Г.Н. Хужахметова, e-mail: [email protected]
ВКЛАД УЧЕНОГО Д.Ж. ВАЛЕЕВА В ИСТОРИЮ БАШКИРСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
(к 75-летию со дня его рождения)
Аннотация
Научно-системный подход в понимании социальных процессов стал основой фундаментальной монографии Д.Ж. Валеева «История башкирской философской и общественно-политической мысли» (2001). В качестве источников по изучению философской и общественно-политической мысли Башкортостана, мировоззрения древних башкир были использованы башкирские эпические произведения, башкирские шежере (родословные), письма-обращения башкирских деятелей к царским властям, фарманы и программные документы первой Башкирской республики, официальные документы суверенного Башкортостана, произведения башкирских мыслителей и общественных деятелей. Им была проделана огромная работа по вовлечению в научный оборот архивных источников. Определена важная особенность развития башкирской философской и общественной мысли — это действие в рамках правового поля Российского государства. Культурно-цивилизационное пространство башкирской философской и общественно-политической мысли, представленной в трудах Д.Ж. Валеева, предполагает ценность культурного многообразия всех этнических общностей. На этом пространстве гуманистический потенциал выступает не только как признание заслуг своей родной культуры перед человечеством, но и как практика совместной работы по сохранению и развитию уникального культурно-цивилизационного пространства.
Ключевые слова: общественно-политическая и философская мысль, методология науки, культурно-цивилизацион-ное пространство, правовое поле
Gulnara N. Khuzhakhmetova
CONTRIBUTION OF SCHOLAR DAMIR ZH. VALEYEV TO THE HISTORY OF BASHKIR PHILOSOPHICAL AND SOCIOPOLITICAL THOUGHT (to His 75th Birth Anniversary)
Abstract
Scientific and systematic approach in understanding social processes became the basis of the fundamental monograph by D.Zh. Valeyev A History of Bashkir Philosophical and Political Thought. As sources for the study of philosophical and socio-political thought of Bashkortostan, the late author used ancient Bashkir epics, Bashkir shezhere (genealogies), letters of appeal by the leaders to tsarist authorities, and official documents or farmans of the first Bashkir republic, official documents of sovereign Bashkortostan, works of Bashkir thinkers and public figures. D. Valeyev had done a lot of work to engage archival sources in the scientific work. The author identifies the important feature of the Bashkir philosophical and social thought — that is action within the legal framework of the Russian state. The cultural and civilizational space of Bashkir philosophical and socio-political thought in the works presented by D.Zh. Valeyev assumes the value of cultural diversity of all ethnic communities. In this space the humanistic potential not only is a recognition of one's native culture vis-a-vis the human race, but also is seen as practice of working together to preserve and develop the unique cultural and civilizational space.
Key words: sociopolitical and philosophical thought, methodology of science, cultural and civilizational space, legal field
УДК 122/129
©Хужахметова Г.Н., 2015
В начале XXI века учеными-обществоведами, политиками, журналистами разрабатываются и предлагаются разные теории, посвященные развитию общественной мысли в современном мире. Доминирующее течение представлено культурно-цивилизационным направлением, т.к. рассматривает отдельные общества и человечество в целом не только в одно- или двухмерном измерении, как это имеет место быть при культурологических или цивилизационных подходах, а «объемно» в трех плоскостях: с точки зрения культуры, цивилизации и глобализации [I]. Весомый вклад в развитие общественной мысли в этом направлении внес выдающийся философ современности Дамир Жаватович Валеев1.
Используя научно-системный подход к пониманию социальных процессов и опираясь на новейшие научные и философские достижения в этой области, он издал фундаментальную монографию «История башкирской философской и общественно-политической мысли», где утверждает, что предметом его исследования является гуманитарная наука, изучающая происхождение и развитие философских и общественно-политических взглядов и представлений о развитии общества на территории Башкортостана [2, с. 7].
В качестве источников по изучению философской и общественно-политической мысли Башкортостана, мировоззрения древних башкир Дамир Жаватович использует башкирские эпические произведения («Урал-батыр», «Акбу^ат» — «Акбузат» и др.), шежере (родословные), письма-обращения башкирских деятелей к царским властям (письмо от имени всех башкир Петру I, письмо Батырши Алиева императрице Елизавете
Петровне и др.), фарманы и программные документы первой Башкирской республики, официальные документы суверенного Башкортостана, произведения башкирских мыслителей и общественных деятелей. Им была проделана огромная работа по вовлечению в научный оборот архивных источников.
Особое внимание автор уделяет разработке методологии науки и выделяет четыре основных принципа изучения истории философской и общественной мысли Башкортостана: I) развитие изменчивости представлений и взглядов об обществе; 2) взаимосвязь предметов и явлений общественно-гуманитарной науки; 3) ценностное видение культуры народа, попытка понять внутренний мир и нравственно-психологические установки и ориентации человека той или иной культуры, без стремления навязать стереотипы мышления других цивилизаций; 4) про-блемность и актуальность изложения истории мысли [2, с. 14—16].
На основе комплексного анализа данных со-циогуманитарных наук (археологических, этнографических, лингвистических, топонимических и др.) Д.Ж. Валеев утверждает об автохтонности башкирского населения на территории Южного Урала. По его мнению, «культуры разных эпох и разных народов не просто начисто отрицали друг друга, а наслаивались друг на друга. Прежде всего, необходимо определить этнос, оказавший доминирующее влияние на этногенез и современный облик этнической общности» [2, с. 19]. Ав-тохтонность башкирского населения, исторически возникшего на территории современного национального государства и сопредельных регионов, обоснована сложением башкирского народа
1 Валеев Дамир Жаватович (2.01.1940, д. Итбаево Аргаяшского района Челябинской области — 28.05.2002, г. Уфа, похоронен в д. Ново-Соболево Челябинской области). Чл.-корр. АН РБ (1991), д-р филос. наук (1984), проф. (1987). Заслуженный деятель науки БАССР (1990). Окончил Свердловский юрид. институт (1965). С 1972 г. в БашГУ: с 1985 г. — зав. каф. теории и истории гос.-ва и права, с 1986 г. — этики, эстетики и культурологи, одновременно декан ист. фак.-та. Автор более 140 научных трудов, в т.ч. около 10 монографий и учебных пособий по этике и истории общественной мысли в республике.
Damir Zh. Valeyev (born January 2, 1940, the village of Itbaevo, Argayashsky district, Chelyabinsk region — died May 28, 2002 in Ufa, buried in the village of Novo-Sobolevo, Chelyabinsk region), associate member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (1991), Dr.Sc. (Philosophy) (1984), professor (1987), Honoured Science Worker of the Bashkir ASSR (1990), graduated from Sverdlovsk Law Institute in 1965. Since 1972 worked at the Bashkir State University: head of the chair of theory and history of state and law since 1985, head of the chair of ethics, aesthetics and culturology since 1986, at the same time was dean of the historical faculty. The author of over 140 scholarly papers, including 10 monographs and manuals on ethics and history of public thought in the Republic of Bashkortostan.
путем объединения некоторой части племен тюркского каганата.
Впервые в башкирской общественно-гуманитарной науке им в научно-систематической форме представлена философия мифа как компонент духовной культуры башкир и рассмотрена ее историческая эволюция в философской и общественной мысли. Им была выдвинута гипотеза о космогоническом характере эпоса «Урал-батыр». Позднее эта гипотеза была подтверждена исследованиями канд. филос. наук З.Г. Аминева [3]. Для каждого народа его история начинается с того момента, когда он объявляет себя в своих мифах, которые позже получают археологические, лингвистические, культурологические подтверждения. Рассуждая в пользу теории о формировании башкирского этноса на их современной территории проживания, он поясняет: «Названия гор, хребтов, рек, встречающихся в поэме, а также своеобразное объяснение их происхождения свидетельствуют о том, что поэма создавалась на Южном Урале» [4, с. 6]. Немецкий философ Ф. Шеллинг рассматривает мифологию в своем возникновении истинным и единственным содержанием древнейшей истории, движением сознания, которые имели следствием «возникновение мифологических систем, учений о Богах разных народов и окончательным результатом которых было разделение человечества на народы» [5].
Д.Ж. Валеев констатирует, что с эпохи раннего средневековья (Х—Х1У вв.) не сохранилось сколько-нибудь значимых письменных источников по общественной мысли, но, тем не менее, были проанализированы предания и дастаны: «Алдар менэн ЗоИрэ» («Алдар и Зухра»), «И^еукэй менэн Мора^ым» («Идукай и Мурадым»), «Ьунгы Иаргай» («Последний из Сартаева рода»), «Мэргэн менэн Маян» («Мерген и Маян»), «Сукан батыр» («Сукан батыр»), а также литературные памятники «Юсуф и Зулейха» Кул Гали, «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагунского. Но уже с ХУ—ХУ1 вв. появляются древние башкирские шежере, которые являются важным письменным источником по истории башкир, отражают генеалогию башкирских родов, сословную структуру башкирского общества, иерархию общественной жизни [2, с. 48].
Рассматривая общественную мысль Башкортостана периода присоединения к Русскому государству ХУ1—ХУ11 вв. он полемизирует с господствующей в башкирской историографии точ-
кой зрения о добровольном характере присоединения и его прогрессивном значении для общественного развития. Опираясь на сохранившиеся письменные источники, Д.Ж. Валеев делает вывод, что некоторые башкирские роды «в борьбе за сохранение своей этнической суверенности и национальной самобытности культуры прибегали к отказу от русского подданства» [2, с. 58].
Социальная мысль ХУ111 в. анализируется сквозь призму башкирских восстаний, которые сотрясали Урал и Поволжье в этот период. «Характерной чертой общественной мысли ХУ111 века является то, что ее источниками в основном служат всевозможные письма — жалобы и письма обращения к властям башкир и представителей других народов» [2, с. 64].
Протестные настроения народного восстания 1704—1711 гг. выражались в коллективном письме — челобитной от башкир всех четырех дорог царю Петру Алексеевичу в 1706 г.: «Письмо, подписанное семидесятью пятью известными деятелями волостей, является обличительным документом, направленным против колониальных порядков, установленных властями в Башкирии» [2, с. 64].
Национально-освободительная война башкирского народа 1735—1740 гг. была спровоцирована насильственным захватом башкирских земель, строительством на них заводов и крепостей, духовным и религиозным гнетом. Причиной поражения в этой войне Д.Ж. Валеев определяет неумение организовать народ в единую силу, последовательно выступающую за реализацию целей движения, отсутствие четкой программы действий, легковерие и беспринципность основных руководителей восстания, которые слепо верили увещеваниям о помиловании колониальных властей [2, с. 73]. Среди выдающихся личностей этого периода Д.Ж. Валеев отмечает Карасакал-ба-тыра, Батыршу Алиева, башкирских депутатов Уложенной комиссии Базаргула Юнаева и Тук-тамыша Ишбулатова, национальных героев Са-лавата Юлаева и Кинзю Арсланова, составителя словарей Миндияра Бекчурина.
Участие башкирских депутатов в составлении свода законов Уложенной комиссии 1766 г. свидетельствует о развитии общественной мысли в рамках законотворческого процесса Российской империи ХУ111 в. Правовое поле, как часть куль-турно-цивилизационного пространства того вре-
мени, было занято составлением нового Свода законов взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 г. Д.Ж. Валеев акцентирует внимание на важной особенности башкирской общественной мысли — действии в рамках правового поля Российского государства (например, работа башкирских депутатов Уложенной комиссии, деятельность мусульманских депутатов Госдумы начала XX в., законотворческая работа А.-3. Валидова по легитимизации Башкирской республики). Правовое поле отождествляется с системой нормативных актов, практикой их применения и как термин используется для описания механизма правового регулирования, который охватывает так называемые специальные юридические средства: юридические нормы, правовые отношения, акты реализации прав и обязанностей субъектами права, правоприменительные акты. Право рассматривается как явление позитивное, как система норм действующего, т.е. формализованного в юридических источниках, права. Однако этим не исчерпывается смысл понятия «правовое поле». Следует учитывать, что, во-первых, оно ориентирует на расширение круга проблем, связанных с законодательным регулированием общественных отношений, во-вторых, подчеркивает принцип правового единства страны [6, с. 220.]. В российском правоведении всегда указывалось на то, что действие права не исчерпывается лишь формально-юридическим аспектом реализации (применения) правовых предписаний, сформулированных в законодательстве. Формирование понятия «правовое поле» связано с необходимостью нового подхода к теоретико-правовой проблеме соотношения права, общества, государства в истории башкирской общественной мысли.
Общественная мысль периода кантонной системы управления Башкортостаном была представлена трудами историков-краеведов В.М. Че-ремшанского, В.И. Филоненко, казахского ученого Ч. Валиханова, а также А. Куватова. Д.Ж. Валеев отмечает особенность этого периода тем, что «энергия народа, почти полностью лишенного возможности развивать свою профессиональную культуру, находила отдушину в устном народном творчестве, в котором особенно заметно выделялось эпическое начало» [2, с. 110].
В конце XIX — начале XX в. начинается новый этап в развитии общественно-гуманитарных знаний в Башкортостане. Этот период с полным на то основанием может быть назван эпохой баш-
кирского просвещения, которая охватывает историческое время с 60-х гг. XIX столетия до начала XX в. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения были М. Бекчурин (Биксурин), А. Куватов, Б. Юлуев, М. Уметбаев, М. Акмулла, Р. Фахретдинов, М. Баишев, Ю. Бикбов и др.
Интеллектуальный потенциал башкирского просветительства Д.Ж. Валеев определяет, во-первых, ориентацией на проблему человека, отсюда и абсолютизация роли морально-этического фактора как важнейшего средства общественного прогресса. Во-вторых, башкирское просветительство выделяется своей обращенностью к политическим проблемам, в нем затрагивается национальный вопрос, национальное самоопределение и национальный суверенитет. В-третьих, башкирское просветительство было устремлено к национальному самопознанию, чтобы лучше узнать свой народ. Этим объясняется увлечение многих просветителей этнографией и фольклором. Они пишут исторические статьи, публикуют песни, легенды, пословицы и поговорки [2, с. 116].
Общественную мысль начала XX века Д.Ж. Валеев определяет выступлениями башкирских депутатов на заседаниях мусульманской фракции Государственной думы I—IV созывов. Суть их выступлений сводились к требованиям вернуть незаконно отнятые башкирские земли, равного представительства для мусульман в Госдуме, решения национального вопроса и т.д. «Выступления башкирских депутатов в Государственной думе были эпиграфом к той борьбе за политическую автономию, которая развернулась летом 1917 г. под руководством Заки Валиди и Шарифа Манатова» [2, с. 154].
Социальная мысль башкирского национального движения начала XX века была рассмотрена им как анализ трудов, фарманов и воззваний подготовленных Ахмет-Заки Валидовым и его сторонниками, приведены аргументы их оппонентов Курбангалиевых. Более детально эти вопросы были рассмотрены в диссертационном исследовании, выполненном под его научным руководством [7].
Основной особенностью общественной мысли Башкортостана в период его автономного статуса стало формирование философских и социологических научных школ: Т.Г. Султангузина, Ф.Б. Садыкова, Г.С. Исмагилова, Д.М. Азамато-ва, Н.А. Аитова, Ф.С. Файзуллина, Р.Т. Насибул-лина, Б.С. Галимова, Р.Б. Камаева, И.М. Ореш-никова, А.В. Лукьянова и др.
В начале 90-х гг. ХХ в. Д.Ж. Валеев принимает активное участие в государственном строительстве новой России и Республики Башкортостан. При его активном участии разрабатывались и принимались такие важные документы, как Декларация о государственном суверенитете Башкортостана от 11.10.1990 г., Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 г., Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 03.08.1994 г. Так, выступая в Конституционной комиссии (июнь 1993 г., Москва), он делает основной акцент на том, что Конституция обновленной Российской Федерации должна быть окончательным выражением законодательств всех ее субъектов. Еще в самом начале становления суверенного Башкортостана (1992) он заявил, что каждый субъект Российской Федерации должен иметь собственную законодательную базу, в частности, гражданский и уголовный кодексы [2, с. 309].
Будучи юристом по базовому образованию, он прекрасно понимал, что первым этапом механизма правового регулирования является формулирование юридической нормы на основе легитимности: «Под легитимностью мы понимаем систему базовых ценностей, на основе которых формируется общечеловеческая нравственность, права человека, гуманизм, общепризнанные международно-правовые нормы» [2, с. 307]. Однако вопросы законодательного проектирования, правовой экспертизы нормативных актов, мониторинга действующего законодательства, особенностей правового регулирования в федеративном государстве решались по пути унитаризации государственного строя. Рассмотрение в Конституционном суде РФ 27 июня 2000 г. закончилось вынесением определения, что государственный суверенитет Башкортостана отрицается в связи с тем, что в его Конституции говорится о договорном характере статуса республики как субъекта в составе РФ [2, с. 308]. Получился, в некотором смысле, разрыв между правоустановлением и непосредственной реализацией (применением) юридических норм. Причем выведение проблем формирования правовых предписаний за рамки механизма правового регулирования было неоправ-
данно не только с теоретико-методологической точки зрения, но и с точки зрения самой юридической практики.
Культурно-цивилизационное пространство башкирской философской и общественно-политической мысли, представленной в трудах Д.Ж. Валеева, предполагает ценность культурного многообразия всех этнических общностей. На этом пространстве гуманистический потенциал выступает не только как признание заслуг своей родной культуры перед человечеством, но и как практика совместной работы по сохранению и развитию уникального культурно-цивилизацион-ного пространства. Как проницательно отмечал в свое время академик Д.С. Лихачев, «культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией... Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями» [8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации: куль-турно-цивилизационный контекст. — М.: «КА-НОН+», 2006. — 516 с.
2. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. — Уфа: Китап, 2001. — 352 с.
3. Аминев З.Т. Космогонические воззрения древних башкир. — Уфа: Башлингвоцентр, 2005. — 140 с.
4. Валеев Д.Ж. Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР. — Уфа, 1975. — Вып. 2.
5. Шеллинг Ф.В. Историко-критическое введение в философию мифологии. — Режим доступа: http: www.Philosophy.ru/ library/shel/01/9.htm
6. Капустина М.А. О понятии «правовое поле» // Правоведение. — 2006. - № 6. — С. 220—222.
7. Ишбердина Т.Н. Формирование мировоззрения А.-З. Валидова. — Уфа: Гилем, 2006. — 132 с.
8. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. — 1994. — № 8. — С. 3—8.
REFERENCES
1. Chumakov A.N. Metafizika globalizatsii: kul'turno-tsivilizatsionnyi kontekst [Metaphysics of Globalization: Cultural and Civilization Context]. Moscow, KANON+ Press, 2006. 516 p. (In Russ.).
2. Valeyev D.Zh. Istoriia bashkirskoi filosofskoi i obshchestvenno-politicheskoi mysli [A History of the Bashkir Philosophical and Sociopolitical Thought]. Ufa, Kitap Press, 2001. 352 p. (In Russ.).
3. Aminev Z.G. Kosmogonicheskie vozzreniia drevnikh Bashkir [Cosmogonic Views of Ancient Bashkirs]. Ufa, Bashlingvotsentr, 2005. 140 p. (In Russ.).
4. Valeyev D.Zh. Elementy filosofskogo videniia mira v epicheskom pamiatnike «Ural-batyr» [Elements of Philosophical Worldview in the Epic Monument
Ural-Batyr]. In: pol'klor narodov RSPSR. Vyp. 2 [Folklore of the Russian SFSR Peoples. Issue 2]. Ufa, 1975 (In Russ.).
5. Shelling F.V. Istoriko-kriticheskoe vvedenie v fllosofiiu mifologii [Historical and Critical Introduction to the Philosophy of Mythology]. Available at: http: www. Philosophy.ru/ library/shel/01/9.htm (In Russ.).
6. Kapustina M. A. O poniatii "pravovoe pole" [On the Notion of Legal Environment]. Pravovedenie — Legal Studies, 2006, no. 6, pp. 220—222 (In Russ.).
7. Ishberdina G.N. pormirovanie mirovozzreniia A.-Z. Validova [A.-Z. Validov's Worldview Formation]. Ufa, Gilem Press, 2006. 132 p. (In Russ.).
8. Likhachev D.S. Kul'tura kak tselostnaia sreda (Culture as an Integral Environment]. Novyi mir — New World, no. 8, 1994, pp. 3—8 (In Russ.).
Об авторе
Хужахметова Гульнара Нургалеевна (р. 21.08.1972, Челябинская обл., РФ) — философ. Канд. филос. наук (2001). В 2000 г. окончила аспирантуру при кафедре этики, эстетики и культурологии БашГУ, в 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Социально-философские основания формирования мировоззрения Ахмет-Заки Валидова» (БашГУ).
С 1999 г. в Институте социально-экономических исследований УНЦ РАН: мл. науч. сотр., науч. сотр. (с 2000 г.), ст. науч. сотр. (с 2002 г.).
Автор более 70 научных трудов, в т.ч. 2 монографий, биобиблиографического указателя, учебного пособия.
Научные труды: Формирование мировоззрения А.-З. Валидова. Уфа, 2006; Краткий курс философии в помощь сдающим кандидатские экзамены. Уфа, 2000; Иммануил Кант о правовом государстве // Правовое государство: теория и практика. — 2008. — № 1. (11). — С. 6—10; Институциональный потенциал модернизации АПК региона // Институциональные основы модернизации агропромышленного комплекса региона (на примере Республики Башкортостан) / Гатауллин Р.Ф., Нусратуллин В.К., Гизатуллин Х.Н., Аскаров А.А., Гарипов Ф.Н., Хужахметова Г.Н., Ярков Н.В. / Коллективная монография / ИСЭИ УНЦ РАН, Сектор экономической теории и системного анализа / отв. ред. — д.э.н., проф. Гайнанов Д.А. — Уфа, 2014 — С. 36—56.; Мировоззрение Мустая Карима // Ватандаш. — 2014. — № 10. — С. 86—94.
About the Author
Gulnara N. Khuzhakhmetova (born August 21, 1972, Chelyabinsk region, Russia), philosopher. Cand.Sc. (Philosophy) (2001). In 2000 did her postgraduate studies at the Department of Ethics, Aesthetics and Culture of the Bashkir State University, in 2001 defended her thesis on the topic Social and Philosophical Poundations of Akhmet-Zaki Validov's Outlook Pormation at the Bashkir State University. Since 1999 has been working at the Institute of Social and Economic Research, Ufa Research Center of the Russian Academy of Sciences, as a junior researcher, since 2000 a researcher, and since 2002 a senior research fellow. The author of more than 70 scholarly papers, including 2 monographs, a biobibliographic directory, a textbook.
Scholarly works: Akhmet-Zaki Validov's Outlook Formation. Ufa, 2006 (In Russ.); A Short Course in Philosophy for Qualifying Examinations for a Candidate's Degree. Ufa, 2000 (In Russ.); Immanuel Kant about the State of Law. In: The State of Law: Theory and Practice, no. 1 (11), 2008, pp. 6—10 (In Russ.); Institutional Capacity for Upgrading Agricultural Business in the Region. In: Institutional Framework for the Modernization of the Regional Agriculture (on the Example of the Republic of Bashkortostan) / Gataullin R.F., Nusratullin V.K., Gizatullin Kh.N., Askarov A.A., Garipov F.N., Khuzhakhmetova G.N., Yarkov N.V. / Multi-Authored Monograph / Ufa Research Center of the Russian Academy of Sciences, Sector of Economic Theory and System Analysis. Ed. Prof. Dr.Sc. (Economics) Gainanov D.A. Ufa, 2014, pp. 36—56 (In Russ.); Outlook of Mustay Karim. In: Vatandash — Compatriot, no. 10, 2014, pp. 86—94 (In Russ.).