УДК 656.211/711.553.12
РАЗВИТИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
© М.И. Шаров1, А.Г. Левашев2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлен обзор критериев оценки качества организации дорожного движения (ОДД) и методик оценки качества работы пассажирского транспорта за рубежом. В современной теории и практике ОДД основным критерием является показатель уровня обслуживания. Представлен обзор показателей уровня обслуживания для основных элементов улично-дорожной сети, которые включают методики оценки качества ОДД (в том числе расчет задержек и очередей транспортных средств) на регулируемых и нерегулируемых пересечениях, а также методики оценки условий движения пешеходных потоков и работы пассажирского транспорта. Представлены основные уровни обслуживания для оценки работы пассажирского транспорта, которые включают такие параметры, как доступность, надежность, заполнение салона. Отмечено, что при оценке качества работы пассажирского транспорта необходимо изучать совместное движение разных пользователей городской улицы (автомобильного транспорта, пассажирского маршрутного транспорта, велосипедистов и пешеходов). Так как разные виды пользователей взаимодействуют в пространстве городской улицы, важно установить, каким образом изменение уровня обслуживания одного пользователя влияет на уровень обслуживания других. Ключевые слова: пассажирский транспорт; качество обслуживания; надежность; доступность.
DEVELOPMENT OF ASSESSMENT CRITERIA OF SERVICE QUALITY ON URBAN PASSENGER TRANSPORT M.I. Sharov, A.G. Levashev
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article reviews the criteria to assess traffic management quality and the methods to evaluate the quality of passenger transport operation abroad. An indicator of the service level is the main criterion in the modern theory and practice of traffic management. The indicators of the service level are reviewed for the main elements of the road network that include the methods for assessing the quality of traffic management (including the calculations of delays and queues of vehicles) on controlled and uncontrolled intersections, as well as the methods evaluating the traffic conditions of pedestrian flows and public passenger transport operation. The main levels of service are described to evaluate the quality of public transport operation. They include such parameters as accessibility, reliability and occupancy. It is noted that the study of the cooperative movement of different street users (motor cars, public passenger transport, cyclists and pedestrians) is necessary in the assessment of public transport operation quality. Since different types of users interact in the space of a city street it is important to identify how the change in the level of service of one user affects the service level of other users.
Keywords: passenger transport; quality of service; reliability; accessibility.
В современных условиях роста уровня автомобилизации наступает новый этап в развитии городского общественного пассажирского транспорта, который должен быть привлекательным для населения, в противном случае доля пользователей индивидуального транспорта будет постоянно расти. С этой проблемой наши зарубежные коллеги столкнулись раньше, поэтому
наблюдаются расхождения в подходе к оценке качества работы пассажирского транспорта. В связи с этим необходимо развивать новые подходы к оценке качества работы улично-дорожной сети (УДС) и работы пассажирского транспорта в РФ [1, 2, 7].
Критерий «уровень обслуживания» (Level of Service, или LOS) заимствован из
1
Шаров Максим Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89148868118, e-mail: [email protected]
Sharov Maxim, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 89148868118, e-mail: sharov.m [email protected]
2Левашев Алексей Георгиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89148805378, e-mail: [email protected]
Levashev Alexey, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 89148805S78 e-mail: [email protected]
теории массового обслуживания и используется для оценки условий движения транспортных средств, в том числе как показатель загрузки дороги транспортным потоком. Основные характеристики системы массового обслуживания (длина очереди в определенный момент времени, продолжительность периода, в течение которого п-е требование ожидает обслуживания, средняя продолжительность пребывания заявки в системе и т.д.) иногда требуют сложных вычислений. В этой связи возникла идея использовать для оценки условий движения транспортных потоков такую простую характеристику, как коэффициент загрузки: к = М/Р,
где N - интенсивность поступления требований; Р - интенсивность обслуживания требований.
Другой причиной выбора такого критерия было требование, что критерий должен быть ясным и понятным даже для широкой аудитории, устанавливаться как в результате обследований, так и в результате расчетов. Показатель получил название уровень обслуживания и определяется как «качественная характеристика, которая отражает такие совокупные факторы, как скорость движения, время поездки, свободу маневрирования, безопасность и удобство управления автомобилем». Приведенная формулировка имеет следующее объяснение: «Цель транспортных мероприятий -обслужить определенное количество требований с приемлемым качеством обслуживания. Это качество представляется пользователем в виде свободы выбора скорости и направления движения <...> Все
эти качественные показатели изменяются как некоторая функция отношения интенсивности движения к пропускной способности обслуживающего транспортного сооружения» [5].
Цитируемые выше определения почти в неизменном виде содержатся в изданиях «Руководства по оценке пропускной способности автомобильных дорог» (Highway Capacity Manual - НСМ) [5].
В США уровень обслуживания (критерий LOS) стал основным критерием оценки качества организации дорожного движения (ОДД) и был включен в нормативные документы. Первоначально этот критерий был предложен для перегонов дорог и улиц. Разделение на уровни обслуживания преследовало цель транслировать многочисленные параметры, характеризующие функционирование автомобильного транспорта и дорог, в более простую и доступную для понимания шкалу оценки. За основу градации уровней обслуживания был принят коэффициент загрузки - отношение интенсивности движения к пропускной способности (см. формулу). В нашей стране этот показатель стал использоваться для оценки условий движения на автомобильных дорогах общего пользования и получил название «уровень удобства» (табл. 1).
Как уже указывалось, концепция критерия LOS и методика его применения включены в руководство Highway Capacity Manual. В последнее десятилетие руководство НСМ (издание 1985 г., дополненные переиздания 1994 и 1997 гг., HCM 2000, новая редакция HCM 2010) претерпело
Таблица 1
Градация уровней обслуживания и уровней удобства [3]
Уровень обслуживания Уровень загрузки Характеристика условий движения Уровень удобства Коэффициент загрузки Характеристика условий движения
A <0,1 Свободный поток А <0,2 Свободный поток
B >0,1 Устойчивый поток Б 0,2—0,45 Частично связанный поток
C >0,3 Устойчивый поток В 0,45—0,7 Связанный поток
D >0,7 Приближающийся к неустойчивому Г-а 0,7—1,0 Насыщенный поток
E >1,0 Неустойчивый поток Г-б >1,0 Плотно насыщенный поток
значительные изменения: в него включены показатели LOS почти для всех элементов УДС, рассмотрено качество обслуживания пешеходного и велосипедного движения, качество обслуживания маршрутным пассажирским транспортом.
Показатели LOS, распространенные на оценку качества обслуживания перевозок маршрутным пассажирским транспортом, включены в руководство HCM 2000. Несколько ранее такая оценка была рассмотрена в «Руководстве по провозной способности и оценке качества обслуживания пассажирским маршрутным транспортом» (TCQSM) [9]. Также ряд исследований по этой проблеме выполнен во Флориде.
При разработке концепции оценки соблюдался принцип «оценки с позиций пользователя». В соответствии с этим отбирались критерии, характеризующие все составляющие поездки с использованием пассажирского маршрутного транспорта (табл. 2).
Сложность рассматриваемой задачи не позволила свести оценку к какому-либо одному показателю. К числу факторов, оказывающих влияние на субъективную оценку пользователей, отнесены:
- пешеходная доступность остановок;
- качество пешеходной среды
(т.е. удобство пешеходных коммуникаций и особенности их дизайна);
- маршрутное расписание;
- благоустройство остановок;
- затраты времени на поездку;
- стоимость поездки;
- безопасность поездки (безопасность ОДД и персональная безопасность);
- заполнение подвижного состава;
- дизайн подвижного состава;
- надежность (оценивается возможностью сохранять заданные маршрутные интервалы).
В качестве основных критериев оценки уровня обслуживания выбраны величина маршрутного интервала (или обратная характеристика - частота) и показатели заполнения подвижного состава (табл. 3). Учет остальных факторов, перечисленных выше, осуществляется поправочными коэффициентами.
Пример разработки показателей уровня обслуживания для пассажирского маршрутного транспорта еще раз показывает большие потенциальные возможности этого подхода к оценке транспортных систем в целом. Закономерным следствием сложившейся системы показателей должна стать идея перехода от оценки отдельных видов движения (транспорт, пешеходы,
Категория оценки Показатели качества обслуживания и эффективности
Остановка общественного транспорта Перегон на маршруте Система маршрутов пассажирского транспорта
Доступность - маршрутный интервал - доступность* - заполнение салона - протяженность работы в часах за сутки - доступность* - доступность **
Комфорт и удобство пользования - заполнение салона - обустройство остановок - надежность - надежность - скорость сообщения - соотношении скоростей сообщения при пользовании маршрутным транспортом и легковым автомобилем - соотношение скоростей сообщения при пользовании маршрутным транспортом и легковым автомобилем - время поездки - безопасность
Таблица 2
Концепция и показатели качества обслуживания маршрутного пассажирского
транспорта согласно ТСОЭМ и НСМ
Примечание. *пешеходная доступность остановок; **охват территории зонами пешеходной доступности.
Таблица 3
Предлагаемые границы уровней обслуживания по условиям размещения пассажиров _в салонах подвижного состава маршрутного пассажирского транспорта_
Уровень обслуживания Автобусы Комментарий
Пространство в расчете на одного 2 пассажира, м Число пассажиров, приходящихся на одно сидение
A >1,20 0,00-0,50 Пассажиры могут выбрать место в салоне и не садиться рядом друг с другом
B 0,80-1,19 0,51-0,75 Пассажиры могут выбрать место в салоне
C 0,60-0,79 0,76-1,00 Все пассажиры могут сидеть
D 0,50-0,59 1,00-1,25 Все сидячие места заняты
E 0,40-0,49 1,26-1,50 Максимальная загрузка салона, допускаемая в расчетах провозной способности и выпуска подвижного состава
F <0,40 >1,50 Салон переполнен
маршрутный пассажирский транспорт и т.д.) к их совместной оценке, рассмотрению их взаимодействия и взаимного влияния. В проводимых в настоящее время исследованиях уже рассматривается такая задача. Перспективы развития системы показателей обслуживания были сформулированы Комитетом пропускной способности и качества обслуживания США. К числу вопросов, требующих изучения, отнесены оценка условий движения при достижении пропускной способности (congested conditions) и качество обслуживания транспортных потоков кольцевыми пересечениями.
Принципиально важным направлением развития LOS объявлено создание методов оценки (multimodal LOS), рассматривающих совместное движение разных пользователей городской улицы (автомобильного транспорта, пассажирского маршрутного транспорта, велосипедистов и пешеходов) [5]. Так как разные виды пользователей взаимодействуют в пространстве городской улицы, важно установить, каким образом изменение уровня обслуживания одного пользователя влияет на уровни обслуживания других. За неимением в российской литературе общепринятого термина для обозначения multimodal LOS переведем его как «комплексная оценка уровня
обслуживания» (рисунок).
Для развития направления в области оценки уровня обслуживания есть ряд предпосылок, главные из которых отражены в актах Transportation Equity Act for the 21st Century (TEA-21) и Intermodal Surface Transportation Efficiency Act of 1991 (ISTEA), где общественный транспорт, движение пешеходов и велосипедистов названы в качестве обязательных элементов планирования, проектирования и эксплуатации транспортных систем США. Были разработаны показатели LOS для пешеходного и велосипедного движения, в результате чего новое «Руководство по пропускной способности» (HCM 2000) уже содержит специальные разделы, посвященные этим видам движения. Еще одним шагом является «Руководство по провозной способности и оценке качества обслуживания пассажирским маршрутным транспортом» (TCQSM). В нем были разработаны соответствующие показатели LOS для оценки качества обслуживания пассажирских перевозок. Таким образом, некоторые компоненты метода интегральной оценки совместного движения разных пользователей уже существуют, необходимо продолжать дальнейшее его развитие, дополняя недостающими компонентами.
Концепция мультимодальной улицы и оценки условий движения на ней в руководстве НСМ 2010
Уже известна часть основных положений будущей методики комплексной оценки. Так, вместо единого интегрального показателя LOS, оценивающего условия движения сразу всех пользователей пространства улицы, будет применяться система показателей. В этой связи предполагается провести критический анализ практики применения отдельных критериев LOS и выполнить в полном объеме необходимые исследования взаимного влияния всех видов движения. Объявляется принципиально важным взаимно увязать градации уровней обслуживания разных видов дви-
жения, сделать их сопоставимыми. При этом градации и описание уровней будут выполняться «с позиций пользователей» (т.е. водителей автомобилей, пассажиров маршрутного транспорта, пешеходов, двигающихся вдоль улицы).
Таким образом, в США оценка качества транспортного обслуживания, условий движения при планировании, проектировании и эксплуатации УДС будет и в дальнейшем базироваться на системе показателей уровней обслуживания.
Статья поступила 15.06.2015 г.
Библиографический список
1. Михайлов А.Ю., Копылова Т.А. Система критериев оценки качества функционирования интермодальных узлов пассажирского транспорта // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. № 6 (11). С. 74-80.
2. Тарханова Н.В., Михайлов А.Ю., Яценко С.А. Теоретический обзор моделей обновления матриц кор-респонденций // Вестник ИРГТУ. 2014. № 6 (89). 2014. С. 154-157.
3. Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения: учебник. М.: Транспорт, 1977. 303 с.
4. Capacity Analysis of Pedestrian and Bicyclist Facilities [Электронный ресурс]. URL: http://www.tfhrc.gov/safety/pedbike/research/current.ht m#6 (12.05.2015).
5. Highway Capacity Manual (HCM 2000, 2010), Transportation Research Board, National Research Council, Washington, D.C., USA.
6. Kittelson W.K. Historical Overview of the Committee on Highway Capacity and Quality of Service Transportation Research Circular E-C018 // 4th International
Symposium on Highway Capacity, Inc. Kittelson and Associates, USA, 12 p. [Электронный ресурс]. URL: http://nationalacademies.0rg/trb/publications/ec018/01_ 63.pdf (12.05.2015).
7. Levashev A., Mikhailov A., Sharov M. Irkursk transportation master plan solutions for the public transport system development // Proceedings of the international conference on «Energy Production and Management in the 21st Century - The Quest for Sustainable Energy», WIT Press, UK, 2014.
8. Level of Service Criteria [Электронный ресурс]. URL:
http://www.webs1.uidaho.edu/niatt_labmanual/Chapters
/capacityandlos/theoryandconcepts/LOSCriteria.htm
(12.05.2015).
9. Transit Capacity and Quality of Service Manual. Transit Cooperative Research Program Web Document N. 6. TRB, National Research Council, Washington, D.C., 1999. Available [Электронный ресурс]. URL: http://www4.nationalacademies.org/trb/crp.nsf/all+proje cts/tcrp+a15 (12.05.2015).