Научная статья на тему 'Развитие этнопедагогической культуры студентов посредством рефлексивно-педагогических приёмов в процессе профессиональной подготовки'

Развитие этнопедагогической культуры студентов посредством рефлексивно-педагогических приёмов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REFLEXIVE-PEDAGOGICAL METHODS / ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE / PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGUES-PSYCHOLOGISTS / РЕФЛЕКСИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Н. Я., Ишмуллина Г. И., Веденеева О. А., Мелехова Ю. Б.

В статье раскрывается актуальность применения рефлексивно-педагогических приемов в развитии этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе в условиях полиэтнической среды нашей страны. Рефлексивно-педагогические приёмы рассматриваются как комплексные образования, проявляющие себя на всех составляющих и на всех уровнях развития этнопедагогической культуры. Сущность применения данных приемов в ходе развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов заключается в том, что активизируется внутренний потенциал студентов и тем самым повышает эффективность этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушев Н. Я., Ишмуллина Г. И., Веденеева О. А., Мелехова Ю. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE BY MEANS OF REFLEXIVE-PEDAGOGICAL METHODS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article tells about the relevence of applications of reflexive-pedagogical methods in the development of ethnopedagogical culture of professional training in a university in conditions of polyethnic environment of our country. The reflexive-pedagogical methods are regarded as complex patterns, becoming apparent in all their elements and at all levels of ethnopedagogical culture. The basics of the introduction of these methods into the process of the development of future school psychologists’ ethnopedagogical culture is in the activating of students’ internal potential, increasing the effectiveness of the process.

Текст научной работы на тему «Развитие этнопедагогической культуры студентов посредством рефлексивно-педагогических приёмов в процессе профессиональной подготовки»

общая договоренность поможет предупреждать конфликтные ситуации или безболезненно их решать.

Следует отметить, что семейные противоречия помогают сопереживанию, взаимопониманию, обоюдной заботливости, тактичности и уступчивости. При этом важно исключить ревность, выступающую причиной конфликтов, свидетельством чему является бракоразводная практика народных судов, согласно которым ревность является основой распада многих семей, совершения тягчайших преступления, стрессовых ситуаций и т. д.

В семейных отношениях конфликтные ситуации возможны, если не выработаны единые требования, поскольку умение правильно разрешать конфликты формирует культуру семейных отношений, готовность к будущей семейной жизни, воспитывает уступчивость, терпимость, умение понимать другого и владеть собой в общении, вырабатывает доброе отношение и чувство уважения друг к другу.

Разрешению конфликтов способствует общность духовных интересов и потребностей, когда супруги удовлетворены интимными отношениями, преобладает разумный подход к делу, удовлетворённость семейной жизнью. Если в целом такая удовлетворённость есть, конфликты разрешаются быстрее и постепенно

Библиографический список

исчезают, если же её нет - учащаются и приобретают затяжной характер или же приводят к разводу.

Одной из причин, разрушающих семью и семейные отношения, выступает пьянство, которое развивает в человеке мнительность, подозрительность, эгоизм, жестокость, неуверенность в себе; пьянству сопутствует грубость, легкомысленное отношение к супружеству, подрыв семейного бюджета, разрушение нравственного и физического здоровья и т. д.

Закрепление полученных знаний студентами на практических занятиях происходило в виде бесед, ответов на вопросы: «В моей будущей семье конфликты могут быть по поводу...», «Как избежать конфликтов при следующих ситуациях...», «Здоровая семья - это.» и т. д.

Вероятность конфликтов, по мнению юношей и девушек, в их будущей семье может возникнуть из-за: «моего характера», «расхождения во мнениях», «курения», «отсутствия материальных средств», «невнимательного отношения друг к другу», «распределения обязанностей», «неаккуратности», «раздражительности», «неравнодушного отношения к женщинам», «необщительности», «неловкости», «ревности», «занятости на работе», «упрямства» и т. д.

1. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. Москва: Просвещение, 1981.

2. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. Москва: Просвещение, 1978.

3. Макаренко А.С. Общие условия семейного воспитания: сочинения в 7 т. Москва: Изд. АПН РСФСР, 1957; T. IV.

4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва - Ленинград: Издательство АПН РСФСР, 1950; Т.8.

5. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под редакцией Г.Н. Филонова. Москва, 1983.

References

1. Mudrik A.V. O vospitaniistarsheklassnikov. Moskva: Prosveschenie, 1981.

2. Harchev A.G., Mackovskij M.S. Sovremennaya sem'ya i ee problemy. Moskva: Prosveschenie, 1978.

3. Makarenko A.S. Obschie usloviya semejnogo vospitaniya: sochineniya v 7 t. Moskva: Izd. APN RSFSR, 1957; T. IV.

4. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1950; T.8.

5. Formirovanie lichnosti: problemy kompleksnogo podhoda vprocesse vospitaniya shkol'nika. Pod redakciej G.N. Filonova. Moskva, 1983.

Статья поступила в редакцию 08.09.15

УДК 37.0

Saygushev N.Y., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Higher School Pedagogy Department, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), Е-mail: [email protected]

Ichmullina G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Bashkir State University (Sibai, Russia), Е-mail: [email protected] Vedeneeva O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), Е-mail: [email protected]

Melekhova Yu.B., senior teacher, Department of English Language and Theory of Teaching Foreign Languages, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), Е-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE BY MEANS OF REFLEXIVE-PEDAGOGICAL METHODS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article tells about the relevence of applications of reflexive-pedagogical methods in the development of ethnopedagogical culture of professional training in a university in conditions of polyethnic environment of our country. The reflexive-pedagogical methods are regarded as complex patterns, becoming apparent in all their elements and at all levels of ethnopedagogical culture. The basics of the introduction of these methods into the process of the development of future school psychologists' ethnopedagogical culture is in the activating of students' internal potential, increasing the effectiveness of the process.

Key words: reflexive-pedagogical methods, ethnopedagogical culture, process of professional training of pedagogues-psychologists.

Н.Я. Сайгушев, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики профессионального образования МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]

Г.И. Ишмуллина, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии Башкирского государственного университета, г. Сибай, Е-mail: [email protected]

О.А. Веденеева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики профессионального образования МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]

Ю.Б. Мелехова, ст. преп. каф. английского языка и теории обучения иностранным языкам МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрывается актуальность применения рефлексивно-педагогических приемов в развитии этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе в условиях полиэтнической среды нашей страны. Рефлексивно-педагогические приёмы рассматриваются как комплексные образования, проявляющие себя на

всех составляющих и на всех уровнях развития этнопедагогической культуры. Сущность применения данных приемов в ходе развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов заключается в том, что активизируется внутренний потенциал студентов и тем самым повышает эффективность этого процесса.

Ключевые слова: рефлексивно-педагогические приемы, этнопедагогическая культура, процесс профессиональной подготовки педагогов-психологов.

Специальность и квалификация, приобретаемые в ходе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении в значительной мере определяют включение и работу выпускника в различных сферах деятельности. А так как мы живем в многонациональной стране и в эпоху этнического возрождения, характеризующейся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры, проблема подготовки будущих специалистов этого профиля в сфере развития этнопедагогической культуры стоит очень остро. Готовность к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов - это результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующейся профессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Выделение этнопедагогической культуры как особого феномена обусловлено постоянно меняющимся национально-этническим настроением в мире, и в связи с этим, спецификой деятельности и требованиям, предъявляемым к педагогам-психологам в современном обществе в условиях многонациональной среды. Политические, социально-экономические преобразования в России сегодня влекут рост этнического самосознания народов, активизируют развитие национальных педагогических культур. В связи с этим появилась масса проблем в обществе, требующих незамедлительного решения, где особая важная роль отводится и педагогам-психологам. В данной обстановке от педагога-психолога требуются глубокие теоретические знания и практические умения в области этнопедагогики; этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых он работает, о культуре и истории этих народов, о своеобразии национальных обрядов и традиций; знания национальной психологии, индивидуально - личностных, этнических особенностей людей; умение работать с многонациональным коллективом; умение налаживать взаимодействие с разноэтни-ческими семьями и т. д. В связи с этим, возникает необходимость в развитии этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов, синтезирующей все эти категории в единое целое. Исследование состояния изучаемой проблемы в теории и практике психолого-педагогической науки показывает, что одним из факторов профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к эффективной работе, психолого-педагогической деятельности является развитие этнопедагогической культуры. И именно этнопедагогическая культура является необходимым звеном в системе профессиональной подготовки педагога-психолога, позволяющим успешно организовывать психолого-педагогическую деятельность в многонациональном российском регионе.

Рассматриваемая нами этнопедагогическая культура будущих педагогов-психологов - это часть профессионально-педагогической культуры студентов, представляющая собой обобщенную и целостную характеристику специальных этнопе-дагогических знаний (информационно-содержательный компонент), осознание значимости этнопедагогической культуры для дальнейшего профессионального роста и профессиональной деятельности (личностный компонент) и применение умений этнопедагогического характера в психолого-педагогической деятельности (деятельностный компонент). В качестве основного фактора развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов мы предлагаем взять рефлексивно-педагогические приемы как комплексные образования, проявляющие себя на всех составляющих и на уровнях развития этнопедагогиче-ской культуры.

При разработке и реализации рефлексивно-педагогических приёмов развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов мы учитывали положения рефлексивного подхода. Рефлексивный подход к формированию этнопедагоги-ческой культуры будущего педагога-психолога обладает, на наш взгляд, свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области этнопедагоги-ческой культуры, но и развитию способностей. Например, учить студентов рефлексировать, логически мыслить, предвосхищать,

правильно ориентироваться в сложных социально-этнических ситуациях, обеспечивает правильное понимание, применение информации. Рефлексия в подготовке будущих педагогов-психологов подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения в дальнейшем её эффективности. Рефлексивный подход помогает студентам вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цели для дальнейшей работы.

Необходимо отметить, что понимание рефлексии как «практики сознания», которая обнаруживает себя, как разной степени и глубины осознания человеком своей самости, собственной субъективности, является актуальным для нашего исследования, поскольку самопознание является основой развития базовых механизмов самоуправления: самоконтроля и саморегуляции [1]. Следовательно, можно сделать вывод, что использование рефлексивно-педагогических приемов как механизма активизации процессов личностного и профессионального самоопределения, дает положительный эффект в ходе развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов. Сущность применения рефлексивно-педагогических приемов в ходе развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов заключается в том, что активизируется внутренний потенциал студентов и тем самым повышает эффективность данного процесса. Таким образом, под комплексом рефлексивно-педагогических приёмов мы будем понимать совокупность взаимосвязанных способов организации рефлексивно-педагогического воздействия на студента, будущего педагога-психолога, в результате которой развивается этнопедагогическая культура.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить и показать важность использования следующего комплекса рефлексивно-педагогических приёмов развития этно-педагогической культуры будущих педагогов-психологов: самоанализ; самопознание; самоценка; саморазвитие.

Л.М. Митина, говоря об использовании данных приёмов в процессе профессиональной подготовки специалистов, говорит о важности в обучении учителей приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля для формирования профессионального самосознания [2].

Е.Л. Ерина [3, с. 92] при разработке приёмов формирования рефлексивной позиции старшеклассников к рефлексивным приёмам относит приёмы самоанализа и самопознания. По её мнению, рефлексивные приёмы (самоанализ, самопознание), обеспечивают индивидуализацию эмоциональных, нравственных и интеллектуальных проявлений личности, способствующие инте-риоризации новых знаний и перестройке представлений, чувств, отношений, поведения. Анализ включён во все акты познавательной и практической деятельности человека, рассматривается в гносеологии, психологии, педагогике как познавательный процесс, как метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составляющие его части [4, с. 37]. Понятие самоанализа как самостоятельной категории не рассматривается в философии и психологии, хотя оно входит в состав таких категорий, как самопознание, самосознание, саморегуляция, самооценка, рефлексия.

В педагогике понятие «самоанализ» чаще всего употребляется в контексте познавательных аспектов профессионально-педагогической деятельности. В обобщенном виде самосознание в педагогике трактуется как «осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к миру, людям, самому себе» [5, с. 684]. Самосознание имеет иерархию проявления от низшего уровня - самочувствия - через самосознание до высшего - самоотношения, объективирующихся в самоконтроле и саморегуляции своего поведения [3, с. 92].

С.Б. Елканов определяет самоанализ как сложный процесс, требующий критической оценки фактов, соотнесения себя с определенными ценностями. Он считает, что студент оценивает свою личность с точки зрения всестороннего развития себя как

специалиста высшей квалификации, оценивает и психофизические, и профессиональные, и социально-личностные качества. Поэтому самоанализ охватывает не короткие и узкие «кусочки» жизни студента, а более или менее продолжительные периоды, дающие основание для выводов. [6, с. 39]. С.Б. Елканов приводит пример частного случая самоанализа как прием сравнения себя с идеалом, с личностью товарища, с самим собой в прошлом или будущем. Такой прием позволяет студенту видеть себя в постоянном процессе изменений, в динамике развития, что весьма важно для формирования установки на самосовершенствование.

Важность обучения самоанализу молодых специалистов подчёркивают многие авторы, в том числе Е.Ю. Чернова, отмечая, что регулярный анализ и оценка всей жизнедеятельности выступают как необходимое условие саморазвития личности студента любого вуза, а адекватная самооценка позволит обеспечить повышение качества его деятельности [7]. Поэтому мы считаем необходимым использование самоанализа как рефлексивно-педагогического приема при развитии этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов.

По мнению Е.Л. Ериной, приёмы самоанализа предполагают: рассмотрение в качестве объекта - собственного поведения в ситуациях социального взаимодействия, собственной личности, ее особенностей, системы ценностей; выделение собственной системы критериев анализа собственного поведения, личностных качеств; отделение существенной информации от несущественной; отнесение вычленяемых свойств или явлений к некоторой группе (классификация); выявление противоречий [3, с. 93].

Самоанализ предшествует самопознанию, именно на его основе происходит синтез имеющихся представлений, установок на собственное «Я», дополняющееся осознанием индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Началом большой и кропотливой работы студента по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Оно представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: самопознание себя в системе социально-педагогических отношений; самопознание в условиях учебно-профессиональной деятельности; самопознание тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность.

Самопознание - процесс сложный и неодномоментный, который происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т. д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности, что-то в себе рассматривается хорошее, а чем-то человек остается недоволен. Основными способами самопознания С.Б. Елканов выделяет самонаблюдение, самоанализ и самоиспытание [6].

Результатом самопознания становится понимание себя, как личности, своего места в обществе, понимание того, каков твой образ в глазах других людей. Наиболее существенным результатом использования рефлексивно-педагогического приема как самопознание является расширение знаний о себе и других людях как о представителях определенного этноса, возникновение устойчивой мотивации к личностному саморазвитию в сфере эт-нопедагогической культуры.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становится самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Развитие информационно-содержательного и личностного компонентов этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов, в первую очередь, сталкивается с проблемой самооценки, где в качестве благоприятного критерия для данного процесса может выступать адекватная самооценка студента. В подтверждение можно привести слова С.Б. Елканова: «Человек как в зеркале отражается в отношениях к нему других людей. Критика и самокритика в студенческой группе, взаимная доброжелательная требовательность формируют у студента объективную самооценку, требовательное отношение к своей личности» [6, с. 40]. Исследователь считает, что самооценка - не просто фиксация уровня развития личности, а ценностное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворённость положительными качествами и потребность

в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему.

На основе самопознания и самооценки у студентов начинает вырабатываться решение заниматься саморазвитием. Процесс принятия такого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой. Здесь важно волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.

Можно сделать вывод, что студент, будущий педагог-психолог, с глубоким самопознанием и высокой самооценкой отличается от студентов с низким уровнем этих процессов стремлением к саморазвитию, положительным мотивационным установкам и ожиданиям, умением контролировать собственные эмоциональные состояния и иными способами смыслообразования (актуализированная модель профессиональной деятельности, задачи на развитие профессионально важных качеств, планирование карьеры и др.).

С.Б. Елканов писал «Самопознание и самооценка имеют смысл, если они пробуждают студента к активным действиям по работе над собой» [6, с. 150]. Решая проблему профессиональной подготовки будущего педагога-психолога, мы исходим из того, что студент обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Личность становится социально зрелой по мере включения ее в деятельность. Б.Т. Лихачев в своих трудах указывает на характер обусловленности становления личности многосторонней деятельностью и общественной жизнью, подчеркивая, что личность должна быть готовой к решению задач, выдвигаемых жизнью [8, с. 42]. Дея-тельностный подход определяет активность личности как одно из условий ее развития, познания окружающего мира и творческой самореализации в нём. Учитывая это, мы считаем, возможным и необходимым применить следующий рефлексивно-педагогический прием как саморазвитие при развитии этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов в процессе подготовки в вузе. Деятельностный подход позволяет рассматривать этнопе-дагогическую культуру как предпосылку, цель, способ, результат и критерий оценки педагогической деятельности. Использование рефлексивно-педагогического приёма как саморазвитие помогает актуализировать приобретенные знания и жизненный опыт в процессе самостоятельного исследования проблем личностного развития, социального взаимодействия, жизненного самоопределения, профессиональной деятельности.

Т.Е. Климовой [9] доказано, что концепция саморазвития как формы самовыражения личности находит свое отражение в следующих научных идеях: человек - активный субъект, познающий и преобразующий мир и самого себя в деятельности; самореализация личности осуществляется в творческой деятельности. Ученым выделены постоянно присутствующие характеристики понятий «развитие - саморазвитие» [9, с. 149], т. е. своеобразных констант, без которых теряется их смысл.

В исследованиях В.И. Андреева [10;], И.Ф. Исаева [11], Т.Е. Климовой [9], Н.Я. Сайгушева [12], Н.Ш. Чинкиной [13], И.А. Шаршова [14] доказано, что:

а) функциональный блок саморазвития личности включает в себя такие образования как самопознание и самопроектирование; к факторам управленческого характера относятся самооценка, самоконтроль, саморегуляция; средствами саморазвития выступают самообучение, самовоспитание, самообразование;

б) к интенции процесса развития в режим саморазвития ведут: внутренние исходные предпосылки, в содержании которых важное значение имеют мотивы и ценностные ориентации личности (основное психологическое состояние - «хочу»); умение осуществлять заданную деятельность, адекватно её оценивать и проектировать дальнейшее её совершенствование (основное психологическое состояние - «могу - делаю»);

в) ведущими педагогическими принципами данного процесса выступают принципы осознанной перспективы, центрации на личность, рефлексивной активности, обратной связи, а его реализация осуществляется на основе формирования мотивацион-ной сферы студентов.

Решение о саморазвитии конкретизируется на этапе планирования. Планирование саморазвития - процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач саморазвития; с разработкой программы личного развития; с определением ор-

ганизующих основ своей деятельности по саморазвитию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).

Преподаватель вуза должен помнить и о том, что саморазвитие предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Поэтому для развития этнопеда-гогической культуры будущих педагогов-психологов на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности будущего педагога, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой.

При использовании данного рефлексивно-педагогического приёма как саморазвитие необходимо учитывать особенности данного приёма: предоставление высокой степени самостоятельности и свободы для проявления инициативы и творчества, при одновременном контроле и оценке результатов; введение элементов состязательности, здоровой конкуренции в учебном процессе; организация пропаганды опыта саморазвития лучших студентов; периодическое обсуждение вопросов профессионально-педагогического самосовершенствования на лекциях, семинарских занятиях, индивидуальных беседах и консультациях.

Следует отметить, что в интересах оптимизации процесса профессионального саморазвития конкретного студента необходимо сравнивать не с другими, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в ре-

Библиографический список

шение тех или иных учебно-профессиональных и познавательных задач.

Для повышения эффективности педагогического образовательного процесса в вузе, с нашей точки зрения, необходимо систематическое использование данных приёмов. В процессе работы с приведенными приёмами меняется и роль преподавателя. Он может выступать в роли консультанта, помощника наблюдателя, источника информации, координатора. Но главная задача преподавателей состоит в том, чтобы достичь эффективного развития этнопедагогической культуры; научить студентов разбираться в различных этнических и социальных процессах происходящих в обществе, правильно оценить их, привить уважительное и отношение к культурам других народов, творчески и правильно мыслить.

Развитие этнопедагогической культуры представляется возможным только при эффективном включении в процесс профессиональной подготовки внутренней активности будущих педагогов-психологов. Рефлексия будущего педагога-психолога на свою этнопедагогическую культуру способствует осознанному развитию его профессиональных качеств и становлению всех компонентов этнопедагогической культуры. Это предполагает использование в рамках профессиональной подготовки в вузе соответствующих рефлексивно-педагогических приемов. Как показывают теоретические исследования и практика, что данные приёмы в комплексе, при систематическом употреблении дают эффективные результаты.

1. Слободчиков В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. Москва, 1995.

2. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. Современная педагогика. 1989; 12.

3. Ерина Е.Л. Педагогические условия формирования рефлексивной позиции старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2002.

4. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Москва, 1975.

5. Современный словарь по педагогике. Составитель Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

6. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва, 1989.

7. Чернова Е.Ю. Самоанализ инвариантной части педагогической деятельности: учебное пособие для преподавателей всех дисциплин. Новосибирск, 2006.

8. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. Москва, 1979.

9. Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя. Диссертация . доктора педагогических наук. Оренбург, 2000.

10. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

11. Исаев И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: учебное пособие. Москва - Белгород, 1999.

12. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя. Диссертация ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2002.

13. Чинкина Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителя в условиях инновационных школ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 1995.

14. Шаршов И.А. Проблема саморазвития и культура личности. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: монография. Белгород: Издательство БГУ, 1999.

References

1. Slobodchikov V.l., Isaev, E.I. Osnovypsihologicheskojantropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie vpsihologiyusub'ektivnosti: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1995.

2. Mitina L.M. Formirovanie professional'nogo samosoznaniya uchitelya. Sovremennaya pedagogika. 1989; 12.

3. Erina E.L. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya refleksivnoj pozicii starsheklassnikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2002.

4. Filosofskijslovar'. Pod red. M.M. Rozentalya. Moskva, 1975.

5. Sovremennyj slovar'po pedagogike. Sostavitel' E.S. Rapacevich. Minsk, 2001.

6. Elkanov S.B. Osnovy professional'nogo samovospitaniya buduschego uchitelya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institu-tov. Moskva, 1989.

7. Chernova E.Yu. Samoanaliz invariantnoj chastipedagogicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej vseh disciplin. Novosibirsk, 2006.

8. Lihachev B.T. Obschie problemy vospitaniya shkol'nikov. Moskva, 1979.

9. Klimova T.E. Razvitie nauchno-issledovatel'skoj kul'tury uchitelya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2000.

10. Andreev V.l. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan', 2000.

11. Isaev I.F. Tvorcheskaya samorealizaciya uchitelya: kul'turologicheskijpodhod: uchebnoe posobie. Moskva - Belgorod, 1999.

12. Sajgushev N.Ya. Refleksivnoe upravlenie processom professional'nogo stanovleniya buduschego uchitelya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2002.

13. Chinkina N.Sh. Faktoryibar'ery tvorcheskogo samorazvitiya uchitelya vusloviyah innovacionnyh shkol. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1995.

14. Sharshov I.A. Problema samorazvitiya i kul'tura lichnosti. Kul'turologicheskij podhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Belgorod: Izdatel'stvo BGU, 1999.

Статья поступила в редакцию 20.08.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.015.32

Sotnikova V.A., senior researcher, Scientific-methodical center of innovative development and monitoring of education, Stavropol Regional Institute of Education Development, Professional Continuous Training (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.