встречается в 2,7 раза чаще, чем «Мне»). Наименьший перевес в сторону употребления в сочинениях местоимения «Я» обнаружен в группе «условно суверенных» и «депривированных». Анализ сочинений также позволил дифференцировать два контекста использования местоимения «Мне»: я сам отношусь к себе как объекту (например: «у меня есть семья», «ко мне приходит мысль», «у меня появился брат») и восприятие себя как объекта действия других (например: «родители меня любили и понимали», «родители отдали меня в спорт»).
Сочетание местоимений «Я-Мы-Они», выступивших в качестве показателя субъекта действия, позволяет сделать вывод, что по мере снижения уровня суверенности, незначительно, но снижается частота употребления в сочинениях местоимения «Я», при этом также незначительно увеличивается и частота употребления местоимения «Они». Результаты представлены в таблице 3. Местоимение «Мы» в сочинениях «суверенных» респондентов не встречается, а в группах «условно суверенные» и «депривированные» юноши и девушки доля этих местоимений не высока.
Используя местоимения «Мы», испытуемые указывают и на совместную деятельность («мы (с мамой) все вместе решаем», «мы (друзья) доверяем и делимся»), и на неразрывное единство, идентификацию с группой («мы (дети) не задумывались», «мы (выпускники) разъехались»). При анализе использования местоимения «Они» обнаруживается различие между группами. Так в группе «суверенных» местоимение «они» связывается с указанием опыта полученного через других, например: «она (девушка) показала какой мир жестокий», «они (события) помогли мне понять», «она (музыкальная школа) научила меня усидчивости, терпеливости». А в группе «депривированных» местоимение «они» носит характер внешнего воздействия, значение которого не становится предметом анализа, например: «они (родители) заставляют меня делать то, чего я не хочу», «они (родственники) любят меня». В группе «условно суверенных» встречаются оба варианта использования местоимения «Они». Таким образом, мы можем говорить, что «суверенным» юношам
Библиографический список
и девушкам присуще, в большей мере, и принятие своей субъектной, авторской позиции по отношению к жизни, и большая выраженность осознания себя как субъекта действий, а также связанное с этим принятие свободы и ответственности к переживаемым событиям. И даже воздействия извне осмысливаются «суверенными» респондентами через призму опыта, получаемого посредством этого события.
На основе проведенного исследования проявления суверенности в юношеском возрасте можно сделать следующие выводы:
1. Суверенность личности может быть понята как способность к самостоятельному взаимодействию с культурой (предметным и социальным миром), посредством которого обеспечивается системное усложнение жизненного мира человека, выступающее основанием устойчивости становления человека на протяжении всей его жизни.
2. «Открытость-закрытость» личности, самостоятельность как отражение субъектных характеристик можно рассматривать - существенными проявлениями суверенности.
3. Полученные данные позволяют говорить о большей открытости «суверенных» юношей и девушек к действиям в меняющихся и неопределенных обстоятельствах, тогда как для «условно суверенных» и «депривированных» респондентов характерна готовность действовать в прогнозируемых, продуманных ситуациях, а для группы «депривированных» респондентов высок риск отказа от действий, сворачивания деятельности.
4. Анализ данных позволяет отметить, что «суверенным» юношам и девушкам присущи и принятие своей субъектной, авторской позиции по отношению к жизни, и большая выраженность осознания себя как субъекта действий, и связанное с этим принятие свободы и ответственности к переживаемым событиям.
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 12-16-№ 22003а/Т по теме: «Сценарии суверенизации в юношеском возрасте на этапе обучения в вузе»
1. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии - СПб., 2008.
2. Дорофеев, Д.Ю. Проблемы современной философской антропологии: спонтанность и суверенность человека // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С Пушкина. - 2009. - Т. 2. - № 3.
3. Клочко, В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. - Томск, 2009.
4. Знаков, В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. - М., 2005.
5. Мамардашвили, М.К. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. - М., 2004.
6. Краснорядцева, О.М. Психологическое содержание экспертизы образовательных инноваций // Вестник ТГУ . - 2008. - № 306.
7. Трофимова, Ю.В. Суверенизация личности как предмет постнеклассической психологии // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - № 2-1.
Bibliography
1. Nartova-Bochaver, S.K. Chelovek suverennihyj: psikhologicheskoe issledovanie subjhekta v ego bihtii - SPb., 2008.
2. Dorofeev, D.Yu. Problemih sovremennoyj filosofskoyj antropologii: spontannostj i suverennostj cheloveka // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S Pushkina. - 2009. - T. 2. - № 3.
3. Klochko, V.E. Psikhologiya innovacionnogo povedeniya / V.E. Klochko, Eh.V. Galazhinskiyj. - Tomsk, 2009.
4. Znakov, V.V. Psikhologiya subjhekta i psikhologiya chelovecheskogo bihtiya // Subjhekt, lichnostj i psikhologiya chelovecheskogo bihtiya / pod red. V.V. Znakova, Z.I. Ryabikinoyj. - M., 2005.
5. Mamardashvili, M.K. Soznanie i civilizaciya. Tekstih i besedih. - M., 2004.
6. Krasnoryadceva, O.M. Psikhologicheskoe soderzhanie ehkspertizih obrazovateljnihkh innovaciyj // Vestnik TGU . - 2008. - № 306.
7. Trofimova, Yu.V. Suverenizaciya lichnosti kak predmet postneklassicheskoyj psikhologii // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 2-1.
Статья поступила в редакцию 10.12.12
УДК 37.015.3
Pautova V.V,, ShadrinA.N. PATTERN AND TECHNOLOGY OF THE ARRANGEMENT OF PSYCHOEDUCATIONAL CONDITIONS FOR RISE OF PREPARATION LEVEL OF CHILDREN FOR THE SCHOOL EDUCATION BY MEANS OF THE KINESIOLOGICAL EXERCISES. В In the research the modern contexts of the innovation activities in the domain of the general education, the tasks and guidelines of its evolution are described, and the which must be changed in the education system organization based on the existing experience of the adoption of the new forms of preschool training for children. The pattern and technology of the arrangement of psychoeducational conditions for rise of preparation level of children for the school education by means of the kinesiological exercises.
Key words: psychoeducational conditions, preschool training for children, technology, pattern, kinesiological exercises, kinesiophilia, interhemispheric coordination.
В.В. Паутова, ст. преп., соискатель АлтГПА, г. Барнаул;
А.Н. Шадрин, канд. педаг.наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере общего образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены основные аспекты, требующие изменений в организации системы образования, с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм подготовки детей к школьному обучению. Представлена модель и технология создания психолого-педагогических условий повышения уровня подготовки детей к школьному обучению средствами кинезиологических упражнений.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, подготовка детей к школе, технология, модель, кинезиологические упражнения, кинезофилия, межполушарная координация.
Для успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы от поступающих в первый класс требуется предварительная обученность обязательным навыкам, произвольное поведение и развитость психических процессов: память, внимание, мышление. Указанный комплекс готовности к обучению реализуется в период пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Подготовка детей к школе проводится в традиционных условиях, моделирующих школьное обучение. Этот процесс сопровождается ограничением детей в движениях, что нарушит важнейший принцип природосообраз-ности онтогенеза - возрастную кинезофилию.
Многочисленными исследованиями нейрофизиологов и психологов установлено, что систематические занятия упражнениями асимметрической гимнастики существенно улучшают меж-полушарную координацию работы мозга. Гармоническое единство включается в процесс познания левого и правого полушария головного мозга, обеспечивает улучшение процессов памяти, внимания, мышления.
С опорой на установленные физиологами факты, нами создана модель и технология психолого-педагогических условий повышения уровня подготовки детей к школьному обучению средствами кинезиологических упражнений.
Реализация идеи восполнения кинезофилии у детей посредством упражнений, улучшающих межполушарную координацию, предусматривает сохранение взаимосвязи образования, воспитания и развития. Таким образом, мы опирались на концептуальное положение В.С. Ильина о ценности учебно-воспитатель-
ного процесса [1]:
Образовательная функция процесса создания психолого-педагогических условий повышения уровня готовности ребенка к обучению в школе средствами кинезиологических упражнений определяется потребностью школы в детях, полноценно подготовленных к усвоению программы обучения. Реализация образовательной функции осуществляется всеми субъектами образовательного процесса - детьми, их родителями и педагогами ДОУ. Процесс освоения двигательными умениями и навыками в виде составной части включён в программу подготовки детей к обучению в школе.
Воспитательная функция проявляется в формировании нормативного отношения к усвоению правильных движений, способствующих повышению уровня когнитивной и личностной сферы. Результатом реализации функции воспитания является формирование культуры, систематическое соблюдение двигательного режима.
Развивающая функция заключается в развитии умений, направленных на использование кинезиологических упражнений как на занятиях ДОУ, так и в семье. Эта функция приоритетная, именно она способствует повышению уровня готовности ребёнка к школе, охватывая все сферы личности: сенсорную, эмоциональную, волевую, двигательную, мотивационно-потребностную.
Помимо главных функций, рассматриваемый процесс имеет и свою специфическую функцию - интегративную. Она выступает как необходимая, требующая обязательного установле-
Афферентный синтез Информация, полученная из разных источников о сути кинезиологии
Рис. 1. Реализация кинезиологических упражнений в процессе подготовки
детей к школе
Разработанная модель построена в соответствии с принципами преемственности, координации, диалогичности, личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Цель: повышение уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений
t
Задачи: определить и экспериментально проверить педагогические условия, повышения уровня подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений; разработать и внедрить программу повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений; создание комфортных, соответствующих САНПиН условий подготовки детей к школе_
t
Принципы: преемственности, координации, деятельностного подхода, диалогичности, личностно-ориентированного подхода
t
Функции: образовательная, воспитательная, развивающая, интегрирующая
t
Педагогические условия
Диагн.
обеспечение определение готовности детей к школе
Поэтапное внедрение программы, повышения уровня подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений_
Реализация общения и пед. взаимодействия, основанного на принципах:
преемственности, координации, деят. подхода, диалогичности, личн.-ориен. подхода
Формы: на занятиях и в свободное время в условиях ДОУ
I
Методы: игровые, практические, наглядные, вербальные
Средства: кинезиологические упражнения разного уровня сложности
Руководитель группы: 1 г Ребёнок:
• организатор л_ь Педагогическое взаимод. • участник
• консультант • субъект пед. взаимод. и
• эксперт общения
1
1
Методист
Педагоги подг. групп Педагоги доп. образования Психолог Администрация
Дети подг. групп Родители
Готовность к школе
Г"
Психофизиологическая: • антропом. харак-ки • общий мыш. тонус • развитие мелкой м. • ортопед. показатели Интеллектуальная: • речевое развитие • слухомот. интеграц. • зрительно-мот. и. • информ. работ-сть • произв. внимание Личностная: • эмоц-вол сфера • когнитивная орган. деятельности • мотивация • адекватная самооценка
1 г 1 г 1 г
Результат: повышение уровня подготовки к школьному обучению
Рис. 2. Модель создания психолого-педагогических условий, повышения уровня подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений
ния зависимостей различного уровня и содержания, методов, средств и форм обучения.
Характеризуя процесс создания психолого-педагогических условий повышения уровня готовности детей к обучению в школе средствами кинезиологических упражнений, мы исходили из теории деятельности А.Н. Леонтьева, который отмечал, что «потребности управляют деятельностью со стороны субъекта» [3, с. 197].
На основе теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, а также теории функциональных систем П.К. Анохина нами разработаны основные этапы деятельности детей старшего дошкольного возраста по реализации кинезиологических упражнений в процессе подготовки их к школе (рис. 1):
Практическому внедрению кинезиолгической программы предшествовало создание модели, её пилотажная апробация и доказательство статистической достоверности эффективности (рис. 2). В процессе моделирования были реализованы следующие компоненты:
• целевой компонент, включающий всё многообразие целей и задач, создание психолого-педагогических условий повышения уровня готовности детей к обучению в школе средствами кинезиологических упражнений: от генеральной цели - использование кинезиологических упражнений в процессе подготовки ребёнка к школе - до конкретных задач формирования отдельных компонентов готовности к школе;
• содержательный компонент, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;
• деятельностный компонент, включающий этапы исследования и взаимодействие педагогов, родителей и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат;
• результативный компонент, отражающий эффективность его протекания и характеризующий достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.
Личностно-ориентированый подход, по мнению Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, предполагает, что личность становится субъектом деятельности, который формируется в деятельности и общении с другими людьми. В предложенной модели для участников образовательного процесса личностно-ориентированный подход выражается
Библиографический список
в учёте индивидуально-типологических особенностей детей. Прогнозируемым результатом такого подхода является проявление стойкого интереса к школьному обучению в освоении двигательными упражнениями и положительной динамике уровня подготовки, а ведущими мотивами образования является саморазвитие и самореализация. Те самые частицы «я - самости» о которых давно мечтают родители, воспитатели и учителя.
Принцип преемственности заключается в обогащении и взаимосвязи средств, форм и методов подготовки к школьному обучению в ДОУ и в семье. Реализуется он в процессе приобретения субъектами образовательного процесса знаний о ки-незиологии, формирования умений и навыков специальных упражнений, улучшающих работу мозга.
Принцип координации отражает способы деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленные на их согласованную работу.
Принцип диалогичности вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса [3, с. 87]. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя» [4, с. 336].
Принцип деятельностного подхода отражает важнейшую сторону человеческого бытия. «Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал А.Н. Леонтьев, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями» [2, с. 102]. Поэтому почему, чтобы подготовить ребёнка к школе, необходимо в меру возможностей вовлечь его в различные виды деятельности, включая и кинезиологичес-кую. Деятельностный подход требует специальной работы по развитию деятельности ребёнка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Традиционная учебная деятельность мало способствует такому переводу. Совершенно иное преобразование мы наблюдаем при реализации выше рассмотренной модели. Дети с азартом осваивают двигательные упражнения, и это осознанное стремление должно быть учтено педагогами и направлено на внедрение в образовательную деятельность.
1. Ильин, В.С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса: методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. - Волгоград, 1981.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
3. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
Bibliography
1. Iljin, V.S. O koncepcii celostnogo uchebno-vospitateljnogo processa: metodologicheskie osnovih sovershenstvovaniya uchebno-vospitateljnogo processa. - Volgograd, 1981.
2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.
3. Slastyonin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2004.
4. Bakhtin, M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. - M., 1986.
Статья поступила в редакцию 10.12.12
УДК 371:321.01
Matis V.I. ON THE METHODOLOGY OF PUBLIC POLICY IN CULTURE, ARTS AND EDUCATION. State policy in the sphere of culture and education based on some main points on which society itself evolves. Approaches to the formation of public policy in general should be the basis for the events and activities aimed at helping the developing individual in finding itself in a rapidly changing socio-cultural situation. This problem can be solved through an understanding of the current processes in society and self-worth of each individual. Trends and issues will form a methodological approach to the understanding of public policy, foster a culture of dialogue, to integrate into the global community.
Key words: State policy in the sphere of culture and education, genetic fatigue nation and society, the global demographic shifts, the low culture of interethnic communication in conditions of increasing ethnic and sectarian tensions, regional and local features of the socio-cultural sphere, the global crisis, which manifests itself as a world-view, moral, cultural, political, psychological - system, the modernization of cultural policy for the modernization of cultural policy - organizational and economic or technocratic and socio-cultural.
В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе и международным связям АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]