УДК 574+378
Г.Ю. Бочарникова, Дальрыбвтуз, Владивосток
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) ПРИ ПОДГОТОВКЕ СУДОВОДИТЕЛЕЙ
Экологическое образование в вузе наиболее убедительно достигает своих целей на практических и лабораторных занятиях, где используются различные формы обучения: диспуты,
реферативные работы, доклады, сообщения и их обсуждение.
Морская профессия - одна из наиболее древних и актуально современных, культуры древнейших очагов человеческой цивилизации, которые возникали и развивались вблизи и в тесной связи с природными водными системами.
При всех своих изменениях в век научно-технического прогресса мореплавание продолжает оставаться одновременно делом трудным и привлекательным, по-прежнему имеет большую общественную значимость, представляет значительный научно-практический интерес.
Участниками морской деятельности являются многочисленные слои населения и организации. Это моряки, рыбаки, судовладельцы, грузовладельцы, страховые, судостроительные и судоремонтные, железнодорожные и авиационные, агентские и снабженческие, иные промышленные и обслуживающие компании, порты, научно-исследовательские учреждения.
Одних этих обстоятельств было бы достаточно для того, чтобы причислить мореплавание к наиболее почитаемым и романтичным профессиям, заслуживающим должного внимания и преемственности.
Морское образование, как и любое другое, в конце концов, - это процесс развития и саморазвития личности, но только личности, жизнь которой связана с существованием у моря. Во время осуществления этого процесса человек должен овладеть социально значимым опытом человечества, жившего у моря. Овладеть опытом поколений, воплощенным в знаниях, умении, творческой деятельности, в эмоционально-ценностном отношении к миру моря и жизни у моря. Только такое образование может стать условием сохранения и развития материальной и духовной культуры жителей у моря. И очень важно, чтобы этот процесс не прерывался.
Основным методом получения любого образования служит обучение и самообразование. Такое обучение и такое самообразование, которые должны определить воспитание особого, морского мышления. Осознание человеком самого факта своего обитания у моря и связанного с этим последствий для него и его потомков. Процесс осознания этого должен начинаться с самого юного возраста и продолжаться в течение всего периода его жизни.
Сложность морских будней, умение жить и ладить в тесном коллективе, взаимная поддержка, чувство товарищества - такие качества формирует целенаправленная воспитательная работа педагогического коллектива Мореходного института.
Представляется важным выделить ту уникальную особенность трудовой деятельности на море, которая определяет ее специфику, делает методологически возможным «включенное» участие исследователя в ее изучение, не вызывая «возмущения» субъекта, что чрезвычайно важно в социологии, социоэкологии.
Отношение «человек - море» вбирает в себя всю массу аспектов человеческой жизнедеятельности, а связь хозяйственной деятельности на водной среде с природой наиболее органична. Не случайно древнее латинское изречение гласит: «Плавать - значит жить».
Производственной средой в море выступает не промышленное сооружение, искусственный объект, ассоциирующийся в привычном смысле с «местом работы», размеренным рабочим режимом и т.п., а непосредственно стихия, природа. Море является для моряков средой и средством труда. В определенном же смысле оно - продукт труда, поскольку в результате человеческого воздействия во многом ухудшилось первоначальное химико-биологическое состояние Мирового океана.
Таким образом, экология моря оказывается тесно связанной с экологией человека, а безопасность жизнедеятельности на море включает в себя оба эти аспекта, соединяет воедино инженернотехнические, сугубо производственные вопросы и социальные, нравственные, психологические, правовые аспекты принятия тех или иных решений.
Категория «культура безопасности» является сложным системным понятием для описания комплекса характеристик, отражающих, как минимум, взаимоотношения, убеждения, нормы поведения, обычно существующие внутри организации. Основная идея «культуры безопасности» заключается в понимании каждым сотрудником организации - от высшего руководства до рядового состава - того, что большинство аварий, в конечном счете, может быть предотвращено.
Корабль в море - это изолированный мир, где царят свои писанные и неписаные законы, нравы и обычаи. Речь идет об особом духовном феномене, на протяжении веков постепенно складывающемся среди мореходов, когда работа, по своей сути, определяет все остальное существование человека, т.е. является не работой, а жизнью. Профессия судового штурмана является одной из основных на морском флоте. От его знаний и опыта зависят безаварийное плавание судна, успех деятельности всего экипажа по выполнению рейсовых заданий.
Сопряженная с необходимостью действовать в сложных природных условиях, где часто возникают экстремальные ситуации на грани выживания, она требует не только профессиональных знаний и
навыков, но и особых нравственных качеств личности. Так возникает чувство «локтя», представления об общей взаимозависимости действий, необходимости взаимопонимания, ответственности, долга. Складываются понятия «команда», «экипаж», сочетающие в себе полную самоотдачу каждого и сплоченную слаженную деятельность всех.
Духовные ценности возникли как некие нравственные опоры, помогающие человеку выдержать тяжелые жизненные испытания, упорядочить действительность. Исследователи понимают под «ценностью то, что свято для конкретного человека, для группы людей и всего человечества», т.е. определенную систему мировоззренческих ориентиров.
Необходимость их формирования выражается и закрепляется в морских традициях и ритуалах, морском церемониале и протоколе, бережно хранится и воспроизводится мореплавателями всех стран, должна плавно войти в систему морского образования. Наличие высокого уровня экологического сознания имеет огромное значение в рамках подготовки специалистов флота. В этой области уровень профессиональной подготовки обязательно предполагает экологическую компоненту, предусмотренную, в том числе, международными нормами (МАРПОЛ-73/78, пДнВ 78/95, МКУБ). Эти требования являются нормативно обусловленной частью должностных обязанностей, а их выполнение - нравственный долг моряка.
Экологическое образование является составной частью концепции гуманизации и гуманитаризации морского технического образования. Продолжающееся ухудшение состояния мировых водных экосистем, увеличение за последнее десятилетие количества аварий на море, в том числе и по субъективным причинам, вызывает озабоченность мирового сообщества, заставило Международную морскую организацию взять под свой контроль национальные системы подготовки кадров плавсостава, унифицировать их соответственно современным международным стандартам, усилить ответственность за профессиональный уровень выпускников. Отсюда вытекает то большое внимание, которое уделяется экологической составляющей профессиональной подготовки курсантов в Мореходном институте Дальрыбвтуза.
Ядром концепции выступает понимание сущности экологического образования как социально-обусловленной системы, основанной на познавательно-воспитательной деятельности по усвоению знаний, формированию экологического мышления, соответствующего ему типа поведения. Цель экологического образования конкретизирует общую цель образования и воспитания и состоит, прежде всего, в формировании экологической культуры. Содержание экологического образования реализуется по трем пересекающимся уровням:
- научному - усвоение главных идей, теорий, концепций, характеризующих взаимоотношения человека и природной среды;
- ценностному - осознание универсальной ценности природы, понимание ее роли в жизни общества, внесения экономической оценки окружающей среды в использовании природных ресурсов, нанесенного ей ущерба и стоимости средств, необходимых для ее восстановления;
- нормативному - усвоение эстетических, моральных, правовых принципов, норм, законов, характеризующих отношение социума к природной среде.
Исходя из этого, можно выделить следующие основные направления построения экологического образования:
- междисциплинарный подход в формировании экологической культуры личности;
- системность и непрерывность изучения экологического материала;
- единство рационального и художественного познания и общения с природой как основы перехода к интеллектуальной и эмоциональной целостности деятельности индивида;
- взаимосвязь глобального, национального (регионального) и краеведческого (локального) аспектов раскрытия экологических проблем.
Следует подчеркнуть необходимость обеспечения действенного механизма по внедрению экологических знаний в учебный процесс, координации усилий разных курсов и кафедр, обмену информацией и опытом, методологическому и методическому обеспечению, организации вне учебной воспитательной работы. Ученые отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению чрезвычайной ситуации глобального масштаба.
Проблема предупреждения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера стала в нашей стране общегосударственной проблемой. Устойчивое развитие страны, ее экономики, повышение благосостояния народа могут быть достигнуты не путем ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а путем профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций. Один из путей профилактики - повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формирование культуры безопасности у населения страны до уровня, соответствующего развитию нашей цивилизации, стало приоритетной задачей в деле обеспечения национальной безопасности государства. Эта задача должна стоять на всех уровнях отечественного образования.
Большая предварительная исследовательская и научно-методическая работа была проведена в мореходном институте в связи с переходом к многоступенчатой системе подготовки специалистов с
учетом международных стандартов морской подготовки: от обмена опытом с морскими институтами г. Владивостока к всестороннему обсуждению новых проектов на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава с приглашением коллег из других морских учебных заведений и, наконец, к созданию соответствующей учебной системы подготовки, разработки и согласования учебных программ, изучаемых дисциплин базовых направлений разного уровня подготовки.
Отличительной чертой этих программ является наличие в них, кроме обычных положений (место и роль дисциплины в учебном процессе, ее содержание, литература и т.п.), новых - организация и формы проведения самостоятельной работы курсантов; требования к усвоенному материалу, по которому будет проводиться контроль (зачет, экзамен). Причем отдельно указывается, что должен знать и уметь делать курсант после изучения данной дисциплины.
Таким образом, происходит соединение теоретических знаний и практических навыков по их использованию, что является своеобразным тренингом.
Обоснованный выше подход к формированию экологического сознания через призму и в процессе профессиональной подготовки с учетом сложившихся в ее рамках морских традиций и современных инноваций последовательно распространен вплоть до учета особенностей получаемых специальностей на различных факультетах, т.е., по сути дела, до будущих функциональных обязанностей.
Морские традиции являются не только формами адаптации к профессиональной деятельности. Выверенные временем, они обладают большим нравственным потенциалом, закаляя и формируя «морскую душу», и, как духовные ценности, имеют непреходящий характер. Их сбережение и преумножение - наш долг как связующего звена в эстафете морских поколений.
Библиографический список
1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с
2. Алексишин В.Г. Наша история - наше будущее // Судовождение: Сб. науч. тр. / ОГМА. Вып. 3. Одесса: Латстар, 2о01. С. 3-14.
3. Голубев В.К. Обучение и подготовка моряка - корни культуры безопасности мореплавания // Судовождение: сб. науч. тр. / ОГМА. Вып. 3. Одесса: Латстар, 2001. С. 49-53.
4. Горчакова Н.К., Лукьянова О.Н. Роль экологического воспитания в становлении личности: сб. науч. тр. ДВГАЭУ. Владивосток, 2008.
5. Козырь Л.А. Морское образование в XXI веке // Бизнес-Марин. № 1. 2000. С. 5-6.
6. Любченко В.И. Культура безопасности - шаг в новое тысячелетие // Бизнес-Марин. № 3. 2000. 31 с.
7. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Ч. 1 // Академия тринитаризма. М., Эл. № 77 - 6567, убл. 11620. 02.11.2004.