Эксперимент в школе
В статье подводится итог трёхгодичной работе по развитию ценностно-смысловой сферы школьника. Развитие ценностно-смысловой сферы школьников осуществляется наиболее продуктивно, если в учебном заведении всеобщими усилиями поддерживается духовно-интеллектуальное поле, насыщенное общечеловеческими ценностями, а также привлекаются все уроки и внеурочные мероприятия, обеспеченные соответствующими технологиями, методами, формами и приёмами.
Маслевская Раиса Павловна
директор Заслуженный учитель РФ, Клепиков Валерий Николаевич
кандидат педагогических наук зам. директора по инновационной работе отличник просвещения РФ [email protected] «Лицей» г. Обнинск
Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе
Каковы итоги
экспериментальной работы по развитию ценностно-смысловой сферы учащихся?
Ключевые слова: общечеловеческие ценности; интеграция общечеловеческих ценностей; воспитание; духовно-интеллектуальное поле; развитие ценностно-смысловой сферы; научный, исторический, культурный и философский контексты.
Проблема воспитания школьников относится к числу фундаментальных задач, поставленных всем ходом эволюции человечества. Реальность настоящего времени состоит в том, что судьба цивилизации, как никогда раньше, зависит от человека, его образа жизни, культуры, мировоззрения, всего комплекса поведенческих установок.
Чтобы человек мог состояться как личность, субъект, гражданин, процесс его образования должен быть неразрывно связан с воспитанием, с формированием таких качеств, которые помогли бы ему занять достойное место в обществе, определить линию поступков, позицию, образ жизни. При этом воспитание и обучение выступают как взаимосвязанные и равновеликие составляющие образования.
На наш взгляд, полнокровное воспитание происходит только тогда, когда ребёнок погружается
в специально организованное духовно-интеллектуальное поле. Такое поле учёные называют по-разному: «творческим духом», «средой», «аурой», «атмосферой», «климатом», «пространством» и т.д. Однако все сходятся в том, что стены настоящей школы по отношению к ребёнку должны быть пропитаны радушием, заботой, терпением, мудростью и любовью. И этому могут способствовать культивируемые ценности и идеалы, к которым в ходе сотрудничества приобщаются дети и педагоги.
Воспитательный потенциал духовно-интеллектуального поля в школе постоянно поддерживается с помощью актуализации общемирового культурного наследия, сконцентрированного в общечеловеческих ценностях. Под общечеловеческими понимаются ценности, содержащие объединяющие смыслы и позволяющие носителям разных мировоззрений, культур и идеологий взаимодействовать, понимать друг друга и выстраивать гуманные отношения. Многие учёные выделяют следующие наиболее значимые общечеловеческие ценности: «человек», «жизнь», «отечество», «семья», «знания», «культура», «мир», «истина», «добро», красота», «природа» и др. (В.А. Караковский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.).
Общечеловеческие ценности не существуют каждая само по себе, они так или иначе интегрируются, создавая те или иные конфигурации, соответствующие внутреннему миру человека. Интегративное освоение общечеловеческих ценностей - это педагогическое конструирование процесса взаимодействия общечеловеческих ценностей, в ходе которого, благодаря различным культурным, историческим, философским, научным контекстам, происходит обогащение индивидуальных ценностей школьников общечеловеческими смыслами.
Мы исходим из того, что на каждом уроке и внеурочном мероприятии могут осваиваться те или иные общечеловеческие ценности, поэтому стараемся на каждом из них эту возможность использовать.
Приведём таблицу, где представлена триада ведущих ценностей для каждого школьного предмета1.
Под основными ценностями мы понимаем и наиболее значимые понятия, которые осваиваются на каждом уроке или внеурочном мероприятии. Мы исходим из того, что любое предметное понятие обладает ценностно-смысловым потенциалом, благодаря актуализации научного, исторического, культурного и философского контекстов.
1 Очевидно, что этот ряд можно легко продолжить.
36
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Эксперимент в школе
ПРЕДМЕТ ТРИАДА ОСНОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Математика Число Истинность Рационально сть
Русский язык Слово Ясность Грамотность
Литература Речь Выразительно сть Начитанность
История Память Патриотизм Отечество
Обществознание Демократия Свобода Равноправие
Физкультура Здоровье Воля Сила
Этика Добро Совесть Поступок
Эстетика Красота Соразмерность Пластичность
Физика Причинность Эксперимент Энергия
Химия Вещество Системность Закон
Музыка Профессионализм Гармония Мелодичность
Иностранный язык Язык Перевод Точность
Рисование Рисунок Колорит Образ
Труд Трудолюбие Мастеровито сть Надёжность
Биология Жизнь Развитие Питание
Экономика Рынок Предприимчивость Партнёрство
Информатика Информация Мобильность Глобальность
Культурология Культура Диалог Самобытность
ОБЖ Экология Безопасность Мир
География Земной ландшафт Страна Этнос
Астрономия Вселенная Галактика Земля
Основы православной культуры Вера Надежда Любовь
В чём же суть каждого из контекстов?
Научный контекст предполагает рассмотрение понятия с точки зрения объективных значений, а также истории наращивания этих значений. Обычно такое рассмотрение присуще учебникам и соответствующим специализированным словарям. Однозначное определение понятия очень важно в ходе научного познания, так как устраняет неопределённости и двусмысленность в трактовке термина.
Исторический контекст предполагает рассмотрение понятия в его развитии: его возникновение, содержательное наполнение с учётом различных субъективных мнений и точек зрений учёных. В процессе раскрытия исторического контекста значимо эмоционально-мировоззренческое отношение учёных к своим открытиям.
Культурный контекст предполагает рассмотрение понятия с точки зрения разнообразных культур. Как показывает общечеловеческий опыт, в различных культурах одни и те же понятия имеют различную смысловую наполненность в соответствии с тем или иным менталитетом.
Философский контекст помогает рассматривать те или иные знания в методологическом аспекте, в свете следующих диад: «целое - часть», «свобода - необходимость», «субъективное - объективное», «причина - следствие», «конечное - бесконечное», «субъект - объект», «свобода - необходимость», «знание - мнение», «случайное - закономерное» и т.д.
Степень насыщенности предметных понятий ценностными смыслами разная. Самыми насыщенными являются, конечно, гуманитарные понятия и менее -
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
37
Эксперимент в школе
естественно-математические. Однако мы убеждены, что хороший урок математики даёт для развития ценностно-смысловой сферы школьника гораздо больше, чем посредственный урок литературы или истории. Поэтому можно сказать, что в аксиологическом ракурсе все предметы выступают на равных, все без исключения весомы и существенны для развития внутреннего мира ребёнка.
Например, такое математическое понятие как «пропорция» может стать значимым для многих предметов. На уроках математики - это знание обычной и геометрической пропорции, на уроках литературы -поэтические сравнения, на уроках химии - расчёт меры смешиваемых веществ, на уроках физкультуры - чувство равновесия, на уроках труда - способность создать гармоничную и устойчивую конструкцию, на уроках рисования - учёт «золотого сечения», на этических занятиях - использование «золотого правила нравственности».
Как известно, с давних времён человечество обожествляло сферу. Данная фигура выступала символом Полноты, Совершенства, Гармонии. Важную духовно-интеллектуальную роль сфера играет и в современном мире. И это нам наглядно продемонстрировали дети, когда стали символически изображать свой внутренний мир на листочках бумаги. Очень часто они рисовали его в виде окружности, круга, сферы, овала, спирали, т.е. чего-то легко обозримого, динамического и «закруглённого», но в тоже время весьма насыщенного. А насыщенность выражалась символическими изображениями своих хобби, интересов, жизненных приоритетов, целей, любимых людей и кумиров, которые по степени значимости располагались или в центре, или на периферии.
Детские рисунки помогли нам осознать суть ценностно-смысловой сферы. Под ней можно понимать уникально-выразительную структуру внутреннего мира ребёнка, которая постоянно совершенствуется и пополняется значимыми ценностями и смыслами. Символическое же изображение данной сферы помогает понять конкретного ребёнка: его тревоги и заботы, увлечения и стремления, ценности и идеалы1. И самое главное - общее направление эволюции его внутреннего мира1 2.
В соответствии с развитием ценностно-смысловой сферы учащихся нами были выделены три возрастных этапа: младшего школьного возраста (от
1 Обычно свою сферу ребята рисуют в начале и в конце учебного года, чтобы была заметна тенденция к изменению. Для этого они используют компьютерные возможности. По желанию они свой «проект» на классных часах защищают.
2 Наш «Лицей» является экспериментальной площадкой при РАО «ГосНИИ семьи и воспитания» с темой «Развитие ценностно-смысловой сферы школьников в образовательном процессе школы».
7-11 лет), среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет) и старшего школьного возраста (от 15 до 17 лет). Специфику каждого из возрастов мы уяснили с помощью научной литературы и опоры на свой многолетний педагогический опыт.
Ценностно-смысловую сферу младшего школьника можно назвать эмоционально-образной. Она характеризуется слабой выраженностью рефлексивной активности, яркостью и чистотой эмоциональных восприятий, ценностно-смысловой аморфностью, непосредственностью. Насыщение ценностно-смысловой сферы в данном возрасте происходит с помощью героев из сказок, сказаний и мифов, т.е. ценностная окрашенность чувств и мыслей персонализируются в конкретных образах. При этом даже точные предметы осваиваются с помощью художественных образов.
Дети этого возраста, встречаясь со сказочным героем, через призму его переживаний узнают своё чувство, свою мысль, своё отношение. Поэтому богатство сказочных, мифических и художественных образов - это богатство детских чувств и состояний. Яркость и чистота переживаемых эмоций обусловливает глубину и устойчивость впечатлений, а значит, устойчивость его ценностно-смысловой сферы.
Младший школьник постоянно стремится к игровой деятельности. Игры прельщают ребёнка тем, что в них заложено непостижимое многообразие ситуаций, требующих от него проявления индивидуальности, находчивости, сообразительности.
В младшем звене очень важна личность преподавателя. Учитель - это образец человечности, даже тот же сказочный герой. Для ребёнка не существует знаний без учителя, любые знания он воспринимает через призму его безусловного авторитета, поэтому учитель является непосредственным воплощением образа добра, истины и красоты. «Учитель - это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего» (Ш.А. Амонашвили).
В детском коллективе царит дух оптимизма, здесь важна опора на общий жизнеутверждающий настрой класса («чтоб дух захватило!»). В процессе развития ценностно-смысловой сферы ребёнок вместе с учителем через посредство художественных образов формирует чувство причастности к родной стране, природе, к семье, к школе, к товарищам по классу, тем самым, актуализируя и соответствующие ценности. Таким образом, развитие ценностно-смысловой сферы ребёнка преимущественно происходит на основе наиболее общих и ярких впечатлений, полученных при общении с учителем и героями сказочных произведений.
Ценностно-смысловую сферу подростков можно назвать парадоксально-противоречивой. По срав-
38
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Эксперимент в школе
нению с младшим возрастом она характеризуется более чёткой выраженностью ценностно-смысловых контуров. Этот этап в развитии ценностно-смысловой сферы может быть охарактеризован как переходный от образно-эмоционального к рационально-логическому. Подростки уверенно выделяют существенные признаки понятий, различают свои чувства и переживания, находят им адекватные словесные характеристики. Однако, несмотря на всё более и более проявляющуюся ценностную иерархию, в поведении подростков реализуется незначительное количество культурно и социально значимых ценностей. У большинства из них мотивы поступков определяются не волевыми и разумными, а эмоционально-ситуативными причинами.
В данном возрасте ценности и антиценности проходят проверку на субъектную значимость. Выработанная в младшем школьном возрасте «абсолютная система отсчёта» подвергается трансформации и перепроверке. Отсюда и склонность подростков к протестному поведению, манипулятивным действиям и поступкам, противоречивым суждениям, софистическим умозаключениям, саркастическим вопросам. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования суждений и оценок взрослых к самооценке, всё большая опора на внутренние критерии.
Авторитет уважаемых взрослых людей и литературных героев сохраняется, но он рассматривается наряду с авторитетами друзей и кумиров; подросток уже не хочет зависеть от одного, даже глубоко уважаемого мнения. Освоенные в младшем возрасте ценности, которые были освоены как безусловная данность, он переосмысливает, подвергает кардинальному сомнению, чтобы потом вновь собрать в единую целостность. Подросток совершает сознательный и бессознательный труд по строительству ценностно-смысловой сферы, которую нужно воссоздать теперь самому. Таким образом, выстраивание индивидуальной ценностной иерархии происходит на основе противоречивой перепроверки и переоценки ценностей, с опорой на конструктивный личностный опыт и духовно-нравственную среду школы.
Ценностно-смысловую сферу старших школьников можно назвать философско-мировоззренческой. Данная сфера отличается устойчивостью, связанной со складывающимся мировоззрением, с нарастающими процессами самоидентификации и самоактуализации, т.е. с обретением себя как культурно-нравственной личности. Соотнося свой ценностный мир с миром другого, примеряя на себе образы различных героев, старший школьник начинает не просто им сопереживать, сочувствовать, подражать, но и учится самоанализу. Параллельно способности узнавать себя
в другом вызревает потребность в самораскрытии, самоопределении, самореализации.
Утверждение личности происходит в общении, поступках, трудовой деятельности. Однако внутренний мир старшеклассника также отличают противоречия: с одной стороны, - неистребимая и всевозрастающая потребность в идеале, в ценностных ориентирах, с другой же - неполнота практической жизнедеятельности, его включенности в систему общественных отношений.
В этот период уместно ставить вопрос о сравнительном анализе различных культурных традиций, выявлении сходства и различия культур, причинной обусловленности этих различий, сопоставлении мировоззренческих норм и ценностей. Поэтому данный этап предполагает, что молодой человек живёт уже не только с ориентацией на нравы, обычаи и нормы социокультурной жизни своего времени, но и держит в поле зрения общекультурные ценности. Здесь происходит постепенное осознание своей внутренней позиции в контексте общечеловеческой культуры. При этом старшеклассник вырабатывает и осваивает ценности, которые для него становятся «порождающими», т.е. через них вновь и вновь воспроизводится культурно-нравственный образ жизни.
В соответствии с возрастом мы выделили три ступени развития ценностно-смысловой сферы школьника: целостного эмоционально-образного освоения ценностей, конструктивного интеллектуально-критического постижения ценностей и философско-мировоззренческого усвоения ценностей. При этом мы учитывали, что на более высокой ступени достижения предыдущих ступеней сохраняются в «снятом» виде.
В ходе развития ценностно-смысловой сферы используются различные формы работы с детьми. Как мы уже сказали, для этого задействуются все уроки и внеурочные мероприятия. Особо хотелось бы остановиться на тех, которые в наибольшей степени направлены на творческое развитие и самовыражение детей. Это такие объединения, как НОУ «Многогранник», «Фемида», «Литературный салон», «Поэтическое общество», «Дебаты», «Девичья горница», СТК «Капель», хоровая студия «Голоса России», изо-студия «Юный художник».
Каждое объединение имеет свои приоритетные ценности, которые способствуют развитию ценностно-смысловой сферы ребёнка. Например, клуб «Дебаты» функционирует с учётом таких ценностей, как «свобода - равенство - демократия», научное общество учащихся «Многогранник» опирается на такие ценности, как «эвристичность - доказательность - самостоятельность».
В «Лицее» функционирует и «Пресс-центр». Главными целями школьной пресс-службы являются:
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
39
Эксперимент в школе
периодическое издание лицейского журнала «Лидер-times», выпуск литературно-поэтического альманаха «Восхождение», создание и информационная поддержка лицейского сайта, организация и проведение различных презентаций. За счёт расширения издательского дела «Пресс-центр» издаёт журналы, газеты, сборники стихов. Совместно с местными краеведами и поэтами г. Обнинска «Пресс-центр» внёс значительный вклад в создание лицейского музея. Значимыми ценностными ориентирами для «Прессцентра» являются «правдивость - демократизм - открытость».
Важную роль в развитии ценностно-смысловой сферы играет демократическая республика «Лидер». Каждый год свободным голосованием учащиеся избирают президента и министров, которые управляют республикой. Подобная структура самоуправления создана и в каждом классе. Как показывает практика, демократическая республика способствует социализации детей, волонтёрскому движению, формированию ответственности и становлению их гражданского самосознания.
Особо мы гордимся нашим музеем боевой славы «Безымянная высота». Он посвящён подвигу 18 си-биряков-добровольцев на Безымянной высоте, воспетой в известной песне Михаила Матусовского, которая начинается строками «Дымилась роща над горою, а вместе с ней горел закат, нас оставалось только трое из восемнадцати ребят...». В музее собран богатый материал об этом эпизоде войны. Каждый год в музее проходят встречи с ветеранами войны, которые рассказывают учащимся о боевых и послевоенных годах, исполняются песни тех лет, просматривается кинохроника. Таким образом, дети погружаются в те легендарные исторические события и проживают их.
Теперь более подробно покажем, как педагогический коллектив способствует созданию духовно-интеллектуального поля и развитию ценностно-смысловой сферы школьников с 1 по 11 классы.
Начиная с младшего возраста (1 - 4 классы), педагоги постоянно побуждают школьника к выявлению своего отношения к природе, семье, товарищам по классу, близким людям, произведениям культуры, предметному миру, знаниям. В это время особо значимыми являются эстетические ценности (прекрасное, художественное, возвышенное, комическое, героическое и т.д.). Младшие школьники впитывают в себя всё подлинно человеческое: гуманные отношения, способы доброжелательного общения и поведения, результаты добросовестного труда, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание любимым сказочным героям и уважаемым взрослым людям.
Через обнаружение красоты человеческих отношений, природы, игровой и художественной деятельности, труда, в ходе доверительного и методически продуманного общения осуществляется освоение общечеловеческих ценностей, которые имеют конкретное воплощение. На всех уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе педагоги учат детей обнаруживать ценностное отношение там, где его первоначально было незаметно - за кропотливой учёбой, ежедневным общением, работой, утилитарными интересами. Любую информацию учителя стремятся преломить через личность ребёнка, побуждая его к экспрессии, внешнему и внутреннему проявлению эмоций и чувств, личностной оценке различных явлений.
Чтобы знания являлись перед учениками не только как некая информация, но и как ценность, ставятся такие задачи, как исследовать, открыть, найти, выразить, спасти сказочного героя и т.д. Для этого выбираются или разрабатываются необходимые методические приёмы и привлекаются соответствующие игровые и художественные формы деятельности, в которых наиболее ярко раскрывается индивидуальность ученика (общение, различные импровизации, сценки, рисование, музицирование, танцы и т.д.). Вся многообразная палитра приёмов втягивает ребёнка в субъектно-значимую деятельность, помогает установить с миром доверительные диалогические отношения. В ходе выявления чувств и эмоций ребёнка, его оценочных позиций появляется возможность обогащения, развития и корректировки его ценностных предпочтений в направлении жизнеутверждающих ценностей.
Для отслеживания развития ценностно-смысловой сферы ребёнка привлекаются диагностические методики «Узнай себя», «Какой я», «Ты мне, я - тебе», «Я хороший, я плохой», «Я был, я стал», «Тест-рисунок», «Что я больше всего люблю и не люблю», «Кто мой любимый герой и антигерой», «Фантастический выбор», «Мои ценности» и др.
В подростковом возрасте (5 - 9 классы) развитие ценностно-смысловой сферы продолжается с возрастающей актуализацией не только эстетических, но и интеллектуальных ценностей (абсолютная и относительная истина, научность, системность, последовательность, доказательность, житейская мудрость, здравый смысл и т.д.).
Повышенная подростковая тревожность, негативизм, недоверчивость преодолеваются через жизнеутверждающую умственную деятельность, включающую развитие продуктивного воображения, логического, диалектического и диалогического мышления, конструктивного сомнения, искусства интерпретации текстов и т.д. Ведущими формами взаимодействия между учителем и учениками становят-
40
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Эксперимент в школе
ся дискуссия, доверительный разговор, совместный труд, коллективное путешествие.
Учителя постоянно побуждают подростков к выявлению существенных признаков изучаемых понятий, к самостоятельному выбору общечеловеческих ценностей и идеалов, к проявлению своего мнения по поводу тех или иных знаний, культурно-исторических и школьных событий, к самооценке, приложению усилий в направлении нравственного поведения.
С помощью опосредованных диалогических и рефлексивных методик, приёмов учитель помогает подростку осознать предпочтительную систему ценностей и идеалов, не противоречащую системе гуманистических ценностей, способствует постепенному и последовательному проникновению общечеловеческих ценностей в эмоциональную сферу ребёнка через проблемные ситуации, альтернативные суждения, стимулирующие поиск собственных решений, психолого-педагогических методик, активизирующих нравственный потенциал личности.
В ходе данного этапа духовно-интеллектуальное поле насыщается событиями, в процессе переживания которых ученик вступает с миром в диалогические отношения, встаёт в ситуацию выбора, занимает определённую субъектную позицию, осуществляет сознательную созидательную активность.
Для отслеживания динамики развития ценностносмысловой сферы подростков привлекаются такие диагностические методики, как «Моё настроение», «Мои пять качеств (позитивных и негативных)», «Я глазами других», «Идеал - Антиидеал», «Ассоциативные связи», «Недописанное предложение», «Сферограмма», «Этика поведения», «Жизненные ценности» и др.
На третьем завершающем этапе развития ценностно-смысловой сферы (10 - 11 классы) происходит с доминирующей актуализацией роли нравственных ценностей (правда, добро, достоинство, совесть, смысл жизни и т.д.), так как именно в этом возрасте старший школьник начинает осознавать себя как уникальную культурно-нравственную личность, целенаправленно занимающуюся самоопределением, самосовершенствованием и выстраивающую иерархию индивидуальных ценностей.
На уроках и внеурочных мероприятиях осуществляется культурно-историческое и нравственное осмысление фундаментальных знаний через призму их важности как для личности старшеклассника, так и для общества в целом. Амбивалентные состояния старшеклассника, присущие этому возрасту, отчасти преодолеваются за счёт таких форм деятельности, как философский диалог, исследовательская и проектная работа, коллективные дела, углублённое изучение культурных текстов, деятельность по созданию индивидуальных образовательных
продуктов. Развитие ценностно-смысловой сферы происходит на основе культурно-исторического исследования научных понятий, моральных категорий и ценностей с опорой на личностный опыт старшеклассника.
На данном этапе духовно-интеллектуальнее поле насыщается субъектно-значимыми явлениями культуры, в процессе проживания которых старшеклассник вступает в диалогические отношения с миром и с самим собой, реализует личностный опыт в поступках, осуществляет творчески-преоб-разовательную деятельность, выступает субъектом собственной жизни.
Особо значимыми в старшем звене становятся философические диспуты, на которых старшеклассники изучают и проводят сравнительный анализ различных культурных традиций, сопоставляют нормы и ценности различных эпох, стран, религий, выявляя их общечеловеческую значимость и самобытную специфику. Богатая палитра различных форм и приёмов позволяет строить живой диалог о смысле жизни, счастье, вечных вопросах и проблемах бытия, высших общечеловеческих и национальных ценностях. Назовём темы некоторых диспутов: «Как обрести свою родину?», «Как возможно взаимопонимание?», «Всегда ли я есть, когда живу?», «Парадоксы добра и зла», «Быть или казаться», «Можно ли построить свою жизнь на принципе ненасилия?» и т.д.
Одним из важных показателей динамики развития ценностно-смысловой сферы являются создаваемые учащимися образовательные продукты, в частности, письменные тексты (сочинения, эссе, этюды, исследовательские работы и т.д.). В них особенно наглядно происходит объективация, «материализация» субъективного мира школьника. Более того, благодаря данным текстам происходит осознание своего наличного духовно-нравственного состояния. Приведём некоторые тексты.
Духовное донорство. Взаимопомощью велик человек. Без этого качества он не достиг бы своих высот. Взаимность движет эволюцией, сочувствие правит миром, сострадание помогает выживать. Люди делятся друг с другом тончайшей энергией, передавая её через улыбку, рукопожатие, доброе слово. Добрые помыслы высветляют ауру нашей планеты и разгоняют мрак зла. Так живёт и распространяется общечеловеческое духовное донорство (Катя Блинникова, 11 класс).
Гений и гениальность. Говорят, что обычный, рядовой человек ведёт скучную и монотонную жизнь, что он не способен творить великие произведения культуры. Со вторым утверждением можно согласиться: не каждому дано создавать шедевры. Но вот с первым мнением можно поспорить: можно не быть
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
41
Эксперимент в школе
гением, но быть гениальным. Гениальной может быть любовь матери к ребёнку, мужчины к женщине, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни, гениальным может быть простое чувство изумления перед красотой мира. Бывает и так, что гений не сознаёт себя гением, обычный же человек, находясь в состоянии любви к миру, чувствует себя Человеком (Сычёва Лена, 10 класс).
Я хочу быть! Иногда люди задают себе странный на первый взгляд вопрос: «Всегда ли я есть, когда живу?». Данный вопрос позволяет поставить очень серьёзную проблему о смысле жизни. Размышляя над данной проблемой можно прийти к следующим идеям. Существуют два режима жизни: обыденный и творческий. Люди, живущие только обыденной жизнью, измеряют её воскресными днями, праздниками, зарплатами, покупками, днями рождения и т.д. Если таких событий мало, то жизнь представляется им бесцветной, пресной и обессмысливается. Получается так, что смысла в жизни нет, но жизнь полна. Поэтому подобные события придают людям жизненную уверенность и стабильность. Другая категория людей способна при дополнительных усилиях выходить на другой уровень жизни, где совершаются подлинные явления жизни: творчество, «безумные поступки», настоящая любовь и дружба. Именно такие события, по их мнению, придают краски и вкус жизни. Однако, скорее всего, два данных режима жизни не должны противостоять -они необходимы друг для друга и должны сосуществовать. И очень важно научиться их совмещать, находя «золотую середину»: живя повседневной жизнью, быть в мире «высоких помыслов и стремлений». Только тогда человек обретёт не призрачное существование, а бытие (Багдасаров Арсен, 11 класс).
Свет звезды. Удивительно, но мы видим свет звезды, которая погасла или которой давно уже нет в просторах Вселенной. Так и человек - его нет, но его незримое присутствие ощущается ещё долгие годы (Веселова Таня, 9 класс).
Важным итоговым результатом в 11 классе выступают исследовательские работы учащихся. Приведём названия некоторых работ последних лет, которые говорят сами за себя: «Смысловая выразительность числа» (Шон Алексей), «Пропорция и гармония мира» (Грабанов Павел), «Великая тайна пифагорейцев» (Сычёва Лена), «Красота геометрических задач» (Терехов Денис), «Софисты и софистика в науке и жизни» (Орлова Лена), «Парадоксы бесконечности» (Голубев Александр),
«Симметрия в науке и жизни» (Горбин Егор), «Фрактальное самоподобие в науке и жизни» (Горбунова Настя), «Особенности интегральнодифференциального взаимодействия мира и человека» (Поляков Роман) и т.д. «Суть понимания и непонимания в контексте западной философии и внутреннего мира человека» (Багдасаров Арсен), «Символизм в творчестве Андрея Рублёва» (Денискина Таня), «Сравнительный анализ понимания идейных истоков готического и православного храмов в работах русских писателей и философов» (Кизилова Яна), «Парадоксы добра и зла» (Яковец Алёна) и т.д.
Итак, подводя итог нашей трёхлетней экспериментальной работе, можно сказать, что развитие ценностно-смысловой сферы школьников осуществляется наиболее продуктивно, если в учебном заведении всеобщими усилиями поддерживается духовно-интеллектуальное поле, насыщенное общечеловеческими ценностями, а также привлекаются все уроки и внеурочные мероприятия, обеспеченные соответствующими технологиями, методами, формами и приёмами. Интерпретация внутреннего мира ребёнка как ценностно-смысловой сферы позволяет более оперативно реагировать, как на позитивные (поддерживать), так и на негативные (предотвращать) процессы, и самое главное, - создавать более-менее адекватную куртину внутреннего мира учащегося.
Литература
1. Клепиков В.Н. Концепция формирования этической культуры школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №4.
2. Клепиков В.Н. Проектирование и управление нравственно-ориентированными ситуациями // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №6.
3. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.
4. Клепиков В.Н. Этические ситуации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. -№5.
5. Клепиков В.Н., Прозоров В.Б. Диспут на тему: «Как обрести свою родину?» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6.
6. Ковалева Г. С. О международной программе PISA-2009 и одном из результатов по критериям: математическая и естественнонаучная грамотность. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2011. - №1.
42
Эксперимент и инновации в школе 2011/2