УДК 327.5
ПОДГОТОВКА МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
О.В. Немцев; А.А. Иванова; Г.Ю. Бочарникова, Дальрыбвтуз, Владивосток
Факторы лидерства страны: наука, знания, образованность, квалификация. Сегодня не военная сила и даже не экономическая мощь определяют мировое лидерство. Мировое лидерство определяют наука, знания, образованность населения, квалификация работников, заинтересованных в постоянном наращивании масштабов инновационного процесса, умение применять новые знания, открытия и изобретения в производстве, конкурентоспособность на базе инновационной модели экономики.
Предлагаемая статья охватывает необходимую тему, в которой приведены стратегии исследования, изложены концепции теоретиков, представлен анализ основных тенденций по данной проблеме.
Современное состояние развития технических средств и методов судовождения, связи и промысла требует изменения подхода к профессиональной подготовке судоводителей. Внедрение ЭВМ в управлении судном и его техническими средствами влечет за собой изменение функциональных возможностей и отдельных обязанностей судоводителя, предъявляя повышенные требования к его квалификации и программному обеспечению компьютеров.
Глобализация требований к качеству морского образования, определяемая требованиями на уровне Международной морской организации (ИМО), также ориентирует на совершенствование подхода к образовательному процессу по ведущей морской профессии -профессии судоводителя. Таким образом, исследования и совершенствование средств и методов судовождения и промысла, направленные на улучшение профессиональной подготовки судоводителей, являются актуальной проблемой, решение которой способствует стабильному повышению безопасности мореплавания и эффективности промысла.
Совершенствование качества профессиональной подготовки инженеров-судоводителей неразрывно связано с основной парадигмой обеспечения безопасности судна и экипажа, а также экономической эффективностью работы транспортного, добывающего и вспомогательного флота. Мировая конкуренция по качеству образования и качеству его интеллектуальных ресурсов выдвинула проблемы качества морского образования на передний план. Появилась необходимость в разработке политики качества и
управления качеством в сфере подготовки морских специалистов и особенно судоводителей.
Основа успешной деятельности судоводителя (штурмана) -высокий профессионализм, вырабатываемый из интегрированной совокупности специфических знаний из разных предметных областей и наработанного практического опыта. Набор предметных областей, задаваемый учебным планом специальности, определяет профессиональный мир специалиста. Качество профессионального мира в свою очередь определяется уровнем полученных знаний по отдельным дисциплинам и ранжируется в период обучения экзаменационными оценками. Первичная связь между отдельными дисциплинами вырабатывается в периоды производственных практик. Поэтому целостная картина профессиональной сферы деятельности судоводителя - залог его успешной работы - складывается через достаточно большой промежуток времени после окончания вуза.
Поэтому будущему штурману в период обучения в вузе приходится самостоятельно преодолеть междисциплинарный разрыв специфических знаний и создавать профессиональную сферу деятельности специалиста из набора знаний различных дисциплин.
Профессиональную сферу деятельности судоводителя можно условно подразделить на две большие группы: стоянка судна и переход между портами. У судоводителя промыслового флота добавляется еще одна основная группа профессиональной деятельности - промысловые операции.
Сферу производственной деятельности судоводителя можно подразделить условно на 15 разделов в соответствии с перечнем дисциплин учебного плана специальности. Эти разделы должны в таком случае включать тестовые задания: по организации штурманской деятельности при подготовке судна к рейсу; плавания и ведения промысла в стандартных и аварийных ситуациях; соблюдения правовых основ судоходства и рыболовства; устройству судна и его качественным характеристикам; средствам и методам традиционной и современной навигации; методам и средствам обеспечения безопасного плавания; спасения на море. Модель профессиональных знаний, навыков и умений, изложенных в разделах, позволила сформировать базовые требования к контролю уровня и качества подготовки специалиста в области промыслового судовождения, включающая базовые знания судоводителя, знания технических средств судовождения, промысла и обработки информации, судно, орудие лова и т.д.
Структурный анализ принятой модели позволил определить слабые места системы, предложить пути их укрепления и необходимые решения. Кадровое обеспечение всех видов морской деятельности имеет первостепенное значение и предусматривает:
- создание условий для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления морской деятельностью;
- сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности;
- создание системы подготовки руководящих кадров органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области морской деятельности;
- укрепление российских морских традиций, расширение сети морских детских школ, клубов юных моряков и речников, рассматривая обучение в них как начальную ступень подготовки к службе и работе в российском флоте;
- обеспечение государственной поддержки в содержании и
эксплуатации учебных судов, материально-технической базы
образовательных учреждений морского профиля.
В области обучения целью ВПО по направлению подготовки специалиста по специальности «Судовождение» является: подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего специального профессионального (на уровне специалиста) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в сфере морехозяйственной деятельности, обладать универсальными и предметно специализированными компетенциями в сфере судоходства, рыбного промысла, обеспечения безопасности
человеческой жизни на море и сохранения окружающей морской среды, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки по специальности «Судовождение» является
формирования социально-личностных качеств:
- ответственность;
- организованность;
- целеустремленность;
- трудолюбие;
- гражданственность;
- коммуникативность;
- толерантность;
- повышение общей культуры и т.д.
Областью профессиональной деятельности выпускника
Мореходного института Дальрыбвтуза по направлению подготовки для специальности «Судовождение» является морское и речное судоходство, рыбный промысел, обеспечение безопасности
человеческой жизни и сохранение окружающей среды.
Все аспекты инновационного развития мореплавания и
обеспечение его безопасности. Проектирование и поддержание эффективного функционирования систем безопасности на море.
Морские и речные суда, иные подвижные и неподвижные объекты и управление ими как подвижными объектами с целью обеспечения и защиты:
- судоходства;
- промысла и обработки водных биологических ресурсов;
- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов;
- разведки морского дна и его недр;
- лоцманской и ледокольной проводки;
- поисковых, спасательных и буксирных операций;
- подъема затонувшего в море имущества;
- производства гидротехнических, подводно-технических и подобных им работ;
- защиты и сохранения морской среды;
- проведения морских научных исследований компонентов природной среды;
- осуществления учебных, спортивных и культурных мероприятий.
Выпускник Мореходного института Дальрыбвтуза специальности
«Судовождение» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- эксплуатационно-технологическую и сервисную;
- организационно-управленческую;
- проектно-конструкторскую;
- производственно-технологическую;
- научно-исследовательскую.
Задачами профессиональной деятельности специалиста-судоводителя является обеспечение безопасности морской деятельности, которая включает безопасность мореплавания, поиск и спасание на море, защиту и сохранение морской среды.
Обеспечение безопасности мореплавания осуществляется путем:
- неукоснительного соблюдения соответствующих норм международного права и российского законодательства;
- поддержанием, совершенствованием и развитием средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения;
- выполнением классификационных требований к техническому состоянию и годности судов, их всестороннему оснащению и обеспечению, подготовке и сертификации экипажей судов;
- оперативным использованием необходимой информации для мореплавателей;
- обеспечением поиска и спасания на море путем совершенствования существующей системы поиска и спасания людей на море;
- внедрением единой государственной глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за
местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане;
- защитой и сохранением морской среды путем мониторинга состояния морской среды и комплексными мерами по предупреждению и ликвидации последствий ее загрязнения;
- осуществлением мероприятий по предотвращению разливов нефти при разведке, добыче и транспортировке.
(Перечень задач указывается в соответствии с перечисленными видами профессиональной деятельности и в соответствии с требованиями профессиональных (квалификационных) стандартов.)
Говоря о морском образовании, следует исходить из того, что престиж любого морского специалиста, определяется: его высоким уровнем, объемом и универсальностью знаний, совокупностью сведений в области морехозяйственной деятельности, овладения им опытом человечества в этой сфере, его кругозором в сфере морской деятельности, исследовании морской среды, ресурсов и пространств Мирового океана, экономических, политических и правовых проблем использования пространств и ресурсов Мирового океана; проблем влияния Мирового океана на экосистему планеты; природной среды и глобальных процессов, происходящих в Мировом океане и смежных сферах, принципов и методов, направленных на снижение экологической нагрузки на акватории Мирового океана, внутренних морских вод Российской Федерации, сохранения и расширения сырьевой базы Российской Федерации, оптимизации промысла и управления рыбопромысловым флотом, обеспечения экономической и продовольственной независимости РФ, созданием новых технологических процессов и оборудования для безотходного производства, обеспечением внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской транспорт является безальтернативным видом транспорта для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Во внешнеэкономической деятельности обучение морской профессии должно иметь перед собой цель подготовить специалистов для работы в современных условиях.
Современный специалист (менеджер) должен умело и успешно пользоваться своим административным ресурсом, владеть обширными профессиональными и организационно-экономическими знаниями, уметь убеждать, разговаривать и договариваться с представителями власти и т.д. Это целый комплекс разнообразных видов направленности деятельности: экономической, юридической и
политической.
Библиографический список
1. Семин Ю.Н. Интегративный подход к проектированию содержания общеинженерной подготовки в техническом вузе //
Образование и наука / Известия Уральского научно-образовательного центра РАО, 2000. № 3. 48-58 с.
2. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Ч.1 // Академия тринитаризма. Эл. № 77-6567. убл. 11620.02.11. 2004.
3. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А. и др. Т. 1. РГИОО. М.: НИИЦ РАО, 2002. 676 с.
4. Качество образования: Концепции, проблемы: Материалы III междунар. науч.-метод. конф. / Под общ. ред. А.С. Вострикова. Новосибирск: НгТУ, 2000. 380 с.
5. Ларионова М.В., Шадриков В.Д., Железнов Б.В. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 45 с.
6. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.
7. Джонстоун Д.Б. Система высшего образования в США: Структура, руководство, финансирование // Университетское управление: Практика и анализ. 2003. № 5. 92-102 с.
8. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия // Экономист. № 12. 2002. С. 23.
9. Национальная инновационная система России: Модель и перспективы ее развития. 2003. Вып. 2. С. 213.