УДК 374.01
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-8-37-41
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. Г. Бурцева
Томский государственный педагогический университет, Томск
Востребованность государства в формировании у детей чувства причастности к истории и культуре России сегодня решается системой образования, в том числе дополнительным образованием. Как эффективная форма внешкольной работы, оно является благоприятной сферой сотворчества ребенка и педагога в формировании культуры обучающихся. Рассматривается культура Мезенского края и борьба русского народа за сохранение самобытности росписи севера России. Отмечается роль традиционного письма на предметах культуры как способ постижения художественной культуры севера России, средство передачи национальных традиций следующим поколениям для развития человеческой культуры. Целью комплекса занятий темы «Мезенская роспись» при выполнении композиции по ее мотивам является развитие художественной культуры у обучающихся Детской школы искусств. Представлены задачи занятий, содержание учебного задания, результаты усвоения знаний обучающихся по разделам рассматриваемой темы. Рассматривается деятельностный аспект изучения темы как основа приобщения обучающихся к творчеству, развитию умения создавать композиции по мотивам рассматриваемой северной росписи. Представлены этапы постижения обучающимися темы, решение обучающих, развивающих и воспитывающих задач. Представлены результаты тестирования обучающихся на начало и окончание изучения темы. Отмечается динамика в познании, развитии обучающихся. Обращается внимание на то, что изучение темы способствует развитию художественной культуры учащихся. Выполнение задания данной темы способствует формированию творческих способностей, художественного вкуса обучающихся и является посильным вкладом молодого поколения в сохранение традиций мезенской росписи и ее популяризации.
Ключевые слова: развитие художественной культуры, дополнительное образование детей, преемственность поколений, декоративно-прикладное искусство, обучающиеся Детской школы искусств, комплекс практических занятий, композиция мезенской росписи.
В настоящее время на государственном уровне востребована всесторонне и гармонично развитая личность, уважающая историю, культуру своей страны. Это закреплено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. [1], в новом Федеральном государственном стандарте образования [2]. Согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры» [3].
Национальную культуру характеризует множественность ее проявления, среди которых отмечается и художественная культура. На традиционности художественной культуры базируется декоративно-прикладное искусство, имеющее ярко выраженные национальные черты. «Опора на авторитет художественной традиции, истории, обращение к национальному прошлому, в котором художественный образ трансформируется через личностные ценности, через эмоциональную сферу, создает естественную передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему [4].
Процесс формирования художественной культуры средствами декоративно-прикладного искусства проектируется как совокупность освоения
знаний, способов деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения, опыта учебно-творческой работы [5].
Приобщение к художественной культуре в настоящее время осуществляется обучающимися школ при изучении многих дисциплин, в наибольшей степени на уроках «Мировая художественная культура» «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература».
Эффективным ресурсом, дополняющим школьное обучение, является дополнительное образование. Дополнительное образование, учреждения которого относятся к эффективным формам внешкольной работы с детьми и подростками, является составной частью системы образования России. К особенностям дополнительного образования относится его способность быстрого реагирования на запросы общества и семьи, создания «ситуации успеха» при благоприятных условиях сотворчества и сотрудничества ребенка и педагога дополнительного образования. Подрастающее поколение, посещая коллективы учреждений дополнительного образования, «на основе личного интереса к выбранному виду деятельности реализует свои естественные потребности в творчестве, расширяет кругозор, приобщается к культуре». Здесь ребенок со-
Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 8 (185)
вершенствуется, «проявляет деятельную сущность, развивая культуру в себе» [6].
Ведущим направлением работы и воспитания системы дополнительного образования, широко востребованным на сегодняшний день, является художественно-эстетическое направление. Художественно-эстетическое воспитание включает в себя усвоение ценностей (духовных и материальных), соблюдение национальных традиций, а также развитие культуры мастерства. В условиях дополнительного образования наполнение программ обучения не ограничено стандартами. Преподаватель имеет возможность выбрать тематическую направленность на основе своего личного опыта, знаний и навыков. Для развития художественной культуры обучающихся в системе дополнительного образования разработан спецкурс художественно-эстетической направленности «Основы изобразительного искусства» (для обучающихся в возрасте 12-16 лет).
Одним из средств воспитания художественной культуры является декоративно-прикладное искусство. Благодаря обращению к декоративно-прикладному искусству - сфере, в которой исторически наиболее точно передаются национальные традиции следующим поколениям, совершенствуется опыт предшествущих поколений, осуществляется развитие человеческой культуры. Для обучающихся Детской школы искусств (в рамках спецкурса дополнительного образования детей) разрабатывается комплекс занятий по теме «Мезенская роспись». Воспитательной целью комплекса занятий является развитие художественной культуры обучающихся через приобщение к художественной культуре Мезенского края.
Всемирно известная мезенская роспись, как один из древнейших видов русской живописи, сохранивших свою традиционность исполнения, зародилась в Архангельском крае. С давних пор «Русский Север рассматривается как заповедник русской культурной традиции» [7]. «Истоки мезенской росписи прослеживаются в искусстве древней Руси, в древних наскальных рисунках пещер Заонежья (возраст которых 2000 лет до н. э.)» [8, с. 127]. Издавна «поморская культура, маргинальная относительно русской культуры центральных областей России, боролась за сохранение своих базовых духовных ценностей». «Носители культуры Русского Севера могли объяснить смысл традиционных форм жизни (обряды, ремесла), их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено» [7]. Символизм, графичность, многоярусность, фризовость составляют основную характеристику мезенской росписи. Не цвет, а линия, контур и силуэт являются основными элементами мезенской росписи, по-
этому данное «направление изобразительного искусства относится к графической живописи» [9, с. 133].
На занятиях через соблюдение традиций в росписи мезенской прялки постигается художественная культура севера России. При изучении данной темы акцентируется внимание на роспись лицевой стороны лопастки (верха) прялки, орнаментальной по исполнению (обратная ее сторона, более композиционно-свободная на данных занятиях не рассматривается). При изучении темы ставятся и решаются нижеперечисленные задачи комплекса занятий.
К обучающим задачам отнесены: познакомить обучающихся с культурой Мезенского края (историко-краеведческими особенностями), предметами бытовой культуры (на примере мезенской прялки), с символическим содержанием росписи мезенской прялки.
Развивающие задачи: способствовать осознанию обучающимися: миропонимания предков на основе трехярусносности росписи; роли художника в исторической связи поколений; личной сопричастности и ответственности за соблюдение традиций при исполнении росписи; способствовать развитию у обучающихся: интереса к художественной культуре Мезенского края Архангельской области как части культуры России; творческих способностей, эстетического и художественного вкуса.
К воспитывающим задачам отнесены: способствовать воспитанию у обучающихся: ответственности за соблюдение традиций исполнения мезенской росписи; осознанности соблюдения традиций мезенской росписи как графического средства связи поколений; осознанности художественной культуры Мезенского края как части художественной культуры России; способствовать формированию у обучающихся: потребности передавать традиции мезенской росписи следующим поколениям; художественной культуры на основе ценностного отношения к художественной культуре Мезенского края как части России.
В ходе практического выполнения задания и подготовке к нему просматривается деятельност-ный аспект изучения темы: способствовать освоению обучающимися этапов исполнения мезенской росписи (орнамент и композиция) и приобретению умений и навыков графического письма для передачи следующему поколению; приобщение обучающихся к культуре Мезенского края; выполнение творческой работы по мотивам мезенской росписи; развитие умения у обучающихся создавать композиции по мотивам мезенской росписи с соблюдением традиций.
При изучении темы делается акцент на следующие разделы: экономное расходование древесины при изготовлении прялки, характерные отличия мезенской прялки от других русских старинных прялок; первые инструменты для росписи прялки,
ее цветовое решение; трехярусное композиционное решение прялки, символизирующее три мира (подземный, земной небесный); соблюдение законов композиции (ритм, симметрия, динамизм, равновесие, равномерность заполнения поля композиции (легкость верха, тяжесть нижней части композиции, взаимоположение элементов).
На занятиях обучающиеся знакомятся с последовательностью выполнения росписи и применяют ее в практической деятельности, с содержанием задания и критериями оценивания выполняемых работ. Занятия обеспечиваются следующим наглядным материалом: ксерокопии с рисунков древних мастеров, символические изображения, схемы этапов исполнения животных (традиционные и разработанные преподавателем). Элементы орнаментов и различные изображения коней предлагаются для самостоятельного выбора при выполнении практического задания.
Перед началом изучения темы и после ее освоения обучающимися осуществляется тестирование (выборка верных вариантов ответов) по темам: «Историко-краеведческие знания Архангельской области», «Исторические знания конструктивных элементов, декора и символов прялки», «Знание традиционной технологии (этапов) выполнения элементов мезенской росписи». Также обучающимися осуществляется самооценка выполненных творческих работ (по критериям оценивания, разработанным преподавателем).
При освоении темы обучающиеся знакомятся с культурой Мезенского края (историко-геогра-фическими особенностями) и предметами бытовой культуры (на примере мезенской прялки), символическим содержанием росписи мезенской прялки. Обучающиеся приобретают умения в выполнении простейших элементов мезенской росписи линий: (горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные) овалы и звездочки, что способствует тренировке руки, приобретению умения грамотно проводить линии; приобщаются к культуре Мезенского края Архангельской области; осваивают этапы исполнения мезенской росписи орнамента и композиции; приобретают умения и навыки графического письма для передачи следующему поколению, умения в создании композиции по мотивам мезенской росписи с соблюдением традиций, умения для выполнения творческой работы по мотивам мезенской росписи.
У обучающихся развивается интерес к художественной культуре Мезенского края как части культуры России, творческие способности, эстетический и художественный вкус. Изучение темы способствует осознанию обучающимися: миропонимания предков на основе трехярусной мезенской
росписи; роль художника в исторической связи поколений; своей сопричастности к соблюдению традиций при исполнении мезенской росписи; ответственности за соблюдение традиций при исполнении мезенской росписи. Освоение темы способствует формированию ответственности обучающихся за соблюдение традиций при исполнении мезенской росписи, осознанию традиционного исполнения мезенской росписи как графического средства связи поколений, принятию и осознанию художественной культуры Мезенского края как части художественной культуры России.
Освоение темы способствует появлению потребности передавать традиции мезенской росписи следующим поколениям, развитию художественной культуры на основе ценностного отношения к художественной культуре Мезенского края как части России. Также обучающиеся осуществляют самооценку выполненных работ по критериям оценивания.
Анализ ответов на тестовые задания свидетельствует о положительной динамике в освоении материала по разделам тем. Результаты показывают положительную динамику усвоения знаний по истории мезенской росписи с 34 % на начальном этапе изучения темы до 50,9 % на завершающем ее этапе. Заметен рост историко-краеведческих знаний Архангельской области с 32 % на начальном этапе изучения темы до 75,1 % на завершающем ее этапе. Результаты показывают положительную динамику усвоения знаний и навыков по технологии выполнения элементов мезенской росписи в ее историческом ключе с 22,6 % на начальном этапе изучения темы до 65,1 % на завершающем ее этапе.
Изучение раздела «Знание истории мезенской росписи» характеризуется динамикой полученных знаний: «Незнание» с 32,4 % (на начало изучения темы) до 9,75 % (на завершающем этапе изучения темы). «Затрудняюсь ответить» с 33,6 % (на начало изучения темы) до 39,2 % (на завершающем этапе изучения темы) характеризуется динамикой полученных знаний. Выявлена положительная динамика познаний обучающимися раздела «Историко-краеведческие знания Архангельской области»: «Незнание» с 41,8 % (на начало изучения темы) до 13,6 % (на завершающем этапе изучения темы); «Затрудняюсь ответить» с 26,2 % (на начало изучения темы) до 11,3% (на завершающем этапе изучения темы).
Результаты показывают следующую динамику полученных знаний изучения раздела «Знание технологии выполнения элементов мезенской росписи в ее историческом ключе»: «Затрудняюсь ответить» с 24,2 % (на начало изучения темы) до 6,2 % (на завершающем этапе изучения темы), «Незна-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 8 (185)
ние» с 53,8 % (на начало изучения темы) до 28,7 % (на завершающем этапе изучения темы).
Результаты самоконтроля обучающимися практических работ показывают высокую самооценку выполненного задания.
Результаты усвоения знаний обучающимися (тестирование) по теме «Мезенская роспись» представлены в таблице.
Разработанный комплекс занятий по развитию художественной культуры обучающихся в системе внешкольного дополнительного образования средствами изучения мезенской росписи способствует формированию у них художественной культуры, а также развитию творческих способностей, эстетического и художественного вкуса.
Сводная таблица результатов усвоения знаний обучающимися по теме «Мезенская роспись»
№ теста Название и результаты тестов Результаты тестирования в ходе изучения темы
На начальном этапе На завершающем этапе
Знание Незнание Затрудняюсь ответить Знание Незнание Затрудняюсь ответить
1 Знание истории мезенской росписи
Суммарный (балл) 141 158 151 229 44 177
Средний результат (процент) 34 32,4 33,6 50,9 9,75 39,2
2 Историко-краеведческие знания Архангельской области
Суммарный (балл) 144 188 118 338 61 51
Средний результат (процент) 32 41,8 26,2 75,1 13,6 11,3
3 Знание технологии выполнения элементов мезенской росписи в ее историческом ключе
Суммарный (балл) 102 239 109 318 104 28
Средний результат (процент) 22,6 53,1 24,2 65,1 28,7 6,2
Проведенные занятия позволили обучающимся испытать гордость за труд старых мастеров по изготовлению бытовых изделий как части культурного наследия, необходимого для миропонимания наших предков, которое должно быть традиционно передано следующему поколению. В процессе работы обучающиеся начинали осознавать, что для сохранения традиции мезенской росписи важным является не только понимание смысла символа, но
и местоположение каждого элемента рисунка. Через состояние восхищения мастерством на основе любви к этой части русской земли в Архангельской области, как части нашей Родины, воспитывалось уважение к Отечеству, его культуре, художественной культуре. Выполненные задания - посильный вклад ребят своей творческой деятельностью в распространение и развитие традиций национальной культуры.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета . URL: http://rg . ru/2015/06/08/vospitanie-dok . html (дата обращения: 27 .05.2016) .
2 . Федеральный государственный образовательный стандарт . URL: http://standart. edu . ru/ (дата обращения: 31.05.2013) .
3 . Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Федеральный портал «Российское образование» . URL: http://www. edu . ru
(дата обращения: 27 05 2016)
4 . Власова И . М . Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте: автореф . дис .... канд .
пед . наук. Ростов н/Д, 2006 . 24 с .
5 . Бадаев В . С . Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере
народных промыслов России: автореф . дис .... д-ра пед . наук . Набережные Челны, 2005. 399 с .
6 . Есин А. Б . Введение в культурологию: учебное пособие для студентов высш . учебных заведений . М .: Академия, 1999. URL: http://www.
bibliotekar . ru/kulturologia-3/14 . htm (дата обращения: 27.05.2016) .
7 . Буторина Т . С . Культурно-историческое наследие Архангельского края . URL: http://cultnord . ru (дата обращения: 20 .06. 1217) .
8 . Жегалова С . К. Русская народная живопись . М .: Просвещение, 1975. 191 с .
9 . Бабушкины уроки .Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими школьниками: учебно-метод .пособие / Н .И .Рогозина и др .;
под ред . Т . Я . Шпикаловой . М .: ВЛАДОС, 2001. 222 с .
Бурцева Ирина Геннадьевна, старший преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: irina.burtceva@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 18.04.2017.
И. Г. Бурцева. Развитие художественной культуры обучающихся... DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-8-37-41
THE DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC CULTURE OF STUDENTS IN THE STUDY OF MEZENSKAYA PAINTING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
I. G. Burtseva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The demand of the state for the formation in children the sense of participation in the Russian history and culture is now solved by the system of education, including the Additional Education. As an effective form of extracurricular work, it is a favorable sphere for the co-creation of a child and a teacher in the formation of the culture of pupils. The culture of the Mezenskiy region and the struggle of the Russian people for the preservation of the originality of the painting of the North of Russia are considered. The role of traditional writing while studying the subjects of culture is noted as a way of understanding the art culture of the North of Russia, the way of transferring the national traditions to the next generations for the progress of human culture. The purpose of the complex of classes on "Mezenskaya Painting" is to develop the artistic culture among the students of the Children's Art School. The tasks of the classes, the content of the study assignment, the results of mastering the knowledge of the students in the sections of the topic under consideration are presented. The activity aspect of studying a topic is considered as the basis for involvement of students in creativity, developmet of the ability to create compositions based on the Northern painting in question. The stages of comprehension by the students of the topic, the solution of teaching, developing and educating tasks are presented. The results of testing of the students at the beginning and the end of the study of the topic are presented. There is a dynamic in cognition, development of students. It is noted that the study of the topic promotes the development of the artistic culture of students. The fulfillment of the task of this topic also contributes to the formation of creative abilities, artistic taste of students and is a feasible contribution of the younger generation in preserving the traditions of the mezenskaya painting and its popularization.
Key words: development of artistic culture, additional education of children, continuity of generations, arts and crafts, students of the Children's Art School, a set ofpractical exercises, a composition of the mezenskaya painting.
References
1. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 2015 g . N 996-r «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» [The order of the Government of the Russian Federation from May 29, 2015 No . 996-r. «The strategy of development of upbringing in the Russian Federation for the period until 2025»] . Rossiyskaya gazeta (in Russian) . URL: http://rg . ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html (accessed: 27 .05.2016) .
2 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart [Federal state educational standard] (in Russian) . URL: http://standart. edu . ru/ (accessed:
31.05.2013) .
3 . Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] . Federal'nyy portal «Rossiyskoye obrazovaniye» [Federal
portal «Russian education»] (in Russian) . URL: http://www.edu .ru (accessed: 27 .05.2016) .
4 . Vlasova I . M . Khudozhestvennoye obrazovaniye kak faktorvospitaniyapatriotizma vstarshemyunosheskom vozrast. Avtoref. dis... kand. ped. nauk[Art
education as a factor of education of patriotism in the senior youth age . Abstract of thesis cand . ped . sci .] . Rostov-on-Don, 2006. 24 p . (in Russian) .
5 . Badaev V. S . Formirovaniye khudozhestvennoy kul'tury shkol'nikov v protsesse osvoeniya iskusstva dekorativnoy rospisi: Na primere narodnykh
promyslov Rossii. Avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Formation of the artistic culture of schoolchildren in the process of mastering the art of decorative painting: On the example of folk crafts in Russia . Abstract of thesis doct. of ped . sci .] . Naberezhnye Chelny, 2005. 399 р . (in Russian) .
6 . Esin A . B . Vvedeniye v kul'turologiyu: uchebnoye posobiya dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Introduction to Culturology. Textbook
for students of higher educational institutions] . Moscow, Akademiya Publ, 1999 (in Russian) . URL: http://www bibliotekar. ru/kulturologia-3/14 . htm (accessed: 27 05 2016)
7 . Butorina T. S . Kul'turno-istoricheskoye naslediyeArkhangel'skogo kraya [Cultural and historical heritage of the Arkhangelsk Region] (in Russian) .
URL: http:// cultnord .ru (accessed: 12 .02 .2017) .
8 . Zhegalova S . K . Russkaya narodnaya zhivopis' [Russian folk painting] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1975. 191 p . (in Russian) .
9 . Rogozina N .I . i dr. Babushkiny uroki. Narodnoye iskusstvo Russkogo Severa: zanyatiya s mladshimi shkol'nikami: uchebno-metodicheskoye
posobiye. Pod red . T. Ya . Shpikalovoy [Grandmother's lessons . Folk art of the Russian North: classes with younger schoolchildren: educational-methodical manual . Ed . T Ya . Shpikalova] . Moscow, VLADOS Publ . , 2001.222 p . (in Russian) .
Burtseva 1 G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: irina.burtceva@yandex.ru