Научная статья на тему 'Развитие градостроительных критериев оценки качества транспортного обслуживания населения'

Развитие градостроительных критериев оценки качества транспортного обслуживания населения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
212
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / QUALITY EVALUATION OF TRANSPORT SERVICE / УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ / LEVEL OF SERVICE / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ / MULTIMODAL LEVEL OF SERVICE / ПОЛНОЦЕННЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) УЛИЦЫ / FULL (COMPLEX) STREETS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Левашев А. Г.

Статья посвящена проблемам оценки качества транспортного обслуживания населения городов России. Предложены пути совершенствования данной области науки и практики. Приводятся результаты исследований по оценке мультимодального уровня обслуживания в центре города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Левашев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CRITERIA OF QUALITY EVALUATION IN TRANSPORT PUBLIC SERVICE

The article is dedicated to the problems of the quality evaluation of transport public service in Russian cities and offered the ways to develop this field of science and practice. In the article we presented the research results in evaluation of multimodal level of service in the city centre.

Текст научной работы на тему «Развитие градостроительных критериев оценки качества транспортного обслуживания населения»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Левашев А.Г., Михайлов А.Ю., Шаров М.И. К вопросу об оценке качества транспортного обслуживания в городахс II Современные проблемы транспортного комплекса России. 2013. № 3. С. 16-23.

2. Пржибыл П. Телематика на транспорте I пер. с чеш. В. Бузковой. М.: Свитек; М.: МАДИ (ГТУ), 2003. 540 с.

3. UITP WORKING GROUP: Interaction of buses and signals at road crossings-FINAL REPORT V2.0-April 2009.

4. Бобрышев Д.В. Закономерности функционально-планировочной организации долинного комплекса крупной реки как фактор устойчивого развития города (на примере Иркутской агломерации) II Вестник ИрГТУ. 2011. № 7. С. 22-28.

Информация об авторах

Занозина Надежда Михайловна, магистрант, тел.: 8(3952) 40-50-84, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Шаров Максим Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте», тел.: (3952) 40-50-84, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Zanozina N.M., candidate for a master's degree, tel.: 8(3952) 40-50-84, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Sharov M.I., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Automobile Transportation Management Department, tel.: (3952) 40-50-84, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711

РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

А.Г. Левашев

Статья посвящена проблемам оценки качества транспортного обслуживания населения городов России. Предложены пути совершенствования данной области науки и практики. Приводятся результаты исследований по оценке мультимодального уровня обслуживания в центре города.

Ключевые слова: оценка качества транспортного обслуживания; уровень обслуживания; мультимодальный уровень обслуживания; полноценные (комплексные) улицы.

DEVELOPMENT OF THE CRITERIA OF QUALITY EVALUATION IN TRANSPORT

PUBLIC SERVICE

A.G. Levashev

The article is dedicated to the problems of the quality evaluation of transport public service in Russian cities and offered the ways to develop this field of science and practice. In the article we presented the research results in evaluation of multimodal level of service in the city centre.

Key words: quality evaluation of transport service; level of service; multimodal level of service; full (complex) streets.

В современной практике транспортно-градостроительного планирования все чаще возникают вопросы, когда невозможно разрабатывать мероприятия по развитию городской инфраструктуры, учитывая лишь интересы пользователей индивидуального транспорта. Вместе с тем, соответствующие российские нормативные документы [4] не содержат развитых справочных данных и методических рекомендаций по оценке качества транспортного обслуживания всех пользователей улично-дорожной сети. Это подтверждается изданием одного из последних нормативов ОДМ 218.2.020-2012 [1] (методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог), в котором приводится термин «уровень обслуживания» как комплексный показатель экономичности, удобства и безопасности движения, характеризующий состояние транспортного потока. При этом в самом руководстве приводятся справочные данные для его оценки применительно к автомобильным дорогам и участкам нерегулируемого движения транспортных потоков.

Оценка качества организации дорожного движения на основе уровней обслуживания его участников является основой для выбора проектных решений, к чему в настоящее время приходят российские специалисты. Вместе с тем, зарубежные авторы [9], материалы которых использовались в том числе при разработке российских нормативов, уже оставили в прошлом прежний подход к планированию транспортной инфраструктуры на основе лишь состояния транспортных потоков (рис. 1). Уже более сорока лет американские ученые и инженеры уделяют внимание всем участникам дорожного движения.

Такое стремление привело в 2005 году к образованию Национальной коалиции сторонников «полноценных улиц» (National Complete Streets Coalition), которые должны быть спроектированы так, чтобы обеспечить безопасность всех пользователей уличного пространства: велосипедистов, автомобилистов и пассажиров общественного транспорта всех возрастов и способностей. Такие улицы позволяют сделать повседневную жизнь легче и безопаснее: легко пересечь улицу, сходить в магазин, воспользоваться велосипедом, уезжая утром на работу. «Полноценные улицы» помогут автобусу вовремя прибыть к остановочному пункту, а пассажирам безопасно добраться до остановки трамвая. Одним из возможных вариантов адаптированного перевода термина «полноценные улицы» (Complete Streets) может стать термин «комплексные улицы», который подчеркнет необходимость учитывать интересы всех участников уличного пространства в комплексе при проектировании такой улицы.

Появление концепции «полноценных улиц» потребовало от американских ученых внести поправки в их основной нормативный документ по оценке пропускной способности дорог HCM2000 (Highway Capacity Manual), новое издание которого - HCM2010 [6]. Новый вариант руководства предоставляет методики, позволяющие учитывать в комплексе влияние каждого из участников движения друг на друга (рис. 2) на основе мультимо-дального уровня транспортного обслуживания (multimodal level of service).

Рис. 1. Современный подход к оценке качества организации дорожного движения - переход к мультимодальному уровню обслуживания

Рис. 2. Пример анализа развития территории города на основе мультимодального уровня

обслуживания [10]

Одним из научных направлений Транспортной лаборатории ИрГТУ является разработка критериев оценки мероприятий по организации дорожного движения (ОДД) и развитию транспортной инфраструктуры. В рамках этого направления был проведен ряд

исследований по разработке критериев оценки качества транспортного обслуживания населения [2, 3, 5].

Ниже рассмотрен подход, разработанный для принятия решений по оптимальному размещению элементов транспортной инфраструктуры, учитывающий уровень обслуживания пешеходов как посетителей центров городов и крупных центров массового обслуживания населения.

В центрах городов и других крупных центрах массового обслуживания возникает проблема конфликтов между пешеходами, индивидуальным и общественным транспортом, велосипедистами. Как было упомянуто ранее, в зарубежной практике для решения этой проблемы используются методы оценки мультимодального уровня обслуживания, в то время как в России при оценки качества организации дорожного движения в основном учитывается только транспорт.

В связи с этим была сформулирована цель исследования - предложить методику оценки качества организации дорожного движения в центрах крупных городов, в задачи которого входило обоснование методики интегральной оценки качества ОДД, а также сбор необходимых данных, характеризующих дорожное движение в центральной части города (на примере Иркутска) и выполнение интегральной оценки качества ОДД.

Учитывая, что оптимизация ОДД заключается в разработке альтернативных мероприятий и их сравнении, в работе была предложена последовательность основных процедур, необходимых для выбора оптимального варианта ОДД с учетом оценки уровней обслуживания для участников дорожного движения.

Рис. 3. Модель для оценки пешеходных потоков в центре Иркутска

За основу был выбран перечень мероприятий по совершенствованию ОДД, которые заключались в оптимальном размещении остановочных пунктов для маршрутов, въезжающих в центр по ул. Дзержинского и Байкальская. Ранее было установлено, что такие мероприятия позволят значительно сократить транспортные задержки (была выполнена оценка уровней обслуживания транспортных потоков с применением немецкой про-

граммы VISTRO), при этом не уделялось внимание качеству обслуживания пешеходов (посетителей центра города).

Для оценки условий движения пешеходов в настоящем исследовании впервые был предложен подход на основе разработки модели пешеходных коммуникаций, учитывающей такие характеристики, как емкость расчетных районов по отправлению и прибытию. В качестве таких расчетных районов предлагается использовать объекты обслуживания и торговли, остановочные пункты, стоянки и границы рассматриваемой территории (рис. 3).

Рис. 4. Перенос элементов транспортной инфраструктуры в макромодели центра Иркутска

Особенность исследования заключается в применении средств моделирования транспортных потоков для изучения пешеходных потоков. Реализация данного подхода потребовала отдельного изучения зависимостей скорости движения пешеходных потоков от их интенсивностей и других факторов (например, конфликтов с транспортными потоками), которая выполнялась с применением моделирования организации дорожного движения на микроуровне (выполнялось с применением программ VISSIM и VISWALK).

В настоящей работе было рассмотрено шесть транспортных ситуаций, включая существующее положение и последовательный перенос остановочных пунктов, а также вынос автостоянки с территории центра города и введение пешеходной зоны (рис. 4). Для каждой ситуации в программе VISUM были получены распределения пешеходных потоков (при неизменяемой матрице пешеходных корреспонденций и на основе итеративного расчета в программе VISUM, учитывающего полученные ранее зависимости скорости от интенсивности движения пешеходов, ширины тротуара и других факторов).

Полученные распределения пешеходных потоков позволили оценить уровень обслуживания пешеходов на тротуарах и перекрестках. Для этого использовался программный продукт «Пешеход» (рис. 5), разработанный в Транспортной лаборатории ИрГТУ.

Рис. 5. Оценка качества облуживания движения пешеходов в программе «Пешеход»

Рис. 6. Последовательность оценки мультимодального уровня обслуживания: шаг 5 - одновременное рассмотрение уровней обслуживания транспорта и пешеходов на всех элементах УДС

Результаты исследования позволили оценить каждый из вариантов развития УДС центра города на основе одновременного использования показателей уровня обслужива-

ния пешеходов и транспорта (рис. 6). Интегральная оценка всего рассматриваемого участка УДС, включая не только пересечения, но и перегоны, выполнялась по наименьшей сумме баллов всех элементов (баллы соответствовали уровням обслуживания).

В развитии вопроса оценки качества транспортного обслуживания населения на базе Транспортной лаборатории ИрГТУ выполняется еще ряд исследований по изучению качества обслуживания населения системой автостоянок (рис. 7), включая подходы эффективной организации доступа к ним, формирование тарифной политики на платных стоянках и методы моделирования системы стоянок в составе транспортных моделей городов.

Рис. 7. Пример градации уровня обслуживания паркирования: а - удаленность объекта тяготения от обслуживающей его стоянки; б - количество предоставляемых мест на стоянках в границах заданной

удаленности от объекта

В заключение следует подчеркнуть, что проектирование улично-дорожной сети с учетом полноценного и безопасного обслуживания всех пользователей уличного пространства актуально не только за рубежом, но и в нашей стране. Следовательно, развитие теории и практики оценки качества организации дорожного движения, включая мульти-модальные показатели, является актуальным и необходимым для сдерживания дальнейшего развития «автомобильной зависимости» городов нашей страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог // Отраслевой дорожный методический документ методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог (ОДМ 218.2.020-2012). 2012. С. 148.

2. Михайлов А.Ю. Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск: Наука, 2004. 267 с.

3. Преловская Е.С., Михайлов А.Ю. Проблемы и перспективы развития транспортной сети г. Иркутска // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11(82). С. 216-220.

4. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М.: Минрегион России, 2011. С. 110.

5. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Ковалева Т.С. Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске // Вестник ИрГТУ. 2012. № 9 (68). С. 174179.

6. HCM 2010 - Highway Capacity Manual 2010. URL: http://hcm.trb.org/ (дата обращения: 26 нояб. 2014 г.).

7. National Complete Streets Coalition. URL.: http://www.smartgrowthamerica.org/complete-streets (дата обращения: 26 нояб. 2014 г.).

8. NCHRP REPORT 616: Multimodal level of service analysis for urban streets, Transportation Research Board, National Cooperative Highway Research Program, Washington, DC (2008).

9. The Highway Capacity and Quality of Service Manual, Transportation Research Board, National Research Council. Washington, DC (2000).

10. Urban Street Concepts: Pedestrian, Bicycle, and Transit. URL: http://www.mtc.ca.gov/ services/ arterial_operations/downloads/3-21-12/MTC_Presentation.pdf (дата обращения : 26 нояб. 2014 г.).

Информация об авторе

Левашев Алексей Георгиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмента и логистики на транспорте», тел.: 89148805378, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Information about the author

Levashev A.G., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Automobile Transportation Management Department, tel.: 89148805378, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ УЗЛОВ ПРИГОРОДНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

М.А. Матвеева, Т.С. Ковалева, М.И. Шаров

Сделан анализ показателей пассажирообмена и пассажиропотоков на участке Ангарск - Гончарово. Сформулированы предложения по совершенствованию функционирования пересадочных узлов пригородного пассажирского железнодорожного транспорта в рассматриваемых границах Иркутской агломерации.

Ключевые слова: интермодальный узел; пассожирообмен; пассажиропоток; регулируемое пересечение; активный и пассивный приоритет общественному транспорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.