и должно дать позитивный импульс к улучшению системы лингвистического образования и воспитания.
Литература
1. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. - М.: Яз. славян. культуры, 2005. - 620 с.
2. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. пер. с англ. А.Д.Шмелева; под ред. Т.В.Булыгиной. -М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 263-305.
3. Владимирова Т.Е. Призванные в общение: Русский дискурс в межкультурной коммуникации. - М., 2007. -304с.
4. Городецкая Л.А. Лингвокультура и лингвокультурная компетентность. - М.: Университет, 2009. - 263 с.
5. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. под ред. Е.В. Падучевой. - М.: Прогресс, 1985. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. С. 217-237.
6. Долгих В.Г., Журавлева В.В., Шевякова К.В., Шлыкова В.В. Учебник немецкого языка для второго курса лингвистических университетов и факультетов иностранных языков. - М.: ТЕЗАУРУС, 2002.-316с.
7. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам: учеб. пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
8. Кафтайлова Н.А. Методика формирования грамматической компетенции как средства межкультурной коммуникации (языковой вуз, немецкий язык): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 201 с.
9. Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб.: Петерб. востоковедение, 2004 . - 237 с.
10. Шлыкова В.В., Головина Л.В. Немецкий язык от простого к сложному: учеб.пособие. - 3-е изд., испр - М.: Ин.язык; КДУ,2006. - 400с.
Кашенкова Ирина Соломоновна, старший преподаватель кафедры немецкого языка, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ.
Kashenkova Irina Solomonovna, senior lecturer of department of German language, Moscow State Institute of International Relations.
119454, Москва, пр. Вернадского, 76, e-mail: [email protected]
УДК 372.891(571.560) О.М. Кривошапкина, А.Н. Стручкова
О концепции создания серии краеведческих атласов локального уровня (на примере Республики Саха (Якутия))
В статье раскрываются основные компоненты концепции серии краеведческих атласов локального уровня, отображающих особенности истории, культуры, природы, населения, хозяйства, взаимоотношений человека и природы родного края.
Ключевые слова: краеведческий атлас, локальный уровень, учебно-методический комплекс, концепция, родной край.
О.М. KrivosAapkina, A.N. StrucAkova
About the concept of creation of local lore atlases (on the example of the Republic of Sakha)
The article reveals the main components of the concept of series of local lore atlases, which displays historical, cultural, natural, populational, economic peculiarities and interaction between humanity and nature of the native land.
Key words: local lore atlas, local level, educational and methodical complex, concept, native land.
В новых учебных планах Российской Федерации в основной школе предусмотрено изучение краеведческого курса, который может быть реализован на двух уровнях: региональном (областном, республиканском) и локальном (местном). Краеведческие курсы локального уровня в нашей республике в отличие от других регионов России введены в Базисный учебный план якутских школ с 1992 г. и реализуются как учебный предмет «Родной край» (5 класс) [1]. Введение данного курса в учебные планы школ различных регионов Республики Саха (Якутия) означает, что все ее крупные административные единицы - город Якутск, а также 34 района республики должны были создать учебно-методические комплексы (минимально - учебник и атлас). С 2003 г. в республике публикуются учебные пособия по курсу «Родной край». В настоящее время ими обеспечены несколько районов Якутии и г. Якутск. Однако региональное образование, кроме учебников, должно поддерживаться картографической составляющей - комплексным краеведческим атласом локального уровня.
Преподавание учебных предметов, традиционно включающих национально-региональные компоненты, таких как география, природоведение, история, биология, на наш взгляд, должно быть поддержано картографическими пособиями локального уровня, что значительно повысит качество обучения. Создание и использование в обучении краеведческих атласов локального уровня послужит развитию не только географической, но и необходимой каждому человеку картографической грамотности, приобретению навыков работы с картами.
Определяя собственные подходы к структуре и содержанию краеведческих атласов локального уровня, необходимо было провести анализ и оценку подобных картографических произведений. Как известно, в России первые атласы локального уровня появились только в 90-х гг. XX века. В связи с введением муниципальных стандартов образования ситуация в этой области кардинально изменилась - появились первые атласы сельских районов и отдельных районов крупных городов, создаваемые в ряде случаев группами учителей под руководством ученых. Первые такие атласы разработаны специалистами географического факультета РГПУ им. А.И. Герцена - географами В.Г. Васильевым и С.В. Васильевым. В 1997 году вышел в свет «Атлас Демянского района Новгородской области» (составитель и редактор - В.Г. Васильев), затем в 1997-2004 гг. появились атласы административных районов Санкт-Петербурга - Невского, Красносельского, Калининского, Приморского, Курортного (автор - С.В. Васильев) [2,3,4,5,6,7].
Ввиду своей локальности и отсутствия общего координирующего центра по созданию атласов трудно отследить их появление, так они публикуются небольшими тиражами, только иногда поступют в продажу на ограниченной территории. Несмотря на небольшое количество доступных для сравнения локальных краеведческих атласов, появилась возможность их анализа и оценки (таблица 1).
Таблица 1
Некоторые краеведческие атласы локального уровня, изданные в России в 1997-2009 гг._
Группы атласов Территории, для которых подготовлены атласы
Атласы городских территорий (4 шт.) Калининский, Курортный, Красносельский, Невский районы г. Санкт-Петербурга
Атласы сельских районов (7 шт.) Демянский район Новгородской области, Саракташский район Оренбургской области [8], Илекский район Оренбургской области [9], Курманаевский район Оренбургской области[10], Амгинский район Республики Саха (Якутия) [11], Таттинский район Республики Саха (Якутия) [12], Вилюйский район Республики Саха (Якутия) [13].
В качестве анализируемых данных приняты следующие показатели: объем; внешнее оформление; соотношение картографического и некартографического материала; тематика карт.
Средний объем атласа составляет примерно 40 страниц, при этом меньший объем характерен для атласов городских районов, больший - для сельских районов. Различия в показателях объяснимы, так как для сельских районов предполагается, во-первых, отображение большего количества природных компонентов, во-вторых, значительно большая по сравнению с городом площадь территории сельского района предполагает значительные пространственные различия.
Внешнее оформление (название, формат, тип переплета, обложка, титульные листы) рассматриваемых краеведческих атласов соответствует назначению, тематике, кругу потребителей. В оформлении обложек, как правило, отображаются наиболее типичные ландшафты, узнаваемые объекты архитектуры и памятники картографируемой территории. Художественное оформление атласов отличается разнообразием и индивидуальностью, широко используются графические средства, рисунки, фотографии.
По соотношению картографического и некартографического материалов выявлено, что анализируемые пособия содержат значительно варьирующее количество картографического материала - от 7 карт в атласе Саракташского района Оренбургской области до 51 карты в атласе Вилюйского района РС (Я). О насыщенности атласов картами можно судить и по другому показателю - «количество карт на одну страницу». Здесь, в качестве полярных, выделяется атлас
Саракташского района Оренбургской области, содержащий всего 0,2 карты на 1 страницу, и атласы Невского района Санкт-Петербурга и Вилюйского района РС (Я) - по 0,9 карты на 1 странице.
Таким образом, анализ соотношения объемов картографического и некартографического материалов показал, что в среднем в атласах преобладает материал некартографического характера, составляя при этом 62,3%. В то же время в атласах городских территорий, за редким исключением, преобладает текстовый и иллюстративный материал, в атласах сельских территорий, напротив, -картографический.
По тематике карт выявлено, что, как правило, краеведческие атласы отличаются своей комплексностью - в них отражена история, культура, природа, население, хозяйство, взаимоотношение человека и природы. Однако подходы различных авторских коллективов к освещению в атласах тех или иных разделов существенно различаются. Соотношение объемов разделов в анализируемых атласах весьма варьирует и составляет в среднем: вводный - (11%), историко-культурный - (20%), физико-географический раздел - (29%), социально-экономический -(22%), экологический - (18%).
Таким образом, на основе проведенного сравнительного анализа атласов локальных территорий, а также авторского опыта составления пилотных вариантов атласов (Амгинский, Вилюйский, Таттинский улусы РС (Я)) разработана концепция краеведческих атласов локального уровня, создаваемых для всех административных единиц РС (Я).
Республика Саха (Якутия) включает, кроме столицы, 34 административных района, каждый из которых отличается спецификой истории, культуры, природы, населения, хозяйства и др. Учитывая, что в 1992 г. уже издан географический атлас г. Якутск, проектируемая нами серия атласов предполагается состоящей из 34 пособий. Каждый атлас будет представлять собой самостоятельное картографическое произведение, имеющее собственную информационную и познавательную ценность.
Основными концептуальными идеями являются реализация муниципального компонента регионального географического образования, в том числе вариативной составляющей курса «Родной край»; усиление роли картографической компоненты регионального географического образования и краеведения; повышение картографической грамотности учащихся основной общеобразовательной школы; преемственность картографической подготовки между всеми ступенями образования, в том числе между начальной и основной школой; повышение эффективности процесса формирования региональной идентичности жителя республики.
Целью использования краеведческих атласов локального уровня является картографическая поддержка краеведческого курса «Родной край», направленного на формирование личности, обладающей систематическими и глубокими знаниями о родном крае, воспитание достойного гражданина, отличающегося чувством патриотизма и любви к своей малой родине, своему улусу (району), республике и стране.
При создании атласов необходимо опираться на следующие основные принципы: социализации - для широкого освещения социальных аспектов территории: образования, здравоохранения, социального обеспечения, занятости населения и т.д.; сочетания единства масштаба основных карт, обеспечивающего взаимодополняемость и возможность сопоставления географических объектов и явлений и наличие карт более мелкого масштаба для увеличения спектра рассматриваемых проблем; введения разновременных карт и статистических данных с целью выявления динамики процессов и явления; включения большого объема справочно-иллюстративного материала, позволяющего разнообразить методы и приемы обучения; историзма в изложении материала; согласования с материалами краеведческих учебников и других картографических произведений.
Области применения атласов достаточно обширны, они могут использоваться как картографические пособия для изучения локальных краеведческих курсов (общее название - «Родной край»); учебно-справочный материал, источник краеведческой информации на уроках природоведения, географии, истории, родного языка и литературы, национальной культуры, биологии и т.д.; материал для различных элективных курсов, факультативов, дополнительных занятий; справочно-иллюстративный материал для широкого круга читателей.
В процессе разработки программы атласного картографирования для конкретного района должны быть установлены: структура и содержание атласа; соотношение карт различной тематики и их масштабы; источники по тематике карт; организация редакционно-составительских работ.
Разработка программы базируется на системном подходе, обеспечивающем взаимосвязи карт, единство масштабов, согласованность способов изображения и оформления.
I. Структура и содержание атласов. Структура краеведческих атласов локального уровня для всех административных районов Якутии представлена на рис. 1. Обобщенная структура атласа определяется содержанием программ краеведческих курсов локального уровня и включает следующие разделы: вводный, историко-культурный, природный, населенческий, хозяйственный, экологический, достопримечательности и туризм (таблица 2). Очевидно, что в каждом конкретном районе нашей республики объем атласа, его конкретное содержание могут существенно различаться, однако опыт создания трех краеведческих атласов показал, что приведенный ниже перечень может служить некоторой основой для разработки последующих картографических произведений. Например, можно приветствовать введение дополнительного раздела, посвященного сравнению старых планов и карт, отображающих картографические представления прошлого.
Рис. 1. Структура краеведческих атласов локального уровня
Таблица 2
Примерное содержание разделов в краеведческих атласах локального уровня, разрабатываемых _для всех административных единиц РС (Я)_
№ разде ла Наименование раздела Наименование тем раздела Кол-во страниц
Обложка 1
Обращение главы улуса 1
Титульный лист 1
I. Вводный Символы улуса: герб, флаг, гимн 1
Улус на карте Якутии и России 1
Таблица «Административно-территориальный состав», пояснительные тексты и иллюстрации 1
Административная карта 1
II. Историко-культурный История заселения территории - карта, пояснительные тексты и иллюстрации 2
История хозяйственного освоения территории - карта, пояснительные тексты и иллюстрации 2
История улуса в ХХ веке - карта 1
Культурно-просветительные учреждения - карта 1
III. Природный Рельеф - пояснительные тексты и иллюстрации, гипсометрические профили 1
Рельеф - карта 1
Тектоническое строение и полезные ископаемые - карта 1
Геологическое строение - карта 1
Региональные особенности, связанные с горными породами (например, тукуланы в Вилюйском районе) - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Региональные особенности, связанные с горными породами (например, тукуланы) - карта 1
Климат - пояснительные тексты и иллюстрации, карта (например, гидротермические районы улуса) 1
Климат - карта (например, климатическая карта улуса, климатические пояса и области улуса) 1
Многолетняя мерзлота - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Многолетняя мерзлота - карта 1
Воды - пояснительные тексты и иллюстрации, карта (например, зарыбление озер) 1
Воды - карта 1
Почвы - карта 1
Региональные особенности, связанные с природой района (например, улучшение земель в Вилюйском районе) 1
Растительность - текст 1
Растительность - карта 1
Животный мир - текст 1
Животный мир - карта 1
IV. Население Численность и состав населения - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Численность и плотность населения - карта 1
Движение населения и трудовые ресурсы - пояснительные тексты и иллюстрации, карта 1
Естественный прирост и возрастная структура - карты (естественный прирост, рождаемость, смертность) 1
V. Хозяйство Экономика улуса - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Экономика улуса - карта 1
Животноводство - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Животноводство - карты (крупный рогатый скот, лошади) 1
Сельскохозяйственные угодья - карта 1
Земледелие - карта 1
Транспорт и связь - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Транспорт и связь - карты (плотность автомобильных дорог, обеспеченность населения легковыми автомобилями) 1
Образование - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Образование - карты (доля учителей с высшей и первой категорией, охват детей дошкольными учреждениями) 1
Здравоохранение и социальное обеспечение - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Здравоохранение и социальное обеспечение - карта 1
VI. Человек и природа Экологические проблемы - карта 1
Красная книга - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Особо охраняемые природные территории - карта 1
Экологическое образование и просвещение - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Достопримечательности и туризм - пояснительные тексты и иллюстрации 1
Достопримечательности и туризм - карта 1
Содержание 1
Редакционная коллегия 1
Обложка 1
Итого: 56
II. Масштаб. Отсутствие в свободном доступе современных картографических материалов, легальных картографических основ, подходящих по масштабу и содержанию для создания учебных карт и атласов, весьма осложняет работу по проектированию, разработке краеведческих атласов локального уровня. Для серии атласов может быть использовано два вида масштаба: основной и дополнительный. В каждом конкретном случае выбор масштаба осуществляется исходя из размеров и конфигурации картографируемой территории, он также должен быть удобным для обучения школьников. Учитывая весьма существенные различия в площади территории районов республики (например, самый большой район Якутии - Оленекский в - 27 раз больше самого маленького - Мегино-Кангаласского), выбор масштаба - проблема всегда актуальная.
III. Источники по тематике карт. При создании атласа необходимо использовать легальные картографические основы, предоставленные Якутским управлением геодезии и картографии (или ОАО «Сахагипрозем»), материалы открытой печати территориальной организации Федеральной службы государственной статистики Республики Саха (Якутия), географический «Атлас Республики Саха (Якутия)», «Атлас сельского хозяйства Якутской АССР», учебные пособия «География Якутской АССР», «География Якутии», «Историко-культурный атлас Якутии», а также другие материалы, предоставленные соответствующими ведомствами картографируемого района. Кроме того, необходим поиск опубликованных результатов научных исследований, проведенных в изучаемом регионе.
VI. Элементы внешнего оформления. В концепции атласов районов Якутии проработаны и обоснованы элементы его внешнего и внутреннего оформления - формат, переплет, объем, обложка, титульный лист, оформление разделов и страниц. Формат всех атласов принимается равным 21х29,5 см; рекомендуемый объем - 56 страниц. Разработан макет обложки для серии, который предполагает размещение в верхнем левом углу герба района, в левой части - стилизованный корешок, отображающий специфику района. Фон обложки - фотоизображение типичного ландшафта с контуром района в центре, внутри которого может помещаться другой типичный пейзаж. Заглавие формируется из двух частей: основное, указывающее на тип картографического произведения, и второе название, указывающее на принадлежность к определенной территории (например, «Атлас Вилюйского района (улуса) Республики Саха (Якутия)»). При оформлении разделов и страниц атласов применяется цветоделение, способствующее быстрому поиску нужной темы.
V. Общая технология создания атласов. Наиболее эффективный подход к определению технологии создания краеведческих курсов локального уровня может быть следующим - создание атласа силами временных творческих коллективов учителей (историков, географов, биологов) под руководством ученых Якутского госуниверситета. Учителя, параллельно с написанием параграфов краеведческого учебного пособия, создают авторские макеты карт атласа. Затем инженером лаборатории картографических систем университета макеты переводятся в электронную версию, которая передается в типографию для печатания тиража.
Подводя итог о концепции создания серии краеведческих атласов локального уровня, отметим, что 3 уже подготовленных и изданных пилотных атласа проходят апробацию в соответствующих районах Якутии - Амгинском, Таттинским и Вилюйском. В Таттинском районе, кроме того, проводится экспериментальное обучение младших подростков первоначальным картографическим знаниям и умениям с использованием краеведческого атласа, комплекта контурных карт района и комплекса вопросов и заданий по работе с ними. Результаты эксперимента положительные, что
подтверждается ростом уровня усвоения картографической составляющей краеведческого курса «Родной край».
Литература
1. География: программа для якутских школ. - Якутск,1992. - 16 с.
2. Атлас Демянского района Новгородской области. - Гатчина: Дон Боско, 1997.- 34 с.
3. Атлас Невского района Санкт-Петербурга. - СПб., 1997. - 32 с.
4. Атлас Красносельского района Санкт-Петербурга. - СПб., 1999. - 34 с.
5. Атлас Калининского района Санкт-Петербурга / сост. и гл. ред. С.В. Васильев - СПб.:Изд-во РГПУ им. Герцена, 2002. - 32 с.
6. Атлас Приморского района Санкт-Петербурга. -СПб., 2002. - 36 с.
7. Курортный район Санкт-Петербурга: справочные материалы по краеведению. - СПб., 2004. - 36 с.
8. Саракташский район Оренбургской области: краеведческий атлас/А.А.Чибилев, В.М.Павлейчик, П.В.Вельмовский; под общ. ред. А.А.Чибилева. - Оренбург: Димур, 2006. - 38 с.: ил., карт.
9. Илекский район Оренбургской области: Краеведческий атлас/ А.А.Чибилев, А.А.Соколов; вступ. слово В.И.Еремина; под общ. ред. А.А.Чибилева; ОРО ВОО "Русское географическое общество". - Оренбург: Димур, 2007.-36с.
10. Курманаевский район Оренбургской области: Краеведческий атлас/А.А.Чибилев, П.В.Вельмовский; вступ. слово Ю.Д. Коляда; под общей редакцией А.А.Чибилева; Институт степи УрРАН. - Оренбург: Димур, 2007.-36с.
11. Атлас Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) / А.В. Быстрова, Л.К. Иванова, Н.С. Захаров и др.; под науч. ред. О.М. Кривошапкиной - Якутск: Изд-во ИПКРО РС (Я), 2007. -40 с.
12. Таттинский улус (район) Республики Саха (Якутия): справочные материалы по краеведению / [П.К. Баишева и др.; сост., науч. ред. О.М. Кривошапкина]. - Якутск: Изд-во ИПКРО РС (Я), 2008. - 56 с.
13. Атлас Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) / М.Д. Андреева и др.; под науч. ред. О.М. Кривошапкиной. - Якутск: Изд-во ИПКРО РС (Я), 2009. - 56 с.
Кривошапкина Ольга Милентьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания биологии, химии и географии, Северо-восточный Федеральный университет им. М.К. Амосова.
Krivoshapkina Ol'ga Milent'evna, doctor of pedagogical sciences, professor of department of methods of teaching biology, chemistry and geography, faculty of biology and geography of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 48. е-mail:geometod@,mail.ru
Стручкова Алена Николаевна, аспирант кафедры методики преподавания биологии, химии и географии, Северо-восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова.
Struchkova Alena Nikolaevna, post-graduate of department of methods of teaching biology, chemistry and geography, faculty of biology and geography of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 48.е-mail:tatta_san@,mail.ru
УДК 378.147 „„„
Н. С. Кузнецова
Компетентностный подход в преподавании русского языка как иностранного
В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в образовании, а также анализируется использование компетентностного подхода в процессе преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: компетентностный подход, грамматико-переводный метод, сознательно-практический метод, коммуникативный метод, модульная система.
N.S. Kuznetsova
The competence approach in teaching Russian as foreign
The article deals with the peculiarities of competence approach in education, and also examines the application of this approach in teaching Russian as a foreign language.
Key words: competency approach, grammar-transferable method, conscious-practical method, communicative method, modular system.
В связи с присоединением нашей страны к Болонскому процессу в российском образовании взят курс на реализацию компетентностного подхода. При его успешном внедрении вместо формирования знаний, умений, навыков и контроля уровня их усвоения нужно будет развивать и