Научная статья на тему 'Школьный музей в XXI В. : стратегии и практики первого десятилетия'

Школьный музей в XXI В. : стратегии и практики первого десятилетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1623
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / СПЕЦИАЛИСТЫ / УЧАЩИЕСЯ-АКТИВИСТЫ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ / КОНФЕРЕНЦИИ / ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ / A SCHOOL MUSEUM / SPECIALISTS / ACTIVE STUDENTS / INTERACTIVITY / A PRINCIPLE OF AVAILABILITY / CONFERENCES / CREATIVE SPACE / THE INTERNET / NEW INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / A PROJECT / A TOURIST AND LOCAL HISTORY MOVEMENT / THE YAROSLAVL REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потягов Алексей Владимирович

В статье рассматривается школьный музей как социально значимая культурная институция XXI в. Выявлены практики, проблемы и перспективы развития современных школьных музеев: рост школьной музейной сети, появление новых типов музеев, акцент на самореализации и творческой активности учащихся в пространстве музея, элемент интерактивности, использование новейших информационных технологий, недостаточное материальное стимулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A School Museum in the XXI century: Strategy and Practice of the First Decade

This article analyses a school museum as a socially important cultural institution of the XXIst century. The following practices, problems and perspectives of the development of modern school museums are revealed: the growth of a school museum net, the appearance of new types of museums, the emphasis on self-realization and students’ creative activity in the museum space, some interactive elements, the use of new informational technologies, the lack of finance.

Текст научной работы на тему «Школьный музей в XXI В. : стратегии и практики первого десятилетия»

УДК 008.009

А. В. Потягов

Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия

В статье рассматривается школьный музей как социально значимая культурная институция XXI в. Выявлены практики, проблемы и перспективы развития современных школьных музеев: рост школьной музейной сети, появление новых типов музеев, акцент на самореализации и творческой активности учащихся в пространстве музея, элемент интерактивности, использование новейших информационных технологий, недостаточное материальное стимулирование.

Ключевые слова: школьный музей, специалисты, учащиеся-активисты, интерактивность, принцип открытости, конференции, творческое пространство, Интернет, современные информационные технологии, проект, туристско-краеведческое движение, Ярославская область.

А. V. Potyagov

A School Museum in the XXI century: Strategy and Practice of the First Decade

This article analyses a school museum as a socially important cultural institution of the XXIst century. The following practices, problems and perspectives of the development of modern school museums are revealed: the growth of a school museum net, the appearance of new types of museums, the emphasis on self-realization and students' creative activity in the museum space, some interactive elements, the use of new informational technologies, the lack of finance.

Keywords: a school museum, specialists, active students, interactivity, a principle of availability, conferences, creative space, the Internet, new informational technologies, a project, a tourist and local history movement, the Yaroslavl region.

В последние десятилетия кардинальные политические, экономические и социокультурные преобразования в России нашли свое отражение и в деятельности школьных музеев как особом виде культурной практики. Интерес к школьным музеям всегда возникал в период обновления традиционной системы образования; не стала исключением и современная эпоха. Об этом свидетельствуют и публикации на страницах музееведческой периодики, и материалы многочисленных конференций, проходящих в различных регионах страны, а также обсуждение педагогами и широкой общественностью нового законопроекта «Об образовании», в котором особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и подростков в стенах образовательных учреждений.

Развитие и деятельность школьного музея всегда детерминированы потребностями культуры и общества. Под влиянием так называемого движения за прогрессивное образование, развернувшегося на рубеже Х1Х-ХХ вв., школьный музей рассматривался как собрание наглядных пособий, естественно-научных образцов и других материалов, необходимое для иллюстрирования содержания учебных предметов и помогающее преодо-

леть чисто книжный, догматический подход к преподаванию. С конца 1920-х гг. в связи с идеологизацией музейной сферы задачи школьных музеев приобретают иную трактовку. С одной стороны, им вменялось в обязанность повышать качество обучения и воспитания учащихся, опираясь на краеведческую работу. С другой - в ущерб идее развития личности они должны были «отвечать задачам идеологической работы» [14, с 70], став «рассадником» политической идеологии. Экскурсии, организованные для школьников в государственные музеи, и наглядный экспозиционный материал были нацелены на «подведение учащихся к необходимым марксистско-ленинским выводам» [5, с. 28]. В 1950-1960-е гг., когда туристско-краеведческие экспедиции и походы учащихся значительно расширили рамки краеведческих исследований, школьный музей стал многопрофильным, но с преимущественной ориентацией на военно-историческую и революционную тематику [16, с. 121].

Вместе с «перестройкой» и сменой идеологических парадигм началось коренное преобразование школы на принципах демократизации, стала формироваться новая модель школьного музея как средства приобщения подрастающего

© Потягов А. В., 2011

поколения к отечественной истории, культурному наследию и общечеловеческим ценностям. В данной статье мы попытаемся выявить и проанализировать те постсоветские стратегии и практики школьного музея, которые в значительной степени изменили его облик в начале XXI в.

Среди позитивных факторов, определяющих современное состояние школьной музейной сферы, следует отметить существенный рост музейной сети на рубеже ХХ-ХХ1 вв., особенно в городах и регионах с устойчивыми традициями школьного музейного дела. Например, в Москве количество школьных музеев удвоилось всего за несколько лет: по данным сертификации 19951999 гг. зафиксировано 499 музеев, а по итогам сертификации 2001-2005 гг. - 946 музеев. В Кемерово в 1998 г. действовало 17 школьных музеев, а в 2004 г. - 56. На территории Ярославской области в 1999 г. насчитывалось 10 школьных музеев, в 2005 г. - 83, а в 2010 г. -134.

Важно отметить, что в отдельных регионах наряду с учителями и учащимися большое внимание развитию школьной музейной сети уделяют государственные структуры. В этом направлении активно работает, например, Департамент образования Москвы, а также Департамент образования Администрации Ярославской области, который в декабре 1998 г. утвердил «Положение о школьном музее» [12, с. 3-12]. Эта инициатива ярославских властных структур, направленная на возрождение, развитие и совершенствование деятельности школьных музеев, была возможна во многом благодаря немалому опыту в сфере организации школьной музейной работы и наличию квалифицированных кадров.

Росту сети школьных музеев и улучшению качества их работы способствовало, в частности, и то, что «в XXI век отечественное школьное краеведение вступило под флагом Всероссийского туристско-краеведческого движения "Отечество", которое зарекомендовало себя как более открытая, демократичная система, предполагающая создание региональных программ, адекватных реальным историко-культурным ситуациям» [15, с. 3]. В декабре 1998 г. было опубликовано Письмо Министерства образования РФ «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», где указывалось, что школьный музей является непосредственным помощником в деле изучения учащимися регионального компонента, дисциплин краеведческого характера [11, с. 19-

20]. Девятнадцать программ «Отечества», среди которых - «Родословие», «Земляки», «Исчезнувшие памятники России», «Исторический некрополь России», «Литературное краеведение», «Этнография», «Военная история России», «Дети и война», «Школьный музей» и др., отразили многообразие краеведческих поисков школьников, а опосредовано и тематику школьных музеев [16, с. 122].

Об актуальности школьных музеев в современных условиях дискутируют учителя, музееведы, представители общественности и властных структур. Но о востребованности школьного музея правильнее было бы судить, зная позицию самих учащихся [4, с. 17-18]. В 2000 г. в СевероВосточном округе Москвы проводилось анкетирование школьников в рамках эксперимента «Школьный музей XXI века: модели, образовательные и воспитательные технологии, подготовка кадров школьных музеев». Анализ данных этого опроса позволил сделать следующие важные и интересные выводы [16, с. 122-128].

Школьный музей должен быть адресован и интересен детям и подросткам, которые должны принимать непосредственное участие в его создании. Участие может осуществляться в различных видах деятельности, при этом нужно соблюдать принцип открытости. Необходима интеграция музея не только в учебно-образовательный процесс, но и в жизнь местного сообщества (отношения и связь с администрацией района, города, методическим центром руководства школьным музеем, близлежащими предприятиями и учреждениями, местными средствами массовой информации, жителями района, бывшими выпускниками школы и т. д.).

Школьный музей призван комплектовать, хранить и экспонировать материалы, которые отражают восприятие мира ребенком и подростком, передают отношение учащихся к историческим личностям, событиям, фактам. Большое внимание следует уделять личностному началу и детскому творчеству, причем необходимо документировать сам ход собирательской и исследовательской деятельности учащихся, а образцы детского творчества (сочинения, исследования, коллекции, поделки и т. д.) «должны рассматриваться как документальные свидетельства, то есть подлинники» [16, с. 127].

Следует активнее использовать методики, успешно апробированные детскими музеями; в их числе игра и театрализация, по законам которых можно выстраивать не только общение с аудито-

рией, но и экспозицию. В центре внимания должна быть и интерактивность, которая предполагает диалог с экспонатами, творчество учащихся в пространстве музея. Перечисленные методики позволяют подойти к созданию экспозиций как к увлекательному делу, в котором нужно проявлять воображение, фантазию, смекалку, а не только умение грамотно написать тематико-экспозиционный план или составить этикетаж [16, с. 128].

Благодаря современным образовательным технологиям появились новые типы школьных музеев - музей-экспозиция, музей-клуб, музей-мастерская (студия), музей-салон, музей-лаборатория, музей-театр, музей-игротека, музей-гостиная, музей-адаптационный центр, музей-экскурсионное бюро, музей-кафе, музей-ярмарка, музей в чемодане, виртуальный музей. Выбор того или иного типа музея, безусловно, зависит от потребностей и возможностей конкретной школы, от широты ее поля деятельности и связей со специалистами и местным сообществом, а также от инициативы, творческой фантазии и активности тех, кто проектирует и создает музей, кто хочет с ним сотрудничать.

Следует отметить, что в последнее десятилетие новым стимулом развития музейно-школьной деятельности стал Интернет, который превратился для детей в «естественную среду обитания» [16, с. 132]. Учащиеся с энтузиазмом занимаются оцифровкой документов, которые нетронутыми хранились в шкафах, создают мультимедийные проекты и сайты, представляющие музей в интернет-пространстве, налаживают контакты с юными музейщиками и руководителями музеев из других городов и регионов.

Использование Интернета постепенно формирует новый облик школьного музея. Это подтверждают авторитетные специалисты в области современных информационных технологий в пространстве школьного музея. В частности, один из руководителей проекта «Школьные музеи в новом информационном пространстве» и координатор проекта «Музей, школа, Интернет» Е. В. Алексеева отмечает, что «виртуальные выставки, интернет-конференции, всероссийские интернет-исследования и проекты, дистанционные консультации - все это будущее развития школьных музеев, до которого идти осталось совсем чуть-чуть» [1, с. 8]. Об актуальности проблемы использования современных информационных технологий в деятельности школьных музеев свидетель-

ствуют многочисленные публикации педагогов и музейных специалистов [2, 3, 6, 13].

Для содействия обмену опытом между профессиональными и школьными музеями в области практической работы и музейной педагогики Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК) в 2005 г. представило проект «Музей, школа, Интернет» [10]. Цель партнерства - разработка, внедрение и популяризация современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях образования и культуры. Использование этого нового инструментария в дополнительном образовании, в том числе в деятельности школьных музеев, призвано способствовать активизации интереса молодого поколения к истории Отечества, российской культуры края и семьи. В рамках проекта систематически проводятся конференции и семинары.

Своей задачей авторы проекта считают также формирование и поддержку профессионального сообщества «Школьные музеи», поэтому наряду с организацией региональных семинаров по проблемам школьного музееведения и публикацией их материалов [7-9], они ведут своеобразный инфомационно-технологический «ликбез»: апробируют систему информационных мастер-классов, тренингов, проводят интернет-конкурсы и формируют базу данных школьных музеев России и ближнего зарубежья [16, с. 137].

Например, по замыслу организаторов, конкурс буклетов «Мой музей» призван был мотивировать освоение школьниками и руководителями музеев программы MS Publisher как инструмента презентации музейной экспозиции (номинация «Приезжайте к нам в музей»), организации игровых маршрутов и путеводителей («Смотри и играй»), привлечения спонсоров («Ищем спонсора»), а конкурс «Школьный музей: новые ракурсы» - развить критическое мышление учащихся и навыки различного представления музейных экспонатов [16, с. 137]. В дистанционные программы вошли теоретические занятия и «домашние задания» для активистов и руководителей школьных музеев из различных регионов России. В этих мероприятиях приняли участие руководители школьных музеев, методисты, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, а также учащиеся из различных городов и субъектов страны. Итогом их усилий стали личностный и профессиональный рост, а также возможность решения музейных задач с помощью новых технологий.

«Школьные музеи в Интернете» - это база данных о более чем 300 школьных музеев России; в ней представлены виртуальные экспозиции и экскурсии, на сайте «работают» зал искусств, мемориальный, естественно-научный, историко-краеведческий залы. Здесь выставлены работы школьников и собраны методические материалы по музейной педагогике. В ходе работы над проектом сформировалось активное сообщество музейных специалистов, школьных педагогов и старшеклассников. Также был создан интернет-каталог «Музеи - школе», который призван помочь музею занять достойное место на рынке образовательных и досуговых услуг, а учителям и родителям быть в курсе новых му-зейно-педагогических разработок и программ. В рамках проекта действует и портал «Школьные музеи Ярославля и Ярославской области».

Несомненно, школьный музей всегда нуждается в помощи музейных работников и других специалистов, а его руководители и активисты -в профессиональной учебе. И такую помощь оказывают крупнейшие музеи страны. Например, Государственный исторический музей организовал курсы для учителей «Музееведение и музейное источниковедение», Музей современной истории России - «Школу юного музееведа», где проводит занятия для активистов школьных музеев [16, с. 134]. Большое значение имеет также деятельность центров и станций детско-юношеского туризма, непосредственно курирующих деятельность школьных музеев, а также местных департаментов, комитетов и центров развития образования.

Безусловно, школьные музеи испытывают немало проблем и трудностей в своей деятельности. Не хватает специального оборудования для экспонирования и хранения фондов, недостаточно средств отпускается на работу музеев, и слабо стимулируется материально работа их руководителей, далеко не всегда деятельность энтузиастов школьного музейного дела находит должную поддержку со стороны администрации и педагогов учебного заведения.

Тем нее менее, результаты исследований, в том числе и эмпирических, показывают, что школьный музей не только устоял в тяжелый постсоветский период, но и остается социально значимой культурной институцией. Облик школьного музея XXI в. существенно изменился по сравнению с предшествующим периодом. Появились новые модели школьных музеев, выбор которых определяется не только возможно-

стями школы, но и пожеланиями самих учащихся. Музей все чаще рассматривается как пространство не только для образования и воспитания, но и для творчества, для самореализации, как развивающая среда для младших и информационная среда для старших школьников. Неотъемлемой чертой музея все в большей степени становится интерактивность, позволяющая посетителям «ощутить» экспонаты, получить массу впечатлений и эмоций от увиденного и услышанного. Все усиливающееся влияние на облик современного школьного музея оказывают новые информационные технологии. С помощью Интернета стало возможным не только моделировать систему образования, но и расширять аудиторию музея, выходя далеко за пределы физического пространства обслуживания посетителей.

Библиографический список

1. Алексеева, Е. В. Музей в школе: перспективы развития [Текст] / Е. В. Алексеева // Музей в школе: перспективы развития : сб. статей / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. - М. , 2006. - С. 4-9.

2. Белкин, П. Ю. Интернет как ресурс в исследовательской деятельности школьного музея [Текст] / П. Ю. Белкин // Музей в школе: перспективы развития : сб. статей / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. - М. , 2006. - С. 24-29.

3. Васильева, О. К. Мультимедийные презентации в музейной педагогике [Текст] / О. К. Васильева // Музейный аспект в инновационной деятельности образовательных учреждений: IV Открытая региональная научно-практическая конференция / отв. ред. В. А. Орлова. - Новосибирск , 2008. - С. 67-72.

4. Галкина, Е. Л. Каким я хочу видеть школьный музей [Текст] / Е. Л. Галкина // Музей в школе: перспективы развития : сб. статей / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. - М. , 2006. - С. 17-24.

5. Козлова, О. Работа со школой [Текст] / О. Козлова // Советский музей. - 1938. - № 3. - С. 27-29.

6. Лоскутова, Н. В. Мультимедийные средства в экспозициях школьного музея [Текст] / Н. В. Лоску-това // Школьный музей: пространство диалога и эксперимента : сборник материалов V открытой региональной научно-практической конференции / отв. ред. А. В. Плитченко, В. А. Орлова. - Новосибирск , 2009. - С. 78-80.

7. Музей в школе: перспективы развития [Текст] / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. - М. : НП «СТОиК» , 2006. - 80 с.

8. Музей в школе: практикум [Текст] / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. - М. : НП «СТОиК» , 2006. -63 с.

9. Музей в школе: стимул к размышлению : сб. статей [Текст] / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. - М. : НП «СТОиК» , 2005. - 63 с.

10. Музей, школа, Интернет: http://museum.npstoik.ru/

11. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» [Текст] // Организация работы музея образовательного учреждения (школьного музея) : методические рекомендации. - Пермь , 2005. - С. 19-48.

12. Положение о школьном музее [Текст] // Сборник документов в помощь организаторам школьных музеев. - Ярославль : ГОУ Ярославской области ЦДЮТиЭ , 2004. - С. 3-12.

13. Рапопорт, А. Д. Музей и Школа - встреча в виртуальном пространстве [Текст] / А. Д. Рапопорт // Музей и школа: диалог в образовательном пространстве : материалы Всероссийской конференции. -СПб. , 2009. - С. 37-46.

14. Сейненский, А. Е. Школьные музеи [Текст] / А. Е. Сейненский // Преподавание истории в школе. -1976. - № 3. - С. 64-70.

15. Туристско-краеведческое движение «Отечество» : исследования, конференции, конкурсы. Сб. статей. 2-е изд. [Текст]. - М. , 2004. - 120 с.

16. Юхневич, М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский) [Текст] / М. Ю. Юхневич. - М. : НП «СТОиК» , 2007. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.