ональных спортсменов, определить для них различные виды социальных гарантий при снижении или потере трудоспособности в результате действия вредных профессиональных факторов.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 33, ст. 4110.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242.
3 См.: Здравоохранение. 2002. № 2, 3.
4 См.: Коган О.С. Проблемы профессионального спорта: правовой аспект // Теория и практика физической культуры. 2008. № 3. С. 35.
5 См.: Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие для вузов. М., 2009. С. 223.
В.И. Журавлев
ПРАВО КАЖДОГО НА ЗАНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В СИСТЕМЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья посвящена праву каждого на занятие физической культурой и спортом. Определяется его место в системе конституционных прав и свобод человека, указываются правомочия этого права. Рассматривается взаимосвязь личных и культурных прав, конституционное право каждого на участие в культурной жизни.
Ключевые слова: право каждого на занятие физической культурой и спортом, система конституционных прав и свобод человека, личные и культурные права каждого, право на участие в культурной жизни.
V.I. Zhuravlev
THE RIGHT OF EVERYONE TO THE OCCUPATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL HUMAN RIGHTS
The article is devoted to the right of everyone to the occupation of physical culture and sports. Is determined by its place in the system of constitutional human rights and freedoms. Shall specify the powers of this right. Discusses the relationship of personal and cultural rights, the constitutional right of everyone to participate in cultural life.
Key words: the right of everyone to the occupation of physical culture and sports, the system of constitutional human rights and freedoms, personal and cultural rights of everyone the right to participate in cultural life.
Для определения места права каждого заниматься физической культурой и спортом в системе конституционных прав и свобод обратим внимание на то, что понятие «культура» многогранно и может рассматриваться как: 1) наследие человечества в целом; 2) творчество; 3) образ жизни. Особенность культурных прав личности — это их тесная неразрывная связь с коллективными культурными правами и взаимная обусловленность их реализации1. Р. Ставенхаген пишет: «Пользователями культурных прав могут быть отдельные личности, однако без сохранения группы и ее коллективных прав их содержание выхолащивается2.
© Журавлев Владимир Иванович, 2012
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Российская международная академия туризма); e-mail: [email protected]
Право на занятие физической культурой и спортом включает следующие правомочия: а) свободное распоряжение своими спортивными способностями; б) доступ к спортивным объектам; в) членство в спортивных объединениях; г) собираться для публичного выражения мнения о спортивных событиях; д) участвовать в зрелищных мероприятиях; е) мигрировать для реализации права на труд сфере спорта; ж) заниматься профессиональным спортом; з) получать физическое воспитание в образовательных учреждениях; и) оказание медицинской помощи, гарантии неиспользования допинга; к) обеспечение личной и общественной безопасности; л) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья; м) получение квалифицированной юридической помощи; н) передача, распространение соответствующей информации через средства массовой информации любым законным способом; о) передвижение по территории Российской Федерации, выезд за ее пределы для удовлетворения спортивных интересов; п) обращение лично, направление индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправлений; р) получение помощи от спонсоров; с) государственная защита и доступ к правосудию.
Занятие физической культурой и спортом состоит из двух взаимосвязанных, но имеющих самостоятельный характер прав: 1) занятие физической культурой; 2) участие в спортивных соревнованиях.
В первом случае человек ставит своей целью поддержание здоровья на достаточном уровне. Здесь необходимые действия он может совершать самостоятельно. Спорт предполагает организацию и проведение соревнований, специальную практику подготовки человека к ним. Поэтому занятие спортом — коллектив- с ное право, которое может быть осуществлено в большинстве случаев только че- к рез членство в местных, региональных, общероссийских спортивных федераци- р
а
ях. Уставом общероссийской спортивной федерации может быть вообще исклю- с чено членство в ней физических лиц. В рамках коллективного права на участие | в спортивных соревнованиях субъекты, обладающие им, имеют индивидуальные у
а
права. К ним относятся, например, выбор вида спорта, участие в спортивных со- с
т
ревнованиях. Коллективное право спортсменов, реализуемое через общероссий- н скую спортивную федерацию, — разрабатывать и утверждать положения (регла- й менты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей пер- 1! венств, обладателей кубков России. Таким образом — занятие физической куль- |
о
турой — индивидуальное право, а спортом — коллективное. й
В современной конституционной доктрине значение культурных прав оказа- д лось недооценено. По мнению Л.А. Каратаевой, «перечень культурных прав и сво- | бод, закрепленных в Конституции, не является исчерпывающим и конкретизи- • рованным»3. Конституция РФ устанавливает права и свободы в следующей по- ( следовательности: личные, политические, экономические, социальных, культур- ~ ные. Обратим внимание на то, что в гл. 6 Конституции РСФСР 1978 г. «Основные 2 права, свободы и обязанности граждан РСФСР» существовала иная очередность, а культурные права провозглашались первыми, после социальных (ст. 43-45). Сравнивая подходы к классификациям прав и свобод советского и современного периодов развития науки конституционного права, С.А. Авакьян пишет: «В настоящее время воззрения на личность, ее место в системе общественных отношений существенно изменилось»4. 213
Статья 64 Конституции РФ гласит, что положения гл. 2 составляют основы правового статуса личности. Н.И. Матузов пишет: «Не всякий человек есть личность, хотя всякая личность — человек. Личностью не рождаются, ею становятся. Если человек — продукт природы и общества, то личность — только продукт общества»5. В формировании личности определяющее воздействие оказывает культура. Спорт составляет часть национальной и мировой культуры. Физическая культура формирует и развивает культуру тела и души человека. Без воспитания необходимого ее уровня у населения личные права не будут способствовать формированию гражданской ответственности; реализация политических прав приведет ни к демократии, а к охлократии и диктатуре; социальные права создадут благоприятную среду для иждивенчества; обладание экономическими правами не обеспечит появление гражданского общества, а, наоборот, станет основой для расслоения.
Статья 44 Конституции РФ закрепляет право каждого на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Спорт и физическая культура — источник вдохновения для таких сфер искусства, как литература, живопись, архитектура, музыка, кино, фото. Можно вспомнить хотя бы стихотворения А. Пушкина «На статую играющего в бабки», «На статую играющего в свайку», песни «Марш физкультурников» (музыка М. Блантера, слова М. Вольпина, «До свиданья, Москва» (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова). П. де Кубертен писал: «На спорт следует смотреть как на источник искусства и как на удобную почву для занятия им»6.
Многие виды спорта и физической культуры — объекты реализации особого вида творчества — спортивного. Это утверждение справедливо для гимнастики, 2 фигурного катания, синхронного плавания и прыжков в воду, фристайла, акро-? батики, прыжков на батуте и др. Все эти дисциплины требуют от участников просо явления эстетических качеств.
| Свободу спортивного и иных видов творчества, преподавания физической куль-
1 туры правильно рассматривать не среди культурных прав, а понимать ее в контек-| сте личных прав человека. В.Е. Гулиев, Ф.М. Рудинский отмечают: «Своеобразие
го
| личных конституционных прав — в способах обеспечения их со стороны государ-§ ства, которое не имеет права вмешиваться в сферу личной жизни граждан, лежа-| щей вне рамок их обязанностей со стороны государства»7. Как пишет В.П. Басик,
2 «обладая данными правами, человек получает необходимый минимум независи-° мости, стоящей на пути поглощения обществом человека, потери последним сво-£ ей индивидуальности»8. Когда говорят о личных правах, то речь идет о свобод-| ном формировании жизни, о свободе поведения, о самоопределении индивида9.
е Известно немало примеров, когда, отстаивая свое право на свободу творчества,
1 его субъекты шли на добровольные лишения и даже принимали смерть. Напри° мер, Д. Бруно был сожжен на костре инквизиции, в СССР М. Булгаков, Б. Пастер-¿5 нак, О. Мандельштам, С. Прокофьев были репрессированы или подвергались пре-I следованию, в Германии Л. Фейхтвангера лишили гражданства и интернировала ли в лагерь. Если творчество человека не нарушает прав и свобод других лиц, то государство не должно вторгаться в него. Иное ведет к негативным последствиям для самого государства, может рассматриваться как признак тоталитарного режима. Известно, что сожжение в мае 1933 г. в Германии книг 15 писателей, среди которых К. Маркс, З. Фрейд, Э.-М. Ремарк, стало прологом окончательного укрепления фашизма в стране. Гонения на Н. Вавилова на долгое время задер-214 жали развитие отечественной генетики.
Спортивное творчество, стремление к физическому совершенству также становились причиной гонений. В период «культурной революции» в Китае (19661976 гг.) прессингу властей подверглись восточное единоборство ушу. Однако это не сломило ряда его последователей. Один из них тренировался поздно ночью в лесу, другой — дома, занавесив все окна, третий, находясь в тюрьме, тренировался мысленно, представляя как выполняет комплексы. Мастера кончали жизнь самоубийством. Перерезал себе горло Чэнь Чжаокуй10.
Право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры принято относить к культурным правам человека11. И. Бродский писал: «Если искусство чему-то и учит, то именно частности человеческого существования. Оно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности — превращая его из общественного животного в лич-ность»12. В основе осознания своего места в культурной жизни лежат мировоззрение человека, его эстетическое восприятие окружающей действительности, являющиеся индивидуальными качествами. Даже когда он принимает участие в массовом культурном мероприятии, то оценивает свою роль в нем и совершает поступки, исходя из собственных убеждений, воспитания. По своему значению и характеру реализации рассматриваемое право неразрывно связано со свободой творчества и преподавания. Его следует также считать личным правом.
Понятие «культурные права» правильно применять не к индивидам, а к коллективам. К группам населения, обладающим ими, относятся коренные малочисленные народы, члены национально-культурных автономий. В сфере спорта такими субъектами выступают физкультурно-спортивные организации, спортивные федерации, спортивные сборные команды страны, спортивные движе- ш ния (олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальная олимпиада). ¡
Современный спорт невозможен без наличия материальной базы (бассейнов, а полей, стадионов, инвентаря, тренажеров), интеллектуального обеспечения (тре- о неры, учителя, врачи, технический персонал). Это требует значительных финан- о совых затрат. Массовый спорт — объект социальной поддержки государства. Как з пишет Н.В. Колотова, «социальные права — это притязания на социальные услу- I ги, распределяемые государством»13. Право на занятие спортом носит социаль- ш
ный характер и его можно отнести к социальным правам. о
й 5 тз
1 См.: Семенова Д.В. Юридическая природа культурных прав и свобод человека // Современное право. ¿ 2008. № 11. С. 12. ш
ф
2 Ставенхаген Р. Культурные права с точки зрения социальных наук // Культурные права и проблемы, о связанные с их признанием: сборник очерков, посвященный празднованию 50-й годовщины принятия Все- | общей декларации прав человека. М., 2003. С. 17. 1
3 Каратаева Л.А. Культурные права и свободы человека и гражданина — самостоятельная группа прав м и свобод // Административное и муниципальное право. 2009. № 3. С. 7. 1
4 Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. М., ¿ 2006. С. 574. (
5 Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972. С. 69. 7
6 Кубертен П. де. Искусство и спорт // Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции Т и прикладные программы. Вып. 5: Спорт, эстетика, искусство: сборник. М., 1997. С. 5. 1
7 Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984. С. 142. м
8 Басик В.П. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. М., 2003. С. 3.
9 См.: Государственное право Германии. Т. 2. М., 1994. С. 178.
10 См.: Маслов А.А. Энциклопедия восточных боевых искусств. Т. 1: Традиции и тайны китайского ушу. М., 2000. С. 476.
11 См.: Рубанова М.Е. Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 10.
12 Бродский И. Нобелевская лекция. М., 2002. С. 7.
13 Колотова Н.В. Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд., перераб. М., 2009. С. 186. 2±Ь