□
□
УДК 91(07)
О. М. Кривошапкина
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Раскрывается концепция национально-регионального компонента геоэкологического образования, ориентированная на гуманитарную, социальную и деятельностностную парадигмы образования; выявляются научно-методические подходы к ее реализации в средней школе: а) экологизация образовательных учреждений (формирование экологически ориентированной школы), понимаемая как придание экологических аспектов всей педагогической системе школы и б) система геоэкологического краеведения, охватывающая, по возможности, всех школьников и реализуемая путями основного и дополнительного образования.
Геоэкологическое образование (ГЭО) понимается нами как часть географического и экологического образования, объектом изучения которого являются взаимоотношения между обществом и окружающей средой. Конечной целью геоэкологического образования является воспитание личности, обладающей экологической культурой, готовой к экологически оправданной деятельности в окружающей среде.
Национально-региональный компонент госстандарта образования (НРК) может быть представлен как в широком, общерегиональном, так и в узком, предметном смыслах. В отношении к геоэкологическому образованию НРК имеет, скорее, предметное значение, однако, не скованное рамками только одного предмета (географии). Таким образом, НРК геоэкологического образования может пред -ставлять собой: 1) нормативы (нормы и требования) к содержанию и уровню подготовки учащихся, определяемые особенностями региона; 2) часть содержания и процесса образования, детерминируемая особенностями региона; 3) совокупность самих особенностей региона. В связи с этим при разработке национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта геоэкологического образова-ния (НРК ГОС ГЭО) мы опирались на то, что этот компонент должен представлять взаимосвязанную трехуровневую структуру (схема 1).
Федеральный компонент государственных стандартов образования является нормативной основой для определения региональных норм и требований к уровню подготовки учащихся, поэтому НРК госстандарта геоэкологического образования детерми-
нируется федеральными нормативами в области геоэкологического образования. В свою очередь, эти нормативы вытекают из госстандартов школьного экологического образования. На основании НРК госстандарта геоэкологического образования разрабатываются конкретное содержание образования (программы) и технология обучения, определяемые особенностями региона. Конкретные особенности региона отражаются в специально созданных учебных материалах по региону и своей местности. Таким образом, создавая НРК геоэкологического образования, мы имели в виду разработку: 1. Регионального стандарта; 2. Программ и технологий обучения, реализующих этот стандарт; 3. Специально созданных учебных материалов, отражающих особенности региона. Особенностями региона, которые должны быть отражены в содержании образования любой территории России, как выявлено, должно быть своеобразие природы, населения, истории, культуры, экономики и экологии.
Схема 1. Структура НРК геоэкологического образования
Основой для разработки концепции НРК геоэкологического образования, ориентированной на гуманизацию, социальную и деятельностностную парадигмы образования, служат следующие положения:
1. Необходимость постановки геоэкологического образования и его НРК в широком смысле, что может быть достигнуто только с помощью междисциплинарного подхода средствами практически всех дисциплин учебного плана: естественно-научных, гуманитарных, технологических с использованием горизонталь ных и вертикаль ных связей (между различными предметами и различными уровнями образования).
2. Реальная на данный момент возможность разработки НРК геоэкологического образования в рамках предмета географии, определяемая согласно «Концепции национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Республики Саха (Якутия)», включением геоэкологии в состав НРК географического образования [1].
3. Дифференцированный подход в региональном геоэкологическом обучении, который отражает:
а) многонациональный состав населения республики, который определяет некоторые особенности разработки НРК геоэкологического образования: 1) в содержание НРК ГЭО не могут входить только особенности титульного этноса, например, якутов; напротив, учащиеся региона должны получить возможность быть компетентными в специфике каждого из коренных этносов. В отношении к геоэкологическому образованию это могут быть особенности традиционного природопользования якутов, эвенов, эвенков и других этнических общностей; 2) наличие нескольких типов школ, определяемых национальным составом и местом дислокации учебного заведения необходимо ведет к учету специфики этих школ: национальная школа с родным языком обучения в 1-11 классах и изучением русского языка как второго государственного; национальная школа с родным языком обучения в 1-4 классах и реально русским языком обучения в 5-11 классах; национальная школа (коренных народов Севера) с русским языком обучения и изучением родного языка как предмета; русскоязычная школа с многонациональным составом и изучением якутского языка как факультативного; русскоязычная школа с национальными классами, занимающимися по различным учебным планам;
б) место дислокации учебного заведения. Сельская и городская местности определяют некоторые особенности разработки содержания и технологии НРК геоэкологического образования; учитывая высокий процент школьников, обучающихся в условиях города и поселков городского типа и в то же время высокий процент малокомплектных сельских школ, нужно создавать особые научнометодические условия для успешного формирования экологической культуры городских и сельских учащихся;
в) опору на личные интересы и способности школьников.
4. Проектированию НРК геоэкологического образования подлежит не только содержание образования, но и его технология, то есть весь учебно-воспитательный процесс геоэкологического образования.
5. Разработка содержания и путей реализации НРК геоэкологического образования определяется его основными целями - формированием готовности выпускника сред -ней школы к активной творческой, природосообразной деятельности в своем регионе, то есть деятельностного, социального аспекта экологической культуры личности.
6. Процесс реализации НРК геоэкологического образования в средней школе может быть успешным только с опорой на специально подготовленные педагогические кадры, модернизацию фундаментальной и профессиональной эколого-педагогической подготовки студентов.
В состав концепции НРК геоэкологического образования входят цели, функции, принципы, структура и содержание, пути реализации и методические подходы к ним.
Как установлено выше, НРК геоэкологического образования состоит из регионального стандарта; программ и технологий обучения, реализующих этот стандарт; учебного материала, отражающего особенности региона. Содержание и объем нормативов определяются особенностями взаимосвязей в системе «природа-общество» на территории республики. НРК геоэкологического образования носит межпредметный характер и может быть реализован в рамках природоведения (окружающий мир) в начальной школе, географии, биологии, химии, физики -предметов, имеющихся в базовом учебном плане основной школы и экологии, пока не имеющей места в базисном учебном плане якутской и русскоязычной школ республики (кроме профильного обучения в биолого-валео-логических классах). Основное содержание должно базироваться на знаниях и умениях, полученных в курсе географии, единственном предмете, изучающем геосистемы (природно-территориальные комплексы) как основу территориальной организации. Безусловно, прав академик В.М. Котляков, который, характеризуя роль географии, сказал, что все проблемы, с которыми сталкивается цивилизация в процессе взаимодействия с природой, по сути своей эколого-географические [2].
Региональный стандарт служит основой для разработки образовательных программ и учебно-методических комплексов к ним (учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, хрестоматий, практикумов и др.).
Цели и задачи реализации национально-регионального компонента геоэкологического образования. Обобщенно целью национального образования выступает формирование свободной, самодостаточной, высоконравственной, толерантной, гражданственной личности, умеющей сочувствовать, сопереживать, принимать другую точку зрения, не только вбирающей в себя и хранящей лучшие культурные традиции народа, но и желающей передавать их дальше по цепочке жизни. Также одной из целей является приближение школы к жизни народа.
Перспективной, идеальной целью конкретного геоэкологического образования и его НРК является формирование экологической культуры личности, которая проявляется в комплексе экологически развитых знаний, отношений и деятельности. Однако в рамках школьного образования достичь наивысшей ступени экологической культуры - экологического менталитета невозможно, так как это достигается длительным восхождением от низших ступеней к высшим. Это путь от элементарной и функциональной грамотности, экологической образованности через экологическую профессиональную компетентность к экологической культуре и к высшей ступени - экологическому менталитету [3]. На уровне выпускника школы можно говорить только об экологической образованности, которая включает и экологическую воспитанность как свойство личности действовать, признавая жизнь и все живое как абсолютную ценность [4].
В начальной школе НРК геоэкологического образования служит, во-первых, основой для формирование личности, обладающей экологической и краеведческой грамотностью, которая позволит сформировать реальную картину окружающего мира, правильное представление о родном крае - Якутии и своей местности как части целостной картины мира; во-вторых, способствует созданию прочного базиса для изучения как федеральных, так и национально-региональных компонентов систематических курсов истории, биологии, географии, физики, химии.
Основные практические результаты на других ступенях образования заключаются в двух взаимосвязанных задачах, прежде всего, в приобщении учащихся к изучению своего края, местных ландшафтов, взаимоотношениях населения и хозяйства с окружающей средой, местных экологических проблем и путей их решения; последнее постепенно должно привести к готовности к активной деятельности по оптимизации окружающей среды в своей местности. Другая задача - это реализация краеведческого принципа преподавания, которая предполагает познание общих геоэкологических понятий, глобальных экологических проблем на местном материале, используя его как средство обучения, как источник знаний.
Функции НРК геоэкологического образования. Общей функцией национального образования, которая не противоречит геоэкологическому образованию, является сохранение и приумножение культурного наследия народа; транслирование национальных ценностей образования в различных сферах человеческого общежития, просвещение и воспитание детей и взрослых, формирование национального самосознания. Конкретными функциями НРК геоэкологического образования служат:
- формирование и закрепления НРК геоэкологического образования как компонента государственной экологической политики и содержания экологического образования, а также неотъемлемого компонента его практики в Республике Саха (Якутия);
- повышение значимости геоэкологического образо-
вания как следствие закрепления его статуса в базисном учебном плане;
- повышение уровня и качества геоэкологического образования школьников на основе углубления и расширения содержания федерального компонента;
- формирование и развитие экологического мировоззрения и экологического сознания школьников, основанное на пробуждении национального самосознания, а также на признании ценности и усвоении опыта циркумполярной цивилизации в области рационального природопользования;
- сохранение, развитие и использование в обучении школьников экологических постулатов национальных культур коренных народов республики;
- формирование творческой личности, готовой к экологически оправданной деятельности в своем регионе.
Принципы НРК геоэкологического образования. Общими принципами национального образования, относящимися и к геоэкологическому образованию, служат гуманность, межнациональная толерантность, вариативность, культуросообразность, природосообразность, опора на традиционные философские представления народа, его духовность, учет этнопсихологических особенностей личности, учет соотношения общего и конкретно-этнического в содержании, методах, формах организации учебно-воспитательного процесса; диалектическое единство традиционного и современного, диалогичность и сотрудничество. Конкретными принципами НРК геоэкологического образования являются как минимум три группы принципов, которые действуют: 1) в области структурирования содержания геоэкологического образования; 2) в области отбора содержания геоэкологического содержания; 3) в области технологии обучения. К области структурирования содержания относятся принципы пропедевтики, целостности, вариативности, модульности, сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов; к области отбора содержания относятся принципы общие: научности, доступности, систематичности; частные: гуманизации, социализации, междисциплинарности, преемственности, прогностичности, типичности, степени выраженности процессов и явления, краеведческий; в области технологии обучения действуют принципы вариативности, дифференцированное™, индивидуализированности, систематичности, проблемносте, практической направленности, учета этнопсихологических и возрастных особенностей учащихся, опоры на национальные традиции, применения положительных примеров, успешности. Каждая группа принципов получит то или иное освещение в соответствующей части Концепции.
Структура и содержание НРК геоэкологического образования. Вопрос о структуре национально-регионального компонента геоэкологического образования может решаться с использованием двух подходов: свернутого и развернутого. Во-первых, в краткой, предельно
сжатой, свернутой форме НРК геоэкологического образования состоит из трех блоков: 1) объекты геоэкологических исследований, 2) особенности объектов, 3) познание и практика соответственно ступеням образования (табл. 1). При составлении таблицы мы опирались на подходы Г.Н. Максимова в отношении НРК госстандарта географического образования [5], [6]. Во-вторых, в более конкретной, развернутой, стандартной форме национально-региональный компонент геоэкологического образования состоит из региональной и национально-культурной частей. В свою очередь, каждая часть состоит из нескольких содержательных линий.
Содержательные линии, выделенные в НРК геоэкологического образования, в основном, соответствует содер-
жательным линиям федерального стандарта по экологическому образованию (научная область - геоэкология): целостность геосистем; антропогенные изменения геосистем; оптимизация взаимоотношений между обществом и окружающей средой [7]. Национально-культурную часть составляет содержательная линия, соответствующая по названию федеральному компоненту стандарта географического образования, - материальные и духовные культурные ценности народов Якутии, отражающие опыт познания и существования человека в пространстве [8].
Что касается задачи первого этапа отбора национально-культурного и регионального материала для содержания НРК геоэкологического образования, то материалом
Таблица 1
Состав и структура национально-регионального компонента геоэкологического
образования
Блоки ГОС Ступени образования
Начальная школа Основная школа Полная средня* школа
Объекты изучения геоэколо- гии Природные сообщества своей местности. Основные отрасли хозяйства в своей местности. Природные комплексы, компоненты природы в Якутии своей местности . Население и хозяйство в своей местности Природнотехнические системы и их основньк типы
Особенности объектов, изучаемых геоэкологией Взаимосвязи между компонентами природы и видами хозяйственной деятельности. Нарушения в природе, связанные с деятельностью человека. Экологические традиции в своей местности Геоэкологическое положение Якутии и своей местности. Этапы хозяйственного освоения Якутии и своей местности. Традиционное природопользование в Якутии и своей местности. Взаимосвязи в природных комплексах. Антропогенное влияние на природные комплексы в целом и на компоненты природных комплексов, влияние природы на человека. Экологогеографическое районирование Якутии. Экологическая культура коренных народов Якутии и своей местности Особые условие природопользования в Якутии. Видь природопользования и проблемы связанные с ними. Связь глобальных региональных и локальных геоэкологических проблем
Познание и практика в геоэкологии Эколого-краеведческие исследования в своей местности. Выявление зависимости между живыми организмами и средой. Инвентаризация положительных и отрицательных воздействий человека на природу в своей местности. Правила поведения в природе. Благоустройство территории Эколого-краеведческое изучение Якутии и исследования в своей местности. Составление геоэкологической характеристики своей местности. Экологическая паспортизация хозяйственных объектов. Геоэкологический мониторинг. Составление простейших экологических карт. Благоустройство территории. Экологическая экспертиза хозяйственных проектов. Моделирование и проектирование элементарных схе^ природопользования в Якутии и своей местности. Благоустройство территории
послужило геоэкологическое содержание национальнорегиональных компонентов практически всех образовательных областей учебного плана школ республики [9], [10]. Национально-культурная часть регионального стандарта содержит, например, знания об экологической культуре коренных народов Якутии, об особенностях адаптации народов Якутии к экстремальным условиям Крайнего Севера, об идеях природопользования выдающегося якутского писателя-гуманиста А. Кулаковского и т.д. Региональная часть геоэкологического образования включает, в частности, экологические проблемы Якутии (в том числе по регионам), возникающие как из-за особенностей природопользования в Якутии, так и особенностей ее природы и т.д.
В отношении отбора конкретного содержания НРК геоэкологического образования следует учесть, что важно выделить такой материал, который бы отражал наиболее характерные для данной территории геоэкологические проблемы: например, проблема загрязнения воды реки Вилюя, радиационное загрязнение для Вилюйской группы улусов; проблема делихенизации (уничтожения ягельных пастбищ) и разрушения природных комплексов при добыче золота и олова в Яно-Индигирском горно-промышленном районе. Геосистемы, предлагаемые для исследований учащимися, являются типичными, наиболее характерными для данной местности: таежно-аласные ландшафты для Центральной Якутии, лесотундровые и тундровые для северо-востока Якутии.
Антропогенное влияние, изучаемое в конкретной природотехнической геосистеме (ПТГС), отражает действие наиболее важных в данной местности, улусе, республике отраслей хозяйства: например, влияние алмазодобывающей промышленности для Мирнинского улуса и лесной промышленности для Олекминского. Соответственно, наиболее подробно изучаются технологический процесс и пути загрязнения или разрушения среды, степень выраженности которых наибольшая. Пути оптимизации взаимоотношения общества и геосистемы также будут носить конкретный характер. Таким образом, в данном случае в основу отбора материала геоэкологического содержания положен принцип типичности и степень выраженности явлений или процессов.
Развивая проблему отбора содержания национальнорегионального компонента геоэкологического образова-ния, следует отметить, что этот процесс представляет собой сложную задачу, когда наряду со знаниями, необходимо выделить и соответствующие виды деятельности. По мнению Н.Ф. Талызиной, изложенному в работе «Общий анализ учебного процесса», с построением содержания связаны проблемы: во-первых, как, не расширяя объема информации, передать человеку необходимый объем знаний и, во-вторых, каким образом обеспечить у учащих -ся формирование методов мышления, которые позволяли бы самостоятельно применять полученные знания и приобретать новые. Первая проблема, по мнению этого авто-
ра, решается путем включения в содержание только «сути», в выделении инварианта системы и в рассмотрении отдельных случаев как частных вариантов, в усвоении фундаментальных знаний, дающих возможность учащимся самостоятельно анализировать любой частный случай. Вторая проблема решается путем составления программы новых видов деятельности, в которые должны войти новые знания, так как никакие знания не могут быть усвоены без включения их в какую-то деятельность, знать - это всегда уметь что-то сделать с полученными знаниями [11].
Отбор содержания образования, как считает В.П. Беспалько, может идти тремя путями: первый - авторитарный по принципу «мне так хочется, так тому и быть», второй - экспертный по традиции, т.е. как уже было раньше, третий - исследовательский [12]. Н.Ф.Талызина выделяет два пути в отношении выявления объективного состава деятельности (что может относиться и к выявлению объективного состава знаний). Первый путь - теоретикоэкспериментальный, начинающийся с этапа построения предварительной модели, основанной на теоретическом анализе задач данного класса, на анализе затруднений, возникающих у учащихся в практике обучения и на основе знаний о структуре и функциональных особенностях деятельности. Второй этап теоретико-экспериментального пути состоит в экспериментальной проверке полученной модели с помощью групп учащихся. Второй путь, по мнению Н.Ф. Талызиной, «анализ сложившихся видов деятельности». Этот путь является более распространенным, для этого отбирается группа людей, являющихся экспертами в данной области, которые и производят отбор необходимого, по их мнению, содержания [11]. Три пути отбора необходимого содержания по В.П. Беспалько и два пути по Н.Ф. Талызиной не противоречат друг другу, как нам кажется, так как теоретико- экспериментальный путь является аналогом исследовательского, а анализ сложившихся видов деятельности соответствует двум первым путям (авторитарному и экспертному) по В.П. Беспалько.
В нашем подходе к отбору содержания национальнорегионального компонента использованы два пути. Экспертная группа из учителей географии высшей категории из улусов Якутии в 1994 году в ходе семинара по разработке НРК стандарта географического и геоэкологического образования, проводимого под руководством автора, предложила свой вариант его содержания. Затем, в ходе экспериментального исследования, проведенного с помощью групп учащихся различных школ Якутии сформировался предлагаемый в настоящее время автором вариант национально-регионального компонента геоэкологического образования, отразивший все три уровня его представления: НРК госстандарта геоэкологического образования, программы и технология обучения, учебные материалы, отражающие геоэкологические особенности региона.
Реализация НРК геоэкологического образования происходит двумя основными путями: программным и
непрограммным, с помощью основного и дополнительного образования. Основное образование. На наш взгляд, в республике НРК геоэкологического образования в однопредметном варианте не может быть полностью реализован, так как геоэкология является в высшей степени интегрированной областью знаний (схема 2).
Условные обозначения: ОГЭП - осенний геоэкологический практикум; ВГЭП -весенний геоэкологический практикум
| | - концентрированные модули, содержащие значительную долю геоэколо-
гического содержания;
| | - геоэкологическое содержание в рамках федерального компонента.
Схема 2. Особенности реализации НРК геоэкологического образования в начальной школе и в курсе географии
В начальной школе НРК геоэкологического образования входит, прежде всего, в школьный предмет «Природоведение» (или «Окружающий мир»), кроме того, реализуется в гуманитарном и культурологическом блоках учебного плана (например, в учении о составных частях духовности якутов «Кут-сюр»), а также с помощью дисциплин «Технология», «Искусство», «Физическая культура». В основной и полной средней школе данный компонент реализуется всеми естественными предметами, прежде всего, географией и биологией, и, как и в начальной школе - всеми другими блоками учебного плана. Однако основными курсами, в наибольшей степени отвечающими НРК геоэкологического образования, являются предметы «Родной край» (5 класс), «География Якутии» (9 класс). На старшей ступени средней школы, в 11 классе, рекомендуется преподавание курса «Геоэкологии», включающего раздел «Региональное природопользование» как предмета завершающего все естественно-научное образование, подводящее его, как говорится, «под крышу».
Указанные курсы, а также дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе включают в свое содержание значительное число практических работ различного уровня самостоятельной продуктивной деятельности, направленных на изучение программных вопросов взаимоотношений между обществом и окружающей средой, объединенных нами в Большой геоэкологический практикум, который является сквозным для всех курсов. Кроме того, для внесения школьниками личного вклада в изучение и преобразование своей местности программами практикума предусмотрены не только отдельные экскурсии и практические работы по темам основных курсов, но и компактное проведение двух блоков геоэкологического практикума (осеннего и весеннего).
Означая содержание НРК геоэкологического образования в других курсах географии (6, 7, 8, 10 классы), следует отметить его соответствие федеральным программам. В начальном курсе географии НРК геоэкологического образования включается покомпонентно при изучении соответствующей геосферы, а также в теме «Природа и население своей местности»; в курсе «География России» при изучении компонентов природы и отраслей хозяйства в общем обзоре в 8 классе. Особую роль в реализации НРК геоэкологического образования имеют программные экскурсии по изучению природно-территориальных комплексов в своей местности в 6 и 7 классах, производственная экскурсия в 9 классе, другие практические работы и экскурсии в 5 и 9 классах. Кроме того, учитывая дифференциацию образования, существование различных профилей, необходимость реализации школьного компонента, НРК геоэкологического образования, нами предлагается учебное пособие «Геоэкологическая характеристика г. Якутска» для изучения в 8-9 классах и др.
Дополнительное образование. Реализация НРК геоэкологического образования возможна вне программы: при изучении факультативов, в кружках, экспедициях, походах, на экологической тропе, на летних детских площадках, в экологических лагерях и т.д. Среди форм организации дополнительного образования, в наибольшей степени отвечающих целям НРК геоэкологического образования, нами выделяются летние научные экологические лагеря.
Анализ состояния и процесса разработки и реализации НРК экологического образования в РФ и ее регионах показывает, что научно-методические основы его реализации могут быть самыми разнообразными. В нашем исследовании выявлена эффективность двух научно-методических подходов к реализации НРК геоэкологического образования: экологизация образовательных учреждений и система геоэкологического краеведения.
Остановимся на экологизации образовательных учреждений, понимаемой как придание экологических аспектов всей педагогической системе школы. На наш взгляд, до тех пор, пока экологическое образование будет оставаться только компонентом содержания предметного обучения, не может идти речи о чувствительном повышении уровня экологической культуры, даже до этапа экологической образованности.
Итак, речь идет о создании экологически ориентированной школы. Прежде всего, следовало определиться, что собой представляет экологически ориентированная школа, для чего в рамках нашего исследования отбирались необходимые признаки такой школы, функционирующей в городских условиях. С опорой на имеющийся в методике экологического образования опыт [13, с. 318-319], а также собственные исследования, проводимые в школах разных типов, выявлены критерии, то есть качественные признаки экологически ориентированной школы. Экологизация всей педагогической системы школы предусмат-
ОГЭП ОГЭП ОГЭП ОГЭП
Окружа ющий мир 1-4 классы Родной край, 5 класс Начальный курс физической географии 6 класс География материков и океанов, 7 класс География России (природа, население, хозяйство), 8 класс Г еогра-фия Якутии, 9 класс Экономическая и социальная география мира, 10 класс Геоэкол огия, 11 класс
ВГЭП ВГЭП ВГЭП ВГЭП
ривает наличие следующих основных признаков экологически ориентированной школы, в которой:
- разработана модель выпускника средней школы, обладающего необходимым уровнем экологической культуры;
- отобраны цели и задачи экологического образования (включающие и воспитательный аспект) на ближнюю и дальнюю перспективу;
- откорректированы планы работы школы, учитывающие краткосрочные и долгосрочные цели и задачи: изменены рабочие учебные планы школы: а) введены предметы эколого-краеведческого характера на всех уровнях обучения; б) введены соответствующие профили на уровне полной средней школы; в) предусмотрены экологические практикумы, проводимые в осенний и весенний периоды; изменены планы учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
- обучение и воспитание экологически ориентировано, что отражается во внесении НРК экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эко-лого-краеведческих компонентов);
- отдан приоритет компетентностному, деятельностному подходу в отборе критериев эффективности эколо -гического образования;
- усилена роль дополнительного экологического образования, нацеленного, прежде всего, на организацию научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- организован режим обучения и воспитания, отвечающий принципам валеологизации, в том числе сохранению здоровья и дополнительное оздоровлению ученического и педагогического коллективов;
- введен экологический компонент в работу с родителями (экологический всеобуч, участие родителей в организации дополнительного образования, в научно-исследовательской работе с детьми и т.д.);
- проводится экологизация школьного помещения (кабинетов, рекреаций, производственных помещений), школьного двора, а также, насколько это возможно, микрорайона школы;
- проводится экологизация деятельности не только педагогического коллектива, но и работы УВП (программы по экономии энергии и повторному использованию сырья и др.);
- созданы комфортные условия, в том числе оптимальная морально-психологическая среда для учащихся, педагогического коллектива и УВП внутри школы;
- достигнуто осознанное участие всех субъектов учебновоспитательного процесса (учащихся, педагогического коллектива и УВП) в улучшении качества школьной среды;
- налажено действенное партнерство между школой, семьей и общественными институтами в создании эколо-го-ориентированной школы;
- реализована краеведческая направленность экологического образования; обучение проводится с опорой на достижения экологической этики циркумполярной цивилизации.
Экологизация образовательных учреждений состоит из трех слагаемых: 1) конкретных целей и задач экологического образования школьников в конкретной экологически ориентированной школе; 2) организационно-педагогических условий функционирования экологически ориентированной школы; 3) этноэкологизации учебно-воспитательного процесса (УВП) (табл. 2).
Организационно-педагогические условия складываются из: материально-технического оснащения в области экологического образования; совершенствования образования и воспитания школьников (в т.ч. экологизации учебного процесса и воспитательной работы); дополнительного экологического образования (в т.ч. работы научного экологического лагеря); экологизации работы с родителями учащихся; повышения квалификации учителей и учебно-вспомогательного персонала в области экологического образования; диагностики эффективности экологического образования учащихся. Этноэкологизация может осуществляться различными путями, в том числе введением сквозной линии «Экологическая культура коренных народов Якутии» в содержание всех школьных предметов, воспитательных и других мероприятий; использованием художественных произведений писателей Якутии и произведений народного творчества, раскрывающих красоту и непреходящую ценность природы; погружением городских школьников в этническую среду, а также обучением и городских и сельских школьников на практике на положительных примерах традиционного природопользования и др. Немаловажное значение имеет повышение компетентности педагогического коллектива в области этноэкологии.
Вторым методическим подходом для реализации НРК геоэкологического образования служит система геоэкологического краеведения (ГЭК), охватывающая всех школьников и реализуемая как в рамках уроков географии, так и во внеклассной работе (схема 3).
Геоэкологическое краеведение как изучение проблем взаимоотношения в системе «общество и природа» на региональном и локальном уровнях приобретает в современный период особую актуальность и должно обрести ведущую роль в формировании экологической культуры личности как основы устойчивого развития общества. Целью этого процесса является экологическая деятельность в окружающей среде, опыт которой может быть приобретен в специально организованной педагогической системе.
Создавая педагогическую систему геоэкологического краеведения мы опирались на представления В.П. Беспалько о составных частях педагогической системы: педагогической задаче и педагогической технологии [11]. В качестве основных, системообразующих элементов
Системность как способ экологизации учебно-воспитательного процесса
Цели, задачи экологического образования
^ Организационно-педагогические усл< ческого обр{ F )вия функционирования экологи- !ЗОвания
Г ' г 1 Г 1 г 1 г 1
Материальнотехнические оснащения в области экологического образования Совершенствование образования и воспитания школьников (в т. ч. экологизация учебного процесса и воспитательной работы) Дополнитель- ное экологическое образование (в т.ч. работа научного экологического лагеря) Экологизация работы с родителями Повышение квалификации учителей и учебновспомогательного персонала в области экологического образования Диагностика эффективности экологического образования учащихся
Стационарный лагерь на ООПТ "Ленские Столбы" Экологизация содержания образования по всем предметам Разнообразие форм организации обучения Экологический всеобуч Экологический всеобуч Наблюдение
Кабинет биологии и экологии Экологизация планов воспитательной работы Кружки Олимпиады Конференции Консультации Родительские собрания (классные, общешкольные) Курсы повышения квалификации Анкетирова- ние
Экологическая рекреация Разнообразие форм организации обучения и воспитания, практическая направленность Научный экологический лагерь Привлечение родителей к ведению кружков, к природоохранной деятельности Семинары Интервью, беседы
Метеоплощадка Походы и экспедиции Индивидуальные и групповые консультации
Исследовательская работа
Полевые лаборатории Уроки Спецкурсы Элективные курсы Факультативы Консультации Пришкольные цветники и дендрарий Участие родителей в проведении акций, экскурсий, походов, экспедиций, экологического лагеря Педагогические исследования Контрольные срезы
Оснащение приборами Педагогические чтения
Лагерь дневного пребывания с экологическим уклоном Участие в конференциях, слетах творчески работающих учителей
Зимние сады Экологические месячники, недели Живые уголки Клуб общения Самообразова- ние Тестирование
Пришкольные цветники и дендрарий Конференции Праздники Вечера Акции Экотропы Консультации Участие в акциях Эколого- психологиче- ская диагностика
Самообразова- ние
Т ! ! ! ! I
____Этноэкологизация учебно-воспитательного процесса__________
Схема 3. Пути реализации геоэкологического краеведения на основе общего и дополнительного образования
педагогической системы ГЭК выделены содержание, формы организации, критерии эффективности. В ходе педагогического исследования определены методические условия, способствующие эффективности системы ГЭК: реализация системы геоэкологического краеведения путями общего и дополнительного образования; оптимизация структуры географического образования через введение краеведческих курсов в 5, 9, 11 классах; основной и наиболее эффективной для осуществления ГЭК формой дополнительного образования предложено считать школьные научные экологические лагеря как основу для комплексного изучения состояния окружающей среды; учет специфики северной республики; эколого-психологичес-кая диагностика и коррекция отношения детей к природе; проведение Большого геоэкологического практикума (БГЭП) в курсе географии, состоящего из практических работ, объединенных в оптимальное количество серий: картографических, этноэкологических и др. Исходя из природной, национально-культурной и экономической специфики Якутии, геоэкологического содержания учебного материала, учета психолого-возрастных особенностей учащихся, разработаны три концентрированных модуля БГЭП для 5, 9 и 11 классов. Каждый модуль состоит из различного сочетания серий практических работ, определяемых основными понятиями геоэкологии; обучения школьников составлению новой геоэкологической характеристики территории; наличия современного учебно-методического комплекса поддержки системы геоэкологического краеведения.
В результате проведенного исследования установлено инвариантное “ядро” Большого геоэкологического практикума - геоэкологическая характеристика территории, которую предлагается ввести в содержание географического образования (5 и 9 классы). Учащиеся должны научиться составлять геоэкологическую характеристику своей местности в ходе обучения географии, в то же время составление геоэкологической характеристики принимается за комплексный критерий эффективности системы геоэкологического краеведения [14].
В современный период развития общества, отличительными особенностями которого является всеми признаваемый факт, что в окружающей среде на глобальном,
региональном и локальном (местном) уровнях происходит нарушение экологического равновесия, необходимо перейти от отдельных, несистематических, не связанных друг с другом исследований состояния природной и социально-экономической среды к организации систематического комплексного изучения экологического состояния всей территории Якутии, составления экологической картины республики. Безусловно, огромную роль в этом процессе могут, должны и уже играют специально организованные исследования школьников в сети летних экологических лагерей, созданных на базе биолого-географичес-кого факультета Якутского госуниверситета.
Экспериментальное обучение школьников в летних научных экологических лагерях составлению геоэкологической характеристики небольшой территории показало возможность создания учебного материала геоэкологического содержания по своей местности силами учащихся на основе межпредметного подхода. В ходе исследования отмечено, что формирование экологической культуры личности в ходе геоэкологического образования нуждается в положительных примерах, которые дает такая форма взаимоотношения человека с природой, как родовая община или образец любого другого традиционного природопользования. Но следует уточнить, что для составления геоэкологической характеристики силами учащихся могут служить любые локальные территории, доступные для исследований учащимся местной школы [15].
Система геоэкологического краеведения, организованная в Республике Саха (Якутия) подобным образом, должна иметь в качестве желаемого научного и практического результата геоэкологические характеристики всех наслегов (низовых административных районов) республики, которые в совокупности составят полную картину экологической ситуации этой огромной северной территории.
Таким образом, реализация концепции геоэкологического образования, направленная на достижение целей геоэкологического образования и его НРК, должна привести к оптимизации формирования экологической культуры личности, которая проявляется не только в комплексе эко-логически развитых знаний и отношений, но, прежде всего, - в экологической деятельности.
Литература
1. Концепция национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Республики Саха (Якутия) (проект)/ Авторский коллектив: участники семинара по разработке национально-региональных компонентов государственных стандартов РС(Я) / Редакционная группа: Андреев Г.П. и др. Якутск,1996. 10 с.
2. Максаковский В.П. География в меняющемся мире (К выходу в свет избранных сочинений академика В.М. Котлякова) // География в школе. 2003. С. 3-7.
3. Кривошапкина О.М. Геоэкологическое краеведение: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 206 с.
4. Пономарева И.Н. Экология. М.: Вентана-Графф, 2001. 272 с.
5. "Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. и др. Образовательная область «Земля. География. Геоэкология»: Начальная ступень, 1-3(4) классы // Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. 1. Начальная школа. Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2002. С. 58-61.
6. "Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. и др. Национально-региональный компонент образовательной области «Земля. География. Геоэкология» // Проект национальнорегионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. 2. Основная школа. Старшая школа Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2002. С. 210-226.
7. Проект Российского стандарта школьного экологического образования // Химия в школе. 1993. №4. С. 20-32.
8. Временный государственный образовательный стандарт (проект). Образовательная область «Земля» (география и геоэкология). Институт общеобразовательных школ РДО. М., 1993. 46 с.
9. Проект национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальная школа. Якутск, 2002. 68 с.
10. Проект национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования. Ч. II. Основная школа. Старшая школа. Якутск, 2002. 308 с.
11. Талызина Н. Ф. Общий анализ учебного процесса // Хрестоматия по пед.психологии. М.: Международная пед. академия, 1995. С. 31-44.
12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во инст. проф. образ. МО России, 1995. 336 с.
13. Экологическое образование: учебно-методическое пособие / Под научной ред. Н.В. Гороховатской, О.Г. Роговой. СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2000. 321 с.
14. Кривошапкина О.М. Геоэкологическая характеристика территории как инвариантное ядро системы геоэкологического краеведения в Республике Саха (Якутия) // География в школе. №7. 2003. С. 45-48.
15. Кривошапкина О.М. Краеведческое изучение территории сельского района в летних экологических лагерях в Якутии / Матер. Ш Всероссийской научно-практической конференции «Географическое краеведение». Владимир: ВШУ, 2001. С. 88-91.
O.M. Krivoshapkina
Conception of the national-regional component of geo-ecological education and its realization in the Republic of Sakha (Yakutia)
Conception of the national-regional component is directed to humane, social and active paradigms of education.
Scientific methods of its realization at secondary schools revealed:
a. ecolozation of educational institution institutions (setting up ecologically oriented schools, in which the whole pedagogical system in connected with ecological aspects);
b. system of geo-ecological study of local lore including all the children, as far as possible. It can be realized by compulsory or optional education.
J J J