Список источников:
1. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.akusherstvo.ru/comment.php?cid=7&id=516&w Ьа!=аг11с1е - Загл. с экрана.]
2. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. - Москва: Эксмо-пресс, 2000. - 512 с.
3. Милюкова, Е. В. Формирование психологических компонентов родительской любви: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Милюкова Е. В. - Екатеринбург, 2005. - 27 с.
4. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд; пер. с нем. Г. В. Барышниковой; под ред. Е.
Е. Соколовой и Т. В. Родионовой. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. -480 с.
6. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
7. Федорова, Т. А. Педагогическое содействие формированию готовности студентов вуза к семейной жизни: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Федорова Т. А. - Челябинск, 2009. - 178 с.
8. Шнейдер, А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. - Москва; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социальный ун-та (МПСУ), 2010. - 928 с.
НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОГРАММА «ДВИЖЕНИЯ-ПОМОЩНИКИ»
Паутова Валерия Валерьевна
Старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул
Программа «Движения - помощники» - это экспериментально проверенная технология повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиоло-гических упражнений. Главной задачей внедрения программы явилось осуществление межполушарной координации мозга, которая обеспечивается наличием нервных связей между левым и правым полушарием, и тем самым, открывает реальный путь ребёнку к более эффективному освоению обучающих программ и действий. Не игнорируя физиологические закономерности развития мозга, не ускоряя их и не замедляя развитие отдельных его отделов, не замещая искусственно функции одного полушария функциями другого, происходит эффективное влияние на освоение ребёнком учебных программ путём целенаправленного развития межполу-шарной проводимости, улучшения синхронизации в работе правого и левого полушарий головного мозга.
Программа «Движения-Помощники» предназначена для последовательного осуществления повышения уровня готовности детей к школьному обучению посредством кинезиологических упражнений. Помимо этого программа предусматривает повышение информированности детей в следующих областях: развитие представлений о роли мелкой моторики, которая осуществляется ладонью и пальцами; формирование понимания значения каждого пальчика для организма человека. Эти сведения становятся важным дополнительным компонентом физической и умственной подготовленности детей, не игнорируя контекста игровой деятельности.
Данная программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; видеть и понимать красоту совершенных движений; совершенствование речевого развития, мышления, физических способностей, рефлексии поведения. Приоритет в обучении отдаётся пониманию и оценке происходящего в совместной практической деятельности педагогов, родителей и детей.
Программа «Движения - помощники» может быть использована дошкольными учреждениями как об-щеразвивающего, так и коррекционного типа.
Основная цель программы - создание условий, повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Совершенствование физического и психического развития детей;
2. Формирование у детей целостных представлений о правильных движениях, роли двигательной активности в их жизни;
3. Формирование потребностей и мотивов использования кинезиологических упражнений;
4. Воспитание самостоятельности и творческой активности;
5. Двигательное овладение детьми арсеналом асимметрических упражнений.
Программа «Движения - помощники» объединяет урочные формы - учебные занятия по физической культуре с элементами кинезиологии и внеурочные - в режиме дня, физкультурно-оздоровительные, досуговые мероприятия (досуги, дни здоровья, самостоятельная двигательная активность). В программе определены формы работы с родителями и педагогами, представлены программные требования к освоению детьми знаний, умений и навыков кинезиологических упражнений.
Настоящая программа включает в себя содержание основных наиболее эффективных для развития меж-полушарной активности мозга форм, составляющих целостную кинезиологическую технику подготовки детей к школе в условиях дошкольного образовательного учреждения. Она состоит из 4 взаимосвязанных частей, каждая из которых содержит специфические задачи и организационно-методические указания.
Часть 1. Комплексы кинезиологических упражнений
Эффект двигательного обогащения достигается в процессе пролонгированного освоения детьми 8 органически взаимосвязанных комплексов упражнений. Комплексы имеют конкретные педагогические задачи, определяющие подбор упражнений, их слаженность и направленность. Это в свою очередь обуславливает выбор методов обучения и способы организации детей.
Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь учебный процесс, их гармоничная взаимосвязь присутствует на каждом занятии. Вместе с тем, отличительной особенностью занятий, с использованием
созданной нами программы, от традиционно применяемой в ДОУ является акцент на поддержание динамического режима, ежедневной тренировки кинезиологиче-скими средствами. Это обеспечивает развитие межполу -шарной интеграции головного мозга детей посредством выполнения специальных упражнений асимметрической гимнастики. Проводимые комплексы упражнений содействуют развитию уровня информационной работоспособности и произвольного внимания детей. Одновременно развиваются психомоторные показатели, такие как межполушарная, зрительно-моторная и сенсомотор-ная интеграция, сопровождающаяся рефлексивным поведением.
Построение педагогического процесса по подготовки детей к школе с включением кинезиологических средств, предполагает использование наглядно-практических методов и фронтального способа организации деятельности. Все виды занятий в группе включают фрагменты двигательных заданий, обеспечивающих эффект феномена активного отдыха.
Комплексы упражнений, включённые в программу «Движения-Помощники» направлены на снятие отрицательного напряжения и улучшение мозгового кровообращения, а так же на асимметрическую гимнастику, улучшающую межполушарную синхронизацию [3].
Часть 2. Работа с педагогами
Данный вид работы направлен на решение следующих задач:
- осознание педагогами роли и значения кинезиоло-гических упражнений в развитии детей:
- знание средств, методов и форм внедрения кине-зиологии в условия ДОУ в процессе подготовки детей к школе:
- владения методикой использования кинезиологи-ческих упражнений;
- формирование умения планировать, прогнозировать и контролировать функциональное состояние обучаемых детей в режиме дня.
Часть 3. Работа с родителями
Важным условием эффективности работы по подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений является творческое сотрудничество с родительским коллективом.
Работа ведётся в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более внимательная с их стороны забота о здоровье и развитии детей средствами кинезиологии.
Часть 4. Массовые мероприятия, направленные на подготовку детей к школе средствами кинезиологиче-ских упражнений.
К ним относятся:
- физкультурный досуг развивающей направленности - содержание досуга составляют знакомые детям игры и кинезиологические упражнения. Длительность досуга - 25 минут.
- физкультурный праздник - демонстрация выполнения детьми кинезиологических упражнений. Длительность праздника - 1 - 1,5 часа в зависимости от сезона. Основу праздника составляют двигательные забавы и асимметрические упражнения.
- день здоровья - его задачей является забота о профилактике нервной системы детей, оздоровление организма в тесной связи с развивающей работой, а также с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики.
Анализируя преимущества апробированной нами кинезиологической программы, мы сочли своевременным резюмировать, что проблемы безопасности образовательной среды давно беспокоят педагогов и психологов. По мнению учёных детские сады и школы - место потенциальной повышенной опасности. [1, 2 с. 163-169].
На наш взгляд при существующей программе подготовки детей в ДОУ к обучению в школе наблюдается несоответствие декларируемому триединству задачи обучения: образование, воспитание, оздоровление.
Безопасность здоровью в образовательной среде может быть признана только при достаточном разнообразии средств обучения, позволяющих ребёнку избавляться от монотомии, усталости, напряжения и прибывать в состоянии социального и психологического благополучия. Кинезиологическая программа подготовки детей позволит им без последствий для здоровья преодолевать негативные проявления компонентов обучающей среды, и делать её более переносимой, привлекательной, а порой и комфортной.
Список литературы:
1. Рубцов В.В., Баева И.А. Безопасность образовательной среды. Сборник статей. Часть 1 /ответственный ред. и составитель Г.М. Коджаспирова. М.: Эконом-Информ, 2008.- 166с.
2. Сергеев С.Ф., Якунин В.А. Психологическая безопасность в образовательной среде // Народное образование. - 2012. - №6. - С.163-169.
3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезио-логического комплекса для восстановления межпо-лушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999. - 54 с.
РАЗВИТИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Полунина Анастасия Михайловна
Преподаватель английского языка, студентка магистратуры Тольяттинского государственного университета
по направлению "Педагогика и психология воспитания", г. Тольятти
Воспитание человека, обладающего гуманными ценностями - важная задача для современного российского общества. Совокупность ценностных установок, присущих в данный момент массовому сознанию (в том числе, детям и молодежи) во многих аспектах деструктивна с точки зрения развития личности, института семьи и государства. Насущная потребность общества на данный момент - совершенствование работы школы по вос-
питанию гуманных ценностей в подрастающем поколении. Разработанный российскими учеными Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), впервые включав-щий в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», открывает перспективы проблемы формирования совокупности ценностных основ жизни человека. Воспитание школьников обозначено в документе в качестве приоритетной задачи и