Ф. В, Даминдарова
ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В БАШКИРСКИХ ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ
Статья содержит философско-мировоззренческий анализ башкирских сказаний, где ярко и самобытно отраэ/сены история этнического сознания. Автор предлагает свое осмысление проблемы этнических особенностей становления и развития нравст-венного и этического сознания башкир.
Эпоха перемен, в которую вступило наше общество, привела к резким изменениям не только в области социальной политики, экономики, культуры, но и в ценностных ориентациях личности. Проблема нравственной позиции индивида, его ответственности за судьбу и будущее своего Отечества актуальна как никогда. Российскому обществу нужны не только безотлагательные реформы, но и духовное очищение.
Интерес в последние годы к вопросам духовного бытия этноса закономерен и естественен, поскольку проблемы духовности - это прежде всего проблема обретения смысла жизни, определения национального сознания, особенно актуализирующихся в переломные, кризисные периоды в жизни народа.
Особенности национального характера и национального мировоззрения, развития национальной культуры, традиции и т. д. стали предметом изучения в современной историко-культурологической и социально-философской литературе1.
На наш взгляд, нравственная личность, демонстрирующая патриотизм и гражданственность, принципиальность и уважение к старшим, достоинство, заботу, сострадание к людям, самоотверженность в служении стране, - решающая сила позитивных перемен в сегодняшней экзистенциальной ситуации.
Огромное значение в развитии современной личности играет использование всего богатства народной мудрости, содержащей бесценные идеи обучения и воспитания. Башкирские народные традиции служат источником развития гуманистической культуры человека. Социально-философский опыт свидетельствует: невнимательное отношение к традициям своего народа, к его прошлому и настоящему означает разрушение связи между поколениями и наносит непоправимый урон нравственному формированию личности. Возвращение к духовным истокам, возрождение башкирских народных традиций и привлечение их позитивного потенциала для решения наболевших вопросов в сфере культуры и духовности - составная часть проблемы формирования национальной культуры и возрождения нации.
Башкирские народные традиции - это невостребованный общественным сознанием духовно-нравственный капитал, опыт предшествующих поколений, ибо «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем»2.
Важнейшим источником для философского осмысления нравственных традиций народа являются, безусловно, обращение к богатейшему башкирскому устному народному творчеству, эпическим произведениям, сказкам, историче-
ским песням, пословицам и поговоркам, в котором наиболее ярко отразились традиционные мировоззренческие установки башкирского народа на архетипическом
культурном уровне.
Цели народного воспитания, идеал совершенного человека, стремление к гуманным отношениям между людьми ярко воплощены в эпических сказаниях. На многие вопросы «каким быть?» и «как достичь определенного нравственного и этического идеала?» ответы мы получаем в эпических сказаниях.
С незапамятных времен народ знал, что, только восприняв духовный опыт предшествующих поколений, человек становится более совершенным. С присущей ему смелой и богатой фантазией, находчивостью и мудростью мыслей, жизнеутверждающим юмором, свободолюбием и стремлением к идеалу башкирский народ творил художественно-образную энциклопедию своего бытия в своем устно-поэтическом творчестве, обнимающим разом многосложный мир человеческих деяний и чувств.
Исследования показывают, что башкирский народ испокон веков руководствовался неписаными правилами поведения, традициями и обычаями, получившими сконцентрированное художественное выражение в башкирском устном народном творчестве.
Эпос как особое явление устной поэзии играл в жизни народа весьма важную роль, оказывая влияние на его духовное развитие и нравственное формирование. Вобрав в себя все лучшие традиции поколений, эпос становится величественным символом жизни и свободолюбивого духа башкирского народа, его главным культурным достоянием и национальной гордостью.
В башкирских эпических сказаниях звучит голос народа, в нем отражается многовековой социально-философский опыт и мировоззрение на разных этапах его исторического развития, воплощаются лучшие национальные качества народного характера, норм поведения.
Значительный интерес представляют идеи и образы башкирских эпических сказаний «Урал батыр» и «Акбузат», названных по имени их центральных персонажей. Образ Батыра в эпосе - олицетворение идеалов и стремлений народа на переломных и судьбоносных этапах его истории. Доминирующими чертами его характера оказываются неразрывная связь с народом, глубокий патриотизм, непримиримость к национальному и социальному угнетению, высокий гуманизм и душевное благородство. Живым воплощением этих заветных чаяний и ожиданий, восходящих к мифологическим представлениям и отразившихся в величественных памятниках эпоса, стал и образ национального героя башкирского народа Салавата Юлаева.
Как правило, ведущими сюжетообразующими мотивами эпоса являются рождение, богатырский рост и героические подвиги батыра. Причем становление его, даже при необычайных обстоятельствах рождения или унаследованных от предков недюжинных и исполинских задатков, которые проявляются уже в раннем детстве во время игр со сверстниками, почти всегда обусловлено и сопровождается прохождением через нелегкие испытания. И только преодолевая эти трудности, он превращается в того, кем ему суждено стать по законам эпического сознания народа, - национального героя.
Немаловажную роль здесь играли выработанные многовековым опытом предыдущих поколений правила поведения, которые диктовали родовые обычаи» ставшие неписаными законами жизни древнего общества. Они являлись главнейшими регуляторами повседневного быта и общественного бытия и должны были
неукоснительно исполняться всеми без исключения. Под влиянием этих традиций совершается изначально нравственное и духовное становление героя. Нарушение их чревато губительными последствиями для всего живого в окружающем мире и душегубством для самого нарушителя родовых установлений, как это происходит с отцом Янберды и братом Шульгеном Урал-батыра в одноименном эпосе башкирского народа. И наоборот, сам герой, строго придерживающийся священных заветов предков и не осквернивший свои губы и уста хранившейся в громадной ракушке кровью убитых великим охотником Янберды животных, вознаграждается за благодеяния роду человеческому дарующим бессмертие глотком живой воды, но отказывается от этого дара во имя всего сущего на земле и окропляет им природу, сообщая ей вечно цветущую жизнь.
Всех подвигов, которые совершает Урал-батыр, не перечислить. Однако характерно, что с кем бы ни бился, какие бы страшные чудовища ни противостояли ему, он всегда ведет честную и открытую борьбу.
В «Урал-батыре» силы зла воплощены в образах зооморфных существ, преимущественно чудовищ. В нем только один представитель рода человеческого - Шульган - выступает на стороне злых сил. В «Акбузате» носителями зла выступают уже антропоморфные образы - ханы, беи и тарханы, которые поработили народ и лишили его главного достояния - свободы и земли. Единственными защитниками народа и его кровных интересов выступают батыры в лице Урала, его сыновей Яика, Нугуша, Иделя, Сакмара и внуков, родоначальников семи самых крупных башкирских племен: Кыпсака, Катая, Табына, Тамьяна, Юрматы, Иран-дэка, Тукляса, а также славного Сура-батыра и его сына Хаубана. Эпические сказания «Урал-батыр» и «Акбузат» дают немалый материал о нравственном содержании народных традиций, о непреходящем значении добра и зла.
На свете остается лишь то,
Что составляет мира красоту,
Что украшает наш сад, -Имя ему добро,
В воде не утонет добро,
В огне не сгорит добро,
Неустанно говорят о добре,
Оно превыше всех дел.
И людям и тебе самому Станет источником вечного бытия .
Как видим, эпос превыше всего ценит добро, и это не случайно. Оно является ключевым понятием в сознании башкирского народа, непременным условием и основой нравственного и этического, мира, покоя, счастья и справедливости.
В научном мире доказано, что в тюркских языках не было понятия «мораль». С приходом арабо-мусульманской культуры к многим тюркским народам проникло понятие «ахлак», означающее «мораль». Однако это не говорит о том, что тюркские народы не знали морали. Перефразируя известное высказывание Ф. Энгельса о том, что люди мыслили диалектически задолго до того, как узнали, что такое диалектика, мы могли бы сказать: люди стали нравственными задолго до того, как узнали, что такое мораль. Поведение человека в башкирском языке характеризуется понятиями как «ахлак» - мораль, «кылык» - нрав, «холок» -нрав, привычка, «эдэп» - вежливость, умение вести себя; «изгелек» - добро, «як-
• шылык» - добро, «изгелек» - доброта, «яуызлык» - зло. В башкирском эпосе нет
понятия морали. Это понятие заменяется термином «якшылык», перевод которого на русский язык означает «добро», «доброта».
Как подтверждает О. Г. Дробницкий: «...В античности, в том числе и в древней философии, не было единого и вполне однозначного термина, который обозначал бы собственно и исключительно область нравственности» .
В эпическом сказании «Урал-батыр» история становления нравственного и этического сознания народов проявляются в попытке ответить на вопрос о генетических истоках морали, о прохождении добра и зла, о повышении значимости вечности добра:
Всегда будет оно жить,
Сделавшее этот мир прекрасным,
Украсившее сущее красотой -Имя которому добро5.
Эпические жанры народного творчества, в частности «Урал-батыр», «Ак-бузат», «Кузыйкурпес» и другие, служили и служат средством нравственного формирования личности, главным фактором воспитания коллективного сознания людей, находя выражение в форме нравственных императивов «будь сильным», «будь смелым», «будь готов защитить свой народ от врагов» и т. п. Высшее олицетворение народного 1уманизма - Урал батыр, в чьи уста вложены такие строки: Не обижаю я людей,
Не проливаю их кровь,
Смерть, что злодейкой зовут,
Намереваюсь я убить6.
Добро в «Урал-батыре» - всесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания башкир.
Неизменным спутником добра в «Урал-батыре» выступает зло. Хотя они и существуют всегда, однако добро сильнее зла. В этом состоит нравственная сущность сказания «Урал-батыр», сама необходимость добра выводится из веры в жизнь. Урал-батыр, борясь за жизнь всей природы, ищет живую воду. Поиск воды, как первого условия жизни, не случаен. Возможно, что борьба за воду говорит
о давних связях башкирского этноса с соседними регионами, где роль воды в жизни человека оценивалась весьма высоко и в «Урал-батыре» передается следующим образом:
Размножились птицы и звери -Воды в родниках стало не хватать,
А из озер боялись пить7.
Милосердие, стремление делать добро, душевность на протяжении веков являлись смысложизненными ценностями башкир. «Мечут в тебя камнем, метни в ответ едой» - это философия жизни народа, который прошел через многие лишения, перенес немало обид и унижений своего духа, но не изменил своим гуманистическим принципам.
В эпическом сказании об Урал-Батыре зарождающееся миропонимание и мироотношение народа определили «Добро» и «Благодеяние» как абсолютную цель мира, долг каждого человека и всех грядущих поколений:
«То, что на земле остается,
Чем все лучшее создается,
Сада краса и благоухание -Это добро и благодеяние.
В огне не сгорит - благодеяние,
В воде не утонет - благодеяние,
До неба возвысится - благодеяние,
Оно- голова всех дел,
Для всех живущих на свете людей Требует как мира высший удел»8.
В этих сентенциях можно усмотреть не только гуманное отношение народа в лице Урала ко всему живому, но и более глубокие основы его мировоззрения. Как подчеркивает Д. П. Никольский, «по представлению башкир, в мире живут два начала: одно начало - добро, другое - зло, и между ними происходит постоянная борьба из-за человека. Этим же двум началам и их носителям приписываются происхождение многих явлений, природы, поступки людей, их удачи и неудачи, счастье или несчастье»9.
Все, что содействовало моральному совершенствованию народа, башкиры признавали добрым, желательным, соответствующим обычаям, и наоборот, что вполне согласуется с учением английского философа Д. Льюиса, который писал: «Образцы наилучшего поведения социальных существ, независимо от того, являются ли они результатом социальных инстинктов или создаваемых обществом обычаев, составляют наследие общества и имеют огромное значение для его жизнеспособности. Они цементируют общество и служат его сохранению»10.
Нравственные традиции формировали нормы поведения, т. к. эти нормы выражали интересы всей общности. В эпосе «Урал-батыр» говорится, что качества, присущие батыру, формируются в активной деятельности, в неустанной борьбе ради людей и свободы Родины:
Народ мой,
Внемли моим словам.
Сыны мои,
Обращаюсь я к вам:
Пусть ты рожден с сердцем мужа-льва,
Наделен мощью богатыря,
Но, пока не постранствуешь,
Не повидаешь страну,
Не походишь по колено в крови,
Не станет отважным сердце твое11.
В эпосах «Акбузат» и «Урал-батыр» заложены основы народной морали:
Не будьте спутником зла,
Без совета не вершите дела,
Чтите старшего заветы,
Дарите молодым советы.
Добро пусть будет вашим именем,
Человек пусть будет вашим родичем!
Не уступайте дорогу злу,
Не сторонитесь добра12.
Народные традиции башкир гласят: прежде чем стать героем, нужно закалить силу воли, настойчивость, пройти через испытания и лишения, невзгоды и трудности.
В народных традициях сформировались такие качества, как сила воли, терпение, честность, правдивость, гуманизм, сочувствие, гостеприимство, бескоры-
стие, готовность помогать другому, простота, скромность и милосердие. Все башкирские эпические сказания построены на дихотомии добра и зла. Народ верит в свои силы, в то, что он воспитает такое поколение борцов за счастье народа, которое победит зло и несправедливость.
Изучение народных традиций дает основание говорить об их глубоком духовно-нравственном содержании. Они способствуют поступательному движению человеческого духа к Добру, Истине и Красоте. Как целостные воспитательные системы, они прививают подрастающему поколению такие качества, как любовь и сострадание, доброта и отзывчивость, трудолюбие и порядочность, воспитывают уважение к своим корням, уходящим не только в семейное прошлое, но и.в судьбы и память народа.
Таким образом, проведенное исследование философско-мировоззренческого и социального аспектов башкирских эпических сказаний позволяет сделать ряд общих выводов и пометить перспективы дальнейшего исследования и осмысления рассмотренных проблем.
Прежде всего следует отметить то, что мы видим наличие у башкирского народа древних нравственных традиций, лежащих в основе эпических сказаний, содержащих духовно-нравственный потенциал народа.
Борьба Добра со Злом, прекрасного с безобразным оказываются в основе космогонического, мироустроительного и социального процессов. Герой-человек выступает носителем добра не только для своих близких, но и для всей родной страны, даже для всего мироздания. Тема борьбы со смертью и защиты от нее всей природы - глубокая идея в башкирских эпических сказаниях.
На наш взгляд, башкирским эпическим сказаниям характерно глубинное созвучие с такими известными направлениями в русской философской мысли XIX века, как «проект общего дела» по преодолению смерти и обновлению мироздания Н. Ф. Федорова и концепция «всеединства» человека и Вселенной
B. С. Соловьева, которые, в свою очередь, связаны с древними пластами русской народной культуры.
Примечания
1 См.: Абдуллин, А. Р. Культура и символ / А. Р. Абдуллин. - Уфа : Гилем, 1999. -217 с.; Бикбулатов, Н. В. -Семейный быт башкир Х1Х-ХХ веков / Н. В. Бикбулатов, Ф. Ф. Фатыхова. - М.: Наука, 1991.- 189 с.; Валеев, Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее / Д.Ж.Валеев.- Уфа : Башк. кн. изд-во, 1989.- 256 с.; Давлеткулов, А. X. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе : опыт социально-философского анализа / А. X. Давлеткулов. -Уфа: Башгоспединститут ;РИО «Иммунопрепарат», 1998.- 214 с.; Кузбеков, Ф. Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков. - Уфа : Китап, 1997. - 128 с.; Рахматуллина, 3. Я. Моральный облик - лицо нации / 3. Я. Рахматуллина. - Уфа: Китап, 1998. - 144 с.; Она же. Башкирская народная традиция (социальнофилософский анализ) / 3. Я. Рахматуллина. - Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. - 304 с.
Айтматов, Ч. Романы и повести / Чингиз Айтматов. - Фрунзе : Киргизстан, 1988.-С. 7.
* Башкирский народный эпос. - М.: Наука, 1977. - С. 331,362.
Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1974. -
C. 19.
5 Башкирский народный эпос. - М. : Наука, 1977. - С. 150.
6 Там же. С. 280.
7 Там же. С. 362.
8 Башкирское народное творчество : эпос. - Уфа : Башк. кн. изд-во, 1987. -
С. 124-125.
9 Никольский, Д. П. Этнографические и санитарно-антропологические исследования/Д. П. Никольский. - СПб., 1898. - С. 116.
10 Льюис, Д. Человек и эволюция / Д. Льюис. - М.: Прогресс, 1964. - С. 54.
11 Башкирский народный эпос. - М.: Наука, 1977. - С. 365.
12 Киреев, А. Н. Башкирский народный героический эпос / А. Н. Киреев. - Уфа : Башк. кн. изд-во, 1970. - С. 70,71.