УДК 37.0
Ишмуллина Гузель Искужевна
Соискатель кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета, §иге1-¡[email protected], Магнитогорск
РЕФЛЕКСИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-
ПСИХОЛОГОВ
Ishmullina Goozel Iskuzhevna
Post graduate at the chair of pedagogics of tfae Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk
REFLEXIVE PEDAGOGICAL MEANS OF DEVELOPMENT OF ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE IN THE FUTURE TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS
Профессия педагога-психолога в настоящее время является одной из наиболее востребованных. Специальность и квалификация, приобретаемые в ходе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении в значительной мере определяют включение и работу выпускника в различных сферах деятельности. А так как мы живем в многонациональной стране и в эпоху этнического возрождения, характеризующующейся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры, проблема подготовки будущих специалистов этого профиля в сфере развития этнопедагогической культуры стоит очень остро. Готовность к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов - это результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующейся профессиональнопедагогической направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Выделение этнопедагогической культуры как особого феномена обусловлено постоянно меняющимся национально-этническим настроением в мире, и в связи с этим спецификой деятельности и требованиям, предъявляемым к педагогам-психологам в современном обществе в условиях многонациональной среды. Политические, социально-экономические преобразования в России сегодня влекут рост этнического самосознания народов, активизируют развитие национальных педагогических культур. В связи с этим появилась масса проблем в обществе, требующих незамедлительного решения, где особая важная роль отводится и педагогам-психологам. В данной обстановке от педагога-психолога требуются глубокие теоретические знания и практические умения в области этнопеда-гогики; этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых он работает, о культуре и истории этих народов, о своеобразии национальных обрядов и традиций; знания национальной психо-
логии, индивидуально - личностных, этнических особенностей людей; умение работать с многонациональным коллективом; умение налаживать взаимодействие с разно этнически ми семьями и т.д. В связи с этим, возникает необходимость в развитии этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов, синтезирующей все эти категории в единое целое. Исследование состояния изучаемой проблемы в теории и практике пси-холого-педагогической науки показывает, что одним из факторов профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к эффективной работе, психолого-педагогической деятельности является развитие этнопедагогической культуры. И именно этнопедагогическая культура является необходимым звеном в системе профессиональной подготовки педа-гога-психолога, позволяющим успешно организовывать психологопедагогическую деятельность в многонациональном российском регионе.
Рассматриваемая нами этнопедагогическая культура будущих педа-гогов-психологов — это часть профессионально-педагогической культуры студентов, представляющая собой обобщенную и целостную характеристику специальных этнопедагогических знаний (информационносодержательный компонент), осознание значимости этнопедагогической культуры для дальнейшего профессионального роста и профессиональной деятельности (личностный компонент) и применение умений этнопедагогического характера в психолого-педагогической деятельности (деятельностный компонент). В качестве основного фактора развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов мы предлагаем взять рефлексивно-педагогические приемы как комплексные образования, проявляющие себя на всех составляющих и на уровнях развития этнопедагогической культуры.
При разработке и реализации рефлексивно-педагогических приёмов развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов мы учитывали положения рефлексивного подхода (Б.З. Вульфов, Г.Г. Гранатов, Т.М. Давыденко, Ю.Н. Кулюткин, И.Я Лернер, А.Я. Найн, Н.Я. Сайгушев, В.Н. Харькин и др.). Рефлексивный подход к формированию этнопедагогической культуры будущего педагога-психолога обладает, на наш взгляд, свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области этнопедагогической культуры, но и развитию способностей. Например, учить студентов рефлексировать, логически мыслить, предвосхищать, правильно ориентироваться в сложных социально-этнических ситуациях, обеспечивает правильное понимание, применение информации. Рефлексия в подготовке будущих педагогов-психологов подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения в дальнейшем её эффективности. Рефлексивный подход помогает студентам вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цели для дальнейшей работы.
Необходимо отметить, что понимание рефлексии как «практики сознания», которая обнаруживает себя, как разной степени и глубины осознания человеком своей самости, собственной субъективности, является актуальным для нашего исследования, поскольку самопознание является основой развития базовых механизмов самоуправления: самоконтроля и саморегуляции [16]. Следовательно, можно сделать вывод, что использование рефлексивно-педагогических приемов как механизма активизации процессов личностного и профессионального самоопределения, дает положительный эффект в ходе развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов. Сущность применения рефлексивнопедагогических приемов в ходе развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов заключается в том, что активизируется внутренний потенциал студентов и тем самым повышает эффективность данного процесса. Таким образом, под комплексом рефлексивнопедагогических приёмов мы будем понимать совокупность взаимосвязанных способов организации рефлексивно-педагогического воздействия на студента, будущего педагога-психолога, в результате которой развивается этнопедагогическая культура.
Анализ психолого-педагогической литературы (Н.Г. Баженова, Л.М. Митина, О.С. Сазонова, Е.Ю. Чернова и др.) позволил нам определить и показать важность использования следующего комплекса рефлексивно-педагогических приёмов развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов.
- самоанализ;
- самопознание;
- самоценка;
- саморазвитие.
Л.М. Митина, говоря об использовании данных приемов в процессе профессиональной подготовки специалистов, говорит о важности в обучении учителей приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля для формирования профессионального самосознания [12].
Е.Л. Ерина [7, с.92] при разработке приемов формирования рефлексивной позиции старшеклассников к рефлексивным приемам относит приемы самоанализа и самопознания. По ее мнению, рефлексивные приемы (самоанализ, самопознание), обеспечивают индивидуализацию эмоциональных, нравственных и интеллектуальных проявлений личности, способствующие интериоризации новых знаний и перестройке представлений, чувств, отношений, поведения. Анализ включен во все акты познавательной и практической деятельности человека, рассматривается в гносеологии, психологии, педагогике как познавательный процесс, как метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составляющие его части [18, с.37]. Понятие самоанализа как самостоятельной категории не рассматривается в философии и психологии, хотя оно входит в состав таких категорий, как самопознание, самосознание, саморегуляция, самооценка, рефлексия.
В педагогике понятие «самоанализ» чаще всего употребляется в контексте познавательных аспектов профессионально-педагогической деятельности (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, A.A. Реан и др.). В обобщенном виде самосознание в педагогике трактуется как «осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к миру, людям, самому себе» [17, с.684]. Самосознание имеет иерархию проявления от низшего уровня — самочувствия - через самосознание до высшего самоотношения, объективирующихся в самоконтроле и саморегуляции своего поведения [7, с.92].
С.Б. Елканов определяет самоанализ как сложный процесс, требующий критической оценки фактов, соотнесения себя с определенными ценностями. Он считает, что студент оценивает свою личность с точки зрения всестороннего развития себя как специалиста высшей квалификации, оценивает и психофизические, и профессиональные, и социальноличностные качества. Поэтому самоанализ охватывает не короткие и узкие «кусочки» жизни студента, а более или менее продолжительные периоды, дающие основание для выводов [6, с.39]. С.Б. Елканов приводит пример частного случая самоанализа как прием сравнения себя с идеалом, с личностью товарища, с самим собой в прошлом или будущем. Такой прием позволяет студенту видеть себя в постоянном процессе изменений, в динамике развития, что весьма важно для формирования установки на самосовершенствование.
Важность обучения самоанализу молодых специалистов подчеркивают многие авторы, в том числе Е.Ю. Чернова, отмечая, что регулярный анализ и оценка всей жизнедеятельности выступают как необходимое условие саморазвития личности студента любого вуза, а адекватная самооценка позволит обеспечить повышение качества его деятельности [19]. Поэтому мы считаем необходимым использование самоанализа как рефлексивно-педагогического приема при развитии этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов.
По мнению E.JI. Ериной приемы самоанализа предполагают:
- рассмотрение в качестве объекта - собственного поведения в ситуациях социального взаимодействия, собственной личности, ее особенностей, системы ценностей и т.д.;
- выделение собственной системы критериев анализа собственного поведения, личностных качеств;
- отделение существенной информации от несущественной;
- отнесение вычленяемых свойств или явлений к некоторой группе (классификация);
- выявление противоречий [7, с.93].
Самоанализ предшествует самопознанию, именно на его основе происходит синтез имеющихся представлений, установок на собственное «Я», дополняющееся осознанием индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Началом большой и кропотливой работы студента по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Оно пред-
ставляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:
- самопознание себя в системе социально-педагогических отношений;
- самопознание в условиях учебно-профессиональной деятельности;
- самопознание тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность.
Самопознание - процесс сложный и неодномоментный, который происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т.д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности, что-то в себе рассматривается хорошее, а чем-то человек остается недоволен. Основными способами самопознания С.Б. Елканов выделяет самонаблюдение, самоанализ и самоиспытание [6].
Результатом самопознания становится понимание себя, как личности, своего места в обществе, понимание того, каков твой образ в глазах других людей. Наиболее существенным результатом использования рефлексивно-педагогического приема как самопознание является расширение знаний о себе и других людях как о представителях определенного этноса, возникновение устойчивой мотивации к личностному саморазвитию в сфере этнопедагогической культуры.
Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.
Развитие информационно-содержательного и личностного компонентов этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов, в первую очередь, сталкивается с проблемой самооценки, где в качестве благоприятного критерия для данного процесса может выступать адекватная самооценка студента. В подтверждение можно привести слова С.Б. Елканова: «Человек как в зеркале отражается в отношениях к нему других людей. Критика и самокритика в студенческой группе, взаимная доброжелательная требовательность формируют у студента объективную самооценку, требовательное отношение к своей личности» [6, с.40]. Исследователь считает, что самооценка - не просто фиксация уровня развития личности, а ценностное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему.
На основе самопознания и самооценки у студентов начинает вырабатываться решение заниматься саморазвитием. Процесс принятия такого
решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой. Здесь важно волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.
Можно сделать вывод, что студент, будущий педагог-психолог, с глубоким самопознанием и высокой самооценкой отличается от студентов с низким уровнем этих процессов стремлением к саморазвитию, положительным мотивационным установкам и ожиданиям, умением контролировать собственные эмоциональные состояния и иными способами смыслообразования (актуализированная модель профессиональной деятельности, задачи на развитие профессионально важных качеств, планирование карьеры и др.).
С.Б. Елканов отмечает, что «самопознание и самооценка имеют смысл, если они пробуждают студента к активным действиям по работе над собой» [6, с.150]. Решая проблему профессиональной подготовки будущего педагога-психолога, мы исходим из того, что студент обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Личность становится социально зрелой по мере включения ее в деятельность. Б.Т.Лихачев в своих трудах указывает на характер обусловленности становления личности многосторонней деятельностью и общественной жизнью, подчеркивая, что личность должна быть готовой к решению задач, выдвигаемых жизнью [11, с. 42]. Деятельностный подход определяет активность личности как одно из условий ее развития, познания окружающего мира и творческой самореализации в нем (Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.). Учитывая это, мы считаем, возможным и необходимым применить следующий рефлексивно-педагогический прием как саморазвитие при развитии этнопедаго-гической культуры будущих педагогов-психологов в процессе подготовки в вузе. Деятельностный подход позволяет рассматривать этнопедаго-гическую культуру как предпосылку, цель, способ, результат и критерий оценки педагогической деятельности. Использование рефлексивнопедагогического приема как саморазвитие помогает актуализировать приобретенные знания и жизненный опыт в процессе самостоятельного исследования проблем личностного развития, социального взаимодействия, жизненного самоопределения, профессиональной деятельности.
Т.Е. Климовой [9] доказано, что концепция саморазвития как формы самовыражения личности находит свое отражение в следующих научных идеях: человек — активный субъект, познающий и преобразующий мир и самого себя в деятельности; самореализация личности осуществляется в творческой деятельности. Ученым выделены постоянно присутствующие характеристики понятий «развитие - саморазвитие» [9, с. 149], т.е. своеобразных констант, без которых теряется их смысл.
В исследованиях В.И. Андреева [1; 2], И.Ф. Исаева [8], Т.Е. Климовой [9], Н.Я. Сайгушева [14], Н. Ш. Чинкиной [20], И, А. Шаршова [21] доказано, что:
а) функциональный блок саморазвития личности включает в себя такие образования как самопознание и самопроектирование; к факторам управленческого характера относятся самооценка, самоконтроль, саморегуляция; средствами саморазвития выступают самообучение, самовоспитание, самообразование;
б) к интенции процесса развития в режим саморазвития ведут: внутренние исходные предпосылки, в содержании которых важное значение имеют мотивы и ценностные ориентации личности (основное психологическое состояние - «хочу»); умение осуществлять заданную деятельность, адекватно ее оценивать и проектировать дальнейшее ее совершенствование (основное психологическое состояние - «могу - делаю»);
в) ведущими педагогическими принципами данного процесса выступают принципы осознанной перспективы, центрации на личность, рефлексивной активности, обратной связи, а его реализация осуществляется на основе формирования мотивационной сферы студентов.
Решение о саморазвитии конкретизируется на этапе планирования. Планирование саморазвития - процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач саморазвития; с разработкой программы личного развития; с определением организующих основ своей деятельности по саморазвитию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).
Преподаватель вуза должен помнить и о том, что саморазвитие предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Поэтому для развития этнопедагогической культуры будущих пе-дагогов-психологов на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности будущего педагога, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой.
При использовании данного рефлексивно-педагогического приема как саморазвитие необходимо учитывать особенности данного приемы:
- предоставление высокой степени самостоятельности и свободы для проявления инициативы и творчества, при одновременном контроле и оценке результатов;
- введение элементов состязательности, здоровой конкуренции в учебном процессе;
- организация пропаганды опыта саморазвития лучших студентов;
- периодическое обсуждение вопросов профессиональнопедагогического самосовершенствования на лекциях, семинарских занятиях, индивидуальных беседах и консультациях.
Следует отметить, что в интересах оптимизации процесса профессионального саморазвития конкретного студента необходимо сравнивать
не с другими, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в решение тех или иных учебнопрофессиональных и познавательных задач.
Для повышения эффективности педагогического образовательного процесса в вузе, с нашей точки зрения, необходимо систематическое использование данных приёмов. В процессе работы с приведенными приёмами меняется и роль преподавателя. Он может выступать в роли консультанта, помощника наблюдателя, источника информации, координатора. Но главная задача преподавателей состоит в том, чтобы достичь эффективного развития этнопедагогической культуры; научить студентов разбираться в различных этнических и социальных процессах происходящих в обществе, правильно оценить их, привить уважительное и отношение к культурам других народов, творчески и правильно мыслить.
Развитие этнопедагогической культуры представляется возможным только при эффективном включении в процесс профессиональной подготовки внутренней активности будущих педагогов-психологов. Рефлексия будущего педагога-психолога на свою этнопедагогическую культуру способствует осознанному развитию его профессиональных качеств и становлению всех компонентов этнопедагогической культуры. Это предполагает использование в рамках профессиональной подготовки в вузе соответствующих рефлексивно-педагогических приемов. Как показывают теоретические исследования и практика, что данные приёмы в комплексе, при систематическом употреблении дают эффективные результаты.
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И, Андреев. - 2-е изд, - Казань; Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
2. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань, 1994. - 247 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с,
4. Баженова, Н.Г. Формирование рефлексивной готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности [Текст]: дисс, ... канд. пед. наук / Н.Г. Баженова. - Магнитогорск, 2006. - 200 с.
5. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект [Текст]: монография / В.А.Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
6. Блканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов / С.Б. Елканов. - М.: Просвещение, 1989.- 189 с.
7. Ерина, Е.Л. Педагогические условия формирования рефлексивной позиции старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Ерина. - Магнитогорск, 2002. — ] 99 с.
8. Исаев, И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Исаев, М.И. Ситникова. - Москва — Белгород: Изд-во Б ГУ, 1999. - 244 с.
9. Климова, Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Т.Е, Климова, - Оренбург, 2000. - 328 с.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность, Сознание. Личность [Текст] / А.Н.Леонтьев —
М.: Политиздат, 1975.-304 с.
11. Лихачев, Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1979. - 167 с.
12. Митина, JI. М. Формирование профессионального самосознания учителя [Текст] / Л.М. Митина//Сов. педагогика. - 1989. -№ 12.
13. Сазонова, О.С. Формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки педагогов-психологов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.С. Сазонова. -Чебоксары, 2006. - 190 с.
14. Сайгушев, Н,Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя [Текст]: дисс. ... доктора пед. наук / Н.Я, Сайгушев. — Магнитогорск, 2002. - 408 с.
15. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, - М.: ИПЧ «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
16. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
17. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: Современное слово, 2001. -928с.
18. Философский словарь [Текст] / Под ред. М.М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1975.-496 с.
19. Чернова, Е.Ю. Самоанализ инвариантной части педагогической деятельности [Текст]: учебное пособие для преподавателей всех дисциплин / Е.Ю.Чернова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 84 с.
20. Чинкина, Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителя в условиях инновационных школ [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Н.Ш. Чинкина. — Казань, 1995.-168 с.
21. Шаршов, И.А. Проблема саморазвития и культура личности [Текст] / И.А. Шаршов / Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография // Под ред. проф. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БГУ, 1999. — С. 21-29.
22. Сайгушев, Н. Я. Игровое моделирование в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста [Текст] / Н. Я. Сайгушев, Л. И. Сайгушева, А. С. Валеев, С. А. Новикова, Д. А. Савельев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 114-122.
23. Левченко, В. В. Средства формирования психолого-педагогической готовности будущих учителей интегративного профиля [Текст] / В. В. Левченко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 101-114.
24. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] / В. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 139-145
25. Дергунова, Т. А. Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций [Текст]/Т. А. Дергунова//Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 170-175.
26. Ахметова, М. Н. Проблемно-модульный и задачный подходы в подготовке студентов к проектированию и реализации педагогических технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С, 7-20
27.Гнатышина, Е. А. Моделировние подготвки педагогов профессионального обучения [Текст] / Е. А. Гнатышина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№4.-С. 21-30
28. Елагина, Л. В. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода [Текст] / Л. В. Елагина, Н. А. Сергеева// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 58-69.
29. Асадуллин, Р. М. Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Р. М. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 34- 43.
30. Исаев, И. Ф. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме [Текст] / И. Ф. Исаев, И. А. Шаршов // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 2. - С. 43 - 54.
31. Кульгина, Л. А. Интегративная основа качества процессов и результатов обучения студентов вуза [Текст] / Л. А. Кульгина // Сибирский педагогический журнал. -2009. -№ 2. - С. 65 - 75.
32. Беловолов, В. А. Научный журнал в России: актуальные проблемы и перспективы развития в современных условиях [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 25 - 33.
33. Фатеев, В. А. Концептуальные основы формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе реализации личностно-ориентированного похода в обучении [Текст] / В. А. Фатеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 24 - 35.
34. Апарина, Л. А. Оценка универсальных компетенций специалиста [Текст] / Л. А. Апарина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 35 - 42.
35. Валеев, А. С. Функциональный анализ педагогической деятельности будущего учителя на основе рефлексивного подхода [Текст] / А. С. Валеев II Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 42 - 49.
36. Смышляева, Л. Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л. Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.
УДК 373.018.532(571.56)
Жиркова Саргылана Гаврильевна
Аспирантка Педагогического Института Якутского Государственного Университета им. М.К.Аммосова 5гЬ1гкоуа@.уаЬоо.сот. Якутск, Республика Саха (Якутия)
КОЧЕВАЯ ШКОЛА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Zhirkova Sargylana Gavrilievna
PhD student, Pedagogical Institute, Yakut State University named after M.K. Ammosov, szhirko-vafevahoo.com. Republic of Sakha (Yakutia)
NOMADIC SCHOOL: PAST AND PRESENT
В Российской Федерации получение качественного образования является важной составной частью в жизни каждого россиянина. Именно поэтому с каждым годом в стране увеличивается число различных учебных заведений. Взять, к примеру, Республику Саха (Якутия), здесь функционируют большое количество учебных заведений, среди них есть кочевые школы в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. В начале девяностых годов они обрели так называемую «новую жизнь» и сейчас функционируют в республике, вызывая интерес у многих исследователей и экспертов из разных стран и регионов РФ.
Кочевые школы были открыты в нашей стране еще в 20 - 30 годы XX века. Несмотря на то, что эти школы были ликвидированы и прекратили свою деятельность на долгое время, сегодня, они начали открываться снова. В республике функционируют больше десяти кочевых школ, а девять из них являются пилотными школами ЮНЕСКО. Школы являются
филиалами оп специфику. Э тельности (ол языка (в респ численных н; численностьк В совре? рода образов слишком бол считают, что школы являк выми народа шили возрод временное В{ Истор черты. Исслс тии образовг страны - Як; ссыльных ра человека. М Они активш вые школы, начинается политссылы Якутии, но I Такж зация школ духовных, 1 тельное, но турного ур наряду с об подавать р} гозора и сс ников был приютами ляться отш му поводу.
В.П. отмеч складывап для удовле странения тей велось ванных лк детей граг* утверждат явление м