Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникативных технологий, как фактор конструктивного управления социально-экономическими процессами'

Развитие информационно-коммуникативных технологий, как фактор конструктивного управления социально-экономическими процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлинская Оксана Геннадьевна, Щеголев Алексей Алексеевич, Костюков Константин Иванович

В статье рассмотрены основные аспекты использования информационных технологий, как органами в сфере обеспечения управления миграционными процессами, так и самими мигрантами. Предложены пути совершенствования управленческой деятельности по вопросам миграции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES, AS A FACTOR OF CONSTRUCTIVE MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES

This article describes the main aspects of the use of information technology, as authorities in the field of migration management, and the migrants themselves. Suggest ways to improve management activities on migration in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникативных технологий, как фактор конструктивного управления социально-экономическими процессами»

УДК 338.2 О.Г. Орлинская А.А. Щеголев К.И. Костюков

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ФАКТОР КОНСТРУКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты использования информационных технологий, как органами в сфере обеспечения управления миграционными процессами, так и самими мигрантами. Предложены пути совершенствования управленческой деятельности по вопросам миграции в Российской Федерации.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, интернет-ресурсы, миграционные процессы.

Oksana Orlinskауа Alexei Shchegolev Konstantin Kostjukov

THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES, AS A FACTOR OF CONSTRUCTIVE MANAGEMENT OF SOCIO- ECONOMIK PROCESSES

Annotation. This article describes the main aspects of the use of information technology, as authorities in the field of migration management, and the migrants themselves. Suggest ways to improve management activities on migration in the Russian Federation.

Keywords: information and communication technology, Internet resources, migration processes.

Регионы Российской Федерации являются полигоном, где наблюдаются локальные экономические, социальные, демографические, экологические, информационные и другие процессы. Рациональное функционирование каждого из них обеспечивает стабильное экономическое развитие, а отклонения, могут угрожать его экономической безопасности. Одними из таких процессов являются миграционные. В эпоху глобализации современного мира вопросы регулирования миграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства. Умение выстроить стратегию управления этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективного его развития.

Интеграция России в международный рынок труда предполагает вовлечение ее в процессы внешней трудовой миграции, экспорта и импорта рабочей силы. Последний, как показывает опыт, является необходимым элементом формирования собственного (национального) рынка труда. В настоящее время российский рынок труда привлекает значительное количество иностранных трудовых мигрантов. Трудовая миграция является самым массовым и динамичным миграционным потоком в России. Привлечение иностранных работников в экономику страны за последние десять лет выросло в несколько раз, и будет расти дальше.

В первую очередь это связано с тем, что на протяжении последних десяти лет, в целом по России продолжается процесс естественной убыли населения. По данным Росстата [7] в январе 2015 года в России отмечалось снижение числа родившихся (в 68 субъектах Российской Федерации) и увеличение числа умерших (в 52 субъектах). В целом по стране в январе 2015 года число умерших превысило число родившихся в 1,2 раза (в январе 2014 года - в 1,1 раза), в 26 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-2,1 раза.

Согласно прогнозам сокращаться будет не только население страны в целом, но и ее трудовой потенциал. Так, согласно статистике, численность населения в трудоспособном возрасте, по сравнению с 2013 годом, снизилась на 975,9 тыс. или на 1,1 % (в 2012 году, по сравнению с 2011 годом на

© Орлинская О.Г., Щеголев А.А., Костюков К.И., 2015

917,7 тыс. или 1,1 %) и составила к началу 2012 года 85,2 млн. человек. В таблице 1 представлен прогноз численности населения по отдельным возрастным группам до 2025 года, согласно которому данный процесс будет иметь долгосрочный характер.

В последние годы в России наблюдается процесс старения населения. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7 %. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 13,1 % жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более. Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин. В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют более двух третей (68,2 %). В возрастной группе 85 лет и старше численность женщин превышает численность мужчин в 3,8 раза.

Таблица 1

Прогноз численности населения по отдельным возрастным группам (на начало года)

Годы Моложе трудоспособного возраста Трудоспособного возраста Старше трудоспособного возраста

тысяч человек в процентах от общей численности населения тысяч человек в процентах от общей численности населения тысяч человек в процентах от общей численности населения

Низкий вариант прогноза

2016 26246,5 17,9 84244,8 57,5 36091,1 24,6

2017 26702,8 18,2 83226,1 56,7 36843,0 25,1

2018 27129,7 18,5 82211,2 56,0 37539,3 25,5

2019 27406,1 18,7 81327,9 55,3 38172,5 26,0

2020 27568,9 18,8 80580,2 54,9 38701,6 26,3

2021 27652,7 18,9 79811,3 54,4 39249,4 26,7

2022 27680,3 18,9 79178,3 54,0 39638,0 27,1

2023 27651,1 18,9 78636,0 53,8 39916,9 27,3

2024 27437,6 18,8 78250,3 53,7 40150,9 27,5

2025 27075,4 18,6 78016,6 53,7 40312,6 27,7

Предоставленные Росстатом цифры [7] показывают, что в ближайшем будущем существенно вырастет демографическая нагрузка детьми и пожилыми гражданами на трудоспособное население. Так, показатель демографической нагрузки увеличился до 687 человек на 1000 населения трудоспособного возраста (в 2012 году - соответственно 664), в т.ч. нагрузка детьми - 290 (280), и людьми пенсионного возраста - 397 (384). И согласно прогнозу, представленному в таблице 2, существующая нагрузка будет только увеличиваться.

Существующую проблему еще в сентябре 2011 года обозначил в своем докладе секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев в Южно-Сахалинске на выездном совещании в Дальневосточном федеральном округе. Он сообщил, что Россия «вступает в наиболее сложный с точки зрения демографической ситуации период»: в ближайшие полтора десятилетия «численность населения в трудоспособном возрасте... уменьшится не менее чем на 10 миллионов человек. При этом резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны» [1].

Между тем эти цифры ни в коей мере не могут считаться сюрпризом. Демографы уже многие годы предупреждали, что сокращение численности населения в стране шло, идет и будет идти нарас-

тающими темпами, демографическая «нагрузка» на трудоспособное население будет только увеличиваться. Их данные говорят о том, что, хотя пертурбации 1990-х гг. углубили негативные явления в этой области, сама тенденция сформировалась давно еще в 1960-е годы зафиксировано падение нет-то-коэффициента воспроизводства населения ниже единицы. И, более того, эта тенденция носит общемировой характер. Совершенно очевидно, что никакие частные успехи в борьбе за повышение рождаемости и снижение смертности в ближайшее время не сломят эту тенденцию.

Таблица 2

Прогноз коэффициента демографической нагрузки (на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных, на начало года)

Низкий вариант прогноза Средний вариант прогноза Высокий вариант прогноза

в том числе лиц в в том числе лиц в в том числе лиц в воз-

Л ч о возрасте: о возрасте: о расте:

о и и о 0й моложе старше е с 0й моложе старше е с 0й моложе старше

трудоспо- трудоспо- трудоспо- трудоспо- трудоспо- трудоспо-

собного собного собного собного собного собного

2015 707 298 409 709 299 410 712 301 411

2016 730 307 423 734 309 425 738 312 426

2017 748 314 434 755 317 438 761 321 440

2018 766 320 446 775 325 450 784 330 454

2019 780 324 456 793 331 462 804 337 467

2020 790 326 464 806 334 472 821 343 478

2021 799 327 472 820 338 482 839 349 490

2022 805 327 478 830 340 490 852 353 499

2023 809 327 482 838 342 496 863 357 506

2024 807 323 484 842 341 501 871 359 512

2025 803 318 485 842 338 504 876 359 517

Итак, в ближайшие 8-10 лет решающим ограничением планов нашей страны быть одной из экономически развитых стран станет недостаток трудовых ресурсов. В современной демографической ситуации международная миграция для России - один из возможных источников пополнения убывающего населения страны и расширения трудовых ресурсов. Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики являются необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

В настоящее время миграционные потоки на территории Российской Федерации порождают много проблем. Присутствие такого явления, как нелегальная миграция стимулирует рост теневой экономики, способствует развитию криминальных структур, связанных с транспортировкой наркотиков, отмыванием теневых капиталов, незаконным оборотом оружия. В итоге не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения РФ идей национальной нетерпимости и ксенофобии, что представляет угрозу национальной и, в особенности, экономической безопасности России.

Одной из главных задач системы управления миграционными процессами на сегодняшний день должно стать создание благоприятных условий и действенных механизмов для привлечения востребованных экономикой специалистов разной профессиональной направленности. Для реализа-

ции положительного потенциала, заложенного в этих процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована. В противном случае увеличатся риски, связанные с миграцией, а выигрыши от нее снизятся, поскольку следует ожидать сохранения неблагоприятных тенденций, проявляющихся в последние годы [3].

В условиях информационной эпохи влияние власти на миграционную политику не может быть эффективной без опоры на информационную составляющую, без выявления информационно-коммуникативных механизмов самой миграции, без изучения информационно-коммуникативных миграционных отношений [2]. Это лишний раз доказывают принципы, заложенные в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации от 13 июня 2012 г., согласно которым признается целесообразным обеспечить открытость и доступность информации о миграционных процессах, а также расширить использование информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики [4]. В настоящее время у государства появились новые возможности и реальные перспективы по совершенствованию методов регулирования миграционной политики в современной России.

В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, Федеральная миграционная служба (ФМС) полномочна организовывать и осуществлять в соответствии с законодательством РФ «информационное и правовое обеспечение деятельности ФМС России, ее территориальных органов, а также иных, входящих в систему ФМС России, организаций и подразделений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности», «создает единую информационную систему., формирует и ведет федеральные базы данных, а также обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности» [5]. Исследование информационной поддержки и сопровождения миграционной деятельности ФМС показало, что использование информационных технологий в регулировании процессов, связанных с современной российской миграционной политикой, остается не достаточно эффективным и на сегодняшний день носит, как положительную, так и отрицательную направленность. Давайте рассмотрим, в какой мере используются информационные технологии, как органами в сфере обеспечения управления миграционными процессами, так и самими мигрантами.

Одним из главных применений данных технологий является создание и функционирование официального сайта ФМС Российской Федерации, а также отдельных официальных сайтов Управлений ФМС по отдельным округам. На данных ресурсах можно найти последние изменения в законодательной базе по вопросам миграции, нормативно-правовую информацию, различные памятки иностранному гражданину (на русском и английском языках) и даже автоматическую службу проверки подлинности документов. Одним из важных плюсов является предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий. На сегодняшний день любой, как российский, так и иностранный гражданин может получить онлайн-консультацию, либо подать заявку через интернет-приемную в электронном виде на оформление предоставленных перечнем документов. Срок рассмотрения электронного обращения в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» составляет 30 дней со дня регистрации. Положительным показателем является то, что данные ресурсы изучают мнение посетителей о своей работе с целью ее усовершенствования, представляя опросы мнения пользователей.

К отрицательным моментам можно отнести тот факт, что существующие на данный момент на сайте ФМС РФ электронная «Биржа вакансий» для иностранных граждан, а также федеральный информационный портал «Работа в России» во-первых, исключительно на русском языке, а во-вторых, рассчитаны в основном на высококвалифицированных специалистов. Но, если обратиться к

статистике, то в большей степени трудовые мигранты в России - это граждане ближнего зарубежья, не имеющие никакого образования и зачастую не на высоком уровне владеющие русским языком, что соответственно осложняет их доступ к этим ресурсам. В итоге прибывающие из-за рубежа такие мигранты в большинстве не имеют представления, где в итоге на территории России они будут находиться и работать. То же самое можно сказать и о предоставлении государственных услуг. Проанализировав ряд причин отклонения рассмотрения интернет-заявки, в случае неправильного ее заполнения, становится ясным, что имеющаяся возможность подачи электронной заявки абсолютно бесполезна для этой категории граждан.

Несомненно, потенциал данных ресурсов огромен, но использован на сегодняшний день далеко не полностью. Создание единых баз данных, информации о вакансиях, доступ к нормативным документам - все это, безусловно, важно, но подход к их созданию и функционированию должен быть изменен. Одним из шагов по улучшению ситуации, на наш взгляд должно стать создание и внедрение единого информационного разноязыкового ресурса трудоустройства иностранных граждан. Предлагаемый ресурс позволит получить иностранным гражданам на их родном языке не только нормативно-правовую информацию, но и позволит сориентироваться в сложившейся ситуации на региональных рынках труда, что в реальности поможет им в кратчайшие сроки найти работу и с другой стороны сократить время и затраты российских работодателей для получения необходимого количества временных трудовых мигрантов в качестве легальной рабочей силы. Установка на территории регионов и, особенно в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации сети терминалов с данной системой, позволит иностранным гражданам уже при въезде спланировать собственные действия с учетом реальной обстановки [6]. Для удобства пользования информационный ресурс будет содержать дополнительную информацию (рынок жилья, медицинские учреждения, правоохранительные органы, диаспоры и т.д.) о регионе пребывания иностранного гражданина. Ресурс будет носить не только информативную направленность, но и будет предназначен для получения статистической информации для возможности проведения миграционного мониторинга, как в регионах, так и по всей России в целом. От этого выиграет только государство: оно получит дополнительный контроль над трудовой миграцией и возможность привести ее в цивилизованное русло.

Бесспорно, возможность применения самими мигрантами новейших информационных технологий способствует развитию трудового обмена между странами. Помогая преодолеть расстояния, убрать всевозможные преграды на пути поиска работника или работодателя, Интернет превращается во всемирное рекрутинговое агентство, вытесняя другие способы поиска работы, используемые ранее. Развитие коммуникационных технологий, как составляющей части всеобщей информатизации, и использование их мигрантами указывает на перспективность данного вектора развития и возможность повышения эффективности проводимой миграционной политики [2].

В целом можно сказать, что применение новейших информационных и коммуникационных технологий мигрантами способствует выведению управления миграционными процессами на качественно иной уровень. Развитие новейших Интернет-технологий оказало большое влияние на модернизацию инструментов регулирования многих социально-экономических процессов, в числе которых и миграционные.

Библиографический список

1. Национальная безопасность и миграция. Российский аспект: отчет международного научно-практического семинара [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. komitet2-16.km.duma.gov.ru (дата обращения: 13.04.2015).

2. Боженов, С. А. Информационно-коммуникативные механизмы миграционной политики: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10 [Электронный ресурс] / Боженов Сергей Анатольевич. - Режим доступа: http://www.dissercat.com (дата обращения: 26.05.2014).

3. Иванова, Е. А. Возможности и перспективы новейших информационных технологий в регулировании миграционной политики Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 [Электронный ресурс] / Иванова Екатерина Александровна. - Режим доступа: http://www.rad.pfu.edu.ru/ (дата обращения: 26.05.2014).

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена президентом РФ от 13.06.2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news (дата обращения: 13.04.2015).

5. Орлинская, О. Г. Модернизация системы миграционного учета по средствам поэтапной автоматизации / О. Г. Орлинская // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 4(37). - С. 253256.

6. Орлинская, О. Г. Разработка информационно-аналитического ресурса миграционных потоков / О. Г. Ор-линская // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - № 75(4). - С. 239-244.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 12.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.