УДК 008 (045)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Юркова Марина Викторовна, аспирант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск, РФ). E-mail: MarinaYurkova23@yandex.ru
Статья посвящена влиянию использования элементов традиционной художественной культуры в промышленном дизайне на формирование региональной идентичности. Данная взаимосвязь рассматривается на примере интернет-проекта, посвященного художественным росписям Русского Севера. Региональная идентичность - это своеобразное отношение человека к своей «малой родине», которое зависит от складывающегося у него образа территории, на которой он проживает. Трудности с формированием позитивного образа существуют во многих российских регионах, поэтому проблема исследования факторов, влияющих на него, достаточно актуальна. Одним из таких факторов являются региональные художественные традиции. Однако знакомство с ними не всегда носит систематический характер, поскольку в образовательном процессе не всех регионов этому уделено достаточно внимания. Одним из способов обращения к художественным традициям региона является их внедрение в промышленный дизайн, поскольку дизайн одновременно и создает предметную среду, и формирует отношение человека к ней. Помимо формирования региональной идентичности, использование традиционной художественной культуры в промышленном дизайне позволит актуализировать культурное наследие и выгодно представить регион на международном и национальном уровнях. Виртуальный проект «Ru.branding project. Русские росписи в современном дизайне» имеет цель сохранить и актуализировать «забытые росписи Руси». Из росписей, распространенных на территории Архангельской области, там представлены северодвинские и мезенская, каждой из которых посвящено несколько проектных идей.
Ключевые слова: региональная идентичность, образ региона, дизайн, резьба и роспись по дереву, художественная культура Русского Севера.
ART TRADITIONS IN A MODERN DESIGN AND ITS INFLUENCE TO FORMATION OF THE REGIONAL IDENTITY
Yurkova Marina Viktorovna, Postgraduated, Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov (Arkhangelsk, Russian Federation). E-mail: MarinaYurkova23@yandex.ru
The article is devoted to the influence of the use of elements of traditional artistic culture in industrial design to the formation of a regional identity. This relationship is considered by the example of the Internet project which focuses on to the art of painting of the Russian North. Regional identity is a kind of relation of human to his "native land" which depends on the generated image of the territory in which he resides. The difficulties with the formation of a positive image exist in many regions of Russia. Therefore, the problem of factor investigation which influences its formation attracts much attention today. The regional art traditions are one of these factors. However, familiarization with these traditions is not systematic, since insufficient attention is paid to this topic in the educational process. One way to implementation in industrial design is one way of discovering of the artistic traditions of the region, because the design creates a subject environment and forms a human's relation to it. Using the traditional artistic culture in industrial design not only forms the regional identity, it allows to update the cultural heritage and to present the region at the international and national levels favorable. Virtual project "Ru.branding project. Russian painting in modern design" has a goal to maintain and update the "forgotten paintings of Russia." The paintings widespread in the territory of modern Arkhangelsk region are paintings of the Northern Dvina and Mezen presented in this project.
Keywords: regional identity, image of region, design, carving and wood painting, artistic culture of the Russian North.
Региональная идентичность тесно связана с образом региона в глазах его жителей. Формирование образа зависит от множества факторов, в том числе и от восприятия регионального историко-культурного наследия, одним из объектов которого является прикладное искусство региона. Целью данной статьи является выявление взаимосвязи между актуализацией традиционной художественной культуры посредством дизайна и формированием региональной идентичности.
По определению М. П. Крылова, региональная идентичность - это «совокупность культурных отношений, определяемых понятием "малая родина", являющаяся местным проявлением «культуры укореннености» [5, с. 360]. При этом «малая родина» понимается как восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственной логикой [6, с. 188]. Понятие «малая родина» не может иметь строго определенного пространственного эквивалента из-за своего субъективного характера, поскольку «у каждого индивида своя малая родина», и отождествление себя происходит не с внешне продиктованным регионом, а со своим, наполненным личным смыслом пространством [5, с. 361]. Таким образом, можно отметить, что региональная идентичность является своеобразным выражением отношения человека к земле, где он был рожден или проживает в настоящий момент [2, с. 339].
Как отмечает Н. А. Докучаев, «процесс региональной идентификации предполагает конкретизацию пространственно-временных координат» [3, с. 81]. В данном случае территория приобретает особый смысл для самосознания человека, культурный ландшафт формирует региональное сообщество и определяет его особенности. Следовательно, «Процесс "о-свое-ния" пространства - это конструирование "идеальной модели территории"» [3, с. 81].
Образ региона как и образ «малой родины» представляет собой «набор отрывочных, казалось бы, малосвязанных между собой словесных, зрительных, поведенческих текстов. Все эти тексты входят в фонд коллективных репрезентаций, тот общий алфавит или лексикон культуры» [9]. Основой для формирования образа региона являются уникальность природного и культурного
ландшафта, исторические и политические события, известные выходцы из региона, региональные ресурсы [13, с. 108].
Соответственно, рассматривать региональную идентичность можно в мифологическом, религиозном, художественном, политическом и философском дискурсах [1, с. 199]. Обратимся к художественному дискурсу.
Е. В. Головнева отмечает, что художественный дискурс региональной идентичности выражается в осознании жителями региона себя последователями определенной художественной традиции, выражающейся как в народном, так и профессиональном художественном творчестве [1, с. 201].
Необходимо отметить, что, несмотря на значимость региональных художественных традиций как для знакомства с культурным наследием малой родины, так и для понимания собственной региональной идентичности, далеко не во всех регионах уделяется должное внимание этому компоненту. Как правило, ознакомиться с ним можно при посещении учреждений культуры, тематических мастер-классов или выставок-ярморок мастеров. Если обратить внимание на сферу образования, то можно отметить, что данная тематика носит факультативный характер и обращаются к ней, в основном, в тематических кружках и учреждениях дополнительного образования детей, посещение которых является необязательным, а также уже при профессиональной подготовке на некоторых гуманитарных и творческих специальностях. Таким образом, приобщение к региональной художественной культуре в большинстве случаев носит нерегулярный характер.
На наш взгляд, еще одним способом обращения к художественным и ремесленным традициям региона является их использование в дизайне. Дизайн, с одной стороны, формирует предметную среду, а с другой - задает отношение человека к этой среде, используя художественные и материальные формы прошлого. Эта историческая рефлексия способствует проникновению проектного сознания в традиционные слои культуры и ставит дизайн в рамки мифопоэтических, природных, социокультурных и прочих аспектов исторического бытия [12, с. 259]. Кроме того, обращение к художественному наследию позволяет формировать представление о культуре региона, его месте в отечественной истории. Связь тра-
диционной культуры с природой, окружающей средой всегда находила отражение как в жизненном укладе, так и в прикладном творчестве. Поэтому использование в дизайне художественных традиций данной территории тесно связано с локальностью места, природным и культурным ландшафтом [12, с. 263].
Стоит отметить, что подобный дизайн выполнял бы сразу несколько очень важных ролей. Во-первых, он позволял бы изучать и актуализировать художественные традиции региона. Во-вторых, такой подход к дизайну способствовал бы своеобразному «сохранению» исторически сложившихся культурно-значимых объектов, имеющих для региона художественную и/или архитектурную ценность, отображая их в предметной среде или виртуальном пространстве. В третьих, подобные разработки позволили бы представлять регион как на национальном, так и на международном уровне. В-четвертых, это способствует ознакомлению жителей с художественной культурой региона, а значит осознанию связей со своей малой родиной, и поддержке региональной идентичности.
Как правило, обращение к традициям региона возможно не во всех видах дизайна, большие архитектурные формы исключают такую возможность, поэтому обращение к местным художественным особенностям в дизайне происходит либо в малых архитектурных формах, либо при создании костюмов и предметов интерьера [12, с. 262].
Архангельская область представляет собой регион с богатыми традициями художественных промыслов и ремесел. Прикладное искусство Архангельского Севера представлено очень широко: резьба и роспись по дереву, резьба по кости, берестяной промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, шитье золотом и жемчугом, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё [7]. Это многообразие могло бы найти отражение в нескольких дизайнерских проектах.
Стоит отметить тот факт, что обращение к образу Русского Севера и его наследия находит свое отражение в имиджевой стратегии Архангельской области [10, с. 128]. Однако на данный момент в регионе не разработано ни одного проекта, направленного на актуализацию художественных ремесел посредством дизайна. Между тем многие символы региона из самых различ-
ных культурных зон получили распространение в интернет-пространстве. Так, каргополь-ская игрушка и модели ее раскрашивания фигурируют в качестве популярного товара специализированных интернет-магазинов [4], а мезенская роспись вошла в список используемых народных мотивов для печати на одежде и аксессуарах [8].
С этой точки зрения интересен виртуальный проект «Ru.branding project. Русские росписи в современном дизайне». Концепция проекта заключается в переосмыслении подлинных узоров и паттернов из художественных росписей по дереву XVIII - начала XX века с позиций современного дизайна с целью их внедрения в промышленный дизайн. Тем самым преследуется две цели: преображение окружающей среды и сохранение «забытых росписей Руси» [15].
Учредителями проекта являются рекламная группа Vitamin и Фонд «Открытая коллекция», который занимается сохранением, восстановлением и продвижением народного искусства и культуры Русского Севера [11].
На сайте проекта представлено множество идей внедрения различных художественных росписей в дизайн, в том числе и распространенных на территории современной Архангельской области.
Основой сразу для нескольких дизайнерских разработок послужили северодвинские росписи. Образы, используемые в них, очень колоритны: сюжеты свадебных гуляний и праздничных посиделок, птица Сирин, львы, кони, цветы, живописные растительные орнаменты [7]. Поэтому паттерны, разработанные на основе северодвинских росписей, вышли яркими и разнообразными. Предложения по их применению тоже были различными: от более стандартных решений (использование в интерьере и одежде) до внедрения в городскую среду: оформление остановок, зданий, общественного транспорта (рис. 1).
Один из таких проектов «Орнамент для декорирования посуды на основе ракульской росписи» разработан Оксаной Тарасовой (рис. 2). Паттерн, созданный на ее основе, получился настолько удачным, что уже используется интернет-магазином «i-decor» [14]. Стоит отметить, что, поскольку ведущая тема всех северодвинских росписей - поэтическое отображение северной природы и народного быта [7], то их внедрение в промышленный дизайн способствовало бы
формированию художественного образа «малой родины» как яркого и самобытного региона и, как следствие, укреплению региональной идентичности.
Несколько проектов были также посвящены мезенской росписи. Использование всего двух цветов, красного и черного, привнесло в разработанные паттерны свои нюансы, но, что характерно, традиционные для мезенской росписи образы коня и оленя остались неиспользованными, авторы идей сосредоточились на геометрических узорах. В качестве разработок были предложены фирменный шрифт и система указателей на основе мезенской росписи, но особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проект Игоря Рябова «Фирменный стиль для авиакомпании» (рис. 3). Использование паттерна на основе традиционной росписи, таким образом, не только способствовало бы усилению чувства гордости у жителей региона, но и позволило бы выгодно представить его на национальном и международном уровне.
На примере данного проекта видно, что художественные росписи Русского Севера имеют большой потенциал для реализации в промышленном дизайне. Стоит отметить, что и другие распространенные на территории Архангельской области промыслы (резьба по кости, резьба по
дереву, каргопольская глиняная игрушка, шитье золотом и жемчугом, вышивка, лоскутное шитьё, роспись северных козуль) также могли бы быть использованы с этой целью.
В заключение стоит отметить, что актуализация историко-культурного наследия региона является одним из факторов, влияющих на формирование региональной идентичности. Одной из форм такой актуализации региональной художественной культуры является ее внедрение в промышленный дизайн. Символика, поэтичность образов и связь с бытовым укладом и родной природой, характерные для прикладного искусства, способствуют созданию позитивного образа региона в глазах его жителей, пониманию его уникальности, формированию представлений о свой «малой родине». Все это позволило бы решить некоторые аспекты имиджевой стратегии региона, представить его в выигрышном свете на международной и национальной арене. Поскольку Архангельский Север, с одной стороны, обладает богатым наследием в области прикладного искусства, с другой - имеет ярко выраженные проблемы с созданием позитивного образа в глазах жителей региона и имиджевой стратегией, проект, подобный «Ru.branding project. Русские росписи в современном дизайне», был бы очень актуален для региона.
Рисунок 1. Орнамент на основе северодвинской росписи
Рисунок 2. Орнамент для декорирования посуды на основе ракульской росписи
Рисунок 3. Фирменный стиль авиакомпании на основе мезенской росписи
Литература
1. Головнева Е. В. Многообразие дискурсов региональной идентичности // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 1 (123). - С. 198-203.
2. Губогло М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. - М.: Наука, 2003. - 764 с.
3. Докучаев Д. С. Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Иваново, 2011. - 181 с.
4. Интернет-магазин «Сияние Севера» [Электронный ресурс]. - URL: http://ssevera.ru/index.php?categoryID= 718&category_slug=igrushki-v-nalichii (дата обращения: 26.05.2016).
5. Крылов М. П. Региональная идентичность // Гуманитарная география: науч. и культур.-просветит. альм. / сост., отв. ред. Д. Н. Замятин. - М.: Ин-т Наследия, 2005. - Вып. 2. - С. 360-363.
6. Крылов М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности // Мир психологии: науч.-метод. журн. - 2005. - № 3. - С. 187-200.
7. Культурное наследие Архангельского Севера. Художественные промыслы и ремесла [Электронный ресурс]. -URL: http://www.cultnord.ru/Hudozhestvennye_promysly_i_remesla.html (дата обращения: 26.05.2016).
8. Ладный магазин. По тегу «Мезенская» [Электронный ресурс]. - URL: http://ladomag.ru/catalog/tag/mezenskaya (дата обращения: 26.05.2016).
9. Сандомирская И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик [Электронный ресурс]. - URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/sadomirskaya-rodina.htm (дата обращения: 27.05.2016).
10. Фельдт И. Н. Образ Русского Севера и образ Арктики в современной культурной политике Архангельской области // Человек. Культура. Образование: науч.-образоват. и метод. журн. - 2015. - № 3 (17). - С. 122-135.
11. Фонд «Открытая коллекция». О фонде [Электронный ресурс]. - URL: http://www.open-collection.com/about (дата обращения: 25.05.2016).
12. Хомякова И. В. Стратегии регионального дизайна // Регионология. - 2010. - № 1. - С. 258-266.
13. Юренкова Е. А. Визуальный аспект региональной идентичности // Город невест? Брендинг территорий и региональные идентичности: мат-лы всерос. науч. конф. (Иваново, 12-13 сент. 2013 года) / ред. М. Ю. Тимофеева. - Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 2013. - С. 108-109.
14. i-decor. Изготовление предметов декора с дизайнерскими принтами [Электронный ресурс]. - URL: http://i-decor.pro/ru/sozdat-kollektsiyu?pattern=8 (дата обращения: 26.05.2016).
15. Ru.branding project. Русские росписи в современном дизайне [Электронный ресурс]. - URL: http://rubranding. com (дата обращения: 25.05.2016).
References
1. Golovneva E.V. Mnogoobrazie diskursov regional'noy identichnosti [A variety of regional identity's discourses]. Izvestiya Uralskogo federal'nogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [The news of of the Ural Federal University. Ser. 1, Problems of education, science and culture], 2014, no. 1 (123), pp. 198-203. (In Russ.).
2. Guboglo M.N. Identifikatsiya identichnosti. Etnosotsiologicheskie ocherki. [Identification of the identity. Ethnosocio-logical essays]. Moscow, Nauka Publ., 2003. 764 p. (In Russ.).
3. Dokuchaev D.S. Regional'naya identichnost' rossiyskogo cheloveka v sovremennykh usloviyakh: sotsial'no-filosofs-kiy analiz. Diss. kand. philos. nauk [Regional identity of the Russian human in modern conditions: the socially-philosophical analysis. Diss. PhD in philosophy]. Ivanovo, 2011. 181 p. (In Russ.).
4. Internet-magazin "Siyanie Severa" [Internet-shop "Shining of the North"]. (In Russ.). Available at: http://ssevera.ru/ index.php?categoryID=718&category_slug=igrushki-v-nalichii (accessed 26.05.2016).
5. Krylov M.P. Regional'naya identichnost' [The regional identity] Gumanitarnaya geografiya. Nauchnyy i kul'turno-prosvetitel'skiy al'manakh [Humanitarian geography. Scientific and a cultured way-enlightenment almanac]. Moscow, Institute of heritage Publ., 2005, vol. 2, pp. 360-363. (In Russ.).
6. Krylov M.P. Rossiyskoe kul'turno-istoricheskoe prostranstvo. Problema regionalnoy identichnosti [Russian cultural and historical space. The problem of regional identity]. Mir psikhologii: nauchno-metodicheskiy zhurnal [The World of Psychology: scientific and methodical journal], 2005, no. 3, pp. 187-200. (In Russ.).
7. Kul 'turnoe nasledie Arkhangel 'skogo Severa. Khudozhestvennye promysly i remesla [The cultural heritage of the Arkhangelsk North. Arts and crafts]. (In Russ.). Available at: http://www.cultnord.ru/Hudozhestvennye_promysly_i_ remesla.html (accessed 26.05.2016).
8. Ladnyy magazin. Po tegu "Mezenskaya" [Ladny shop. The tag "Mesen"]. (In Russ.). Available at: http://ladomag.ru/ catalog/tag/mezenskaya (accessed 26.05.2016).
9 Sandomirskaya I. Kniga o Rodine. Opyt analiza diskursivnykh praktik [Book about Motherland. Experience in the analysis of discursive practices]. (In Russ.). Available at: http://yanko.lib.ru/books/cultur/sadomirskaya-rodina. htm (accessed 27.05.2016).
10. Fel'dt I.N. Obraz Russkogo Severa i obraz Arktiki v sovremennoy kul'turnoy politike Arkhangel'skoy oblasti [The image of the Russian North and the image of the Arctic in the modern cultural policy of the Arkhangelsk region]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie: nauchno-obrazovatel'nyy i metodicheskiy zhurnal [Human. Culture. Education: scientific, educational and methodical journal], 2015, no. 3 (17), pp. 122-135. (In Russ.).
11. Fond "Otkrytaya kollektsiya". O fonde [The Fund "Open Collection". About the Fund]. (In Russ.). Available at: http://www.open-collection.com/about (accessed 25.05.2016).
12. Khomyakova I.V. Strategii regional'nogo dizayna [Strategies of the regional Design]. Regionologiya [Regionology], 2010, no. 1, pp. 258-266. (In Russ.).
13. Yurenkova E.A. Vizual'nyy aspekt regional'noy identichnosti [The visual aspect of the regional identity]. Gorod nevest? Brending territoriy i regional'nye identichnosti: materialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (Ivanovo, 12-13 sentyabrya 2013 goda) [City of Brides? Branding territories and regional identities: Proceedings of the Scientific Conference (Ivanovo, 12-13 September 2013)]. Ivanovo, 2013, pp. 108-109. (In Russ.).
14. i-decor. Izgotovlenie predmetov dekora s dizaynerskimi printami [i-decor. Making objects of decor with design prints]. (In Russ.). Available at: http://i-decor.pro/ru/sozdat-kollektsiyu?pattern=8 (accessed 26.05.2016).
15. Ru.branding project. Russkie rospisi v sovremennom dizayne [Ru.branding project. Russian painting in the modern design]. (In Russ.). Available at: http://rubranding.com (accessed 25.05.2016).
УДК 008
АДЫГСКИЕ ОБРЯДЫ ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ В КУЛЬТЕ ОБОГОТВОРЕНИЯ МЁРТВЫХ
Лакунова Диана Руслановна, аспирант, Северо-Кавказский государственный институт искусств (г. Нальчик, РФ). E-mail:_anzva86@gmail.com
Тайсаев Джабраил Мубарикович, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии, Северо-Кавказский государственный институт искусств (г. Нальчик, РФ). E-mail: taisauti@yandex.ru
В работе рассматривается взаимосвязь сакральных культов почитания умерших и вызывания дождя у адыгов, а также их влияние на формирование сакрально-духовного фундамента культуры в коллективном бессознательном. В основе всех обрядов и ритуалов, приведенных нами, лежит глубокое суеверие древних людей, согласно которому с помощью магических обрядов или имитации желаемого можно влиять на погоду и природу. Приводится множество фактов универсальности таковых культов у совершенно далёких как по происхождению и географически, так и этнокультурно, народов. В этих обрядах идентичными являются не только форма их исполнения, но и смысловая нагрузка, несмотря на географическую отдаленность разных племен. Такие культовые параллелизмы авторы связывают с общечеловеческой универсальностью архетипов. Адыгские обряды вызывания дождя как неотъемлемая часть традиционной культуры являлись хранителями сакральных кодов народов. Для выявления этих кодов необходима реконструкция некоторых вышедших из обихода обрядов. Несмотря на то, что многие обряды трансформировались из-за конфессиональных предпочтений, трансцендентная основа сохранилась почти в неизменном виде, чему способствовали сами народы, для которых обряды и ритуалы служили коммуникацией, неким хранилищем культурных кодов. С помощью этих обрядов мы можем увидеть особый трансцендентный мир наших предков.
Ключевые слова: адыги, вызывание дождя, культ предков, культ камня, Шибле, ритуальные танцы, поклонение мёртвым, обряды.