УДК 659.1:338.436.33(470.12)
Развитие информационноконсультационной деятельности в АПК Вологодской области
Медведева Наталья Александровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и информационных технологий
medvedevana@molochnoe.ru
ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»
Аннотация: информационно-консультационная деятельность в АПК является резервом увеличения производства продукции и повышения эффективности производства. В статье на основании анализа деятельности консультационной деятельности в России обоснован механизм создания консультационной службы в Вологодской области.
Ключевые слова: информационно-консультационная деятельность, регион, стратегия, анкетирование, положение о консультационной деятельности.
Информационно-консультационная деятельность в аграрном секторе нашей страны в настоящий момент находится на том этапе, который можно охарактеризовать как период становления и развития. Не смотря на то, что работа по созданию информационно-консультационной службы АПК ведется уже более десятилетия, ее статус до сих пор не установлен законодательством, ведутся острые дискуссии относительно ее миссии, роли в развитии аграрного сектора и сельских территорий, основных направлений деятельности.
Поэтому необходимо разрабатывать основные положения функционирования и развития консультационной деятельности в АПК и применять на практике.
Необходимость и востребованность консультационных услуг обусловлена, прежде всего, следующими проблемами:
1. Сложность перехода сельских товаропроизводителей на рыночные отношения и работы в условиях неопределенности и изменения внешней и внутренней среды хозяйств.
2. Необходимость обновления производства, внедрения инновационных технологий и проектов для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, особенно при грядущем вступлении в ВТО.
3. Низкие результативные показатели сельскохозяйственных товаропроизводителей в сравнении с мировым уровнем и лучшими хозяйствами страны, значительный неиспользуемый потенциал земельных, трудовых и материальных ресурсов.
4. Проблема кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства.
5. Безработица в сельской местности и низкие доходы сельских жителей. Одной из задач, поставленных перед консультантами, является консультационная помощь при развитии малого бизнеса в сельской местности и несельскохозяйственной деятельности, что будет способствовать повышению занятости и доходов сельского населения.
6. Постоянно меняющаяся законодательная база, требующая отслеживания и разъяснения.
7. Избыток (а иногда и недостаток), неоднозначность маркетинговой информации, которая своевременно необходима для принятия управленческих решений.
8. Уровень развития информационных технологий не соответствует уровню их использования сельскими товаропроизводителями, которые испытывают трудности в компьютеризации хозяйств, выборе и освоении программного обеспечения, оперативном получения информации из сети Интернет.
Создание организационно-экономических условий возможно при комплексном системном подходе к организации сельскохозяйственного консультирования в России, при этом происходит значительная экономия на ресурсах.
По состоянию на 1 января 2010 года в составе системы сельскохозяйственного консультирования имеется 64 региональных центра сельскохозяйственного консультирования (рис. 1).
□ Количество региональных центров □ Количество районных центров
Рисунок 1. Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в России за 2006-2010 гг.
В связи с различиями организационно-экономических условий в субъектах Российской Федерации эти центры имеют различные организационно-правовые формы. Как показывают результаты мониторинга с 2006 по 2010 годы наблюдается тенденция увеличения региональных центров в виде государственных учреждений и предприятий, на начало 2010 года их было 33 и процесс организации продолжается в настоящее время.
Стабильно функционируют региональные центры, созданные в виде автономных некоммерческих и коммерческих организаций. Их количество в течение анализируемого периода стабильно растет.
Анализ структуры финансового обеспечения консультационной деятельности показывает, что в 2010 году 52,9 % средств использовались региональными структурами. Доля районных центров составила 21,5 - из общего объема финансирования, 2,4 - из федерального бюджета и 23,2 % из внебюджетных источников. Из анализа структуры финансирования можно сделать вывод о недостаточной поддержке районного звена.
На результативность работы консультационных организаций наибольшее влияние оказывает количественный и качественный кадровый состав. Так, в 2010 г. в организациях сельскохозяйственного консультирования работало 3155 чел., из них больше 60 % - штатные сотрудники. В региональных и районных центрах к оказанию консультационных услуг привлекаются совместители.
С целью выявления приоритетов в информационных и консультационных услугах по различным отраслям знаний АПК, новым технологиям и технологическим решениям, выбору подходов по реализации той или иной задачи проводится мониторинг информационных потребностей сельских товаропроизводителей. Основой мониторинговых исследований является разработка анкет. Подобный аналитический материал используется при совершенствовании оказания информационноконсультационных услуг предприятиям и организациям агропромышленного комплекса и играет важную роль при принятии сельскими товаропроизводителями решений об использовании научных разработок.
Правильный выбор информационных источников, своевременное получение консультаций позволит им решать организационно-экономические вопросы, вне-
дрять инновационные и эффективные технологии в отрасли скотоводства, новые машины и оборудование, получать коммерческую информацию по вопросам сбыта произведенной продукции и обеспечения производства материальными ресурсами.
Чтобы обосновать потребность в проведении информационно-консультационных мероприятий в Вологодской области разработана анкета для опроса руководителей и специалистов предприятия АПК с целью выявления основных направлений, по которым необходимо провести консультационные работы, повышение квалификации кадров, организации системы планирования с целью повышения эффективности производственной деятельности.
Результаты анкетного опроса показывают следующее:
1. Так как данные респонденты являются основными работниками предприятий и долгое их отсутствие на производстве нежелательно (в связи с большими объемами работ и сложностью технологических процессов), то наиболее предпочтительной формой сотрудничества с ИКС было выбрано общение с консультантами непосредственно в хозяйстве и проведение групповых семинаров и лекций.
2. При выборе форм сотрудничества с ИКС были выбраны периодические консультации, при этом сотрудники хозяйства хотели бы договариваться заранее по мере возникновения вопросов.
3. Источниками получения информации были названы периодическая литература, рекомендации, получаемые от органов управления АПК района.
4. При этом все респонденты признали необходимость такого сотрудничества и хотели бы получать периодические печатные материалы от информационно-консультационной службы.
5. Что касается видов платных услуг, то здесь респонденты испытали некоторые трудности с ответом, но в основном было предложение: разработка бизнес-планов и проведение агрохимических исследований.
6. На предприятии сотрудники испытывают недостаток в своевременной и доступной информации, точнее они ее почти не получают.
7. Предоставленные темы консультационных услуг показали, что они волнуют сотрудников в целом, но предпочтение каждый отдавал соответственно своей узкой специальности. Хотя респонденты, занимающие руководящие должности подчеркивают важность для предприятия всех названных тем.
8. При заполнении анкеты респонденты испытывали определенные трудности, связанные с отсутствием опыта сотрудничества с ИКС.
В связи с массовыми обращениями глав крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство к губернатору области с просьбой о помощи в ведении хозяйств, в частности оказании информационной и консультационной помощи, предлагаем создать Информационно-консультационную службу.
Служба нацелена на оказание услуг по следующим направлениям:
- организационно-методическая и учебная деятельность;
- экономико-правововая работа;
- технологическое консультирование в растениеводстве и животноводстве;
- аграрные преобразования и комплексное развитие сельских территорий;
- информационные технологии и программное обеспечение;
- организация выставочной и рекламно-издательской деятельности;
- бизнес-инвестиционное планирование, анализ и сопровождение проектов.
Для развития данных направлений нами разработаны должностные инструкции и предложен следующий штат специалистов:
- главный специалист по организационно-методической и учебной деятельности (работе).
- главный специалист по экономико-правовой работе.
- главный специалист по технологическому консультированию в растениеводстве и животноводстве.
- главный специалист по аграрным преобразованиям и комплексному развитию сельских территорий.
- главный специалист по информационным технологиям и программному обеспечению.
- главный специалист по организации выставочной и рекламно-издательской деятельности.
- главный специалист по бизнес-инвестиционному планированию, анализу и сопровождению проектов.
Дальнейшее развитие консультирования во многом будет зависеть от количества заинтересованных платежеспособных сельскохозяйственных организаций и бюджетной финансовой поддержки [1].
Основной целью информационно-консультационной службы является повышение эффективности агропромышленного производства на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации.
Реализация данной цели предполагает решение информационно-консультационной службой следующих задач:
- оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
- сбор, обработка и доведение до сельхозтоваропроизводителей востребованной ими информации;
- участие, совместно с органами управления АПК, в реализации государственной агропродовольственной политики;
- консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам организации и управления производством, эффективных технологий, бизнес-планирования, бухгалтерского учета, законодательства и др.;
- участие в реструктуризации и восстановлении экономики неплатежеспособных хозяйств;
- повышение уровня знаний и практических навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения;
- подготовка предложений для органов управления АПК на разработку прикладных научно-исследовательских работ;
- разработка и реализация мероприятий по устойчивому развитию сельской местности.
Из множества причин, сдерживающих развитие Вологодского сельскохозяйственного консультирования, наиболее значимыми являются:
1. Неопределенность правового статуса. Несмотря на признание необходимости развития системы, в том числе определенной важнейшими законодательными документами - Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» и Госпро-граммой, сельскохозяйственное консультирование в Вологодской области не имеет самостоятельного правового статуса.
2. Проблема кадрового обеспечения. Нехватка квалифицированных консультантов является причиной недостаточной активности развития и расширения влияния системы на эффективность сельскохозяйственного производства. Вологодский центр не укомплектован необходимыми специалистами для оказания полного спектра услуг пользователям системы.
3. Низкая степень коммуникативности регионального сельскохозяйственного консультирования с районными сельскохозяйственными организациями, что не позволяет обеспечить повсеместную доступность сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.
4. Состояние материально-технической базы. Вологодская организация сельскохозяйственного консультирования не имеет собственного комфортабельного помещения для приема и оказания консультационных услуг потенциальным клиентам. Необеспеченность необходимым оборудованием и средствами связи также отражается негативно на развитии такого направления деятельности как консультирование сельхозтоваропроизводителей, отсутствие полевых приборов требует замены и устаревшее лабораторное оборудование. Остаются проблемы обеспечения транспортными средствами и программными продуктами, а также низкий уровень государственного финансирования развития данного вида деятельности.
Для решения вышеизложенных проблем, следует обратить внимание на следующее:
1. Наиболее важными направлениями консультационной деятельности на современном этапе развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий является модернизация и инновационное обновление сельскохозяйственного производства, развитие малых форм хозяйствования и решение проблемы занятости сельского населения.
2. В части развития института сельскохозяйственного консультирования, совершенствования механизмов их взаимодействия с региональными органами управления АПК наиболее перспективными организационными формами следует определить учреждения с развитой сетью районных центров. Для обеспечения повсеместного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Вологодской области необходимо более активно развивать районный уровень региональных систем сельскохозяйственного консультирования.
3. Инновационное направление консультационной деятельности требует существенного совершенствования, особенно в части маркетинга потребности в научных разработках, формирования и использования информационных ресурсов и трансферта инноваций. Консультационная помощь должна быть направлена на получение реального экономического эффекта. Развитие выставочно-демонстрационной деятельности является одним из эффективных направлений распространения инновационных технологий и научно-технических достижений.
4. В качестве перспективы развития консультационной деятельности в Вологодской области можно обозначить создание самостоятельного Центра сельскохозяйственного консультирования с районными консультационными центрами. Вследствие чего будет достигнуто разнообразие консультационных услуг. При этом нужно будет добиться эффективного взаимодействия Центра с Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, ВУЗами и Сузами области, финансовыми и кредитными учреждениями. Для успешного функционирования следует обмениваться опытом с информационноконсультационными службами других регионов.
5. Систематизировать и упорядочить систему консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей на федеральном уровне поможет принятие Федерального закона «О сельскохозяйственном консультировании», который находится на обсуждении с декабря 2010 г. На региональном уровне возможно разработать и принять региональные целевые программы развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, в которых предусмотреть целевые индикаторы развития, конкретные мероприятия и ресурсное обеспечение[2].
Для развития консультирования предприятий АПК предлагаем календарный план семинаров на ближайшую перспективу.
С целью расширения клиентской базы следует проводить семинары, круглые столы для организаций АПК во всех районах области при участии глав муниципальных районов.
Для обмена опытом необходимо приглашать специалистов хозяйств на демонстрационные выставки, организованные в передовых хозяйствах области.
Для дальнейшего развития консультационной службы АПК необходимо привлечение специалистов по наиболее актуальным проблемам сельского хозяйства
- агрономии, зоотехнии, экономике, праву - в качестве штатных работников или совместителей. Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области совместно с ИКС имеет возможность предоставить информацию по вопросам государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2012 г.; о мерах господдержки сельскохозяйственного сектора экономики в 2012 г.; о мерах господдержки сельхозтоваропроизводителей из областного и федерального бюджетов в 2012 г.; об организации крестьянско-фермерских хозяйств и мерах господдержки малых форм хозяйствования.
Для функционирования ИКС в Вологодской области нами разработано Положение о консультационной деятельности.
Для того чтобы услуги службы пользовались спросом и были востребованы сельхозтоваропроизводителями необходимо предусмотреть информационное обеспечение деятельности службы, а именно подготовить, издать и распространить ежемесячный журнал «Информационный бюллетень» для сельхозтоваропроизводителей, специальных тематических выпусков «Информационного бюллетеня», методических материалов
В «Информационном бюллетене» - отразить статьи ведущих специалистов всех направлений сельскохозяйственного производства, информацию о новых технологиях, технике, рыночных ценах, итоги работы АПК области.
В спецвыпусках «Информационного Бюллетеня» - информация об изменениях в федеральном и областном законодательствах по земельным отношениям, бухгалтерским и кадровым вопросам, растениеводству, животноводству.
Тиражировать «Информационные Бюллетени» и распространять бесплатно по всем сельскохозяйственным предприятиям области через Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области.
Также возможно предусмотреть: съемку учебных видеофильмов по сельскохозяйственной тематике; для развития сельского туризма - маркетинговые исследования сельских территорий, анализ и распространение информации для привлечения потенциальных пользователей услуг; формирование различных электронных баз данных (сельскохозяйственных товаропроизводителей, инновационных технологий, социально-технического развития сельских территорий) и обеспечение
доступа к ним; подготовка и распространение среди сельхозпроизводителей ежемесячных Информационных пакетов с материалами по вопросам экономического характера, бухгалтерскому учету, налогообложению, кадровому обеспечению, маркетингу, юридическим аспектам, технологическим процессам сельскохозяйственного производства [2].
список литературных источников:
1. Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mcx-consult.ru.
2. Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Информационно-консультационная служба АПК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yariks.info.
The development of information and consulting activities in the agro-industrial complex of the Vologda region
Medvedeva Natalya Aleksandrovna, Can. of Sciences (Economics), professor of the Statistics and Informatics Technologies Chair medvedevana@molochnoe.ru
The Federal State Budget Educational Institution Higher Professional Education the Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy
Abstract: information and consulting activities in agriculture is a reserve of production growth raise and production efficiency increase. In the article the mechanism of the creation of Advisory services in the Vologda region is based on the grounds of the analysis of consulting activities in Russia.
Keywords: information-consulting activity, region, strategy, questionnaires, provision of consulting activities.