Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея'

Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3862
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / SCHOOL MUSEUM / PERSONALITY-CENTERED APPROACH / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюмина Ирина Александровна

Раскрыты основные подходы к патриотическому воспитанию на современном этапе средствами школьного музея. Представлены формы работы школьного музея, методы и подходы в музейно-педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils’ patriotic education by means of school museum

Main nowadays approaches to the patriotic education by means of a school museum are revealed. Work forms of a school museum, methods and approaches in the museum-and-educational activities are presented

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея»

И. А. Дюмина

(Москва)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Раскрыты основные подходы к патриотическому воспитанию на современном этапе средствами школьного музея. Представлены формы работы школьного музея, методы и подходы в музейно-педагогической деятельности

Одним из приоритетных направлений современной образовательной системы является патриотическое воспитание учащихся, основная цель которого в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» трактуется как воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы [2].

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения внимание направлено на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращение к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Издавна представления о патриотизме связывались с трепетным отношением к своей Родине. Всем известно, что исторически появление патриотизма произошло из необходимости защищать и развивать обособленные государства, формировавшие преданность людей родной земле, языку, традициям. Это в первую очередь означало реализацию потребности человека в защите себя, своего рода. Со временем патриотизм стал составной частью общественного сознания.

Существует множество пониманий патриотизма. Наиболее распространенное определение - любовь к Родине. Н. М. Карамзин это понятие определял так: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» [4]. Созвучно этому и толкование филосо-

фа В. С. Соловьева: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма» [10].

В словаре В. И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне», а патриот - как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»

[3].

Следует отметить, что патриотизм чаще всего связан в общественном сознании с военной деятельностью, с жертвенностью, с необходимостью, если надо, положить жизнь за свое Отечество. Такой призыв звучал в произведениях Н. М. Карамзина, Д. Давыдова, А. И. Тургенева и других.

Позже патриотизму стали приписывать более широкие нравственно-ценностные характеристики. Например, В. А. Сухомлинский выделял личностную суть этого явления. Он говорил: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может равнодушно пройти мимо отдельного человека» [11].

Во все времена существовали и другие представления о сути патриотизма. Многие известные люди подчеркивали, что патриотизм не предполагает слепого восхищения или отсутствия критики.

Л. Н. Толстой вообще считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны, выступает насилием над личностью и глубоко чужд русскому народу [8].

В наше время понимание сути патриотизма и необходимости его развития в обществе также неоднозначно. По данным радиостанции «Эхо Москвы» из 811 опрошенных россиян только 15% считают, что нужно проводить работу с молодежью по патриотическому воспитанию.

Нами проведен опрос среди учащихся школы по вопросу, что они понимают под понятием «патриотизм».

По результатам анкетирования учащихся 5-11 классов можно сделать вывод, что у старшеклассников наблюдается утрата высокого значения понятия «патриотизм»: небольшое число респондентов в 9-11-х рассматривают патриотизм как гордость за свою причастность к большой великой стране; готовность встать на ее защиту. Практически такая же тенденция наблюдается среди учащихся 7-8 классов: только 30% из опрошенных под патриотизмом понимают «углубление в историю», «гордость за прошлое страны», «знание культуры народов России». Самый высокий показатель наблюдается у учащихся 5-6 классов: дети 11-12 лет патриотизм понимают как «любовь к Родине», «веру в будущее Отечества».

Следует заметить, что в последние годы наметилась явная тенденция к увеличению числа молодых людей, озабоченных перспективами личностного и профессионального роста, настроенных на позитивную стратегию собственной жизни. Конкретных достижений, которыми можно гордиться в России, молодые люди назвать не смогли: 25% опрошенных считают, что России гордиться нечем, 18% гордятся Президентом и только 4% опрошенных гордятся национальной культурой.

В целом отношение опрошенных к армии и всеобщей воинской обязанности позитивно: 56% считают службу в армии делом чести любого уважающего себя мужчины и только 16,5% выступают против нее. Однако юноши, которым через год предстоит служба в армии, более категоричны: свыше 34% выступают против всеобщей воинской обязанности [8].

Быть патриотом важно для любого человека, обретшего в патриотизме некий жизненный стержень, ориентир, направляющий позитивную активность. Осознание своей причастности к делам и заботам Отечества порождает желание действовать на общее благо.

Булат Окуджава по этому поводу писал: Вселенский опыт говорит,

Что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт или страшны

мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем

дольше),

Что люди царства своего не уважают

больше [6].

Все это позволяет говорить о том, что наличие отдельных государств и границ между ними влечет за собой необходимость в патриотах и, следовательно, в патриотическом воспитании. При этом следует соотносить патриотизм с современными тенденциями расширения границ жизнедеятельности человека, и здесь важен такой аспект, как поли-культурная характеристика личности.

В этом плане система образования являет собой уникальную возможность для планомерного воздействия на процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения, в том числе общенациональных и культурных.

Значительную роль здесь может сыграть школьный музей.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватной мировому уровню общей культуры, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Общество при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но недостаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей, как социокультурный институт, предлагает более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности общества по направленному воздействию на личность с точки зрения становления патриотически воспитанной личности.

Направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать их в целостный образовательновоспитательный процесс.

В школьном музее происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность

музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идет о молодежи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступающий в жизнь, более чем кто-нибудь другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Основные направления деятельности школьного музея: краеведческое; этнографическое; культурно-просветительская деятельность в школе; включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс школы; массовая экскурсионная работа; учебно-исследовательская деятельность; поисковая работа актива музея; осуществление охранных мероприятий по содержанию и хранению ценных экспонатов; сбор материалов для издательской деятельности; сотрудничество со школьной газетой и газетой «Серпуховские вести».

Формы работы школьного музея: экскурсии; уроки в музее; занятия с активом; тематические вечера; классные часы; конкурсы,

игры, викторины; семинары по народной культуре; разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея; проведение семейных, классных и школьных праздников [9].

Воспитательные мероприятия в музее:

1. Проведение массовых мероприятий, посвященных знаменательным датам, людям, событиям в российской истории, истории своего края, города, народным праздникам.

2. Помощь в подготовке рефератов, статей, дополнительных материалов к урокам.

3. Методическая работа с педагогическими работниками образовательных учреждений района.

Методы музейно-педагогической деятельности: метод социальных ролей; метод создания игровых ситуаций; метод практического манипулирования с предметами; метод использования ассоциативных связей; метод театрализации; метод самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Педагогические подходы в музейной деятельности можно классифицировать как две группы: связанные с целевой направленностью на развитие личности в процессе формирования нравственности (личностно-ориентированный) и связанные со структурносодержательным построением педагогических процессов и явлений (интегративный).

Положения личностно-ориентированного подхода: формирование социальных свойств, качеств осуществляется не прямым воздействием на сознание, а через формирование личностных мотивов, смыслов, интересов, лежащих в основе жизненной (а вместе с ней и социальной) позиции.

Интегративный подход предполагает как осуществление междисциплинарных (межпредметных) связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, так и преемственность различных ступеней образования, а также взаимодействие процессов освоения теории и практического применения через разнообразные виды деятельности школьного музея, в которые включаются не только учащиеся, но и педагоги, учителя-предметники, классные руководители и др.

Указанные выше педагогические подходы обеспечивают целостность, гармоничность и органичность педагогических процессов, касающихся проектирования деятельности школьного музея в процессе патриотического воспитания учащихся.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.Пr.ru/razdel3.php?id_r2=55/ (дата обращения 05.12.2012).

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.programs/patriot_2015.shtml/

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1989.

4. Карамзин Н. М. О любви к отечеству и народной гордости // Карамзин Н. М. Сочинения : в 2 т. - Т. 2. - Л., 1984. - С. 229-230.

5. Овчинникова Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 93-102.

6. Окуджава Б. Избранное. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000.

7. Постановление правительства Российской Федерации от 16.02.2001 №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ybs.ru/mincult/ document/G01-0122.txt/

8. Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. - 2011. - №1. - С. 24-26.

9. Соколова Л. В. Молчанова А. В. Организация деятельности школьного музея : учеб.- методич. пособие. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2012. - 108 с.

10. Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. - Т. 1. - М., 1989. - С. 444.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев : Радяньска школа, 1985.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.