изменений, совершенствования, музейные ценности, представляющие период своего создания и обращенные к вечности, должны найти оптимальное сочетание и быть раскрыты в музейно-педагогическом процессе. Это один из путей достижения нерасторжимой связи наследия с современно-
стью в условиях доминирования в обществе установки на инновации и креативность.
Таким образом, применение новейших технологий в музейно-педагогическом процессе:
1) усиливает позитивное воздействие музея на социум, способствует взаимопониманию представителей различных этнокультурных традиций, религиозных и этических концепций, социальных слоев общества, приобщая их к культурным ценностям;
2) делает доступным для широкой аудитории своеобразие музейной среды, побуждает к ее обсуждению и сопоставлению с другими гуманитарными явлениями;
3) предоставляет личности новые возможности для саморазвития и самосовершенствования;
4) умножает коммуникативные ресурсы музейно-педагогического процесса;
5) позволяет более адекватно учитывать психологические особенности подро-
ЛИТЕРАТУРА
1. Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней. М. : Прогресс. - Культура, 2008.
2. Бойко А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
3. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы URL: http://eor.it.ru/eor/file.php/ i/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf
4. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. М. : ИПРИКТ, 1997.
5. Музей в школе: перспективы развития : сб. ст. М. : Современные технологии в образовании и культуре. 2006.
6. Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007.
7. Макарова Н. П., Чичканова Т. А. Образовательная среда в музее? Да, если это музей детский // Школьные технологии. 2001. №6.
8. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru/
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. П. Исаенко.
1 Интернет-ресурсы, применяемые в музейной педагогике:
1) Сайт Российской государственной библиотеки. URL: http:// www.rsl.ru
2) Сайт Санкт-Петербургской Российской национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru
3) Сайт «Музеи России» URL: http:// museum.ru
4) Сайт проекта «Музей, школа, интернет» URL: http:// museum.npstoik.ru
5) Сайт журнала « Родина» URL: http:// istrodina.com
6) Сайт журнала « Наука и жизнь » URL: http: // www/nkj .ru
стков, юношества и молодежи, формирующиеся в условиях культуры переходного типа, а также актуализирует идеи гуманистической, нерепрессивной педагогики;
6) становится основой расширения образовательной деятельности музея, построения системы дистанционного и очнозаочного музейного образования.
Развитие информационной образовательной среды музея способствует переходу к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволяют привлекать учеников в музей, вызывают интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогают воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков1.