Научная статья на тему 'Управление физической культурой и спортом на региональном уровне'

Управление физической культурой и спортом на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2122
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ / THE FINANCING ORGANIZATION / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / AUTHORITIES / ПОЛНОМОЧИЯ / POWERS / СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SPORTS ORGANIZATIONS / SPORTS ACTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вулах Михаил Григорьевич

В статье исследуются организационно-правовые особенности управления физической культурой и спортом на региональном уровне. Предлагается юридический анализ федеральных норм, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов Федерации; приводятся законодательные примеры реализации этих полномочий на основе отдельных нормативных актов регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вулах Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Physical Training and Sports at Regional Level

In article organizational-legal features of management by physical training and sports at regional level are investigated. The legal analysis of the federal norms regulating powers of public authorities of subjects of Federation is offered, legislative examples of realization of these powers on the basis of separate statutory acts of regions are resulted.

Текст научной работы на тему «Управление физической культурой и спортом на региональном уровне»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

М.Г. Вулах

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье исследуются организационно-правовые особенности управления физической культурой и спортом на региональном уровне. Предлагается юридический анализ федеральных норм, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов Федерации; приводятся законодательные примеры реализации этих полномочий на основе отдельных нормативных актов регионов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, управление, организация финансирования, спортивные мероприятия, органы власти, полномочия, спортивные организации.

M.G. Vulakh

MANAGEMENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AT REGIONAL LEVEL

In article organizational-legal features of management by physical training and sports at regional level are investigated. The legal analysis of the federal norms regulating powers of public authorities of subj ects of Federation is offered, legislative examples of realization of these powers on the basis of separate statutory acts of regions are resulted.

Keywords: physical training and sports, management, the financing organization, sports actions, authorities, powers, the sports organizations.

Современная система государственного управления физической культурой и спортом позволяет констатировать многообразие форм управленческой активности на уровне субъектов Федерации, которая подразумевает участие в создании спортивных организаций, строительстве и эффективном использовании спортивных сооружений, финансировании физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, а также подготовке необходимых для этих целей кадров.

В наиболее общем виде полномочия субъектов РФ в области физической культуры и спорта сформулированы в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1. К ним относятся: определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах РФ; принятие государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; реализация мер по

© Вулах Михаил Григорьевич, 2012

Кандидат юридических наук, доцент, директор Балаковского института техники, технологии и управления (СБИТТиУ) — филиала Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина. 231

развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

К числу полномочий, связанных с обеспечением проведения физкультурных и спортивных мероприятий можно отнести:

организацию, проведение региональных официальных физкультурных, спортивных, межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;

утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;

установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах РФ.

Отметим, что в ч. 2 ст. 38 указанного Закона определено соответствующее целям реализации полномочий субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта содержание расходных обязательств. Причем, региональные органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд РФ к международным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях, если в них участвуют спортсмены этих субъектов РФ, а также обеспечивать иные мероприятия, связанные с деятельностью органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении переданных полномочий в области физической культуры и спорта в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О физической культуре и спорте».

Полномочия по организации и проведению региональных официальных 3 физкультурных, спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных ~ физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий включают в себя: уста-

СО

ш новление порядка их проведения; утверждение и реализацию соответствующих

^ календарных планов; содействие обеспечению общественного порядка и обще-

| ственной безопасности; информационное обеспечение.

| Обозначение в отмеченном нормативном акте общих вопросов организации

° управления в рассматриваемой сфере подразумевает самостоятельное форми-

0

| рование субъектами Федерации органов, которые ответственны за реализацию | данных положений на практике. Так, например, Закон Кемеровской области от >§ 25 апреля 2008 г. № 30-03 «О физической культуре и спорте»2 в ст. 3 определяет | полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области в области физиче-| ской культуры и спорта, к которым отнесено: 1) законодательное регулирование | в области физической культуры и спорта; 2) утверждение в составе областного | бюджета расходов на физическую культуру и спорт; 3) контроль за исполнени-§ ем законов Кемеровской области по вопросам физической культуры и спорта; § 4) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами,

1 Уставом Кемеровской области и законами Кемеровской области. Примечательно, | что на законодательном уровне региона сформирована Коллегия Администрации

Кемеровской области в области физической культуры и спорта, в ст. 4 Закона отражено, что данный орган наделен следующими полномочиями:

1) утверждает положение об органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем полномочия в области физической культуры и спорта;

2) утверждает государственные региональные и межмуниципальные про-

232

граммы в области физической культуры и спорта;

М.Г. Вулах • Управление физической культурой и спортом на региональном уровне

3) учреждает премии, а также иные формы поощрения за особые заслуги в развитии физической культуры и спорта, высокие спортивные результаты в части, не урегулированной законами Кемеровской области;

4) определяет систему оплаты и стимулирования труда работников государственных физкультурно-спортивных учреждений Кемеровской области и т. д.

В ст. 5 Закона о физической культуре и спорте Кемеровской области упоминается о полномочиях органа исполнительной власти, который осуществляет текущее управление этой сферой, а именно: определяет основные задачи и направления развития физической культуры и спорта в Кемеровской области; разрабатывает и реализует государственные региональные и межмуниципальные программы в области физической культуры и спорта; осуществляет содействие в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Кемеровской области; совместно с региональными спортивными федерациями обеспечивает подготовку сборных команд Кемеровской области и их участие на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях; присваивает спортивные разряды и квалификационные категории спортивным судьям в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации, Положением о спортивных судьях и т. д.

Закон Воронежской области от 2 июля 2008 г. № 57-ОЗ «О физической культуре и спорте в Воронежской области»3 в ст. 5 относит к полномочиям Комитета по развитию физической культуры, спорта и туризма: 1) принятие законов Воронежской области и иных нормативных правовых актов; 2) осуществление контроля соблюдения и исполнения принятых Воронежской областной Думой законов Воронежской области, постановлений, решений и иных правовых актов в сфере физической культуры и спорта; 3) учреждение наград Воронежской области; 4) иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством.

В ст. 6 данного нормативного акта закреплено, что Правительство Воронежской области в сфере физической культуры и спорта в пределах своих полномочий: 1) участвует в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта; 2) принимает нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере физической культуры и спорта на территории Воронежской области; 3) определяет уполномоченный орган исполнительной власти Воронежской области в сфере физической культуры и спорта; 4) учреждает премии и иные формы поощрения в сфере физической культуры и спорта Воронежской области; 5) принимает решения о создании областных центров спортивной подготовки; 6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Уполномоченный орган Воронежской области на основании ст. 7 указанного Закона, помимо основных задач, участвует в реализации мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Воронежской области; организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта; обеспечивает деятельность областных центров спортивной подготовки; осуществляет государственную аккредитацию спортивных федераций Воронежской области; принимает участие в подготовке резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации; участвует в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований

и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации, проводимых на территории Воронежской области; оказывает содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта и т. д.

Закон Ростовской области от 29 июля 2009 г. № 263-ЗС «О физической культуре и спорте в Ростовской области»4 к компетенции Правительства Ростовской области относит создание, реорганизацию и ликвидацию областных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также учреждение почетных званий, наград, премий, стипендий и иных форм поощрения в сфере физической культуры и спорта Ростовской области (ст. 5).

Определенной спецификой обладают полномочия органа исполнительной власти Ростовской области в исследуемой сфере. К ним, помимо основных, ст. 6 указанного Закона относит следующие:

установление порядка утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях Ростовской области, требований к их содержанию;

согласование решений о проведении на территории Ростовской области международных спортивных соревнований;

организацию и проведение областных выставок в сфере развития физической культуры и спорта, а также участие в межрегиональных, всероссийских и международных спортивных выставках в сфере развития физической культуры и спорта.

Закон Рязанской области от 30 июля 2009 г. № 87-ОЗ «О физической культуре и спорте в Рязанской области»5 содержит положения, связанные с полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, которые делегированы в целях оперативного решения вопросов, связанных с оптимальной организацией физической культуры и спорта. Так, в соответствии со ст. 6 указанного Закона Губернатор Рязанской области реализует следующие полномочия:

1) утверждает структуру исполнительных органов государственной власти Рязанской области, осуществляющих переданные полномочия;

2) назначает на должность и освобождает от должности руководителей исполнительных органов государственной власти Рязанской области, осуществляющих переданные полномочия;

3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 8 ст. 7 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Рязанской области по вопросам переданных полномочий.

Приведенные примеры свидетельствуют о многообразном подходе региональных законодателей к управлению физической культурой и спортом, а также о реализованном праве расставления организационных приоритетов в решении первостепенных задач, направленных на привлечение граждан к оздоровительным процессам и физкультурным мероприятиям.

234

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242.

В. И. Журавлев • Развитие физической культуры и спорта — конституционная обязанность современного Российского государства

2 См.: Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. 2008. № 75.

3 См.: Молодой коммунар. 2008. 10 июля.

4 См.: Наше время. 2009. 30 июля.

5 См.: Рязанские ведомости. 2009. 5 авг.

В.И. Журавлев

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА — КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается конституционное регулирование физической культуры и спорта. Отстаивается идея выделения права каждого на занятие физической культурой и спортом, которое определяется как конституционное право. Анализируется проблема наличия у современного Российского государства конституционных обязанностей, среди которых важное место занимает развитие физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, конституционные права и обязанности, человек, государство, государственная политика.

V.I. Zhuravlev

THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS — A CONSTITUTIONAL DUTY OF THE MODERN RUSSIAN STATE

The article considers the constitutional regulation of physical culture and sports. Promoted the idea of allocation of the right of everyone to the occupation of physical culture and sports. It is defined as a constitutional right. The authors analyze the problem of the availability of the modern Russian state constitutional responsibilities. Among them important is the development of physical culture and sports.

Key words: physical culture, sport, constitutional rights and duties of man, the state, the state policy.

Определение оптимальной модели наличия прав и обязанностей по отношению друг к другу у таких субъектов общественных отношений, как государство и гражданин, является одним из ключевых вопросов науки и практики конституционного развития любой страны. В отечественной науке советского периода категория «обязанность» рассматривалась в качестве элемента правового статуса гражданина1. Вместе с тем ряд авторов обращали внимание на тот факт, что правам граждан соответствуют обязанности государства2. И.Е. Фарбер писал: «Право и обязанность взаимообусловлены и не могут существовать изолированно»3.

Наличие обязанностей перед человеком вытекает из фундаментального признака государства — института гражданства. В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 12 ноября 2012 г.)4 оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина впервые провозглашаются в качестве обязанности государства. Эта норма вводит в действие высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями5. Такое особое внимание к человеку, выделение его в качестве высшей ценности свидетельствует о том, что в современной конституци-

© Журавлев Владимир Иванович, 2012

Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Российская международная академия туризма); e-mail: [email protected] 235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.