созданной нами программы, от традиционно применяемой в ДОУ является акцент на поддержание динамического режима, ежедневной тренировки кинезиологиче-скими средствами. Это обеспечивает развитие межполу -шарной интеграции головного мозга детей посредством выполнения специальных упражнений асимметрической гимнастики. Проводимые комплексы упражнений содействуют развитию уровня информационной работоспособности и произвольного внимания детей. Одновременно развиваются психомоторные показатели, такие как межполушарная, зрительно-моторная и сенсомотор-ная интеграция, сопровождающаяся рефлексивным поведением.
Построение педагогического процесса по подготовки детей к школе с включением кинезиологических средств, предполагает использование наглядно-практических методов и фронтального способа организации деятельности. Все виды занятий в группе включают фрагменты двигательных заданий, обеспечивающих эффект феномена активного отдыха.
Комплексы упражнений, включённые в программу «Движения-Помощники» направлены на снятие отрицательного напряжения и улучшение мозгового кровообращения, а так же на асимметрическую гимнастику, улучшающую межполушарную синхронизацию [3].
Часть 2. Работа с педагогами
Данный вид работы направлен на решение следующих задач:
- осознание педагогами роли и значения кинезиоло-гических упражнений в развитии детей:
- знание средств, методов и форм внедрения кине-зиологии в условия ДОУ в процессе подготовки детей к школе:
- владения методикой использования кинезиологи-ческих упражнений;
- формирование умения планировать, прогнозировать и контролировать функциональное состояние обучаемых детей в режиме дня.
Часть 3. Работа с родителями
Важным условием эффективности работы по подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений является творческое сотрудничество с родительским коллективом.
Работа ведётся в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более внимательная с их стороны забота о здоровье и развитии детей средствами кинезиологии.
Часть 4. Массовые мероприятия, направленные на подготовку детей к школе средствами кинезиологиче-ских упражнений.
К ним относятся:
- физкультурный досуг развивающей направленности - содержание досуга составляют знакомые детям игры и кинезиологические упражнения. Длительность досуга - 25 минут.
- физкультурный праздник - демонстрация выполнения детьми кинезиологических упражнений. Длительность праздника - 1 - 1,5 часа в зависимости от сезона. Основу праздника составляют двигательные забавы и асимметрические упражнения.
- день здоровья - его задачей является забота о профилактике нервной системы детей, оздоровление организма в тесной связи с развивающей работой, а также с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики.
Анализируя преимущества апробированной нами кинезиологической программы, мы сочли своевременным резюмировать, что проблемы безопасности образовательной среды давно беспокоят педагогов и психологов. По мнению учёных детские сады и школы - место потенциальной повышенной опасности. [1, 2 с. 163-169].
На наш взгляд при существующей программе подготовки детей в ДОУ к обучению в школе наблюдается несоответствие декларируемому триединству задачи обучения: образование, воспитание, оздоровление.
Безопасность здоровью в образовательной среде может быть признана только при достаточном разнообразии средств обучения, позволяющих ребёнку избавляться от монотомии, усталости, напряжения и прибывать в состоянии социального и психологического благополучия. Кинезиологическая программа подготовки детей позволит им без последствий для здоровья преодолевать негативные проявления компонентов обучающей среды, и делать её более переносимой, привлекательной, а порой и комфортной.
Список литературы:
1. Рубцов В.В., Баева И.А. Безопасность образовательной среды. Сборник статей. Часть 1 /ответственный ред. и составитель Г.М. Коджаспирова. М.: Эконом-Информ, 2008.- 166с.
2. Сергеев С.Ф., Якунин В.А. Психологическая безопасность в образовательной среде // Народное образование. - 2012. - №6. - С.163-169.
3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезио-логического комплекса для восстановления межпо-лушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999. - 54 с.
РАЗВИТИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Полунина Анастасия Михайловна
Преподаватель английского языка, студентка магистратуры Тольяттинского государственного университета
по направлению "Педагогика и психология воспитания", г. Тольятти
Воспитание человека, обладающего гуманными ценностями - важная задача для современного российского общества. Совокупность ценностных установок, присущих в данный момент массовому сознанию (в том числе, детям и молодежи) во многих аспектах деструктивна с точки зрения развития личности, института семьи и государства. Насущная потребность общества на данный момент - совершенствование работы школы по вос-
питанию гуманных ценностей в подрастающем поколении. Разработанный российскими учеными Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), впервые включав-щий в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», открывает перспективы проблемы формирования совокупности ценностных основ жизни человека. Воспитание школьников обозначено в документе в качестве приоритетной задачи и
рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе, другим.
По мнению Л.А.Байковой, основное положение гуманизации образовательного учреждения - «процесс обретения им свойств, создающих условия защиты прав каждого человека, его свободного и наиболее полного развития и самореализации» [1, с.12]. Те требования к образованию, которые отражены в законах, соответствуют не только обществу в его целостности, но и потребностям каждого отдельного человека. Для человека важно реализовать себя в жизни, стать преуспевающей личностью, сформировать позитивные отношения с другими членами общества.
Наиболее сензитивным периодом для воспитания гуманности является младший школьный возраст. С первых дней нахождения в школе дети находятся в коллективе сверстников, поэтому педагогу важно стремиться организовать их совместное пребывание в учебном заведении таким образом, чтобы их общение вело к установлению доброжелательности между ними и к их личностному росту. Младший школьный возраст связан с утратой детской «непосредственности» (Л.С.Выготский). Отношение ребенка к действию приобретает опосредованный характер, где средствами регуляции выступают общественно выработанные нормы и способы действова-ния. В этом возрасте ребенок начинает произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность [2, с.4]. Гуманные чувства выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения.
Гуманные чувства - эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий (чувство доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, эмпатии, жалости). Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым создавая предпосылки их дальнейшей интеграции [2, с. 4]
В педагогической науке на сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос об эффективных путях воспитания гуманных чувств школьников в изменившихся социокультурных условиях, однако сложились необходимые научные предпосылки для разработки теоретических основ данного процесса благодаря тому, что этой проблемой занимаются философы, психологи и педагоги. Одной из методик формирования гуманной и в то же время творческой личности является изобразительное творчество.
Дети начинают рисовать уже в раннем возрасте. Рисованию придается большое значение, так как, с одной стороны, процесс изобразительного творчества оказывает влияние на формирование различных сторон личности ребенка и, с другой стороны, через рисунок ребенок выражает свои чувства и представления о явлениях и событиях
[4].
В зарубежной психологии и педагогике о положительном влиянии художественного творчества на формирование личности говорили Я.А.Коменский, И.Г.Песта-лоцци, Ф.Фребель. Э.Крамер, М.Монтессори, К.Бюер, Ж.Пиаже, М.Эссекс, К.Фростиг, Д.Хертз, Д.Буш, С.Хайт, Р.Сильвер и др. В российской педагогике К.Д.Ушинский, И.М.Бехтерев, В.К.Воронов, П.А.Сикорский, О.В. Афанасьев, Л.СВыготский, Б.Ф.Лихачев, Р.С.Немов и др. подчеркивали значение изобразительной деятельности для становления личности. В настоящее время исследования в
области влияния изобразительной деятельности на воспитание и коррекцию ребенка в нашей стране ведутся Т.А.Хвиюзовой, Л.Д.Лебедевой, В.В.Горевым, С.Л.Киселевой, Левицкой Ю.Л. и др.
Рисование напрямую связано с психическими функциями (зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением), и, развивая их, оно связывает эти функции между собой, помогая растущему человеку анализировать и систематизировать новые знания, оформляя модель его представления о мире [6]. Сила воспитательного влияния занятий рисованием на человека в том, что в процессе изобразительного творчества переживаемый образ или ситуация, отражаемая в рисунке, становится непосредственным пережитым опытом человека, так как в процессе рисования творящий проходит путь от чувства к мысли, создавая единую картину и формируя эмоционально-ценностное отношение к окружающему [7]. Т.А.Хвиюзова в своем исследовании показала, что «в процессе целенаправленной, организованной деятельности и через систему приемов рисования, специально подобранных для определенных симптомо-комплексов, происходит воздействие на когнитивную, эмоциональную, волевую, коммуникативную сферы личности, тесно взаимосвязанные с поведенческой сферой, так как благодаря развитому воображению ребенок начинает понимать смысловую сторону своего поведения и своих поступков» [8, с. 75]. Еще одна важная функция рисования состоит в том, что благодаря положительной окраске самого процесса художественного творчества, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Я.Рейковский утверждает, что доминирующее эмоциональное состояние модифицирует интеллектуальные процессы [3], следовательно то знание, которое прошло через положительную эмоциональную окраску, становится составляющей отношения к миру и поведения человека.
Исследования Л.С.Выготского показывают, что в младшем школьном возрасте для того, чтобы сознательно управлять психическими процессами и функциями ребенку еще нужны некоторые внешние средства в качестве опоры. Рассуждения вслух способствуют последовательному целенаправленному мышлению. Поэтому в младшем школьном возрасте важно сопровождать изобразительное творчество «словесным рисованием» [5, с. 23].
С третьим классом (20 учащихся) одной из школ г. Тольятти (Самарская область) было проведено занятие, состоящее из беседы и изобразительной деятельности, целью которого было обратить внимание детей на важность гуманных чувств. Ранее целенаправленная воспитательная работа по развитию нравственности и гуманных чувств детей в рамках внеклассной деятельности в этом классе не велась.
Занятие было начато с диалога преподавателя с детьми, целью которого было направление внимания детей на размышление о гуманных ценностях. Детям была прочитана сказка В.А.Сухомлинского «Девочка и Ромашка», после чего была проведена небольшая беседа о том, трудно ли быть настоящим другом и какими качествами необходимо для этого обладать. Далее учащимся было дано задание письменно привести примеры в качестве иллюстрации по пяти тематикам. По первой теме -«добро, сделанное мне другими» - дети обозначили пять категорий добрых поступков: 13 человек отметили, что с «ними чем-то поделились», 3 человека - «для меня что-то сделали», 2 учащихся - «мне разрешили», 1 человек - «мне сделали приятное» и 1 - «мне подарили». По второй теме
- «доброе дело, свидетелем которого я был» - 12 учащихся отметили добрые поступки среди близких знакомых, 2 - среди незнакомых людей («доктора полечили от Эболы», «девочка помогла дедушке перейти через дорогу»), 6 человек не смогли вспомнить случаев добрых дел среди других людей. По третьей теме - «доброе дело, которое ты сделал» почти все дети отметили, что они кому-то что-то дали или кому-то помогли, 1 учащийся в качестве ответа также написал «я родился», 1 человек затруднился ответить. Иллюстрируя четвертую тему - «самое большое в мире зло», - 11 раз было отмечено убийство, 1 раз - война, 3 раза - самоубийство, 2 раза -воровство, 1 раз - драка, 2 раза - ответ злом на зло, 1 раз -негативная речь, 1 раз - провоцирование кого-то на зло, 1 раз - эгоистичное поведение и 2 раза - негативные действия в отношении себя. В пятой тематике «самым большим в мире добром» 8 учащихся считают заботу о других, 3 человека отметили жизнь как таковую, 2 человека -дружбу, 4 человека - нравственность, любовь к другим и самопожертвование ради чьего-то блага, 2 человека наивысшим добром посчитали добрые поступки других людей в отношении себя, 1 учащийся затруднился ответить.
Выводы, которые можно сделать после проведения диагностической оценки: дети различают понятия добра и зла, считая гуманные чувства и поведение одной из важных составляющих понятия «добра». Но они относительно мало замечают добрых дел вокруг себя. Некоторые дети судят о глобальных категориях добра и зла исключительно по тому, как они связаны непосредственно с ними.
После диагностики детям было предложено нарисовать рисунок на тему: «Если бы я был волшебником, я бы...». Важно, что в этом задании детей уже не просили рисовать нечто нравственное и гуманное, но гипотеза исследования состояла в том, что беседа и диагностическое тестирование, предшествующие процессу рисования, определит образный и ситуативный спектр работ детей в то же время оставив им ощущение свободы выбора темы. По окончании работы дети представляли свои рисунки классу, только тогда оформляя отраженные через образы идеи в словесное выражение темы. 7 детей создали рисунки, отражающие их заботу о людях в целом («Я бы заботилась и делала подарки другим», «Для всех сделала бы мороженный дом!!!», «Я бы подарила бы всем 5 или сделала бы так, чтобы все учились на 5» и др.), 7 учащихся выразили заботу обо всем человечестве («»Делала бы добро всему миру, чтобы все было чудесно!», «Осчастливила бы весь мир!», «Сделал бы больше природы», «Сделал бы мир во всем мире!» и др.), 2 ребенка (мальчики) боролись бы со злом во всем мире, в частности с преступностью, 1 девочка «стала бы кошкой, чтобы говорить на ее языке и помогать ей в разных ситуациях», 1 мальчик
развивал бы науку, 1 мальчик сделал бы новых существ и еще 1 учащийся создал бы «башню, которая превращает свет в тьму, чтобы была вечная тьма, так как свет часто мешает». Варианты тем, представленных детьми, свидетельствует о том, что большинство детей в творческом процессе продолжили начатую в начале занятия тему гуманности, и благодаря созданию ими образов в рисунков, эта тема стала их личным переживанием.
Таким образом, в рамках школы необходимо проводить целенаправленную работу с детьми по воспитанию в них гуманных чувств, развивать, совершенствовать такие качества души, которые необходимы ребёнку, для того чтобы вырасти гуманной личностью и успешно найти свое место в системе общества. Несмотря на то что дети различают добро и зло, они недостаточно чутки к окружающим, не всегда замечают добро, которое окружающие совершают в отношении них и не всегда готовы сами совершать добрые поступки. В этой работе именно рисование может служить эффективным средством формирования гуманных чувств детей, так как в процессе изобразительного творчества переживаемый опыт переходит с уровня «я знаю об этом» на уровень «я так чувствую и поступаю».
Список литературы:
1. Байкова Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: автореф. дисс.... д-р пед. наук. - М., 2001. - 36 с.
2. Быкова Н.И. Педагогические условия развития нравственных ориентаций учащихся в образовательном процессе (7-9 класс): диссерт.... канд. пед. наук. - Омск, 2003. - 182 с.
3. Рейнковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Просвещение, 1979. - 392 с.
4. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. -М.: Просвещение, 1956. - 212 с.
5. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 256 с.
6. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.- М.: N0 Магистр, 1994. - 62 с.
7. Фаас Н.Э. Формирование взаимоотношений дошкольников в процессе изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы: дес-сер.... канд. пед. наук. - М., 1991. - 197 с.
1. 8. Хвиюзова Т.А. Педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений поведения у дошкольников: диссерт.... канд. пед.
наук. - М., 1996. - 204 с.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗИКЕ
Масленникова Диана Юрьевна
Старший преподаватель кафедры высшей математики и физики, Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь
Попова Татьяна Николаевна Доктор пед. наук, профессор кафедры высшей математики и физики, Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь