Развитие этической культуры школьников в процессе освоения общечеловеческих ценностей
В. Н. Клёпиков
Формирование этической культуры школьника наиболее эффективно осуществляется в контексте становления его общей культуры в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей. Аксиологическая интеграция - это процесс сопряжения, проникновения и восполнения различных ценностей до их общечеловеческой значимости, выражающийся в актах достижения взаимоуважения, взаимопонимания и взаимообогащения. Под процессом интеграции в школе мы понимаем совместную творческую, исследовательскую и трудовую деятельность учителя и учеников, при осуществлении которой возникает некоторое или полное межличностное согласие по каким-либо вопросам и проблемам.
Ключевые слова: этическая культура, учащиеся, подростки, система ценностей, нравственные ценности, интеграция, исследовательская деятельность.
Development of Ethical Culture of Schoolchildren in the Course of Development of Universal Values
V. N. Klyopikov
The formation of ethical culture of a schoolboy is realized more effectually in the context of formation of his general culture in the process of integrate mastering human values. The valuable integration is a process of conjugation, penetration and make up for different values before their human significance, expressed in acts of mutual understanding, mutual respect and mutual enrichment. We understand joint creative work under the process of integration at school, research and labour activity of a teacher and pupils under which some or full interpersonal agreement on some questions and problems occurred.
Key words: ethical culture, pupils, teenagers, system of values, moral values, integration, research activity.
Формирование общей и этической культуры школьника возможно с учетом полноты его социальной и культурной жизни, которую поддерживает и обеспечивает интегративное освоение общечеловеческих ценностей. На наш взгляд, именно интегративное освоение общечеловеческих ценностей позволяет наиболее гармонично связывать обучение и воспитание, классные и внеклассные мероприятия, предметы гуманитарного и естественно-математического цикла.
Как известно, школа занимается формированием этической, эстетической, интеллектуальной, экологической культуры учащихся. При этом все аспекты культурного развития находятся в неразрывном единстве друг с другом и являются органичными частями общей культуры школьника, поэтому общая культура и её составляющие формируются одновременно, непрерывно подпитывая и обогащая друг друга.
Под общечеловеческими ценностями мы понимаем те ценности, которые позволяют носителям разных мировоззрений, культур и идеологий находить общий язык, совместно жить, учиться и работать, ставить и достигать общие цели, а также решать нравственные задачи и проблемы.
Интеграция - это такой процесс взаимодействия людей, культур, произведений, народов, при котором не происходит противопоставления и умаления личностных, коллективных, национальных ценностей, но совершается их утвер-
ждение, обогащение и восполнение.
Единое интегративное поле общечеловеческих ценностей не есть нечто безликое, стереотипное, массовое. Это - своеобразная аксиосфе-ра, в которую включены как отдельные ценности, так и пространство их функционирования, причём все ценности принципиально сохраняют свои национально-культурные признаки, не растворяются в других, но в процессе их взаимодействия и обогащения смыслами появляются временные пограничные области соотнесения, сопряжения, пересечения. Таким образом, происходит не только выявление общечеловеческих ценностей, но и обогащение национальных, этнических, личностных и других ценностей, участвующих в диалоге.
Суть интегративного освоения общечеловеческих ценностей заключается в том, чтобы ценности «ожили», обрели «плоть» и тем самым получили для школьника смысложизненную полноту. Для этого они должны войти во взаимодействие с его внутренним миром и обрести субъектную значимость.
Процесс интегративного освоения общечеловеческих ценностей в школе состоит из трёх основных этапов:
— в младшем школьном возрасте данное освоение происходит преимущественно в ракурсе целостного эмоционально-образного восприятия ценностей; в процессе межличностного взаимо-
действия сказочные и реальные персоналии, являющиеся носителями различных ценностей, входят в соприкосновение с внутренним миром ребёнка и образуют субъектно-обусловленную этическую иерархию;
- в подростковом возрасте освоение общечеловеческих ценностей совершается в ракурсе их конструктивного интеллектуально-критического рассмотрения; на этом этапе ценности, которые были в начальных классах восприняты как безусловная эстетически привлекательная данность, критически переосмысливаются и перепроверяются; в процессе диалектического взаимодействия выявляются противоречивые и парадоксальные аспекты различных ценностей, которые «задевают ученика за живое», таким образом, усвоенные нравственные ценности занимают во внутреннем мире подростка по степени их личностной значимости соответствующее место;
— в старшем школьном возрасте освоение происходит в ракурсе философско-мировоззренческого понимания ценностей, когда ученик занимает по отношению к ним позицию «вненаходимости» (М. М. Бахтин); в процессе диалогического взаимодействия различные ценности выстраиваются в различные конфигурации, отражая то или иное этическое направление, те или иные взгляды, то или иное мироощущение, и обретают для старшего школьника системное единство, выявляя его мировидение, миропонимание, мировоззрение.
Во время проведения уроков и внеклассных мероприятий культурно-нравственной направленности невозможно привлечь все общечеловеческие ценности, поэтому целесообразно выделить базовые - нравственные, эстетические и интеллектуальные. Концентрированное единство нравственных, эстетических и интеллектуальных ценностей выражает триада «Истина - Добро - Красота», которую в истории философской мысли часто связывали с основными духовными способностями человека - интеллектом, волей и чувством.
Обращая внимание на триаду «Истина - Добро - Красота», мы отнюдь не утверждаем, что она представляет собой нечто абсолютное, бесспорное и окончательное. Однако триады («Вера - Надежда - Любовь», «Свобода - Равенство -Демократия» и т. д.) так или иначе способствуют организации общечеловеческих ценностей, привнося в их многообразие единые критерии, действующие наподобие центров кристаллизации.
Нравственные ценности проявляются в трёх сферах: направленности сознания (личностно обусловленное содержание идеалов, принципов, норм, ориентация на добро и т. д.); характере качеств личности (человечность, совестливость, чувство собственного достоинства, ответственность, патриотизм, толерантность, трудолюбие и т. д.); результатах деятельности и поступков (жизнеутверждающие, гуманистические, патриотические и т. д.).
Эстетические ценности в первую очередь необходимы для совершенствования чувственно-эмоциональной сферы человека (художественного вкуса, образного мышления, интуиции, потребностей и т. д.), а также для раскрытия и обнаружения его духовно-нравственной выразительности, внутреннего и внешнего облика. Мы исходим из того, что в своём стремлении к добру любой человек становится в то же время и красивым человеком. Прекрасным с гуманистической точки зрения является то, что нравственно, что совершенствует и возвышает человека. В этом смысле любой человек может стать эстетически привлекательным; его внутренняя красота, в конце концов, проявится и вовне: неприглядное лицо станет эстетически выразительным, если его одухотворяют живое чувство, сила любви, высокие мысли, нравственные поступки.
Приобщение к интеллектуальным ценностям нужно для того, чтобы помочь человеку ясно и логично мыслить, быть мудрым в разрешении жизненных проблем, придать его бытию целеустремлённость и осмысленность, стать профессионалом в какой-либо деятельности. В образовательном процессе этому способствует освоение трёх уровней: когнитивно-информационного (знания, умения и навыки), личностно-ориентированного (понимание, индивидуальные способы и приёмы), ценностно-ориентированного (компетенции и компетентность). Осваивая интеллектуальные ценности, школьник может достигнуть такого уровня, когда разумное - нравственно, а нравственное - разумно.
Взаимосвязь нравственных, эстетических и интеллектуальных ценностей обнаруживается в следующих проявлениях: во-первых, в органичной духовной целостности человеческих знаний, переживаний, чувств, мыслей, способностей, поступков, то есть в выразительности общей духовной конституции школьника; во-вторых, в результатах его деятельности и творческих продуктах; в-третьих, в сбалансированных и гармоничных отношениях между учеником и окружающим миром.
В процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей знания, идеи, проблемы, точки зрения погружаются в различные смысловые контексты и благодаря интегративным механизмам (творческая деятельность культурно-нравственной направленности, межличностный и межкультурный диалог, исторически и личностно обусловленные ценности) обнаруживается их общечеловеческая и личностная значимость.
Важно отметить, что не только гуманитарные, но и естественно-математические дисциплины имплицитно содержат в себе аксиологический потенциал, который необходим для интеграции общечеловеческих ценностей. Это связано с тем, что основные научные понятия «число», «атом», «заряд», «свет», «притяжение», «жизнь», «точка», «множество», «пространство», «время» и т. д. - это нерешённые человечеством тайны, к разгадке которых можно приблизиться благодаря росту духовно-интеллектуального потенциала человека. Таким образом, фундаментальные темы по математике, физике, химии, биологии и т. д., имеющие принципиальное значение для развития личности школьника, помимо их строго научной трактовки, можно рассматривать и как многомерные символические смыслообразы.
При умелой педагогической интерпретации эти понятия «разрастаются», проникают в пространство других наук и получают там смысловое наполнение. Все перечисленные понятия несут в себе тысячелетнюю мудрость развития человечества и выступают в роли интегрирующих узелков, связывающих различные школьные предметы в единое целое, поэтому благодаря таким понятиям открываются широчайшие возможности для притяжения между естественно-математическими и гуманитарными предметами.
Предлагаем вашему вниманию несколько интегрированных притчевых миниатюр, которые родились в стенах лицея.
Скорость жизни. Существует формула: время, умноженное на скорость, равно расстоянию. Будучи распространена на жизненный путь человека, эта формула означает, что чем с большей скоростью «идёт», «бежит» или «летит» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Можно прожить короткую по времени жизнь, но пройти за это время в своём развитии громадное расстояние. Таким образом, скорость жизненного движения зависит от способности человека развить нужную скорость. Пушкин прожил всего 37 лет, но за свою жизнь он сделал столько, сколько другой человек не сделал бы за несколько жиз-
ней, например, за 300 лет. Конечно, многое зависит от врождённых способностей, но многое зависит и от самого человека. Так будем же двигаться по жизни с оптимальной скоростью!
Свет звезды. Удивительно, но мы видим свет звезды, которая погасла или которой давно уже нет в просторах Вселенной. Так и человек - его нет, но его незримое присутствие ощущается ещё долгие годы.
Память нации. Не так давно учёные открыли свойство обратимости некоторых металлических сплавов - они восстанавливают после упругой деформации свою форму, то есть сплав сохраняет память о своём прежнем состоянии. Такова сила духа и российского народа, который, пройдя сквозь нравственные заблуждения и насильственные эксперименты, обратился к своим заветным истокам и вновь возродился.
Духовное донорство. Взаимопомощью велик человек. Без этого качества он не достиг бы своих высот. Взаимность движет эволюцией, сочувствие правит миром, сострадание помогает выживать. Люди делятся друг с другом тончайшей энергией, передавая её через улыбку, рукопожатие, доброе слово. Добрые помыслы высветляют ауру нашей планеты и разгоняют мрак зла. Так живёт и распространяется общечеловеческое духовное донорство.
Земная точка и точки небесные. Ещё софисты Древней Греции убеждали, что окружность и касательная имеют не одну общую точку, и, казалось бы, реальный опыт это подтверждает. Однако спустя тысячелетия духовный опыт человечества показал, что не только формальная геометрия права, но и «геометрия сакральная». По словам оптинского старца Амвросия, «мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касаться земли, а остальным непрестанно вверх стремиться; а мы как заляжем на землю и встать не можем».
Храмы в жизни народов. Давно уже было отмечено, что всемирно известные храмы напоминают жизнь народов, которые их создали. Романский храм - неспешно и основательно прорастает из земли, но скорее не вверх, а вширь, утолщениями, наращиванием мощи, всей тяжестью, всей махиной; он лишён изящества, лёгкости, но не лишён пропорции, осёдлости, осознающего себя величия. Готический храм - резко, круто и стреловидно взмывает вверх, протыкая крутизну пространств, соревнуясь с облаками, почти без опор; стремясь титаническими усилиями взлететь, оторваться от земли, преодолеть силу при-
тяжения. Православный храм - приземист, связан с окружающей природой и символизирует скорее не прорыв, а плавное воспарение к небесам, ук-рытость благодатным покровом, здесь царит идея неторопливого молитвенного «горения к небесам». Уже созданные, храмы незаметно, но вполне весомо влияют на мирочувствие настоящих и будущих поколений людей.
Чистое питание. Из школьной ботаники известно: если ранней весной срезать веточку тополя и поставить её в воду, подкрашенную чернилами, то, когда появятся листочки, - они окажутся, вопреки естеству, не зелёными, а синими или чёрными - в зависимости от цвета чернил, добавленных в воду. Так и в процессе роста человека очень важно с раннего детства восполнять и под-питывать его не суррогатной, а настоящей культурой. Только тогда мы будем иметь дело не с мнимым, а с подлинным воспитанием.
Нравственная невесомость. Мы ходим уверенно по земле потому, что нас держит сила тяготения. А космонавт в космическом корабле находится в состоянии невесомости и плавает, так как эта сила значительно ослаблена. В мире этики
тоже существует гравитация. Эту гравитацию создают абсолютные моральные ценности и идеалы. Стоит этим ценностям и идеалам утратить силу, как человек в нравственном смысле начинает кувыркаться, теряя опору и всякие ориентиры.
Река жизни. Кто из нас не путешествовал по Оке, Волге, Каме, Неве или другой большой реке! Разумеется, мы хорошо представляем, как река становится широкой, полноводной - множество ручейков и речушек питают её воды. Вот так и жизнь человека подпитывается из множества источников - любовь, семья, работа, образование и т. д. И ничем этим нельзя пренебречь, иначе обмелеет и оскудеет река жизни.
Итак, если сказать кратко, то формирование этической культуры школьников в процессе ин-тегративного освоения общечеловеческих ценностей на уроках и мероприятиях выглядит следующим образом: актуализация индивидуальных нравственных ценностей и смыслов ^ приобщение к общечеловеческим ценностям и обнаружение универсальных смыслов ^ пополнение и обогащение личностных нравственных ценностей за счёт ассимиляции общечеловеческих.