2 См.: Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. 2008. № 75.
3 См.: Молодой коммунар. 2008. 10 июля.
4 См.: Наше время. 2009. 30 июля.
5 См.: Рязанские ведомости. 2009. 5 авг.
В.И. Журавлев
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА — КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В статье рассматривается конституционное регулирование физической культуры и спорта. Отстаивается идея выделения права каждого на занятие физической культурой и спортом, которое определяется как конституционное право. Анализируется проблема наличия у современного Российского государства конституционных обязанностей, среди которых важное место занимает развитие физической культуры и спорта.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, конституционные права и обязанности, человек, государство, государственная политика.
V.I. Zhuravlev
THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS — A CONSTITUTIONAL DUTY OF THE MODERN RUSSIAN STATE
The article considers the constitutional regulation of physical culture and sports. Promoted the idea of allocation of the right of everyone to the occupation of physical culture and sports. It is defined as a constitutional right. The authors analyze the problem of the availability of the modern Russian state constitutional responsibilities. Among them important is the development of physical culture and sports.
Key words: physical culture, sport, constitutional rights and duties of man, the state, the state policy.
Определение оптимальной модели наличия прав и обязанностей по отношению друг к другу у таких субъектов общественных отношений, как государство и гражданин, является одним из ключевых вопросов науки и практики конституционного развития любой страны. В отечественной науке советского периода категория «обязанность» рассматривалась в качестве элемента правового статуса гражданина1. Вместе с тем ряд авторов обращали внимание на тот факт, что правам граждан соответствуют обязанности государства2. И.Е. Фарбер писал: «Право и обязанность взаимообусловлены и не могут существовать изолированно»3.
Наличие обязанностей перед человеком вытекает из фундаментального признака государства — института гражданства. В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 12 ноября 2012 г.)4 оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина впервые провозглашаются в качестве обязанности государства. Эта норма вводит в действие высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями5. Такое особое внимание к человеку, выделение его в качестве высшей ценности свидетельствует о том, что в современной конституци-
© Журавлев Владимир Иванович, 2012
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Российская международная академия туризма); e-mail: [email protected] 235
онной модели все действия государства должны быть подчинены необходимости создания условий для достойной жизни своих граждан. Об иных обязанностях государства непосредственно в Конституции РФ не упоминается.
В рассматриваемой статье Конституции РФ устанавливается одна обязанность государства, которая может быть реализована в трех формах: признании, соблюдении, защите прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется тем, что они взаимосвязаны и не могут быть реализованы независимо друг от друга, или действия государства в рамках только одной из форм носят декларативный характер. Нельзя соблюдать и защищать права человека, не признавая их. Признание прав человека теряет практический смысл без их соблюдения и защиты.
Поскольку в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» слово «обязанность» употребляется во множественном числе, то можно утверждать, что закрепленная в ст. 2 Конституции РФ обязанность государства не является единственной. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это важнейшая конституционная обязанность Российской Федерации, имеющая статус основы конституционного строя. Иные обязанности государства производны от нее и возникают из прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. В.Т. Кабышев пишет: «Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека есть выражение сущности нового конституционного строя России»6. Праву и свободе каждого следует соответствующая обязанность государства. Это, например, обязанность соблюдать и защищать право каждого на жизнь (ст. 21 Конституции РФ); обеспечивать его свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); гарантировать ему свободу совести (ст. 28) и др. 3 Конституция РФ не устанавливает в качестве обязанности государства раз-
~ витие физической культуры и спорта, не провозглашает право гражданина на
ш занятие ими. Вч. 1 ст. 41 Конституции РФ говорится о праве каждого на охрану
01
? здоровья. Обеспечение этого права предполагает развитие физической культуры
| и спорта. В ч. 2 ст. 41 Конституции РФ сказано, что поощряется деятельность,
| способствующая развитию физической культуры и спорта. Такая редакция
| текста позволяет сделать вывод о том, что государство лишь способствует тем
й субъектам общественных отношений (объединения, организации, частные лица),
I которые создают условия для занятия физической культурой и спортом. Здесь
® государство не признает себя организатором, главным участником, формирую-
§ щим основные направления политики в данной сфере.
£ В начале XXI в. невозможно представить современного успешного человека,
| игнорирующего занятие физической культурой, которая все больше становится
ё необходимым условием развития полноценной личности. Спорт сегодня — не
§ только соревнование, направленное на достижение результата, но и фактор,
ш
£ влияющий на жизнь общества. В современном мире физическая культура и и спорт становятся не просто увлечением, выбором жизненных идеалов конкрет-1 ного человека, а объектом протекционистской политики государства, одной из т основных его обязанностей. Это объясняется следующими обстоятельствами:
1) после исчезновения практических возможностей военного конфликта между ведущими державами спортивные соревнования стали одним из способов утверждения авторитета государств в международном сообществе, наглядной пропаганды их ценностей;
2) спортивная дипломатия эффективно содействует поддержанию мира, до-236 брососедства, общения между народами планеты;
3) спорт — один из лучших способов сохранения здоровья и образ жизни, противостоящий вредным привычкам (пьянство, табакокурение, наркомания и пр.);
4) физическая культура — часть общей культуры народа. Совершенствуя физические возможности, человек повышает свой интеллектуальный капитал и духовно-нравственный уровень;
5) несомненно воспитательное воздействие спорта на молодежь, передача от старших юным поколениям накопленных ценностей;
6) сопереживание команде своей страны, участникам соревнований объединяет нацию;
7) занятие свободного времени граждан массовыми развлекательно-зрелищными мероприятиями способствует снижению неудовлетворенности населения развитием экономики, его активности в политической жизни общества, обеспечению стабильности политического режима.
Можно говорить о том, что каждый обладает правом на занятие физической культурой и спортом, а поддержка этих сфер общественной жизни является обязанностью государства, которую целесообразно закрепить в Конституции РФ. Признание рассматриваемого права в качестве конституционного означало бы следующее: 1) государство должно уделять ему особое внимание и учитывать при определении внутренней и внешней политики; 2) физическая культура и спорт выступают в качестве одной из конституционных ценностей. Права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, накладывают на государство не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, но и активную обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности7.
Л.Д. Воеводин писал: «Те или иные права, свободы и обязанности граждан с могут к определенному времени развития общества сложиться как основные, к если они опосредуют принципиальные и существенные отношения между обще- р ством и его членами»8. Сегодня можно наблюдать возрастание важности рассма- ° триваемых общественных отношений, что позволяет говорить о формировании § предпосылок для придания праву каждого на занятие физической культурой и у спортом конституционного статуса. Конституция РФ — это не принятый навеч- р но документ. Она должна: а) учитывать и отражать изменения, происходящие в » понимании гражданами своих прав и приоритетов конституционных ценностей § общества; б) показывать народу ориентиры движения вперед, формировать р идеалы будущего. Составляющие сегодня в России основы правового статуса ч личности права и свободы человека и гражданина получили конституционный о статус в результате эволюции отечественной и мировой конституционной мысли. к
С развитием научно-технического прогресса появляются новые направления е деятельности государства. Например, с ухудшением экологической обстановки и стало необходимым принятие Экологической доктрины, в которой одним из № приоритетов власти установлено сохранение природы и улучшение окружающей 9 среды. В июне 2011 г. ООН признала неотъемлемым правом человека возмож- ^
О
ность свободного доступа в Интернет. Можно предположить, что в обозримом 2 будущем частью конституционных доктрин государств станет право каждого на свободный доступ в Интернет, которому корреспондирует обязанность государства создавать необходимые условия для выхода каждого в электронную сеть.
В России признание на конституционном уровне нового права или свободы человека сегодня невозможно, т. к. это потребует созыва Конституционного Собрания, а соответствующий федеральный конституционный закон отсутствует. 237
Такая ситуация является нарушением обязанности государства по признанию прав и свобод человека.
Часть 1 ст. 17 Конституции РФ устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права». Права человека в сфере физической культуры и спорта закреплены в международных документах. В ст. 1 Декларации ЮНЕСКО от 21 ноября 1978 г., утвердившей Хартию физического воспитания и спорта, сказано: «Каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности».
Исходя из ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Официальное разъяснение того, какие нормы международного права следует считать общепризнанными, дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»9. Согласно этому документу, содержание общепризнанных норм международного права раскрывается в документах ООН и ее специализированных учреждений. Одной из таких организаций является ЮНЕСКО. Поэтому есть основания говорить о том, что Хартия физического воспитания и спорта — общепризнанная норма в международном праве и, следовательно, входит в правовую систему РФ.
Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание других общепризнанных прав и свобод человека. Право на занятие физической культурой и спортом не является конституционным, но составляет один из элементов правового статуса личности и обеспечивается нормами правовой системы России. Статья 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 28 июля 2012 г.)10 содержит принципы законодательства в рассматриваемой сфере общественной жизни, среди которых обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности.
Сказанное позволяет утверждать, что развитие физической культуры и спорта в современном мире является обязанностью государства, хотя такая обязанность непосредственно не закреплена в Конституции РФ, она следует из права каждого на занятие физической культурой и спортом, а также из характеристики России как социального государства.
1 См.: Семенеко Б.М. Юридические обязанности граждан СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1978.
2 См., например: Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 144; Семенеко Б.М. Равенство прав и обязанностей граждан в социалистическом обществе // Вопросы теории государства и права: личность, право, правовая система: межвузовский научный сборник. Саратов, 1988. Вып. 8. С. 60.
3 Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 74.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 22, ст. 2031; 2012. № 47, ст. 6393.
5 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 20.
6 Кабышев В.Т. Защита прав человека — главное направление правовой политики // Правоведение. 1998. № 1. С. 124.
7 См.: Эбзеев Б.С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства // Комментарий к постановлениям Конституционного Суда РФ: в 2 т. Т. 2. / отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2000. С. 11.
8 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие. М., 1997. С. 148.
9 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242; 2012. № 31, ст. 4325.