РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СРЕДСТВАМИ БЕГОВОЙ И СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
В.Н. КОНОВАЛОВ, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск; М.Н. СКУРАТОВИЧ, Омский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье раскрываются возможности использования дифференцированного подхода при развитии физических качеств у студентов педагогического университета, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Научно обоснованы: оптимальные сочетания, последовательность выполнения и величина учебной нагрузки для различных групп студентов специальной медицинской группы.
Abstract
The article focuses on the possibilities of using differential approach while developing applied physical qualities of students with deviations in state of health. The article scientifically proves the following: the balanced combination, the succession of applying, and the volume of educational load for the students from the special medical group.
Ключевые слова: прикладные физические качества, состояние здоровья, специальная медицинская группа, дифференцированный подход.
В последнее время многие специалисты призывают к реализации принципа вариативности и многообразия форм физического воспитания. Отказ от стандартизации содержания процесса физического воспитания приводит к разработке новых технологий физического воспитания с уклоном на спортивную направленность^], профессионально-прикладную подготовку студентов и курсантов высших учебных заведений [5].
Проблема исследования
Состоит в том, что в теории и методике физической подготовки имеется дефицит информации, касающейся организации академических занятий студенток специальной медицинской группы. Преподаватели испытывают определенные трудности при выборе средств и методов, объема и интенсивности физических упражнений, которые отвечали бы индивидуальным возможностям занимающихся. Поиск особенностей построения физической подготовки у студентов различных типологических групп позволит продвинуться в решении проблемы индивидуализации развития физических качеств с использованием упражнений аэробной и силовой направленности в рамках академических занятий.
Объект исследования
Физическая подготовка студентов высших учебных заведений.
Предмет исследования
Развитие физических качеств средствами и методами беговой, силовой подготовки у студентов с отклонениями в состоянии здоровья.
Цель исследования
Научное обоснование дифференцированного подхода к проведению занятий со студентками специальной медицинской группы с использованием упражнений аэробной и силовой направленности.
Методы исследования
Анализ научно-методической литературы; тестирование общей работоспособности по методике К. Купера; измерение артериального давления; расчет параметров и типов кровообращения; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; оценка срочного эффекта с использованием мониторов сердечного ритма; методы математической статистики.
Организация исследования
Первичное обследование студенток проводилось на базе оздоровительного центра Омского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 110 студенток в возрасте 17-19 лет, которые были
(шШ)
отнесены по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Из них 85 студенток имели вегетативную дисфункцию. В зависимости от характера вегетативной дисфункции студентки были разделены на три группы: первую группу составили 58 студенток с преобладанием симпатического отдела в регуляции ВНС (симпатикотония), вторую - 27 студенток с недостаточностью симпатического отдела ВНС (ваготония) и третью - 25 студенток с балансом регуляции ВНС (эйтонией).
Методико-практическая часть занятия предполагала ознакомление студенток с соответствующими комплексами упражнений. Были даны рекомендации по определению оптимальной ЧСС как пальпаторно, так и с использованием мониторов сердечного ритма. Совместно с преподавателем проводилось тестирование общей работоспособности по методике К. Купера [9]. Затем студентки самостоятельно определяли индивидуальную критическую скорость (скорость на уровне МПК). Пороговая нагрузка, достаточная для активизации симпатоадреналовой и гипофизарно-кортикальной систем, составляет 50-60% от МПК [2]. Это означает, что такая величина физической нагрузки достаточна, чтобы вызвать прогрессивные адаптационные изменения в организме. Для удобства управления интенсивностью беговой нагрузки предлагалось рассчитать время преодоления стометрового отрезка с интенсивностью 50 и 70% от МПК (табл. 1).
Практическая часть занятия проводилась по общепринятой методике, физическая нагрузка носила поддерживающий характер. Каждое занятие носило комплексно-избирательную направленность. Использование на занятиях подвижных игр, беговой и средств силовой подготовки позволяло комплексно воздействовать на организм
занимающихся: кардиореспираторную систему, нервномышечный аппарат и психоэмоциональную сферу. В то же время в каждом занятии акцент делался на одном из видов физических упражнений. Соотношение беговой, силовой подготовки и подвижных игр корректировалось в соответствии со временем проведения занятия (начало или конец учебного дня, учебной недели), психоэмоциональным состоянием и умственным утомлением. Для студенток различных типологических групп не могут быть использованы общепринятые методы определения внутренней физической нагрузки, так как ЧСС в покое у студенток группы «А» и «В» достоверно (р < 0,05) отличается. В связи с этим у студенток различных типологических групп предлагается дифференцировать величину ЧСС не только от типологических особенностей вегетативной регуляции, но и от используемых средств физической подготовки (табл. 2). По мнению Ю.Б. Зуевского [4], физическая нагрузка на академических занятиях для лиц с вегетативной дисфункцией лучше переносится при многовершинной физиологической кривой. Данная закономерность послужила основанием для чередования «блоков» беговой и силовой подготовки на занятиях по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы. Под влиянием силовой, скоростно-силовой и статической нагрузки у лиц с первичной артериальной гипотонией нормализуются корковые процессы торможения и возбуждения. При этом физические упражнения должны быть направлены на регулирование деятельности сердечно-сосудистой системы. У этой категории лиц дозированный бег в медленном темпе является общеукрепляющим видом упражнений; бег в ускоренном темпе решает задачи специальной тренировки, отмечает
Таблица 1
Расчетная интенсивность бега, соответствующая различному уровню физической работоспособности студенток специальной медицинской группы
Уровень работоспособности Результат теста Купера, м, X ± о Преодоление 1 км
Критическая скорость 70% от МПК 50-60% от МПК Менее 50% от МПК
Высокий 2358±118 4' 48" - 5' 24" 6' 14" - 7' 01" 6' 43" - 7' 38" 7' 12" - 8' 06"
Средний 1990± 88 5' 48" - 6' 18" 7' 32" - 8' 11" 8' 08" - 9' 02" 8' 32" - 9' 27"
Низкий 1608± 79 7' 07" - 7' 48" 9' 15" - 10' 08" 10' 07" - 10' 56" 10' 41" - 11' 32"
Таблица 2
ЧСС в покое и при выполнении беговой, силовой нагрузки у студенток, относящихся к различным типологическим группам
Тип регуляции ВНС ЧСС в покое, уд./мин, X ±ст ЧСС, уд./мин, при беге ЧСС, уд./мин, при выполнении ОРУ
Группа «А» 80±4 150-170 110-120
Группа «В» 67±3 130-160 80-90
Группа «С» 76±3 140-160 100-110
И.Б. Темкин [7]. Напротив, систематические физические нагрузки динамического характера вызывают усиление вагусных влияний на сердце, способствуют формированию гипокинетического типа кровообращения [1]. Таким образом, особенности гемодинамики и вегетативной реакции сердечно-сосудистой системы на ортостатическое тестирование у девушек, относящихся к различным типологическим группам, позволили дифференцировать средства и методы развития прикладных физических качеств. Для группы «А» необходимо «рассредоточить» нагрузку в течение академического занятия. Поэтому целесообразно начинать занятие с равномерного бега - 50-60% от МПК продолжительностью до 8-8,5 мин. В этом случае аэробный характер нагрузки и вовлечение в работу крупных мышечных групп позволяют сохранять ЧСС заданной величины [3]. Далее в уроке следует чередовать упражнения динамического характера, дыхательные и равномерный бег. Для данной типологической группы наиболее приемлемы подвижные игры средней и низкой интенсивности, проводимые в конце основной части урока. Завершать занятие необходимо равномерным бегом с интенсивностью менее 50% от МПК, упражнениями на совершенствование гибкости и координации, расслабление. Для группы «В», напротив, необходима «концентрация» нагрузки, но, учитывая особенности вегетативной реакции ССС на физическую нагрузку и гемодинамику, необходимо дробное выполнение нагрузки в процессе занятия. Выполнение статодинамических общеразвивающих упражнений с изометрическим напряжением, сопротивлением в подготовительной части занятия позволит активизировать экстракардиальные факторы кровообращения и облегчить возврат венозной крови к сердцу. Только после этого следует использовать беговую нагрузку. Для студенток этой группы целесообразно использование переменного метода, например, чередование пробегаемых отрезков с различной интенсивностью: 30-60% от МПК; 70 - до 50% от МПК. Наиболее предпочтительными для этой типологической группы являются подвижные игры средней и высокой интенсивности, эстафеты, проводимые в подготовительную, первую и вторую трети основной части занятия. Однако следует ограничить время проведения игры или эстафеты до 8-10 мин. Завершать занятие следует равномерным бегом с интенсивностью менее 50% от МПК, ходьбой, дыхательными и упражнениями на внимание. Студентками группы «С» была использована программа, разработанная сотрудниками ВНИИФК [8], включающая дозированный бег и ходьбу, общеразвивающие упражнения, подвижные игры. При проведении упражнений со студентками этой группы не
ставилась задача оптимизации регуляции вегетативной нервной системы, поэтому занятия проводились по общепринятой методике. Однако студентки этой группы при первичном тестировании показали различный уровень физической работоспособности, но темп бега, предложенный в программе, соответствовал высокому уровню физической работоспособности. Поэтому мы внесли коррективы этого показателя для студенток со средним и низким уровнем физической работоспособности и определили оптимальные значения ЧСС по показателям ортостатического тестирования при выполнении общеразвивающих упражнений и бега. Это позволило индивидуализировать процесс прикладной физической подготовки в этой типологической группе. Контроль выполнения силовой и беговой нагрузки для студенток всех типологических групп осуществлялся по ЧСС как пальпаторно, так и с использованием мониторов сердечного ритма. Интенсивность атлетической нагрузки для студенток группы «А» регулировалась за счет увеличения или снижения темпа выполнения упражнений. Интенсивность статодинамических упражнений для группы «В» регулировалась продолжительностью выполнения упражнения; количеством и размером мышечных групп, участвующих в напряжении. Продолжительность статического удержания позы в начале основного периода составляла 3-5 с, к середине периода - 5-7 с, к окончанию периода - 8-10 с. В рамках одного занятия при выполнении статических упражнений и упражнений с изометрическим напряжением были задействованы как мелкие (мышцы кисти, стопы), так и крупные мышечные группы (бедра, спины), что позволяло изменять интенсивность физической нагрузки. Выполнение физической нагрузки студентками группы «А» и «В» регламентировалось временем преодоления одного километра, темпом выполнения динамических упражнений, продолжительностью статических и упражнений с изометрическим напряжением упражнений и ЧСС.
Выводы
В основе дифференцирования подхода при развитии прикладных физических качеств у студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, положен принцип индивидуализации, предполагающий для каждой типологической группы определенный набор физических упражнений, последовательность их выполнения, величину учебной нагрузки. Интенсивность физической нагрузки определяется от критической скорости, полученной в тесте Купера. Контроль выполнения упражнений осуществляется с помощью мониторов сердечного ритма.
Литература
1. Аулик ИВ. Определение физической работоспособ- 2. Виру А.А. Аэробные упражнения / А.А. Виру,
ности в клинике и спорте / И.В. Аулик. - М.: Медицина, Т.Д. Юримяэ, Т.А. Смирнова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 192 с. 1988. - 142 с.
-------((ЯЫ) =
3. Дуруда А.Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения: Дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Дуруда. - Омск: [б. и.], 1999. - 201 с.
4. Зуевский Ю.Б. Гигиеническое обоснование средств физической культуры и методики физического воспитания студентов с нейроциркуляторной дистонией: Дис. ... канд. биол. наук / Ю.Б. Зуевский. - М.: [б. и.], 1993. - 170 с.
5. Лупыръ В.Г. Место и роль физической культуры в общей системе формирования будущих кадров МВД / В.Г. Лупырь, В.Н. Коновалов. - Психопедагогика ОВД. -Омск. - 1998. - № 1. - С. 71-73.
6. Ляликова Н.Н. Баскетбол как средство реализации вариативного компонента в физическом воспитании сту-
дентов технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед наук / Н.Н. Ляликова. - М., 2003. - 28 с.
7. Темкин И.Б. Лечебная физическая культура при первичной артериальной гипотонии / И.Б. Темкин. - М.: Медицина, 1971. - 200 с.
8. Травин Ю.Г. Бег ради здоровья: Метод. рекомендации для студентов и преподавателей, самостоятельно занимающихся оздоровительным бегом / Ю.Г. Травин, О.А. Устинов, С.Б. Мельников. - М.: МГПУ, 1984. -54 с.
9. Cooper K. Physical training programs for mass scale use: effects on cardiovascular disease - fact and theories / K. Cooper // Ann. Clin. Res. - 1982. - V. 14. Suppl. 34. -P. 25-32.
(ШВ$)