Е.А. Иванова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НОВЫХ КООРДИНАТАХ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Статья посвящена насущной проблеме, стоящей перед современной Россией, -регулированию трудовой миграции. Миграционные процессы, присущие населению издавна, в современном мире только нарастают. Бесконечной вереницей, опоясывающей планету, от континента к континенту тянуться трудовые мигранты в поисках работы и лучшей доли. Поиском эффективных методов регулирования миграционных процессов заняты многие руководители стран и российские здесь не являются исключением.
Применение новейших информационных и коммуникационных технологий мигрантами способствует выведению управления миграционными процессами на качественно иной уровень. Информационная открытость, ставшая реальностью благодаря использованию глобальной сети Интернет, предоставляет новые возможности как для трудовых мигрантов, так и для государственных структур, деятельность которых направлена на контроль и учет за мигрантами на территории Российской Федерации.
Ключевые слова:
миграция, миграционная политика, мигранты, миграционные процессы, демография, население, занятость, информационные технологии.
E.Ivanova
MIGRATION PROCESSES IN THE NEW COORDINATES: REALITIES AND PROSPECTS
Abstract
The Article is devoted to the urgent problem of regulation of labor migration in modern Russia. Migration processes inherent in the population long since, in the modern world increase. An endless encircling the planet from continent to continent to reach migrant workers in search of work and a better life. The search for effective methods of regulation of migration processes employed, many leaders and Russian here are no exception.
The use of advanced information and communication technologies migrants promotes the excretion of migration management to another level. Transparency became a reality thanks to the use of the global Internet, provides new opportunities for migrant workers and for government agencies, which have focused on the control and accounting for migrants on the territory of the Russian Federation.
Key words :
migration, migration policy, migrants, migration, demography, population, employment, information technology.
Поиском эффективного метода регулирования миграционных процессов правительство Российской Федерации занято не первый год. Изменения, поправки и дополнения в соответствующие законы длинной чередой дополняют и уточняют друг друга. Однако, миграция, являясь непростым и
многогранным явлением по своей сути, усложняется еще и большим количеством политических, экономических и социальных факторов, влияющих на нее, а реалии настоящего времени, с санкциями, инфляцией и скачками курсов валют ещё больше усугубляют положение дел.
Сопоставляя число иммигрантов и эмигрантов с датами принятия очередных законов в сфере миграционной политики, можно увидеть, как менялось это число, и сделать вывод о том, что миграционные процессы напрямую связаны с конкретными действиями государства, направленными на их совершенствование в России. По оценке экспертов, в ответ на ужесточение правил получения разрешений на работу для граждан СНГ и сокращение квоты на 2009 г. нелегальная миграция в Россию существенно увеличилась [5; с. 19]. Следствием чего являлись многочисленные нарушения прав мигрантов, ухудшение условий их труда и усиление эксплуатации. Безусловно, число мигрантов прямо зависит от изменений в законодательстве, его ужесточение носит порой пагубные последствия для развития экономии и инвестиционной привлекательности России. Так, указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» содержит ряд нововведений, например введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации для мигрантов, желающих трудоустроиться, исключение составляют высококвалифицированные специалисты [18]. Нововведение вступило в силу с ноября 2012 г., на наш взгляд мера вполне обоснованная, но с учетом степени коррумпированности практически всех органов власти стоит опасаться роста нелегальной миграции. Теневой «миграционный бизнес», который приносит миллиарды прибыли криминальным посредникам и недобросовестным работодателям, одновременно оборачивается огромными финансовыми потерями нашего государства. По оценке эксперта И.В. Ивахнюк, российский бюджет недополучает 200-250 млрд. руб. ежегодно из-за налогов, не выплаченных нелегальными трудовыми мигрантами [5; с. 26].
Но не успели мигранты адаптироваться к нововведениям, как с 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматри-
вающий ряд изменений в виде необходимости получения патента на трудоустройство у юридических и физических лиц. Стоимость патента каждый регион определяет самостоятельно (в Москве и Подмосковье его стоимость составляет 4 тыс. руб. в месяц) и действовать будет только в том регионе, где приобретен, к тому же занятость не по указанной в патенте профессии, влечет наложение административного штрафа [13].
Закон также обязывает трудовых мигрантов предоставить подтверждение отсутствия судимости, медицинскую страховку и пройти медкомиссию. Нарушившим правила пребывания запретят въезд в страну на 10 лет. Кроме того, вводятся биометрические загранпаспорта, что исключает возможность фальсификации личности.
Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз, начавший официальное функционирование с 1 января 2015 года, куда входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика (официальное вхождение в ЕАЭС намечено на май 2015 г.) и Российская Федерация. В рамках сотрудничества подразумевается не только экономическое сотрудничество, но и свободное движение рабочей силы, а также создание единого рынка труда [12].
Изменения в законодательстве незамедлительно привели к стремительному сокращению количеству мигрантов в России. По данным ФМС, в начале 2015 года число въехавших в страну уменьшилось на 70% [13], по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.
Однако, не только ужесточения правил въезда и пребывания на территории Российской Федерации послужило причинной массового оттоком трудовых мигрантов. Свою лепту в резкое сокращение численности иностранных работников внесли экономические потрясение в мире и падение курса рубля. В пересчет на большинство денежных единиц стран СНГ, доходы мигрантов сократились в несколько раз, что стало просто экономически нецелесообразно продолжать работать в чужой стране. Отмечается, что доходы мигрантов в результате падения курса рубля сократились в среднем на 30-40 процентов, также национальные банки констатируют снижение в долларовом эквиваленте денежных переводов от мигрантов. По данным Национального банка Кыргызстана, объем чистого притока денежных переводов физических лиц за 9 месяцев 2014 года составил 1,4 млрд. долларов. Значительная часть перево-
дов была осуществлена в российских рублях, что непосредственно обусловлено тем, что основная доля мигрантов получает свой доход в рублях, а не долларах. Так, за рассматриваемый период чистый приток денежных переводов в российских рублях увеличился на 8,7 %, но в пересчете на доллары снизился на 3,6 %. Сокращение переводов, по словам экспертов, в свою очередь может оказать негативное влияние на экономику республики в целом, и в частности, на кыргызский сом. Только в этом году Национальный банк провел интервенции на сумму более 200 миллионов сомов, сократив объем золотовалютных запасов на 114,7 миллиона сомов. В России, по неофициальным данным, находится свыше 750 тыс. кыргызстанцев, в Казахстане - 150 тыс. В год мигранты отправляли на родину до 2 миллиардов долларов, а это более трети ВВП страны [1].
Количественные изменения иностранных работников уже к марту 2015 года коснулись многих сфер экономики нашей страны и затронуло экономики стран выходцев мигрантов: от сокращения количества денежных переводов, телефонных переговоров (сокращение тарифных планов, ориентированных на мигрантов), до увольнения штатных сотрудников в юридических фирмах, которые оказывали содействие мигрантам в оформлении необходимых документов, и падение цен на недвижимость.
Таким образом, вместе с оттоком мигрантов без клиентов остается и бизнес, который был ориентирован исключительно на них. За годы постоянного роста числа иностранцев в России, компании успели создать выгодные для зарубежных гостей предложения. Все это отнюдь не положительно сказывается на и без того непростом положении в экономике Российской Федерации в начале 2015 года.
Вопрос о том: сколько мигрантов трудится в нашей стране и ее столице без законного разрешения остается без ответа, эксперты расходятся в оценках.
В России информация о трудовой миграции собирается несколькими ведомствами, таким образом, как отмечает С.В. Рязанцев, «она фактически «растворена», что в итоге приводит к тому, что ни один из источников информации не является детальным и предельно точным» [17; с. 39]. Именно качественные и достоверные статистические данные о точном количестве числа мигрантов, находящихся на определенной территории, ставят задачи относительно выстраивания дальнейшей миграционной по-
литики и определяют возможные инструменты регулирования миграционными процессами. Ведь «нельзя регулировать того, о чём ничего не знаешь» [8], как грамотно заметил эксперт В.И. Мукомель. На данный момент «разброс оценок неприлично велик, даже когда речь идёт об общей численности трудовых мигрантов в России, варьируется от 1,5 до 15 млн. человек» [8]. Разница в оценках неприлично велика.
По данным ФМС, за 11 месяцев 2014 г. в Россию въехали 16 млн. 458 тыс. 913 иностранных граждан. На миграционный учет поставлены более 8 млн. 5 тыс. человек (за аналогичный период 2013 г. - въехали свыше 17 млн. 125 тыс. человек, на учет встали более 7 млн. 56 тыс.). Миграционными службами было выдано 1 млн. 126 тыс. разрешений на работу, из них более 170 тыс. - для высококвалифицированных специалистов. В Московской области было оформлено более 562 тыс. подобных документов [11].
В Москву за 9 месяцев 2014 г. прибыли свыше 1,2 млн. человек, указавших трудоустройство в качестве цели визита. Из них более 214 тыс. иностранных граждан имели действительное разрешение на работу, более 396 тыс. - миграционный патент. Всего число трудовых мигрантов, вставших на учет в столице за 9 месяцев 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., выросло почти на 50% и составило 2 млн. 186 тыс. граждан (в 2013 г. - 1 млн. 458 тыс.). Всего с января по ноябрь 2014 г. в Москве было выдано 700 тыс. миграционных патентов [7].
Тем временем, нисходящий демографический тренд прогнозируется для Российской Федерации вплоть до середины века. Согласно среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики, рассчитанному от базы последней переписи 2002 года, население России к 2026 году уменьшится до 137 млн. человек. Этот вариант исходит из довольно оптимистических ожиданий в отношении рождаемости и очень осторожных оценок средней продолжительности жизни. Подъем суммарного коэффициента рождаемости Федеральной службы государственной статистики прогнозируется с 1,2 ребенка на 1 женщину в 2000 году до 1,65 в 2025 году [2]. При этом общий коэффициент рождаемости в расчете на 1000 человек будет расти до 2015 года, а затем начнет снижаться из-за изменений в возрастной структуре населения (8,7 промилле в 2000 году, 12,0 промилле в 2015 году и 9,8 промилле в 2025 году). Проводимая государством политика стимулирования рож-
даемости, в виде материнского капитала на второго ребенка, и присоединения Крыма в 2014 году довели численность населения Российской Федерации до 146 270 033 человек на 1 января 2015 года, согласно последним официальным данным Федеральной службы государственной статистики [14]. Однако, увеличение численности население незначительно и не покрывает будущих потребностей в трудовых ресурсах.
Прогнозная динамика численности населения России по прогнозу ООН, 2005-2050. WPP-2004, все варианты (миллионов человек) [2]
Как видно из графика, все варианты WPP-2004 предполагают уменьшение к 2050 г. численности населения России, причем разброс оценок этого уменьшения чрезвычайно велик: от 8,7 до 50,8 млн. человек [2]. При этом все варианты прогноза предусматривают уменьшение среднегодовых величин снижения численности населения на всем прогнозном периоде или на большей его части. Увеличение средней продолжительности жизни мужчин к 2026 году предполагается до 62 лет, женщин - до 75 лет. Снижения же коэффициента смертности на 1000 человек не ожидается из-за общего постарения населения. Согласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7%.
Таким образом, к 2030 году людей в трудоспособном возрасте в России станет на 18 миллионов меньше, следственно страна потеряет около 20% трудоспособного населения, что существенно повлияет на экономику и благосостояние россиян [3]. Рассматриваемый вариант прогноза Росстата исходит также из увеличения чистой иммиграции в Россию со 175 тысяч человек в среднем за год в 2006-2010 годах до 415 тысяч человек в 2025 году. При сохранение современных демографических реалий, численность населения Российской Федерации неизбежно сократиться до 125 млн. человек к концу первой четверти нашего века [16; с. 8]. А к середине XXI века, при отсутствии должного миграционного прироста, но при определенном прогрессе в отношении рождаемости и средней продолжительности жизни население России может сократиться до 100 млн. человек.
В пессимистических оценках, относительно численности населения Российской Федерации, эксперты ООН не одиноки. Российские ученные также не дают благоприятных прогнозов на ближайшие десятилетия, однако рассматривают вариант развития событий ещё и при условии исключения миграционных потоков.
Естественная убыль населения России в 2005-2026 годах при отсутствии иммиграции, тысяч человек [9; ^10]
Как видно из графика, в 2007 году естественная убыль трудоспособного населения сравнительно небольшая - около 300 тыс. человек, а в 2010-2018 гг. сокращение превысит 1 млн. человек в год. В сумме в период до 2026 г. естественная убыль трудоспособного населения достигнет более 18 млн. человек. Если сравнивать полученную величину с численностью занятых в экономике России, составляющей 67 млн. человек [9; с.9], чрезвычайная серьёзность ситуации становится очевидной. Это дает основание утверждать, что в ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России. Вместе с тем приведенный расчет хорошо иллюстрирует масштаб и остроту проблемы.
Привлечение иностранных работников становиться насущной необходимостью для восполнения трудовых ресурсов и дальнейшего успешного развития России, а резкое их сокращение, в свою, очередь, неизбежно приведет к значительным потерям в первую очередь в экономике страны.
Согласно авторитетному мнению одного из ведущих российских экспертов по проблемам миграции Ж.А. Зайончковской, для полного возмещения естественных потерь «трудоресурсного потенциала России» в предстоящие два десятилетия потребовалось бы более 25 млн. иммигрантов. Эксперт подчеркивает, «что речь идет о чистой миграции, то есть о миграционном приросте, разнице между количеством прибывших и выбывших, входящий же поток должен быть еще больше» [3]. При попытке доказать, что иммиграция - это непременное условие успешного развития России в будущем, в одной из своих статей, Ж.А. Зайончков-ская отметила, что «миграция - это душа России» [4] ввиду того, что приток трудовых мигрантов становятся одним их важнейших условий дальнейшего успешного экономического, политического и демографического развития Российской Федерации.
Некоторые шаги правительства, на тернистом пути поиска эффективных инструментов регулирования миграционных процессов, сделаны.
Особого внимания заслуживает Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая была принята летом 2012 года и является серьёзным шагом в непростой истории регулирования миграционных процессов в современной Российской Федерации. Многие эксперты сходятся во мнении, что
данный столь долгожданный и необходимый документ, задаст вектор будущего развития современной миграционной ситуации в России, обозначит долгосрочные цели и задачи. «Наконец-то в таком важном документе мы ушли от шатаний «нужны нам мигранты или не нужны» и твердо сказали: да, они нужны! Нужны при любом сценарии развития России», подчеркивает один из экспертов авторитетного специализированного издания «Миграция XXI век» [15; с. 4]. Пункт №7, второго раздела Концепции, озаглавленного как «Условия формирования и реализации государственной миграционной политики Российской Федерации», гласит: «Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» [6].
Органы государственной власти стали более открытыми и готовыми к диалогу с ученными и общественностью, появился ряд электронных ресурсов. По данным Мониторинга государственных интернет ресурсов, официальный сайт Федеральной Миграционной Службы России занял по итогам 2014 года первое место [10]. Увеличилось количество услуг, представляемых в электронной форме как мигрантам, так и гражданам Российской Федерации. Согласно утвержденной Президентом Российской Федерации от 13 июня 2012 г. «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», информационно-аналитическому обеспечению реализации государственной миграционной политики уделяется большое внимание. Так, согласно данному документу, предусматривается:
а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);
б) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государст-
венной миграционной политики Российской Федерации, в том числе: развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;
в) совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции;
г) информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности [6].
Как видно из перечисленных пунктов концепции, целесообразность привлечения дополнительных трудовых ресурсов извне уже не ставится под вопрос, а принимается как насущная необходимость. Становление вопросов о методах регулирования миграционных процессов, их совершенствовании, уже говорит о том, что государство пришло к осознанию необходимости эффективности управления миграционными процессами.
Государство становится более дальновидным и понимает необходимость перехода на новый качественный этап развития и управления государственными процессами путем высоких технологий, используя Интернет. Применение новейших информационных и коммуникационных технологий мигрантами способствует выведению управления миграционными процессами на качественно иной уровень. Информационная открытость, ставшая реальностью благодаря использованию глобальной сети Интернет, предоставляет новые возможности как для трудовых мигрантов в поиске работы, требований к оформлению и регистрации, так и для государственных структур, деятельность которых направлена на контроль и учет за мигрантами на территории Российской Федерации.
Безусловно, существует множество проблем и возможностей совершенствования миграционной политики России, которая нуждается в модернизации и пересмотре многих подходов и инструментов её регулирования. Как не однократно справедливо замечал выдающийся российский исследователь, В.А. Тишков «политика, основанная на неквалифицированных оценках и бытовых фобиях, расходится с интересами развития страны. Она носит полицейски-ограничительный характер и эти ее черты все усиливаются. Между тем, миграционная политика должна быть направлена прежде всего на поощрение и рациональное регулирование иммиграции в Россию, особенно из других стран бывшего
СССР» [18]. Как показывает практика, некоторые из жестких мер, применяемых, не показали себя как наиболее эффективные, ввиду чего некое послабление жёсткого контроля и перераспределение функций давно назревшая необходимость.
В завершении, необходимо отметить, что на данный момент вызывает опасение то, в какой мере проводимая миграционная политика соответствует целям и задачам развития страны в целом. Заявленная цель новых законов, как утверждает правительство, - снижение количества нелегальных мигрантов, однако, ужесточение требований к мигрантам, ограничение количества квот, введение патентов, усиление контроля со стороны силовых структур и многие другие применяемые государством меры, направленные на жесткое регулирование, могут привести лишь к тому, что часть мигрантов перейдет в нелегальный, теневой сектор экономики, что влечет за собой финансовые потери для страны. Согласно поставленным амбициозным экономическим задачам, в соответствии с которыми Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта к 2015-2020 гг., страна столкнётся со сложностями их реализации без дополнительных привлечений рабочей силы извне. В настоящее время перед правительством Российской Федерации стоит задача выстраивания новой концепции регулирования миграционной политики, которая бы отвечала современным вызовам общества. Повторимся, что миграционная политика - это комплекс сложных процессов и выработать эффективные способы регулирования непростая задача, но вполне посильная. Политика ужесточении и ограничений, как показывает практика, не решает проблем, а даже провоцирует новые, в виде увеличения численности нелегальных мигрантов и роста теневого сектора экономики.
Литература
1. Девальвация в карманах мигрантов. URL: http://rus.azattyk.org/ con-tent/article/26736765.html (дата обращения 03.02.2015).
2. Депопуляционные прогнозы численности населения России в 20052050 гг. URL: http://prognoz.ucoz.net/index/0-15 (дата обращения 03.02.2015).
3. Зайончковская Ж.А. «Интеграция мигрантов - это путь многих поколений». URL: http://migrocenter.livejournal.com/30520.html (дата обращения 03.02.2015).
4. Зайончковская Ж.А. «Миграция - это душа России». URL: http://academ.info/news/15340 (дата обращения 03.02.2015).
5. Ивахнюк И.В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. М.: МАКС Пресс, 2011.
6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402320/ (дата обращения 03.02.2015).
7. Миграционная ситуация в России. Досье. URL: http://tass.ru/info/885026 (дата обращения 03.02.2015).
8. Мукомель В.И. Экономика нелегальной миграции в России. Нельзя регулировать то, о чем ничего не знаешь / Demoscop Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0207/tema01.php (дата обращения 03.02.2015).
9. Нужны ли иммигранты российскому обществу? / Под ред. В.И. Му-комеля и Э.А. Паина. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0277/analit01.php (дата обращения 03.02.2015).
10. Официальный сайт «Мониторинг государственных сайтов». URL: https://gosmonitor.ru/ (дата обращения 03.02.2015).
11. Прощание с Джамшутом. Отъезд мигрантов изменил ситуацию на рынках // Российская газета. 2015. №982. URL: http://www.rg.ru/2015/01/ 27/migranti.html (дата обращения 01.02.2015).
12. Официальный сайт международной организации региональной экономической интеграции Евразийский экономический союз. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения 03.02.2015).
13. Официальный сайт Федеральной миграционной службы URL: http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=117173 (дата обращения 03.02.2015).
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ sta-tistics/population/demography/# (дата обращения 03.02.2015).
15. Пономарева В. «Есть ли жизнь без квоты» // «Миграция XXI век». 2012. №3(12).
16. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года. Статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.
17. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М.: Формула права, 2007.
18. Тишков В.А. «Миграционная политика как угроза национальной безопасности России». URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/ novye_publikacii/migracionn1.html (дата обращения 03.02.2015).
19. Указ Президента РФ 7 мая 2012 г. № б02. «Об обеспечении межнационального согласия». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/396481 (дата обращения 03.02.2015).
References
1. Deval'vatsiya v karmanakh migrantov. URL: http://rus.azattyk.org/ con-tent/article/26736765.html (data obrashcheniya 03.02.2015).
2. Depopulyatsionnye prognozy chislennosti naseleniya Rossii v 20052050 gg. URL: http://prognoz.ucoz.net/index/0-15 (data obrashcheniya 03.02.2015).
3. Zaionchkovskaya Zh.A. «Integratsiya migrantov - eto put' mnogikh pokolenii». URL: http://migrocenter.livejournal.com/30520.html (data obrashcheniya 03.02.2015).
4. Zaionchkovskaya Zh.A. «Migratsiya - eto dusha Rossii». URL: http://academ.info/news/15340 (data obrashcheniya 03.02.2015).
5. Ivakhnyuk I.V. Perspektivy migratsionnoi politiki Rossii: vybor ver-nogo puti. M.: MAKS Press, 2011.
6. Kontseptsiya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Fed-eratsii na period do 2025 goda. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/fed-eral/402320/ (data obrashcheniya 03.02.2015).
7. Migratsionnaya situatsiya v Rossii. Dos'e. URL: http://tass.ru/info/885026 (data obrashcheniya 03.02.2015).
8. Mukomel' V.I. Ekonomika nelegal'noi migratsii v Rossii. Nel'zya regulirovat' to, o chem nichego ne znaesh'. Demoscop Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0207/tema01.php (data obrashcheniya 03.02.2015).
9. Nuzhny li immigranty rossiiskomu obshchestvu? Pod red. V.I. Mu-komelya i E.A. Paina. M.: Fond «Liberal'naya missiya», 2006. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0277/analit01.php (data obrashcheniya 03.02.2015).
10. Ofitsial'nyi sait «Monitoring gosudarstvennykh saitov». URL: https://gosmonitor.ru/ (data obrashcheniya 03.02.2015).
11. Proshchanie s Dzhamshutom. Ot"ezd migrantov izmenil situatsiyu na rynkakh. Rossiiskaya gazeta. 2015. №982. URL: http://www.rg.ru/2015/01/27/migranti.html (data obrashcheniya 03.02.2015).
12. Ofitsial'nyi sait mezhdunarodnoi organizatsii regional'noi eko-nomicheskoi integratsii Evraziiskii ekonomicheskii soyuz. URL: http://www.eaeunion.org (data obrashcheniya 03.02.2015).
13. Ofitsial'nyi sait Federal'noi migratsionnoi sluzhby URL: http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID = 117173 (data obrashcheniya 03.02.2015).
14. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statis-tics/population/demography/# (data obrashcheniya 03.02.2015).
15. Ponomareva V. «Est' li zhizn' bez kvoty». «Migratsiya XXI vek». 2012. №3(12).
16. Predpolozhitel'naya chislennost' naseleniya Rossiiskoi Federatsii do 2025 goda. Statisticheskii byulleten'. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. M., 2005.
17. Ryazantsev S.V. Trudovaya migratsiya v stranakh SNG i Baltii: tendentsii, posledstviya, regulirovanie. M.: Formula prava, 2007.
18. Tishkov V.A. «Migratsionnaya politika kak ugroza natsional'noi bezopasnosti Rossii». URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/ novye_publikacii/migracionn1.html (data obrashcheniya 03.02.2015).
19. Ukaz Prezidenta RF 7 maya 2012 g. №602. «Ob obespechenii mezhnatsional'nogo soglasiya». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/396481 (data obrashcheniya 03.02.2015).