ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796.072.2—053.7 М.Н. СКУРАТОВИЧ,
Г.С. ДУБИЛЕЙ, В.Н. КОНОВАЛОВ
Омский государственный педагогический университет им. Ф.М. Достоевского Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ И ЕЕ КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ_
Статья посвящена проблеме определетя оптимальной величины физических нагрузок и контролю за их выполнением в рамках академических занятт по физическому воспитанию в вузе со студентками специальной медицинской группы, имеющими различные варианты вегетативной дисфункции.
Система физического воспитания студентов педа- детельствуют о необходимости индивидуального под-
гогического вуза является приоритетной в формиро- хода к определению величины и характера физичес-
вании физической культуры как части личностной кой нагрузки на занятиях по физическому воспита-
культуры, здорового образа жизни молодого челове- нию со студентками специальной медицинской группы
g ка — будущего специалиста образования, науки. (СМГ) [3,9]. Однако, на наш взгляд, решению этой за-
Однако на современном этапе развития общества дачи препятствует несостоятельность действующей
отмечается несоответствие результатов физическо- типовой программы по физическому воспитанию для
го воспитания уровню социальных требований к со- высшей школы (2000), которая заключается в отсут-
стоянию здоровья молодого поколения, что находит ствии информативных критериев оценки состояния
g подтверждение в ежегодном ухудшении состояния занимающихся и декларативности принципа индиви-
| здоровья молодежи, увеличении числа студентов, от- дуального подхода в процессе академических занятий,
несенных к специальной медицинской группе [5,8]. Исследователи отмечают функциональные откло-
Многочисленные исследования последних лет в нения от нормы в деятельности сердечно-сосудистой
области оздоровительной физической культуры сви- системы (ССС) у подавляющего большинства студен-
Значения частоты сердечных сокращений в
зависимости от типа регуляции
Таблица 1
Тип регуляции ЧСС, уд/мин, при выполнении ОРУ ЧСС, уд/мин, при выполнении дозированного бега
Симпатикотония до 130-140 до 170
Ваготония до 90-110 до 130
тов СМГ. Эти отклонения свидетельствуют о нарушении вегетативной регуляции сердечного ритма [2, 7,8], но степень и характер нарушений нередко остаются невыясненными. Следует отметить, что именно вариабельность сердечного ритма является универсальным показателем состояния организма при любом виде деятельности. Специфика регуляции сердечного ритма выступает в роли объективного информативного показателя функционального состояния организма в целом [ 1 ].
Проведенное нами ортостатическое тестирование студенток СМГ по программе «ORTOPLUS» [6] позволило получить информацию о реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку и определить параметры сердечного ритма в зависимости от степени и характера вегетативной дисфункции, сделать заключение о функциональном состоянии вегетативной нервной системы (ВНС).
Тестирование показало неоднородность контингента студенток СМГ по вегетативному статусу: у ряда студенток отмечалось преобладание симпатического отдела (симпатикотония) в регуляции ВНС, у других — парасимпатического (ваготония). В СМГ также присутствовали студентки с балансом регуляции ВНС (эйтония).
Преобладание того или иного отдела в регуляции ВНС обуславливает различную ответную реакцию ССС на физическую нагрузку. Поэтому особое значение HNieeT использование данных о типе вегетативной регуляции для определения величины физической нагрузки на занятиях со студентками СМГ, Однако возникает проблема расчета индивидуальной оптимальной частоты сердечных сокращений (ЧСС) при дозировании физической нагрузки.
В практике физического воспитания для опреде-лениявеличины физиологической нагрузки широко используется ЧСС как универсальный показатель состояния сердечно-сосудистой системы, которое
напрямую зависит от интенсивности физической или эмоциональной нагрузки. Но для занятий со студентками, имеющими различные варианты вегетативной дисфункции, не могут быть использованы общепринятые методы расчета оптимальной (60 - 70% от максимальной) ЧСС. Например, определение максимальной ЧСС в зависимости от возраста (220 — возраст) [10] или имеющиеся в литературе общие рекомендации для определения допустимых значений ЧСС [4].
Однако другие, более точные методы расчета максимальной ЧСС, трудоемки, требуют специально обученного персонала и оборудования, неприемлемы для использования в системе массового образования.
В связи с тем, что для студенток с симпатикото-нией характерны высокие значения частоты сердечных сокращений в покое — 80 ± 4 уд/мин, а для студенток с ваготонией — низкие — 67 ± 3 уд/мин в покое, мы предлагаем дифференцировать величину ЧСС при выполнении физических упражнений для студенток в соответствии с типом вегетативной дисфункции. Однако, на наш взгляд, дифференцировать величину физической нагрузки следует не только в соответствии с принадлежностью к типологической группе, но и в зависимости от используемых средств физического воспитания.
Таким образом, для студенток с различными вариантами вег етативной дисфункции были определены индивидуальные значения максимальной и соответственно рассчитаны значения оптимальной ЧСС в зависимости от используемых средств физического воспитания (табл. 1).
Задачи занятий по физическому воспитанию со студентками СМГ сводятся не только к проблеме определения оптимальной величины физической нагрузки. Нерешенной остается и задача контроля над выполнением физической нагрузки в рамках учебно-тренировочного занятия, поскольку пальпатор-ный способ определения ЧСС недостаточно точен и
его невозможно использовать непосредственно в процессе выполнения физического упражнения. Решение этой проблемы видится в применении мониторов сердечного ритма «Polar» в качестве средства оперативного контроля ЧСС у студенток СМГ с различными вариантами вегетативной дисфункции.
Это позволит не только контролировать интенсивность, своевременно корректировать физическую нагрузку, но и акцентировать внимание на качественной стороне учебно-тренировочного процесса.
На основании изложенных выше положений было проведено исследование с применением мониторов сердечного ритма в процессе учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию со студентками СМГ.
Монитор сердечного ритма для записи частоты сердечных сокращений в процессе учебно-тренировочного занятия у студенток специальной медицинской группы использовался следующим образом: в начале занятия нагрудный передатчик с помощью эластичного пояса крепился на грудную клетку, на руку надевался монитор. Далее студентка приступала к выполнению задания. Для каждой типологической группы и для каждого вида упражнений в соответствии с предложенными нами рекомендациями были определены пульсовые режимы (табл. 1). Зная значения должной ЧСС, студентка имела возможность самостоятельно контролировать и корректировать величину физической нагрузки в процессе занятия (рис. 1).
Частота сердечных сокращений фиксировалась на протяжении всего занятия.
Анализ показателей ЧСС у студенток СМГ с различными вариантами вегетативной дисфункции на протяжении учебно-тренировочного занятия позволяет проследить изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в зависимости от характера и величины физической нагрузки. Непрерывная регистрация показателей ЧСС у студенток СМГ во время выполнения упражнений и в периоды отдыха между ними в ходе учебно-тренировочного занятия дает возможность следить за развертыванием процессов утомления и восстановления. Это позволяет контролировать интенсивность физической нагрузки и регламентировать интервалы отдыха между упражнениями и сериями упражнений, вносить коррективы при планировании физической нагрузки для следующего занятия.
Таким образом, при определении оптимальной величины физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию со студентками СМГ следует учитывать особенности вегетативной дисфункции, при этом использование мониторов сердечного
ритма в процессе академических занятий позволяет контролировать и своевременно корректировать величину физической нагрузки в процессе академических занятий.
Библиографический список
1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии/P.M. Баевский. - М.:Медицина, 1979. - 298с.
2. Булич Э. Г, Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие / Э. Г. Булич. - М.: ВШ, 1986. - 225 с.
3. Гаврилов Д. Н. Нормирование физических нагрузок в занятиях оздоровительной направленности по уровню аэробной выносливости: дис. ... канд. пед. наук / Д. Н. Гаврилов. — СПб., 1995. - 153 с.
4. Дикаревич Л. И. Педагогические приемы управления нагрузкой в занятиях оздоровительной аэробикой женщин различного уровня функционального состояния: дис.... канд. пед. наук/Л. И. Дикаревич. - М., 1995. - 148 с.
5. Егорычев А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма/А. О. Егорычев, Б.Н.Пенцик, К. А. Бондаренкоидр. // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 53 — 56.
6. ИгишеваЛ. H. ORTOPLUS: методическое руководство / Л. Н. Игишева. А. Р. Галлеев. — Кемерово: [б. и.], 2000. - 32с.
7. Приходько Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. К. Приходько. - Хабаровск, 2000. - 18 с.
8. Токмакова О. Н. Совершенствование физической работоспособности студенток СМО вуза на основе использования дозированной ходьбы и бега: автореф. дис.... канд. пед. наук/ О. Н. Токмакова. - М., 1999, - 22 с.
9. Hoodan В. Theoretical starting points for optimization of a motor regime in adults / B. Hoodan // Acta Univ. Palackianae olomuc. Facpaed Gymnica — 1989, —V. 18, №8, —P.59 —79.
10. President of GHF Chad Tackett «Cardiovascular Exercise Principles and Guidelines: Part One». - http://www puls.zdorove.ru/
СКУРАТОВИЧ Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета. ДУБИЛЕИ Галина Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой валеологии Омского государственного педагогического университета.
КОНОВАЛОВ Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 20.05.2006 г. © Скуратович М.Н., Дубилей Г.С., Коновалов В.Н.
Книжная полка
Физическая культура студента. Учебник для вузов / Ильинич В.И., ред. - М.: Гардарики, 2005. - 447 с.
Материал учебника позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура». Учебник поможет освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Освещены вопросы методики формирования разностороннего физического развития и спортивного совершенствования, психофизической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности.
Для студентов высших учебных заведений; учебник будет полезен учащимся средних специальных учебных заведений, колледжей, лицеев.