РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ БАШКОРТОСТАНА В ТРУДАХ Д.Ж. ВАЛЕЕВА
В этом году исполнилось бы 70 лет со дня рождения Дамиру Жаватовичу Валееву (1940 -2002), выдающемуся ученому-обществоведу, специалисту в области истории общественной мысли, культурологии, философии морали, права и мифа.
Труды Д.Ж. Валеева внесли значительный вклад в развитие философской мысли России.
Его многогранный творческий талант воплотился в работах.
Базовое высшее образование он получил в Свердловском юридическом институте, затем поступил в аспирантуру Уральского государственного университета. В 1970 г. досрочно окончил аспирантуру, успешно защитив диссертацию на ученую степень кандидата философских наук по теме «Проблема императивности в этике».
С 1972 г. Дамир Жаватович работал на кафедре философии Башкирского государственного университета. В 1984 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Происхождение морали как социального явления». В 1984 - 1986 гг. - заведующий кафедрой теории и истории государства и права, в 1986 -1987 гг. - декан исторического факультета Баш-ГУ. В 1986 г. по инициативе Дамира Жавато-вича здесь была создана кафедра «Этики, эстетики и культурологии».
Возглавляемая профессором Д.Ж. Валеевым эта кафедра сформировалась как многопредметная, на которой подготовлены и изданы учебно-методические пособия и программы по этике и истории общественной мысли Башкортостана. В дальнейшем она превратилась в центр подготовки научно-исследовательских кадров. Под руководством профессора Д.Ж. Валеева подготовлено 13 кандидатских и одна докторская диссертации.
Д.Ж. Валеев в своей докторской диссертационной работе опровергает устоявшиеся в этической науке взгляды на генезис морали. Долгое время было принято считать, что первые нравственные нормы возникали исключительно из запретов на определенные действия. Однако Дамир Жаватович убедительно доказывает, что нравственные нормы имели синкретический характер и были не только в виде запретов на те или иные действия, но и призывов к активному поведению. Сам факт недеяния зла, по его мнению, еще не являлся предпосылкой к формированию морального поведения. Именно активная жизненная установка, призывающая остановить соплеменника, творящего зло, стала первой моральной нормой. В диссертации раскрывается сложный характер эволюции морали, доказывается, что зачатки нравственного поведения начинают формироваться у человека разумного. Моральные нормы имели, таким образом, не только социальные, но и биологические предпосылки, вытекая из инстинктивных форм поведения, являясь одним из важнейших условий выживания предков человека в первобытном мире [I].
Взгляды Дамира Жаватовича в области этики получили свое дальнейшее развитие в изданных им монографиях «Потенциал морали», «Введение в этику. О нравственном потенциале культуры», «Этика. Учебное пособие для вузов» и «Путь к истине». Основная идея этих работ: этика является философской наукой и выполняет две основные функции - познавательную и нормотворческую. «Этику, в основном, принято считать наукой о морали, а иногда ее именуют философией морали. Последнее будет вернее, ибо этика возникла бла-
годаря деятельности философского сознания» [2. С.15]. Исходя из представлений об общем благе как глубинном мотиве поведения, которое осмысливается в сознании человека, ученый выводит основной категориальный строй этики (добро и зло, долг, совесть и стыд, честь и достоинство, смысл жизни, счастье). Такой подход, т.е. отношение личности к общему благу позволил сформулировать центральный тезис указанных работ: мораль - сущностная сила человека. Последующее раскрытие содержания этого тезиса осуществляется на фоне общего положения: мораль как квинтэссенция культуры. Такой культурологический подход характерен для стиля мышления Д.Ж. Валеева.
Раскрыв признаки морали, ее структуру и функции, Дамир Жаватович предлагает «двенадцать парадигм этического мышления». Это нововведение основано на следующей идее: «Раз существуют природные задатки (психологический момент) способностей человека к нравственной жизни, значит, смело можно вести разговор об этическом мышлении и его парадигмах». По мнению Д.Ж. Валеева (1989), этическое мышление опирается на ряд основоположений - отправных поступков, которые им предлагается называть парадигмами. Они сводятся к следующему:
- служение общему делу возвышает личность;
- помни, мораль имеет глубоко личностную природу;
- чего не хочешь самому, не пожелай другому (золотое правило нравственности);
- не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе (категорический императив И. Канта);
- исходи из того, что человек является целью и не может быть средством (практический закон И. Канта);
- исходи из того, что «человек есть мера всех вещей (тезис Протагора);
- будь терпимым к инаковости другого человека» (принцип толерантности);
- верь в победу добра;
- знай, что мораль является экологией духовной культуры;
- помни, моральная деградация - главная опасность для общества;
- знай, что без моральности нет истинности;
- будь располагающим к взаимопониманию.
Большой интерес представляют и выявленные Дамиром Жаватовичем модели эти-
ческого поведения человека, в которых рассмотрены моральные аспекты различных видов деятельности человека: экономической (качество труда, бережливость и расточительность, предприимчивость, распределение); политической (разделение властей, политическая свобода, федерализм, общественное мнение); правовой (верховенство права, его легитимность, законность, права человека, приоритет международного права, презумпция невиновности) - а также этический аспект философствования (аксиологическая функция философии, ее деидеологизация).
На основе многолетних исследований он издал фундаментальную монографию «История башкирской философской и общественнополитической мысли» ^], где утверждает, что башкирскому народу, который сформировался в качестве самостоятельной этнополитичес-кой общности на рубеже I и II тысячелетий и создал свои социальные институты, принадлежат достойные внимания философские идеи.
В качестве источников по изучению философской и общественно-политической мысли Башкортостана, мировоззрения древних башкир Дамир Жаватович использует башкирские эпические произведения («Урал-Батыр», «Ак-бузат» и др.), письма-обращения башкирских деятелей к царским властям (Письмо от имени всех башкир Петру I, письмо Батырши Алиева императрице Елизавете Петровне и другие документы), произведения башкирских мыслителей и общественных деятелей.
Основные положения философского анализа данных эпических произведений ученый опубликовал в сборниках статей «Проблемы религиозного синкретизма и развития атеизма в современных условиях» (1973), «Фольклор народов РСФСР» (1974 - 1983), в монографиях «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее» (1989) и «Очерки истории общественной мысли Башкортостана» (199S). Он философски интерпретирует башкирские эпосы и отмечает: «Отличительная черта этих памятников культуры -возникновение их на мифической основе». [3. С. 42.] В обыденном представлении людей древности миф есть реальное прошлое истории, которое ориентировано на систематизацию событий жизни социума, географических явлений и др.
Впервые в башкирской общественно-гуманитарной науке им в систематической форме представлена философия мифологии как ком-
понент духовной культуры башкир и рассмотрена ее историческая эволюция в философской и общественной мысли. В статье «Особенности отражения действительности в башкирском эпосе “Акбузат”» он обосновывает положение, что «эпические памятники являются выражением древнего общественного сознания» [6. С. 4S], и рассматривает их как исторические источники, на основе которых можно реконструировать социальную действительность. Говоря о переходном жанре данных эпосов, автор подчеркивает: «Это был как раз тот период в развитии эпоса, когда наметился переход от бессознательно-художественной переработки природы к искусству [6. С. 46].
Следуя формационному подходу к периодизации истории, Д.Ж. Валеев характеризует время создания эпосов «Урал-Батыр» и «Акбузат» как «эпоху разложения первобытнообщинного строя» [6. С. 4S]. Социальная структура анализируемого общества представляла следующую иерархию: хан, бии, тарханы, яра-ны и пастухи [6. 48], поэтому «вполне закономерно эпос отразил чаяния народных масс в справедливом общественном устройстве. Но эти идеи обращены в прошлое, к «золотому веку», когда все на Урале были свободны «как рыбы в воде, и пели, как птицы в лесу» [6. С. 48].
В древнем обществе в качестве единственного регулятора поведения людей и соблюдения ими социальных норм выступает мораль. Но уже в эпоху разложения первобытно-общинного строя ощущается потребность в дополняющих мораль регуляторах и возникает так называемое обычное право, целая система племенных обычаев. Автор рассматривает обычаи барымты и карымты. Полемизируя с устоявшейся с XVII - XIX вв. точкой зрения, что барымта - это насильственный захват чужого имущества, Дамир Жаватович утверждает, что в эпоху своего зарождения как социальной нормы «барымта выступает как правомерный акт против нарушивших нормальное течение общественной жизни действий того или иного лица» [6. С. 47]. Со временем, ба-рымта начинает терять свое преимущественно судебно-процессуальное значение института легальной самопомощи и превращается в обычай захвата чужого имущества. Карым-та, обычай кровной мести, обусловливается «моралью родового общества» [6. С. 47]. При этом отмечается, что «эпос осуждает не ка-
рымту, а пролитие крови без карымты, т.е. без права на месть... Карымта для героев сказания об Акбузате - норма долженствования» [6. С. 48].
Генезис морали был теснейшим образом связан с генезисом права, в ходе этого процесса на стадии трансформации отдельных нравственных норм в правовые возникло обычное право, которое, в свою очередь, явилось источником писаного права.
Д.Ж. Валеев указывает и на политическое содержание эпоса «Акбузат»: «Хаубан батыр освобождает от рабства предводителей семи башкирских племен (Кыпсак, Катая, Табына, Тамьяна, Юрматы, Тукляса и Ирандэка) и объединяет их. Представления о патриотизме, таким образом, включают в себя идею консолидации племен в народность» [6. С. 51], т. е. им отмечено возникновение башкирской народности на основе социально-этнической общности людей, новой по сравнению с родоплеменной.
В работе «Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-Ба-тыр» Дамиром Жаватовичем предлагается рассматривать эпос как источник по изучению общественного сознания и общественной мысли башкир. В примечании говорится, что «попытка рассматривать произведения устного народного творчества как источник общественной мысли определенной эпохи не является новой. Думается, что такой подход является плодотворным, ибо позволяет выявить наиболее глубокие в генетическом отношении истоки общественной мысли» [7. С. 4].
Историческое время в «Урал-Батыре» было определено как эпоха уже совершившегося разделения народов. В поэме еще ничего не говорится об акте творения, но поставлена проблема первоосновы мира, в качестве которой выступает вода. Это положение ученый расценивает как «наивный материализм древних людей, их неосознанное стремление вывести все из единого начала. Это были стихийные догадки первобытного человека о единстве мира» [7. С. 4].
Рассуждая о домусульманских верованиях башкир, Дамир Жаватович указывает на тенгрианство - языческое верование древних тюрков. Позднее, в монографиях «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее» и «История башкирской философской и общественно-политической мысли» он обосновывет это положение генетическими
связями культур башкир и древних тюрков, аргументируя тем, что в орхоно-енисейских стихотворных надписях длина строк колеблется от 6 - 7 до 12 - 13 слогов, а в «Урал-Баты-ре» равна 7 слогам [5. С. 27]. Еще на одном немаловажном моменте заостряется внимание: «Интерес представляет не только тот факт, что «Урал-Батыр» сложен архаическим силлабическим семисложником, но и то, что произведение не испытало какого-либо заметного влияния книжной мусульманской поэзии (арабской, персидской) и во многом созвучно мифологическим воззрениям древних тюрков» [3. С. 43].
Для каждого народа его история начинается с того момента, когда он объявляет себя в своих мифах, которые позже получают археологические, лингвистические, культурологические подтверждения. Рассуждая в пользу теории о формировании башкирского этноса на их современной территории проживания, он поясняет: «Названия гор, хребтов, рек, встречающихся в поэме, а также своеобразное объяснение их происхождения свидетельствуют о том, что поэма создавалась на Южном Урале» [7. С. 6].
Этическую проблематику эпоса «Урал-Ба-тыр» Дамир Жаватович начинает рассматривать с 1976 г. «У народов, длительное время сохранявших кочевые традиции, главной формой закрепления моральных требований выступали эпические сказания, пословицы и поговорки - своеобразные нормативы поведения» [3. С. 35]. В работе «Нравственная культура башкирского народа» им определяются 5 нравственных норм, которые легли в основу развития этических представлений башкир. Первая норма - Добро и Зло - это основные категории этики, которые образуют единство двух противоположных сторон - дихотомию. Исторически первые представления о добре заключали идею ценного, полезного вообще, что отражало синкретичность образа жизни и сознания человека в первобытно-общинном обществе. «.Добро в «Урал-Батыре» - всесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания башкир» [3. С. 55.].
Зло - противоположность Добру и в самом общем своем определении есть то, что препятствует удовлетворению интересов человека. Д.Ж. Валеев впервые обращает внимание на привнесенный из зороастризма дуализм: олицетворение Добра - Урал, Зла - Шульган. Но если в зороастризме Добро и Зло уравно-
вешивают друг друга, то в башкирском эпосе Добро побеждает Зло [3. С. 56].
Выделяя антроморфизм как вторую нравственную норму эпоса «Урал- Батыр», Дамир Жаватович отмечает: «В наделении живых существ моральными качествами люди исходили из своих представлений о добре и зле -этих первичных моральных понятий» [8. С. 4]. Такой подход, по его мнению, удовлетворял познавательные потребности людей и был предпосылкой философского мышления: «Не случайно, по всей видимости, мифологию называют первобытной натурфилософией» [7. С. 7]. Уподобление человеку предметов и явлений природы представляет собой первоначальную форму мировоззрения, возникшую на ранних ступенях развития человеческого общества. Ф. Шеллинг рассматривает мифологию в своем возникновении истинным и единственным содержанием древнейшей истории, движением сознания, которые имели следствием возникновение мифологических систем, учений о Богах разных народов и окончательным результатом которых было разделение человечества на народы» [9]. Антропомо-физация животных, по мнению Д.Ж. Валеева, с течением времени превращается в нравственное чувство гуманного отношения к ним [3. С. 60].
Третья нравственная норма - моральный феномен уважения к старшим и почтительного отношения к ним, который интерпретируется им как мотив сострадания и сопереживания, умения человека смотреть на мир глазами другого человека [3. С. 66]. Резюмируя этический анализ произведения, Дамир Жавато-вич отмечает: «В поэме содержится призыв быть достойным таких моральных качеств, как героизм, уважение к старшим, покровительство молодым, во всем советоваться с народом и мн.др.» [8. С. 6].
Четвертая норма - появление моральной рефлексии - возможности выбора линии поведения главным героем Урал-Батыром, т.е. в данном обществе прослеживается развитый уровень отношений между коллективом и индивидом: «В своем завещании-обращении к народу Урал-батыр укоряет себя за то, что не всегда и не во всем советовался с соплеменниками и аксакалами» [8. С. 6].
Пятая нравственная норма - возникновение идеи самоценности человека, как объект переживающий и думающий он ценен сам по себе [3. С. 66]. Этика учит оценивать всякую
ситуацию, чтобы сделать возможным нравственные поступки, и способствует пробуждению оценивающего сознания.
Эстетическое, или художественное, сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного осмысления и имеет, наряду с этическим, непреходящий характер. В статье «Отражение социальных норм в кубаире Урал-батыр» Дамир Жаватович значительное внимание уделил эстетическим нормам в эпосе: «Особенность эстетических норм, отраженных в сказании «Урал-батыр», если их сравнивать с нравственными нормами и обычаями, заключается в превалировании в них оценочного момента» [10. С. 24]. Обращается внимание на другое эстетическое понятие - трагическое: «Трагична смерть Урала, трагичны многие события». Воспринимая и постигая художественное произведение, люди не просто усваивают его содержание, а пропускают повествование через свои эмоции и дают образам эстетическую оценку как прекрасному или безобразному, возвышенному или низменному, трагическому или комическому.
Приведенный обзор работ Д.Ж. Валеева по философии морали, башкирской мифологии, истории общественной мысли позволяет утверждать, что в основу философского мышления башкир была положена эпическая мифология.
В сборнике «Фольклор народов РСФСР» за 1982 г. Дамир Жаватович, уделяя внимание сопоставлению основных сюжетных линий эпосов «Урал- Батыр» и «О все видевшем», подчеркивает, что впервые на сходство сюжетных линий сказания о Гильгамеше и эпоса «Урал-Батыр» обратила внимание Арфо Петросян в предисловии к сборнику «Героический эпос народов СССР» [12].
Д.Ж. Валеев предполагает о возможных древнейших этногенетических контактах предков тюркских народов с шумеро-аккадским миром, вследствие чего в эпосах прослеживается типологическое сходство: «Поскольку эпос - явление многослойное, богатое напластованиями разных эпох, постольку в нем, кроме типологического сходства, могут иметь место схождения, возникшие на основе этнокультурных влияний» [11. С. 20]. Позднее он отмечал: «представляется заманчивой идея существования в древности первоэпоса, которая логически вытекает из монофелитичес-кой теории антропосоциогенеза... Мы предлагаем рабочую гипотезу о том, что песнь о Г иль-гамеше и есть тот первоэпос, о котором пишут фольклористы» [5. С. 28].
Возвращаясь к проблеме сюжетных параллелей в эпосах «Урал-Батыр» и «О все видевшем», Дамир Жаватович критикует работу С. Галлямова за то, что автор, зачастую «желаемое выдает за действительное», используя сомнительную аргументацию [S. С. 266], обосновывает абсурдность и надуманность выводов последнего: «Автор на каждом шагу совершает логические ошибки, произвольно и бездоказательно толкуя исторические факты, на основе сходства в чем-то одном делая вывод о полном тождестве описываемых явлений и т.д.» [13. С. 8].
В начале 90-х годов ученый принимает активное участие в государственном строительстве новой России и Республики Башкортостан. Так, выступая в Конституционной комиссии (июнь 1993 г., Москва), он делает основной акцент на том, что Конституция обновленной Российской Федерации должна быть окончательным выражением законодательств всех ее субъектов. Еще в самом начале становления суверенного Башкортостана (1992) он заявил, что каждый субъект Российской Федерации должен иметь собственную законодательную базу, в частности, гражданский и уголовный кодексы. В этот период им была издана одна из лучших его работ «Национальный суверенитет и национальное возрождение», в которой утверждает, что башкирский народ и его культура могут возродиться только при достижении национального суверенитета, т.е. при национально-территориальном самоопределении [14]. Он предлагает многонациональной России стать конфедеративным государством, находя в Российской Федерации экономические, политические и нравственные предпосылки для такого устройства.
В 1994 г., учитывая огромный вклад в становление философской науки Башкортостана, значительные научные достижения и высокий авторитет у коллег, Д.Ж. Валеева избирают членом-корреспондентом Академии наук РБ. С 1997 г. он одновременно возглавлял отдел философии Института социально-экономических исследований УНЦ РАН. Под его руководством в отделе были проведены исследования по темам «Своеобразие развития духовного потенциала Республики Башкортостан» (1998 - 2000 гг.) и «Общественная мысль Башкортостана XX столетия» (2001 - 2002 гг.). Целью данных исследований было выявление основных черт реализации в общественной жизни республики феноменов сознания, имев-
ших место в истории духовной культуры Башкортостана, путем осмысления новых и переосмысления известных исторических фактов. По результатам исследований Д.Ж. Валеевым было опубликовано 6 монографий и ряд статей.
Дамир Жаватович всегда был патриотом своего народа и своей Родины. Занимаясь серьезными исследованиями в области этики, истории общественной мысли и политикоправового положения Республики Башкортостан, он всегда помнил о своей малой Родине -Аргаяшском районе Челябинской области. На протяжении всего своего творческого пути он публиковал как фольклорный материал, так и статьи о социально-экономическом положении аргаяшских башкир, изучал творчество своих земляков (А. Инана и др.). Последнее исследование Д.Ж. Валеева «Судьба аргаяшских башкир: история и современность» вышло накануне II Всемирного курултая башкир. В этой работе на основе различных источников прослеживается история башкирского населения Аргаяшского района. Впервые в истории общественно-гуманитарной мысли Башкортостана был сделан социально-философский анализ самой большой компактной группы башкирского этноса, проживающего за пределами РБ.
Ученый внес огромный вклад в изучение духовной культуры Башкортостана, истории башкирской философской и общественно-политической мысли, генезиса морали; в политико-правовое обоснование федерализма и суверенитета РБ. Им опубликовано более 200 научных трудов, в т. ч. 9 монографий. Он принимал участие в работе международных, всероссийских, региональных и республиканских конференций и симпозиумов по проблемам социального развития, духовной культуры, истории общественной мысли, федерализма и суверенитета, нормативным основам культуры. Его статьи были опубликованы в США, Англии, ГДР и Турции.
Плодотворную работу на ниве науки Дамир Жаватович сочетал с активной гражданской позицией. Он был организатором и членом правления Башкирского национального центра «Урал» (1989), членом рабочей группы по выработке текста Конституции Российской Федерации (Москва, 1993), членом Президентского совета Республики Башкортостан (1994 - 199S), бюро исполкома Всемирного курултая башкир (с 199S г.).
В заключение считаем необходимым отметить, что данная работа носит в основном констатирующий характер, но полагаем, что на будущее есть большой потенциал для исследований научного наследия Д.Ж. Валеева.
Литература
1. 60лет члену-корреспонденту АН РБ Валееву Дамиру Жаватовичу // Вестник АН РБ. - 1999. Т. 4. № 4. - С. 80 - 81.
2. ВалеевД.Ж. Путь к истине. - Уфа: Китап, 2007.
3. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.
4. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. - Уфа: Китап, 199S.
5. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. - Уфа: Китап, 2001.
6. ВалеевД.Ж. Особенности отражения действительности в башкирском эпосе «Акбузат» // Фольклор народов РСФСР. Вып. 1. - Уфа, 1974.
7. Валеев Д.Ж. Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР. Вып. 2. - Уфа, 197S.
8. ВалеевД.Ж. Моральная проблематика в эпосе «Урал батыр» // Фольклор народов РСФСР. Вып. 3. - Уфа, 1976.
9. Шеллинг Ф.В. Историко-критическое введение в философию мифологии // http: www.Philosophy.ru/ library/shel/01/9.htm
10. Валеев Д.Ж. Отражение социальных норм в кубаире «Урал- Батыр» // Фольклор народов РСФСР. Вып. S. - Уфа, 1978.
11. Валеев Д.Ж. О сюжетных параллелях и исторических связях сказания «Урал-Батыр» // Фольклор народов РСФСР. Вып. 9. - Уфа, 1982
12. Героический эпос народов СССР. - М., 197S. Т. 3.
13. Валеев Д. «Урал-батыр» // Истоки. - 1996. № 8.
14. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Из истории борьбы башкирского народа за самоопределение. - Уфа: Китап, 1994.
М.Н. Исянбаев,
академик АН РБ, заведующий сектором*
Г.Н. Хужахметова,
кандидат философских наук, старший научный сотрудник*
* Института социально-экономических исследований УНЦ РАН.