Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
Бидюк Д. О.
Бидюк Дмитрий Олегович /Bidyuk Dmitriy Olegovich - студент, кафедра социальных наук и технологий, факультет социальных технологий, Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация: актуальным и важным фактором экономического, социального и культурного развития общества, сохранения духовных, нравственных, этических, гражданских, национальных, семейных, личностных ценностей, укрепления гуманистических основ жизни общества, утверждения между людьми высокой духовности и морали является воспитание детей и молодежи. Школа, семья, общество сегодня призваны обеспечить духовный рост личности, создав соответствующие условия для усвоения национальных и общечеловеческих ценностей, самовоспитания и самореализации личности, содействие ее интеллектуальному, физическому и эстетическому развитию, становления гуманных взаимоотношений. Морально-этические ценности личности предусматривают социокультурный процесс влияния общества на человека и, собственно, активность человека по критическому, творческому осмыслению определенных ролей, ценностей, исторического опыта в современных социально-экономических, политических условиях. В работе показано, что телевидение является одним из важнейших факторов формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников. Abstract: relevant and important factor of economic, social and cultural development of society, preservation of spiritual, moral, ethical, civil, domestic, family, personal values, strengthening the humanistic foundations of society, contention between people of high spirituality and morals is to educate children and young people. School, family, society today is designed to ensure the spiritual growth of the individual, creating the appropriate conditions for the assimilation of national and universal values, self-education and personal fulfillment, promoting her intellectual, physical and aesthetic development, the formation of humanitarian relations. Moral and ethical values provide a social and cultural identity of society in the process of human rights and, in fact, human activity on the critical, creative thinking specific roles, values and historical experience in the contemporary socioeconomic and political conditions. The paper shows that television is one of the most important factors in the formation of spiritual and moral values of younger students.
Ключевые слова: младшие школьники, формирование, ценности, нравственность, влияние.
Keywords: junior high school students, the formation, values, morality, influence.
Проблема развития и воспитания духовности является одной из центральных проблем современной педагогики и психологии. В основе процесса духовного воспитания ученые видят формирование у личности стремление к высоким общечеловеческим ценностям: гуманистических идеалов мира, милосердия, правды, справедливости; преобладание альтруистических мотивов, готовности поступиться собственными интересами ради интересов других; потребности бескорыстно делать добро и держаться подальше от зла. Степень развитости этих черт личности свидетельствует об уровне ее духовности. Духовное развитие личности - важная задача, которую поставило общество перед современной школой1. Духовность
1 Гулмадов Ф. Значение единства нравственных знаний и поведения в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-6 (176). С. 247-253.
35
личности - динамическое явление, которое формируется и изменяется в течение жизни человека, подвергаясь воздействию многих факторов. Успешность процесса духовного развития личности зависит от внутренних, психологических условий и внешних воздействий. Для формирования духовного мира ребенка нужен системный подход. Он предусматривает целостный, иерархический, взаимосвязанный и открытый процесс привлечения детей и молодежи к ценностям в их постоянном развитии и саморазвития, а также преемственность и непрерывность, то есть постоянное усложнение и разнообразие содержания и направлений развития нравственных качеств, комплексность и интегрированность, которые заключаются во взаимодействии обучения и воспитания, объединении усилий семьи, школы, внешкольных учреждений и детских объединений в воспитательном процессе2.
Процесс духовно-нравственного воспитания - организован целенаправленный воспитательный процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, он ведет к овладению и принятия детьми иерархии духовных ценностей. Духовно -нравственное воспитание предполагает формирование у представителей подрастающего поколения таких черт духовного сознания, как: чувство (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма) индивидуального духовного учета (терпение, послушание), личной позиции (способности различать добро и зло, проявления самоотверженной любви (к ближним), готовности к преодолению жизненных испытаний), духовно обусловленного поведения (готовности к служению людям и Родине, проявлений духовной рассудительности, милосердия, доброй воли). Итак, основной целью духовного воспитания является пробуждение у ребенка желания быть моральным. Учитывая то, что ребенок всегда находится перед выбором, то вся сущность воспитания заключается в том, чтобы человек от природы одновременно и зол, и добр, но должен развивать в себе приверженность к добру, потребность идти дорогой доброты, делал ежедневный выбор в пользу именно добра. Уровень духовно-нравственного воспитания личности, как известно, зависит от многих факторов, но существенное значение имеет воля человека и его желание стать лучше, непохожим на всех. Существует много разных путей реализации и осуществления нравственного воспитания. К ним относят: образец родителей, дошкольные учреждения, школа, внешкольные учреждения, самовоспитание, влияние окружающей среды и тому подобное3.
Телевидение влияет на формирование подобных ценностей достаточно напрямую. В внешкольных учебно-воспитательных заведениях деятельность направлена на получение знаний, умений и навыков по интересам, здесь обеспечены потребности личности, что является важным фактором в самореализации личности, а также реализуется культурный досуг учеников. Одним из факторов духовно-нравственного воспитания личности является личность педагога, который занимается процессом воспитания4. В школе, на уроках, постоянное общение со сверстниками и учителем также формируют нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Волнение, радость или образы младших школьников связаны с обучением. Поскольку на уроках взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, средства, содержание, методы и приемы, организация, то можно сказать, что воспитывает весь процесс обучения, а не так называемые воспитательные моменты. Все элементы работы достойного учителя направляются на то, чтобы сильные
2 Дондокова Р. Б. Некоторые аспекты развития духовно'-нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1-4. С. 62-65.
3 Боликова Л. Ю., Сильнова Ю. А. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (34). С. 121-126.
4 Ларин А. Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (61). С. 199-204.
36
стороны каждого из учеников были осознаны им самим и его товарищами. Именно это создает благоприятное эмоциональное состояние ученика в коллективе, является одним из условий его успешного нравственного развития5.
Ничто так не тормозит нравственное развитие у ребенка, как несправедливость взрослых, которая подавляет попытку и желание исправиться в лучшую сторону. Учитывая это, учитель должен стать образцом нравственного поведения, на которое равняются дети6. Роль учителя в данном аспекте является непревзойденной, поскольку ему предстоит обучить своих воспитанников справедливости и честности, на собственном примере через слова и действия объяснить эти понятия. Воспитательный процесс должен строиться так, чтобы в нем предусматривались случаи, в которых школьник оказывается перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Такие случаи для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет. Результат нравственного воспитания проявляется в отношении школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. К сожалению, процесс воспитания в целом больше направлен на то, чтобы развивать интеллектуальные способности, чем культуру и духовность. Духовной считается любая деятельность, которая ведет человека вперед в направлении определенной формы развития: эмоциональной, интуитивной, социальной, и указывает на жизненность внутренней силы.
В данном случае телевидение выступает как педагог. Источником самого телевидения как образовательного портала и ресурса выступают компании, которые спонсируют формирование направленного контента. Здесь необходимо дифференцировать направленность воздействия на младших школьников. Образовательные программы, как правило, имеют внутреннюю направленность без какой-либо установки на формирование общих компетенций. Более развлекательные программы, занимающие более 70 % детского телевидения, формируют лояльность к какому-либо бренду с целью повышения количества и уровня продаж. Замена педагогического начала формирует подобную возможность. Решение проблемы по сути своей сводится к решению проблемы загруженности родительского социума. Телевидение влияет лишь при возможности осуществления влияния вместо родительского. Работа с младшими школьниками эффективна только при соблюдении вышеуказанных условий.
Литература
1. Боликова Л. Ю., Сильнова Ю. А. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (34). С. 121-126.
2. Выдренкова А. А. Педагогические условия и особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников // Наука и Мир. 2015. Т. 2. № 10 (26). С. 47-50.
3. Гулмадов Ф. Значение единства нравственных знаний и поведения в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-6 (176). С. 247-253.
4. Дондокова Р. Б. Некоторые аспекты развития духовно-нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1-4. С. 62-65.
5 Кумахова Л. М. Духовно-нравственные основы воспитания милосердия у младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 25. С. 85-90.
6 Выдренкова А. А. Педагогические условия и особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников // Наука и Мир. 2015. Т. 2. № 10 (26). С. 47-50.
37
5. Кумахова Л. М. Духовно-нравственные основы воспитания милосердия у младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 25. С. 85-90.
6. Ларин А. Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (61). С. 199-204.
Метод «Перенимания»
Ефимова Е. В.
Ефимова Екатерина Васильевна /Efimova Ekaterina Vasil'evna - студент 4 курса, кафедра музыкального образования, факультет искусств и дизайна, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Аннотация: в данной статье анализируется метод «перенимания», или метод «подражания». Возможности и тонкости его использования.
Abstract: in this article analyzes method «of imitation». Opportunities and subtleties of its use.
Ключевые слова: пение, метод «Перенимания», метод «Подражания», вокальное исполнение.
Keywords: singing, «of imitation», vocal performance.
Пение - является неотъемлемой частью развития детей, это один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Словесный текст делает произведение более доступным для понимания детей, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, способствует их музыкальному и эмоциональному общению. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко ощутить и прочувствовать их содержание. В пении успешно проходит формирование всех музыкальных способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Помимо этого, дети приобретают различные знания о музыке. Пение помогает определить музыкальные потребности ребенка, свои любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально - слуховые представления звуковысотных отношений» [3, с. 145].
Вокальное исполнение непосредственно связанно как с общим развитием ребенка, так и с формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом [6, с. 88].
Определенное воздействие пение оказывает на детей, оно влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса, а правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь [1, с. 53].
38