Проблемы экономики и менеджмента
сбыта или подрыв монопольного положения другого предприятия).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, управление интеграцией интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса является перспективным направлением развития научных исследований в данной области.
Список литературы:
1. Григорьев Ю.П. Проектирование и развитие системы управления бизнеспроцессами на основе процессно-структурного подхода // Управление развитием отечественных компаний на основе инновационной активности: проблемы и перспективы: Сб. науч. трудов межвузовской науч.-практич. конф. - СПб: Издательство Политехнического университета, 2010.
List of references:
1. Grigoriev Yu.P. Engineering and development of business process management based on process-structural approach / / Manage the development of domestic companies based on innovation activities: Problems and Prospects: Sat. scientific. Proceedings Interuniversity Scientific-practical. Conf. - St. Petersburg: Publishing House of the Polytechnic University, 2010
А.Д. Дымов
аспирант, ГОУ ВПО «Курский государственный университет»
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние региональной системы информационно-консультационного обеспечения. Выделены направления деятельности консультационных служб, способствующие повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: система информационно-консультационного обеспечения, информационные технологии, деятельность консультационной службы.
A.D. Dimov, Kursk State University
REGIONAL SYSTEM OF INFORMATION-CONSULTING MAINTENANCE OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA
Abstract. In article the current state of regional system of information-consulting maintenance is considered. The lines of activity of consulting services promoting increase of efficiency of agricultural production are allocated.
Keywords: system of information-consulting maintenance, information technology, activity of consulting service.
В современном мире развитие большинства сфер деятельности в значительной степени определяется тем, насколько эффективно организовано информационное обеспечение. Новые информационные и коммуникационные технологии играют важную
30
№ 3 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
роль во многих отраслях экономики. Конкурентоспособность отдельных организаций и отрасли в целом, ее привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры.
Суть информационно-консультационной деятельности заключается в оказании нематериальной помощи сельхозпроизводителям в решении проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно.
К сожалению, сегодня в сельском хозяйстве нашей страны процесс построения информационной системы на основе новейших информационных технологий вызван лишь развитием научно-технического прогресса. Большой интерес государства к информатизации в агропромышленном комплексе (АПК) связан с утратой управляемости социально-экономическими процессами на всех уровнях. Переход к рынку и приватизация собственности, основанная на самоустранении государства от управления экономикой, снятия с себя ответственности за судьбу множества предприятий и целых отраслей не могла не привести к снижению агропромышленного производства. Потому, главной причиной зарождения и формирования сферы информационно-
консультационного обслуживания в АПК следует считать усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления как на уровне предприятий, так и на районном, региональном и федеральном уровнях.
Информационно - консультационная служба является наиболее эффективным средством для обеспечения конкурентоспособности аграрного сектора, а, следовательно, экономики в целом, так как воздействует на главные факторы, определяющие конкурентоспособность: интеллектуальный потенциал и мотивацию нации [1]. Сегодня, государство выделяет большие суммы денежных средств на каждый регион для создания региональной информационной системы. Но, к сожалению, как отмечают многие экономисты, затраты на ее создание во много раз превышает эффект от функционирования.
Создание региональной информационно - консультационной системы АПК требует системной ориентации на всех стадиях жизненного цикла проекта. При решении задач региональной информатизации АПК необходимо проведение комплекса мероприятий по образованию недостающих структур информационного рынка, путем выделения из организаций, работающих в инновационном режиме и создание механизмов и инструментов, с помощью которых указанные структуры взаимодействуют на региональном и районном уровнях. Ввод в действие побудительных механизмов взаимодействия различных организаций в системе призван обойти трудности, связанные с ведомственной разобщенностью, добиться максимальной отдачи, заставляя участников выявить свои предпочтения, формируя виды поведения, которые обеспечивают согласование мотиваций.
Для нашей страны более характерной является трехуровневая информационноконсультационная система. Виды деятельности, которой представлены в таблице 1.
№ 3 - 2011
31
Проблемы экономики и менеджмента
Таблица 1 - Виды деятельности информационно-консультационной систем (ИКС)
Уровень ин< юрмационно-консультационной системы
Федеральный Региональный Районный
Информационная деятельность Информационная деятельность Информационная деятельность
Методологическое обеспечение ИКС Методологическое обеспечение ИКС Инновационная деятельность
Подготовка специалистов ИКС Организация и координация ИКС Маркетинговая
Организация и координация ИКС Инновационная деятельность Консультационная
Инновационная деятельность Маркетинговая Программное обеспечение
Консультационная Консультационная Издательская деятельность
Программное обеспечение Программное обеспечение
Организация государственной поддержки ИКС Обеспечение обратной связи товаропроизводителей с разработчиками НТР
Издательская деятельность Издательская деятельность
Система информационно-консультационного обеспечения представляет собой совокупность двух взаимодействующих подсистем: информационная система АПК и система информационно-консультационных служб. Систему управления АПК следует считать ее базисом. В связи с организацией в регионах множества информационноконсультационных формирований, работающих в сфере агропромышленного производства, необходимо определить характер их коммуникации между собой и с информационной системой АПК, а также средства взаимодействия и координации с системой управления отрасли [3].
Сельское хозяйство, как никакая другая отрасль народного хозяйства, нуждается в адаптации технологий к особенностям региона. Необходим всесторонний учет риска управленческой деятельности, так как зависимость условий и результатов производства от случайных, прежде всего погодных, биологических и рыночных факторов особенно велика. Информационно-консультационная деятельность имеет жестко индивидуальный подход к каждому клиенту, требует профессионализма и значительной специализации. Помощь в решении комплексных проблем управления в сельском хозяйстве чаще всего может осуществляться консультантами не единолично, а командой разнопрофильных специалистов. Незнание тонкостей технологии может привести к отрицательному результату, невосполнимым потерям, экологическому ущербу. Именно этот фактор недостаточно учтен в реализации создания системы информационноконсультационного обеспечения АПК.
Важным направлением в деятельности консультационных служб является изыскание возможностей повышения рентабельности сельского хозяйства. Она должна способствовать получению в производстве дополнительных доходов. Сегодня эта задача, должна рассматриваться в стратегическом аспекте поскольку она становится важнейшей составляющей программы социально-экономического оздоровления села.
32
№ 3 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
Во многих регионах поиск рациональных решений в создании системы информационно-консультационного обеспечения ведется не на основе предварительного научного моделирования, а в ходе практической деятельности ее формирований методом проб и ошибок. При этом реализуется лишь часть имеющихся резервов повышения эффективности их работы. Нередко мероприятия, формирующие эффект у производителей информационно-консультационных услуг, приводят к экономическим потерям ее потребителей [4].
Одной из важных проблем в развитии информационно-консультационной систем аграрного сектора является создание действенного механизма передачи инноваций, которое будет содействовать росту эффективности сельскохозяйственного производства путем повышения мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей к принятию решений в пользу реализации достижений научно-технического прогресса [2].
Важным условием результативной работы современной информационноконсультационной системы является наличие нормативно-правовой базы. Создание, которой на сегодняшний день значительно отстаёт от реальных потребностей. Отдельные федеральные законы лишь в той или иной степени затрагивают деятельность службы.
Таким образом, в современном мире развитие информационно-
консультационного обеспечения необходимо, прежде всего, для предоставления знаний и навыков, необходимых в сельскохозяйственном производстве для освоения и применения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве с целью повышения продуктивности и улучшения жизненных стандартов.
Основная задача государства в области информационной политики заключается в том, чтобы обеспечить постоянное пополнение информационных фондов, развивать на основе коммуникационных технологий информационную систему, способную обеспечить товаропроизводителям максимально свободный доступ к информационным ресурсам в сфере науки, технологий и образования.
Сегодня концепция информационно-консультационного обеспечения АПК региона она находится в стадии формирования и поиска. Особенность системы информационноконсультационного обеспечения заключается в том, что она приспосабливается к условиям развития того или иного региона и отрасли, к структуре АПК, системе управления, обеспечения и обслуживания, потенциально внедряясь в них с целью их улучшения.
Список литературы:
1. Заика С. Б. Информатизация аграрного производства в России. //Аграрная наука. - №12. - 2007.
2. Кошелев В.М. Опыт и проблемы становления сельскохозяйственного консультирования в России // Новое сельское хозяйство. - 2006. - №6.
3. Палаткин И.В. Информационно-консультационное обеспечение институцио-
№ 3 - 2011
33
Проблемы экономики и менеджмента
нальных преобразований АПК региона. - М.: Росинформагротех. - 2003.
4. Юрьева Г.И.. Региональная система информационно-консультационного обеспечения АПК. Москва. - 2008.
List of references:
1. Stutterer S. B.Informatizatsija of agrarian manufacture in Russia. //the Agrarian science. - №12. -
2007.
2. Koshelev of V.M.Opyt and problems of formation agricultural Consultations in Russia //New agriculture. - 2006. - №6.
3. Палаткин I.V.information maintenance Institutional transformations of agrarian and industrial complex of region. - М: Росинформагротех. - 2003.
4. Jureva G. I. Regional system it is information - Consulting maintenance of agrarian and industrial complex. Moscow. - 2008.
А.А. Игнатьев
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: В статье проводится анализ основных направлений государственного регулирования и отраслевой политики в туризме Российской Федерации. Рассматриваются концепции и программные документы социально-экономического развития страны и туристской отрасли, даются рекомендации по совершенствованию отраслевого менеджмента в туризме РФ. Также обосновываются основные мероприятия, позволяющие повысить инновационный потенциал туристской сферы в стране и результативность распределения бюджетных средств.
Ключевые слова: туристская отрасль; государственное регулирование туризма; концепция развития туризма; стратегия развития туризма; инновации в туризме; результативность отраслевого рынка.
A.A. Ignatiev, Ph.D., Plekhanov Russian Economic University
MANAGEMENT DEVELOPMENT IN THE TOURISM INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: The article analyzes the main directions of state regulation and industrial policy of tourism industry in the Russian Federation. The concepts and policy documents of socio-economic development and tourism industry are examined; recommendations for management improving in the tourism industry are given. The major activities that increase the innovative potential of the tourism areas and the impact of budget distribution are also justified
Keywords: tourism industry, tourism state regulation, tourism development concept, tourism development strategy, tourism innovations, the efficiency of the industry's market.
Согласно утвержденной Правительством РФ в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция), «особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития» [1; с.6]. Практическая реали-
34
№ 3 - 2011