Научная статья на тему 'Развитие географического краеведения в школах Якутии'

Развитие географического краеведения в школах Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1300
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / РОДИНОВЕДЕНИЕ / ЭКСКУРСИИ / ТУРИЗМ / КОНЦЕПЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ЭКСПОНАТЫ / SCHOOL GEOGRAPHY / REGIONAL STUDIES / NATIVE LAND STUDIES / EXCURSIONS / TOURISM / CONCEPTION OF GEOGRAPHICAL EDUCATION / OPTIONAL WORKS / EXHIBITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Л. С.

В развитии школьной географии и формировании личности школьника важное значение имеет краеведение. Основная задача преподавания изучение окружающей среды, истории населения и существующей хозяйственной деятельности человека. Развитие и становление школьного географического образования прошли длительный путь, начиная с первой половины ХУШ в. Выделены 3 периода его развития, которые различаются по своим целям, задачам и теоретическому уровню преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of geographical region study at schools in Yakutia

Regional studies play an important role in the development of school geography and formation of pupil's personality. The main task of teaching is to study an environment, a history of population and existing economical activity of a human being. A school geographical education had a long development history since the first half of XVIII century. There have been determined 3 stages of its development that are different in their aims, tasks and theoretical level of teaching.

Текст научной работы на тему «Развитие географического краеведения в школах Якутии»

□

УДК 913.1

Л. С. Пахомова

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛАХ ЯКУТИИ

В развитии школьной географии и формировании личности школьника важное значение имеет краеведение. Основная задача преподавания - изучение окружающей среды, истории населения и существующей хозяйственной деятельности человека. Развитие и становление школьного географического образования прошли длительный путь, начиная с первой половины XVIII в. Выделены 3 периода его развития, которые различаются по своим целям, задачам и теоретическому уровню преподавания.

Ключевые слова: школьная география, краеведение, родиноведение, экскурсии, туризм, концепция географического образования, внеклассная работа, экспонаты.

Естественно-научные знания как истоки краеведческих знаний об особенностях окружающей среды, населения и их хозяйственной деятельности всегда имели важное значение для формирования личности школьника. Первоначально эти знания носили практический характер, но со временем стали дополняться теоретическими знаниями, заложенными в содержание географии в школах Якутии.

Исторические периоды и этапы развития школьной географии в Якутии рассмотрены в контексте изучения знаний о своей местности и значения роли краеведения в учебном процессе. При периодизации истории преподавания географии учтено то, что школа, несомненно, является единицей социальной структуры и, безусловно, меняется в зависимости от развития всего общества. Поэтому в истории развития преподавания географии в школах Якутии можно выделить три периода. Становление и общественная роль школьной географии и географического краеведения в разные периоды развития образования в Якутии раскрыты в исследованиях В.Ф. Афанасьева [1], B.C. Иванова [2], И.И. Майнова [3], Н.Д. Неустроева [4], В.Н. Чемезова [5] и др.

Первый период - дореволюционный (с 1739-1917гг.), в котором выявены три этапа: становление, просветительский и внедрение родиноведческих принципов в краеведении.

Этап становления краеведческих исследований (17391824 гг.) начался с открытия в 1739 году навигацкой школы в г. Якутске. В этой школе начали обучать детей, которые

ПАХОМОВА Любовь Семеновна - к.п.н., доцент БГФ ЯГУ

учились в казацкой школе, а потом перешли в навигацкую школу учиться на подштурманов и штурманов [5]. Открытие школы было связано с необходимостью подготовки людей для исследования этого края в последующих географических экспедициях.

В истоках открытия этой школы стоял Витус Ионассен Беринг - руководитель 1-й (1725-1730 гг.) и 2-й (17331741 гг.) Камчатских экспедиций. В навигацкой школе учащихся обучали основам географической науки - ориентироваться в пространстве, производить измерения, составлять планы и чертежи местности, составлять описание новых земель и др. [5]. Школа функционировала до 1744 г., а затем с перерывами до 1792 г. [1, 4]. Выпускники этой школы участвовали в различных географических экспедициях второй половины XVIII в.

В учебных планах школ г. Якутска география как учебный предмет впервые появляется в 1808 г. В этом учебном году он был введен в учебный план обучения в третьем классе уездных училищ России, и с этого времени учащиеся начальных классов стали получать первоначальные естественно-научные знания об окружающем мире [2]. Однако этот предмет преподавали не во всех существовавших в Якутии школах.

Этап просветительства (1824-1899 гг.) связан с педагогической деятельностью политических ссыльных в Якутии - декабристов, народников и революционных демократов. Первыми в своей просветительской деятельности в Якутии они стали вводить элементы географических знаний и одновременно собирали материалы по краеведению. Введение этого предмета и приобщение детей к краеведению способствовали получению некоторых естественно-

научных представлений об окружающей среде родного края [1].

В развитии образования в XIX в. сыграли прогрессивную роль попечители из среды местных жителей. Одним из них был житель г. Верхоянска С.М. Горохов, который вкладывал средства для материального обеспечения местного училища. Одновременно он рекомендовал использовать на уроках географии местный материал. Известно, что преподаватели училища старались выполнять рекомендации своего попечителя, и в план занятий по географии были включены наблюдения в природе, сбор коллекции горных пород и т.д. [3]. Экскурсии с целью ознакомления школьников с окружающей средой и наблюдения за явлениями природы проводили учителя географии г. Якутска в 18841885 учебном году [1]. По материалам этих наблюдений ученики писали сочинения, темы которых можно оценивать как географические описания окружающей среды на примерах изучения своей местности - города Якутска. Так, на основе наблюдений учащиеся духовной семинарии в 1888-1889 учебном году написали сочинения на темы: «Зима в Якутске», «Описание Якутска», «Якутская юрта и ее обстановка», «Антигигиенические условия жизни якутов», «Пища якутов». На уроках краеведения семинаристов знакомили с населением Якутской области, с занятиями, нравами и обычаями местного населения и природой родного края [1].

Этап внедрения родиноведческих принципов (19001917 гг.). Важный вклад в развитие географического образования в Якутии внес политический ссыльный В.М. Ионов. В его частной школе в Жехсогонском наслеге Боту-русского улуса изучалась география, где материал дополнялся краеведческим описанием ближайшего окружения ученика. Он проводил школьные экскурсии, познавательные прогулки в лес, на поля и луга, обучал детей на местном краеведческом материале. Перед экскурсиями он проводил предварительные беседы по организации практической деятельности детей, указывал, на что надо обращать внимание и что можно собирать [1, 2].

В начале XX в. город Якутск стал центром краеведчес-кого изучения окружающей природы и его производственных объектов. Здесь проводились экскурсии не только для учащихся городских учебных заведений, но и для школьников пригородных сел и близлежащих улусов [2]. Эти экскурсии, беседы и сбор краеведческих материалов способствовали познанию школьниками своего родного края, улуса и деревни, обычаев и традиций своего народа.

Второй период - советский с 1919 по 1991 гг. относится к началу строительства советской школы в России. В эти годы курс краеведения был введен в программу учебных заведений по всей стране. В эти годы в учительской семинарии г. Якутска также ввели курс краеведения и создали музей наглядных пособий по изучению родного края. Этот период был сложным, так как шла Гражданская война.

Этап становления советской школьной географии -1922-1933 гг. Народным комиссариатом Якутской АССР в

1922/23 учебном году был составлен и утвержден первый учебный план, в котором имели место естественно-научные предметы - «Мироведение» и «География» с 4 по 7 классы, объемом 11 часов в неделю. Однако курс краеведения не был включен в эту программу [1]. Согласно этому учебному плану, для школы I ступени была составлена программа по географии. В объяснительной записке к «Программе по предметам преподавания в трудовой советской школе 1-й ступени 1923 года» даются методические рекомендации о ведении курса географии [6].

В 1931-1932 гг. на всей территории Якутии был введен всеобуч по начальному образованию. Согласно плану всеобуча, в этом учебном году география была введена в программу 3 класса (на основе программы Д.Н. Анучина 1921 г.). По принятой программе преподавание географии предусматривалось начинать с изучения своего региона в виде краеведческого курса физической географии России. Курс примечателен тем, что в начальной школе он способствовал формированию первоначальных географических знаний и краеведческому изучению ближайшего окружения ученика [1, 4].

Этап практического краеведения (1934-1945 гг.) характеризуется внедрением всеобуча, ликвидацией безграмотности в Якутии. В Постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» (1934 г.) отразилась необходимость усиления преподавания краеведения как одной из составляющих географии.

Как следствие выполнения этого Постановления в школах Якутии усилилось преподавание географии и сбор кра-еведческих материалов. Учителям географии предписывалось использовать на уроках географии краеведческий и наглядный материалы, тесно связывая их с практикой ведения народного хозяйства, а также широко изучать природу родного края.

В предвоенные и в годы Великой Отечественной войны впервые стали уделять внимание прикладному значению школьной географии и применению географических знаний в практической деятельности. Война усилила у школьников интерес и особую любознательность к географическим наукам. Географическое краеведение способствовало изучению местности, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства родного края, поэтому этот этап назван «практическим краеведением».

В годы Великой Отечественной войны учащиеся школ Якутии с интересом изучали отечественную географию и географию зарубежных стран, внимательно следили за боевыми действиями на фронте. Преподаватели географии особое внимание уделяли привитию учащимся практических навыков: учили их пользоваться географической картой, компасом, ходить по азимуту, правильно ориентироваться в местности, производить глазомерную съемку и составлять план местности. К практическому применению этих знаний можно отнести картографическую съемку местности учащимися, этим они оказывали посильную

практическую помощь руководителям колхозов, сельских районных исполнительных советов, в частности Горного, Таттинского, Сунтарского районов [1].

Этап туристско-краеведческого движения (19461969 гг.) относится к послевоенному времени. Он характеризуется широким распространением школьного туризма и одновременным дальнейшим развитием краеведения

- изучением истории, природных условий, развития сельского хозяйства и промышленности родного края. Широкое распространение получили многодневные походы и экспедиции по комплексному изучению своих районов. Энтузиасты краеведческого движения и изучения родного краяГ.Е. Бессонов, Б.Н. Андреев, В.Л. Сенькин и др. внесли большой вклад в развитие школьного и научного крае -ведения и организации школьных краеведческих музеев. Они начали первыми организовывать и проводить туристические походы, экскурсии и экспедиционные исследования. Так, одним из первых в Якутии стал широко привлекать к краеведческим работам школьников Б.Н. Андреев. Под его руководством школьники совершали различные по дальности экскурсии. Например, в 1948 г. 32 школьника совершили поход по рекам Вилюю и Мархе протяженностью 547 км. Во время этой экспедиции было собрано большое количество различного краеведческого материала, в основном экспонаты по животному миру. Во время туристических походов учащиеся находили интересные экспонаты: ископаемые останки животных и растений, наскальные писаницы, памятники старины, старинные изделия и украшения, экспонаты флоры и фауны, а также изучали топонимику родного края. В этот период широкое развитие и распространение получили пришкольные опытные участки.

Важным событием данного этапа стало открытие в 1956 г. Якутского государственного университета и географического отделения в его составе. Первой заведующей отделения географии была назначена А.И. Сивцева. С открытием географического отделения начата подготовка высококвалифицированных кадров - учителей географии в Якутии.

В этот период начались разработки региональных учебных пособий по краеведению и методические указания к ним. Таким пособием стало разработанное В.Л. Сеньки-ным учебное пособие «Наш край» для учащихся 4 класса на якутском и русском языках [7].

Этап развития методической деятельности (19701991 гг.) отмечен развитием и распространением педагогического опыта учителей, занимающихся краеведческой работой в школах Якутии. Усилившаяся туристско-краеведческая работа как вид внеклассной школьной деятельности стала обобщаться с 1946 г. на республиканских туриста -ческих слетах в виде отчетов по краеведческой работе.

Свой вклад в развитие географического краеведения внесли сотрудники кафедры географии: для старших классов было составлено учебное пособие «География Якутской АССР» [8]. Это учебное пособие выдержало три издания и в настоящее время используется учителями географии и краеведами.

Реформа образования 1986 г. способствовала распространению опыта работы учителей и методических разработок в обучении географии в школах Якутии. В республике, начиная с дореволюционного периода развития школьной географии, не было в течение долгого времени методических разработок и пособий. Как отмечает Г.Н. Максимов, «...первымиработами, относительно близкими к методике преподавания географии, следует считать публикации и деятельность энтузиаста музейного дела и краеведения П.Х. Староватова» [9, с. 38].

Распространению передового опыта учителей по краеведению способствовал Институт повышения квалификации учителей. В выпускаемом с 1946 года ежегодном методическом сборнике этого института освещается опыт учителей географии. Так, в рамках патриотического движения советских школьников «Изучайте свой родной край» институтом был обобщен опыт краеведческой работы В.Л. Сенькина и опубликован в работе «Мой опыт по краеведческой работе в школе» [10]. Учитель описывает методику проведения летних походов по родному краю, с применением карт и литературных источников, что может быть оценено как первое методическое руководство по географическому краеведению для учителей школ и организаторов походов.

На более позднем этапе этого периода - в 70-80-х годах развернулась методическая работа по обобщению и пропаганде передового опыта учителей географии: Е.П. Колесовой, Е.Д. Макарова, В.Д. Семеновой и др. Краеведческому изучению и методической работе способствовала разработка А.И. Сивцевой «Уроки по курсу «География Якутии»» [11], которая была предназначена для студентов-гео-графов по методике обучения географии. Методической работе помогало издание «Географический атлас Якутской АССР» [12], который стал отличным дополнением к учебному пособию «География Якутской АССР».

Всесоюзные программы «Моя Родина - СССР» и «Мое Отечество», которые были предназначены для комплексного изучения своей родины и отечества школьниками, повысили интерес к географии в школах СССР, в том числе и в Якутии. По материалам, собранным в экспедициях, туристско-краеведческих походах, стали проводиться научно-практические конференции разных уровней, что способствовало активизации познавательного и воспитательного потенциала географического краеведения.

Советский период (1919-1991 гг.) можно охарактеризовать как патриотическо-краеведческий период в развитии школьной географии, где комплексное изучение своей местности играло важную роль в учебно-воспитательном процессе и становлении личности школьника.

Третий - современный период (с 1992 г. по настоящее время) школьной географии тесно связан с «Концепцией обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия)».

Краеведческий принцип является ведущей идеей Концепции обновления и развития школьной географии. Вне-

дрение предметов школьного компонента в географическом образовании создает благоприятные условия для развития географического краеведения и углубления краеведческого принципа при изучении естественно-научных предметов [13].

По мнению А.В. Даринского, одного из зачинателей современного школьного краеведения, «в последние годы российской школы, как и 70 лет назад в 20-е годы при становлении советской школы, поднялся интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения». При этом он подчеркивает два основных фактора повышения интереса к школьному краеведению: «Во-первых, растущее осознание значения малой родины для патриотического воспитания школьников. Во-вторых, пришедшему, наконец, пониманию невозможности познания всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны, с ее большими региональными различиями» [14, с. 64].

Следующим важным и значительным событием в развитии географического образования в Якутии является принятие в 2001 г. Концепции географического образования «География для будущих поколений». Целью этой концепции является усиление роли географического образования на всех уровнях школьного и вузовского образова-ния и формирование географической культуры, которая включает: географическое знание, географическое мышление, географическую деятельность [15].

В рамках реализации этой концепции преподавателями кафедры географии и экологии совместно с сотрудниками Института мерзлотоведения СО РАН разработан учебно-методический комплекс по региональной географии.

В его состав входят разработанный для 8-9 классов общеобразовательных школ курс «География Якутии» и изданные учебник «География Якутии» на русском и якутском языках [16], методическое пособие для учителей по этому же предмету [17], учебное пособие «Хрестоматия по географии Якутии» [18] и «Географический атлас Республики Саха (Якутия)» [19].

Для углубленного обучения школьников в профильных классах разработаны программно-методические материалы [20], куда включен ряд программ: «Региональное природопользование», «География человека», «Геоэкология», «Курс мерзлотоведения», «Экология Якутии» и «Экология Якутии и улуса».

Одним из путей реализации концепции «География для будущих поколений» является включение самостоятельного краеведческого курса «Родной край» в 5 классе общеобразовательных школ РС (Я). Вариативность учебного предмета «Родной край» предполагает многообразие учебных пособий, которые должны отражать специфику регионов - улусов и городов Якутии. Одной из таких разработок является интегрированный курс «Якутск - город мой» (Природа и люди) как школьный компонент географического образования [21]. По этому курсу создан учебно-ме-

тодический комплекс, в состав которого входят учебное пособие «Якутск - город мой» и методическое пособие для учителя «Дидактические материалы по курсу «Якутск

- город мой»» [22]. Подобное учебное пособие издано в Амгинском улусе - «Земля моя - Амгинская» [23].

В настоящее время в республике проводится целенаправленная активная работа по реализации школьного компонента географического образования по проекту профессора О.М. Кривошапкиной «Создание учебных пособий для курса «Родной край» (5 класс) как основы реализации национально-регионального и школьного компонентов базисного учебного плана общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)».

Реализация этого проекта во всех улусах Республики Саха (Якутия) будет способствовать формированию личности школьника, обладающего краеведческой и экологической грамотностью, имеющего целостное представление о природе и хозяйстве своего улуса и республики в целом.

Литература

1. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966. 345 с.

2. Иванов B.C. Школьные экскурсии в дореволюционной Якутии // Труды историческо-филогического факультета. Якутск, 1969. Вып. 2. С. 289-291.

3. Майков И.И. Зачатки народного образования в Якутской области // Сибирский сборник. 1897. № 3. С. 11-171.

4. Неустроев Н.Д. История развития начального образования в Якутии. Часть 1. История развития начального образования в дореволюционной Якутии: Учебное пособие. Якутск: Изд-воЯГУ, 1999. 66 с.

5. Чемезов В.Н. Первые школы Якутии // Доклады ЯФАН СССР. Якутск, 1954. 116 с.

6. Программы по предметам преподавания в трудовой советской школе 1-й ступени. Якутск: Типогр. Наркомпроса, 1923. 78 с.

7. Сенькин В.Л. Наш край: Учеб. пособие для 4 класса на якут. и русск. яз. Якутск, 1965. 30 с.

8. Сивцева А.И., Мостахов С.Е., Дмитриева З.М. География Якутской АССР. Якутск: Кн. изд-во, 1969. 166 с.

9. Максимов Г.Н. К истории развития методики преподавания географии в Якутии // Проблемы непрерывного естественно-научного образования. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. С. 37-42.

10. Сенькин В.Л. Мой опыт по краеведческой работе в школе. Якутск: Госиздат ЯАССР, 1949. 68 с.

11. Сивцева А.И. Уроки по курсу «География Якутии»: Методические разработки для студентов географического отделения. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1979. 54 с.

12. Географический атлас Якутской АССР. М.: ГУГК, 1981. 40 с.

13. Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения, возможности. Якутск, 2001. 80 с.

14. Даринский А.В. Краеведение в современной петербургской школе // География в школе. 2003. № 1. С. 63-65.

15. География для будущих поколений // Итоговые документы научно-практической конференции «География для будущих поколений». Якутск, 2001. 36 с.

16. Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.Н., Кривошапки-на ОМ. География Якутии. 9 класс. Якутск: Бичик, 2004. 304 с.

17. Кривошапкина ОМ., Афонская Л.П., Михайлова Т.П. География Якутии: Методическое пособие для учителя: уроки, тесты, дидактические материалы. Якутск: Изд-во Якутского унта. 2003. 216 с.

18. ГригорьеваА.Д., Пахомова Л.С. Хрестоматия по географии Якутии. Якутск, 2005.175 с.

19. Географический атлас Республики Саха (Якутия). Якутск-Москва, 2000. 41 с.

20. География. Программно-методические материалы. Якутск, 2001. 78 с.

21. Пахомова Л.С. Якутск - город мой. Природа и люди: Учебное пособие для учащихся 5 класса средних общеобразовательных школ. Якутск, 2003. 112 с.

22. Пахомова Л.С. Дидактические материалы по курсу «Якутск - город мой»: Методическое пособие для учителей. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. 48 с.

23. Быстрова А.В., Иванова Л.К., Захарова В.И., Захаров Н.С., Капитонова П.П., Климонтова С.В., Кривошапкина ОМ., Назарова Л.Г., Пеустроева А.П., Никифоров Т.Т., Попов Г.Д. Земля моя - Амгинская: Учеб. пособие по курсу «Родной край» для 5 кл. Якутск: Изд-во «Дани-Алмас», 2007. 162 с.

L.S. Pakhomova

Development of geographical region study at schools in Yakutia

Regional studies play an important role in the development of school geography and formation of pupil’s personality. The main task of teaching is to study an environment, a history of population and existing economical activity of a human being. A school geographical education had a long development history since the first half of XVIII century. There have been determined 3 stages of its development that are different in their aims, tasks and theoretical level of teaching.

Key-words: school geography, regional studies, native land studies, excursions, tourism, conception of geographical education, optional works, exhibits.

■ФФФ-

УДК 378

Г.М. Парникова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дан анализ теоретических подходов к формированию универсальных компетенций в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование. Основное внимание уделяется сущности и тенденциям развития компетентностного подхода к образованию в трудах российских и зарубежных исследователей.

Ключевые слова: компетенция, универсальная компетенция, компетентный специалист, компетентностный подход к образованию, знания, умения, требования рынка, уровневая система высшего профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт ВПО, европейское образование, модернизация высшего образования.

Одними из главных проблем современности являются взаимодействие стран и интеграция общества, и большое значение в этих процессах играет образование. В настоящий период формируется единое образовательное пространство, которое выражается, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, интеграции подходов, учебных планов и специальностей в разных странах мира.

ПАРНИКОВА Галина Михайловна - старший преподаватель КИЯ по ТиЕС ЯГУ

Происходящие в наше время принципиальные изменения в обществе диктуют новые требования к высшей школе. Одной из перспективных тенденций реформирования современного высшего образования является выдвижение компетентностного подхода в качестве приоритетного при подготовке специалистов в различных областях.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили идеи компетентностного подхода в педагогике и психологии высшей школы (И.Г. Агапов [1], В.И. Байденко [2], В.А. Болотов [3], И.А. Зимняя [4, 5], Э.Ф. Зеер [6], Н.В. Кузьмина [7], В.А. Медведев [8],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.