специально подобранных упражнения аэробики, где нагрузка приходилась преимущественно на нижние конечности, спину и брюшной пресс, в то время как в контрольной группе такие упражнения не применялись, а использовались упражнения общей физической подготовки. В обеих группах особое внимание уделялось развитию гибкости. Упражнения на гибкость включались в заключительную часть занятий.
Во всех остальных тестах (таблица 2), прирост показателей произошел в обеих группах, но в контрольной группе этот прирост незначительный, кроме тестов на гибкость, в то время как в опытной показатели по всем тестам выросли на 20-30%.
Результаты эксперимента дают основание утверждать, что включение в занятия упражнений аэробики способствует более разностороннему воздействию на организм испытуемых, что подтверждено существенным приростом показателей в контрольных тестах.
Следовательно, ППФП студентов-экономистов должна содержать упражнения аэробики, с помощью которых в движения вовлекаются части тела, не принимающие активного участия в трудовом процессе. Они должны быть подобраны таким образом, чтобы нагрузка приходилась на нижние конечности, спину и брюшной пресс.
Таким образом, наша работа была направлена на разработку научно-практических рекомендаций по содержанию и методике ППФП студентов, обучающихся сервисным специальностям, на основе широкого использования средств аэробики.
Литература
1. Богданов С.Н., Коровин С.С., Греченая И.В. Обоснование прикладных видов спорта ППФП учащихся специали-
В. А. БАРАНОВСКИЙ М. Н. КУРНОСОВА
Омский государственный институт сервиса
УДК 796.011.3
В эксперименте участвовало 10 студенток I - II курсов группы отделения спортивного совершенствования по легкой атлетике, не имеющих спортивного разряда. Студентки проходили подготовку в течение 4-х месяцев по три занятия в неделю продолжительностью 1,5-2 часа. Тестирование проводилось в легкоатлетическом манеже СибГАФК, а обследования функциональных возможностей -в Омском областном врачебно-физкультурном диспансере.
В начале эксперимента (см. таблицу 1) результаты тестирования свидетельствовали о том, что уровень функциональных возможностей наших испытуемых уступал должным величинам, рекомендованным для положительной оценки функциональной подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой.
зированных производственно-технических училищ массовых торговых профессий. ТиПФК, 1995 №7. С. 47-48.
2. Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики ППФП. ТиПФК, 1984 №9.С.44-46.
3. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах ППФП (вопросы теории). ТиПФК, 1990 №3. С. 13-15.
4. Кабачков В.А. ППФП. История развития и современное представление. ФК в школе, 1989 №11.С.34-38.
5. Лыонг-Ким-Чунг (СРВ). Исследование эффективности использования физических упражнений с профессиональной направленностью при подготовке специалистов текстильной промышленности. Автор, дис. на соиск. ученой степени к.п.н. М., 1976.
6. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. М„ ФиС, 1983. С. 13,67.
7. Раевский Р.Т. ППФП студентов технических вузов. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985,136 с.
8. Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. М.: «Просвещение» 1988.
9. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Источник бодрости, здоровья, работоспособности. Мн.: Полымя, 1981.94 с.
БАРАНОВСКИЙ Виктор Александрович, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания.
ПОРУБОВА Инна Николаевна, преподаватель кафедры физического воспитания.
Задачу повышения аэробной производительности организма и теснейшим образом связанного с ней показателя уровня иммунной защиты [7,8 и др.] решила аэробная программа оздоровительной тренировки (бег на выносливость), предусматривающая предварительное определение физической работоспособности каждого занимающегося по тесту PWC170. По результатам тестирования занимающихся разбивали на пять функциональных классов [7], каждому из которых соответствовала определенная ступень аэробной тренировочной программы с оптимальным для данного уровня подготовленности объема и интенсивностью тренировочных занятий.
Для определения допустимых беговых нагрузок в аэробном режиме использовался монитор сердечного ритма Polar S610 (Финляндия). Об изменениях в организме сту-
оценка Функциональных
возможностей организма студенток,
специализирующихся в беге на длинные дистанции
С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТЕСТ КУПЕРА, ПРОБА РШС170, ОДНОМОМЕНТНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБА С ПРИСЕДАНИЕМ, ПРОБЫ ШТАНГЕ И ГЕНЧИ.
Таблица 1
Динамика функциональных возможностей организма студенток
Этапы эксперимента и должные величины Проба Штанге, сек., X Проба Генчи, сек., X Одномоментная проба с приседанием, ба[пл, X Тест Купера, м., X PWC 170, мин.Х
Должные величины 40-50 25-30 20 2000
В начале эксперимента 31±0.1 19±0.9 удовлетворительно(40) 2030 6.30
В конце эксперимента 62±01 32 хорошо (20) 2300 5
дентов судили по частоте сердечных сокращений (ЧСС), фиксируя ее до бега, в течение бега, после бега и в восстановительном периоде.
По данным ряда авторов [3,5], наиболее эффективными для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются режимы бега на уровне и ниже парога анаэробного обмена (ПАНО). Согласно исследованиям Е.А. Пироговой с соавторами [7] уровень ПАНО для нетре-нерованных лиц составляет 70% максимального потребления кислорода (МПК) при высоком уровне физического состояния (УФС),
65% МПК- при УФС выше среднего, 60% МПК- при среднем УФС, 55% МПК - при УФС ниже среднего, 50% МПК- при низком УФС.
ЧСС бега в зависимости от уровня ПАНО находим по Р. Шеверду. По его данным интенсивность, соответствующая 50% МПК, вызывает ЧСС 136 ударов в минуту, 55% МПК-142 удара в минуту, 60 % МПК-148 ударов в минуту, 65% МПК-154 удара в минуту, 70 % МПК - 160 ударов в минуту.
Согласно рекомендациям [2,3] продолжительность бега при такой интенсивности составила 30 минут. Эти данные и были положены в основу аэробной тренировочной программы (см. таблицу 2).
Переход к очередной ступени программы осуществлялся при достижении соответствующего функционального уровня, выявляемого по результатам тестирования в конце каждого мезоцикла (продолжительностью месяц).
Для девушек с низким уровнем аэробных способностей и с отсутствием необходимого двигательного навыка предусматривалась подготовительная 4-недельная программа бега с ходьбой:
1-я неделя:
5 минут бег + 5 минут ходьба (в течение 30 минут).
2-я неделя:
7 минут бег + 3 минуты ходьба (в течение 30 минут).
3-я неделя:
9 минут бег + 1 минута ходьба (в течение 30 минут).
4-я неделя:
30 минут бега. ЧСС соответствует первой ступени
тренировочной программы (136 уд/мин.).
По мере уменьшения положительного эффекта воздействия равномерного бега на организм в тренировочной программе использовались различные формы беговых упражнений, такие как фартлек („игра скоростей"), бег в гору, переменный бег, темповый бег, а также тренировочные задания усложнялись за счет прыжковых упражнений (тройные, пятерные с места и с разбега, через скамейки и другие), что способствовало развитию силовой выносливости бегунов.
Для повышения эмоционального фона занятий в тренировочную программу были включены спортивные игры.
Чтобы успешней подготовиться к предстоящим соревнованиям, студенткам предлагалась беговая нагрузка, превышающая скорость выше соревновательной, при этом длина дистанции уменьшалась на 50-60%. Скорость пробегания отрезков планировалась так, чтобы объем тренировочной нагрузки и ее интенсивность к началу соревнований соответствовали поставленным задачам в развитии как скорости, так и выносливости.
За время эксперимента объем беговой нагрузки составил:
• в первой зоне мощности 77.6% (ЧСС 130-140 уд/мин.)
• во второй-17.4% (ЧСС 150-160 уд/мин.)
• в третьей -3.4% (ЧСС 170-180 уд/мин.)
• в четвертой -1.6% (ЧСС 180 уд/мин. и выше)
Анализируя результаты тестирования в конце эксперимента, видим, что средние значения по всем тестам существенно возросли и значительно превысили показатели должных величин.
Можно констатировать, что тренировочные нагрузки при целенаправленном воздействии на организм оказывали положительное влияние на динамику функциональных возможностей студенток, специализирующихся в беге на длинные дистанции. Это дало возможность испытуемым выполнить нормативы второго и третьего спортивных разрядов и успешно выступать в основных соревнованиях.
Таким образом, наша работа была направлена на организацию оздоровления студенческой молодежи в результате применения различных форм бега с использованием простых и информативных методов оценки их общего состояния и его коррекции. Программа оздоровительных занятий бегом для студентов может быть использована преподавателями кафедр физического воспитания в учебных заведениях в их практической работе в целях
Таблица 2
Аэробная программа оздоровительной тренировки студентов экспериментальной группы
Показатели Ступени
Уровень физического состояния I низкий II ниже среднего III средний IV выше среднего V высокий
1. Интенсивность занятий, ЧСС, уд/мин. 136 142 148 154 160
2. Объем бега за тренировку, км. 3.3 3.8 4.7 5.5 6.2
3. Время бега, мин. 30 30 30 30 30
оздоровления и повышения уровня всесторонней физической подготовленности занимающихся.
Литература
1.Аулин И.В. Определение физической работоспособности к клинике и спорте. 2-е изд., перераб. и доп. М.:Медицина, 1990.
2. Ковтун Л.И. Методика воспитания скоростных способностей и выносливости у студенток для подготовки к выполнению норм ГТО:Автореф. дис.... канд.пед.наук,-Киев.-1988.-24 с.
3. Купер К. Новая аэробика.- М.: Физкультура и спорт, 1979.-125 с.
4. Куртьев С.Г., Лазарева Л.А., Еремеев С.П., Кузнецова И.А. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины. Омск 2000.-124 с.
5. Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом.-М.: Физкультура и спорт, 1987.-255с.
6. Маломужев И М. Методика применения беговых нагрузок в системе всесторонней подготовки студентов. Легкая атлетика.М.: Физкультура и спорт №11,1989. С 21.
7. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Н., Страцко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека.-Киев: Здоровье, 1986,-150 с.
8. Уилмор Д.Х.., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. Киев: Олимпийская литература, 1997.-504 с.
БАРАНОВСКИЙ Виктор Александрович, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания.
КУРНОСОВА Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания.
Информация
В Омском государственном техническом университете в настоящее время работают диссертационные советы по следующим специальностям:
01.02.06 - динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры;
05.02.01 - материаловедение (промышленность);
05.02.02 - машиноведение, системы приводов и детали машин; 05.02.08-технология машиностроения;
05.02.18 - теория механизмов и машин; 05.02.04 - трение и износ в машинах;
05.07.01 - аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов;
05.07.02 - проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов;
05.07.07 - контроль и испытания летательных аппаратов и их систем;
05.07.09 - динамика, баллистика, дистанционное управление движением летательных аппаратов;
05.11.01 - приборы и методы измерения электрических и неэлектрических величин;
05.11.16 - информационно-измерительные и управляющие системы (промышленность);
05.12.13 - системы, сети и устройства телекоммуникаций.
Советы принимают к рассмотрению диссертации на соискание ученых степеней доктора и кандидата технических наук.
Консультации по вопросам подготовки диссертаций к защите и проведения защиты диссертаций, присуждения ученых степеней вы можете получить в методическом кабинете при проректоре по научной работе ОмГТУ. Адрес: 644050, г. Омск, просп. Мира, 11, корпус 6, каб. 341. Тел. (3812) 65-64-92. E-mail: [email protected].