Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность в системе профессионально важных качеств специалиста судоводителя'

Коммуникативная компетентность в системе профессионально важных качеств специалиста судоводителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митракова О. К.

Представлены данные фрагмента исследования организацион-ных и коммуникативных способностей у курсантов (студентов) Мореходного института Дальрыбвтуза специальности «Судовожде-ние». Результаты работы могут быть полезны для решения про-блемы формирования коммуникативной компетентности у будущих специалистов судоводителей рыбопромыслового флота в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность в системе профессионально важных качеств специалиста судоводителя»

УДК 159

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА СУДОВОДИТЕЛЯ

О.К. Митракова, Дальрыбвтуз, Владивосток

Представлены данные фрагмента исследования организационных и коммуникативных способностей у курсантов (студентов)

Мореходного института Дальрыбвтуза специальности «Судовождение». Результаты работы могут быть полезны для решения проблемы формирования коммуникативной компетентности у будущих специалистов судоводителей рыбопромыслового флота в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе.

Профессионально-трудовая деятельность судоводителя специфична и полифункциональна, сюда входит деятельность штурмана и управленца - руководителя судового коллектива, протекающая в условиях, неблагоприятных для жизни, и характеризующаяся сложностью рабочих функций, ответственностью за жизни людей и материальные ценности на фоне личного риска.

Существует обоснованное мнение, что выполнение судоводителем обязанностей управленца значительно расширяет комплекс значимых для его профессиональной деятельности личностных качеств [2, 7].

К ним многочисленные авторы относят практически полный спектр характеристик, затрагивающих все сферы психологической организации личности руководителя: высокий интеллект, ответственность, решительность, инициативность, умение делегировать полномочия и устанавливать эффективные коммуникации с людьми [6].

Коммуникативные умения необходимы судоводителю, прежде всего, в роли оператора-штурмана, несущего вахту на ходовом мостике и получающего большое количество информации, прием, обработка и передача которой являются функциями коммуникации [2] .

Коммуникативные умения являются также основой деятельности судоводителя как управленца, которая осложняется тем, что профессиональная коммуникация протекает в особых условиях относительно изолированной малой группы, где сферы производства и жизнедеятельности пространственно ограничены параметрами судна, что порождает переизбыток связей с одними и теми же лицами [7].

Профессиональная деятельность судоводителей как штурманов и как управленцев может быть достаточно эффективной лишь при наличии у них коммуникативной компетенции, определяемой как умение выбрать необходимый коммуникативный код, обеспечивающий

адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации [1, 4].

В Международной конвенции (ПДМНВ-78/95) о правилах дипломирования моряков и несении вахт уделяется внимание умению специалиста судоводителя избегать ошибки при передаче информации, обеспечивающему безопасность человеческой жизни и сохранение имущества. Высоко оцениваются также навыки руководства, умение возглавить и направить действия людей в аварийной ситуации, включая умение обеспечить соответствующей информацией членов судоэкипажа и других лиц о том, какие действия от них требуются в данный момент [3].

Таким образом, успешность профессиональной подготовки инженеров-судоводителей во многом определяется формированием у них навыков и умений эффективной коммуникации, развитием способности организовывать взаимодействие людей в деловой сфере, направлять их поведение к желаемому результату, рационально используя социально-психологические характеристики

коммуникативной ситуации.

В современной литературе встречаются исследования по проблеме формирования коммуникативной компетенции у специалистов морского транспорта, в том числе у судоводителей [7, 8]. Указанные авторы выделяют как важнейшие психологические характеристики судоводителя организационные и коммуникативные способности личности, обусловливающие уровень развития её коммуникативной компетенции, и считают формирование последней неотъемлемой частью образовательной подготовки будущих специалистов судоводителей в морском вузе.

Этим определяется актуальность настоящей работы, посвящённой изучению динамики развития коммуникативных и организаторских способностей будущих специалистов судоводителей

рыбопромыслового флота в процессе обучения в вузе.

Соответственно цели исследования проводилась диагностика уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей у будущих специалистов судоводителей с помощью методики «КОС-2», раскрывающей индивидуальные возможности личности, необходимые в процессе межличностных коммуникаций [5]. Настоящая методика традиционно применяется для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности, к которым относятся умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять межличностные связи и проявлять инициативу, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, делегировать полномочия и целый ряд других. Методика даёт возможность отдельно определять уровень развития коммуникативных и организаторских способностей личности. Испытуемому предлагается тестовый материал из 40 вопросов, на каждый из которых он должен дать ответ «да» или «нет». Степень выраженности выявляемых способностей подсчитывается в баллах по двум соответствующим

ключам. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Высший балл при оценке обоих типов способности равен 20 -соответственно количеству вопросов в тестовом материале. Время выполнения задания 10-15 мин. С подробным описанием методики можно ознакомиться в литературе, указанной в библиографическом списке [5]

Исследование проводилось у будущих специалистов судоводителей - курсантов и студентов старших курсов мореходного факультета Дальрыбвтуза. Анализ полученных результатов проводился по двум группам обучающихся. Первую группу численностью 58 человек составили студенты и курсанты, обучавшиеся индивидуальной психотехнике эффективной коммуникации. Вторая группа (контрольная выборка той же численности и возрастного состава) была представлена испытуемыми, не обучавшимися этой психотехнике. Результаты обследования представлены в таблицах 1 и 2, а также на рисунках 1, 2 и 3.

В табл. 1 отражено количественное распределение состава испытуемых первой и второй групп по выраженности у них коммуникативных и организаторских способностей.

Таблица 1

Фоновые значения выраженности коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых первой и второй групп

Степень выраженности способности (балл) Первая группа испытуемых Вторая группа испытуемых

Коммуникатив ные способности Организаторск ие способности Коммуникати вные способности Организаторск ие способности

Человек % Челове к % Челов ек % Челове к %

Низкая (0-10) 17 29,3 11 19,0 16 27,6 12 20,7

Средняя (11-15) 28 48,3 31 53,4 27 46,5 35 60,3

Высокая (16-20) 13 22,4 16 27,6 15 25,9 11 19,0

Данные табл. 1 показывают, что у всех испытуемых как первой, так и второй группы преобладает средняя степень выраженности коммуникативных и организационных способностей в пределах 11-15 баллов.

В табл. 2 представлены данные об изменениях в степени выраженности изучаемых способностей у испытуемых первой группы после обучения навыкам эффективной коммуникации.

Таблица 2

Степень выраженности коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых первой группы до и после обучения психотехнике эффективной коммуникации

Степень |_Коммуникативные_|_Организаторские

выражен способности способности

ности Человек % Человек %

способно до после до после до после до после

сти обучен обучени обуче- обуче- обучени обуче- обуче обуче-

(балл) ия я ния ния я ния ния ния

Низкая 17 3 29,3 6,9 11 6 19,0 10,3

(0-10)

Средняя 28 39 48,3 67,3 31 36 53,4 62,1

(11-15)

Высокая 13 16 22,4 27,6 16 16 27,6 27,6

(16-20)

Из данных табл. 2 видно, что после обучения первой группы испытуемых индивидуальной психотехнике, развивающей навыки коммуникации, наблюдается уменьшение количества лиц с низкими показателями выраженности изучаемых свойств и повышение количества лиц, имеющих средние значения этих свойств (см. табл. 2). Количество студентов и курсантов с высокой выраженностью коммуникативных и организационных способностей после обучения выше названной психотехнике практически не изменяется (различие недостоверно).

Рис. 1 демонстрирует соотношение показателей коммуникативных и организаторских склонностей у отдельных испытуемых первой группы до обучения.

Рис. 2 показывает соотношение показателей коммуникативных и организаторских способностей у каждого из испытуемых первой группы после обучения навыкам коммуникации. При сравнении графиков, изображённых на рисунках, видно, что степень выраженности и коммуникативных, и организаторских способностей у испытуемых первой группы, обучавшихся психотехнике эффективного коммуникативного взаимодействия с людьми, существенно изменяется в сторону увеличения соответствующих показателей практически у всех испытуемых. Уровень линий, отражающих эту закономерность, на графике рис. 2 выше, чем на графике рис. 1.

Рис. 1. Соотношение показателей коммуникативных и организаторских склонностей у испытуемых первой группы до обучения

Условные обозначения: по горизонтали - порядковые номера обследуемых лиц; по вертикали - количественные показатели склонностей, балл; толстая линия - показатели коммуникативных склонностей; тонкая линия - показатели организаторских склонностей

20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 } и \ы м

1 6 11 16 21 26 31 36 41 46 51 56

Рис. 2. Соотношение показателей коммуникативных и организаторских склонностей у испытуемых первой группы после обучения навыкам коммуникации Условные обозначения: по горизонтали - порядковые номера обследуемых лиц; по вертикали - количественные показатели склонностей, балл; толстая линия - показатели коммуникативных склонностей; тонкая линия - показатели организаторских склонностей В этой связи следует отметить, что у 11 испытуемых проявляется прямая зависимость между степенью развития рассматриваемых

свойств личности, а именно улучшение коммуникативных возможностей сопровождается заметным повышением значений показателей организационных способностей. Данная закономерность представлена столбиковой диаграммой (рис. 3).

Рис. 3 показывает характер связи между рассматриваемыми свойствами личности «до» и «после» обучения навыкам коммуникации.

80

60

40

20

до обучения после обучения

0

□ коммуникативне способности

□ организаторские способности

Рис. 3. Коммуникативные и организаторские способности у испытуемых первой группы до и после обучении эффективным навыкам коммуникации Условные обозначения: белый конус - коммуникативные способности; черный конус - организаторские способности

Результаты, полученные в настоящей работе, подтверждают мнение специалистов в области психологии и педагогики о необходимости развития коммуникативных навыков и умений у будущих судоводителей в процессе их образовательной подготовки.

Материалы работы имеют значение для профессиографических разработок научно-практического характера. В частности, при составлении психологического портрета специалиста-судоводителя следует, на наш взгляд, учитывать уровень развития коммуникативных и организаторских способностей человека, во многом определяющий его коммуникативную компетентность, предполагающую умение взаимодействовать с людьми в рамках нормативов коммуникативной культуры общества.

Это умение является одним из главных профессиональных качеств судоводителей-профессионалов, которые наряду с операторскими функциями исполняют и управленческие. При рассмотрении содержания функциональных обязанностей судоводителей в таком ракурсе, они должны уметь не только грамотно и логично составлять и воспроизводить устные и письменные тексты, но иметь навыки

эффективных коммуникаций с другими людьми: коллективом плавсостава, работниками портов и других организаций, представителями иностранных государств.

Для этого им необходимо уметь разграничивать официальную и неофициальную ситуации общения, используя как вербальные, так и невербальные (жесты, позы, мимика) средства взаимодействия с деловыми партнерами. Иными словами, судоводители-управленцы должны владеть приемами эффективной речевой деятельности на семантическом уровне, позволяющем им «узнавать» архетипные образы разных культур и, с другой стороны, свидетельствующем о широком кругозоре специалиста, его эрудиции, общей компетентности в любой сфере общения.

И если рассматривать социальную роль судоводителя как управленческую, то для него становится инструментом профессиональной деятельности психотехнология общения. А если он предстает как психотехнолог, то должен владеть не только технологией коммуникативного воздействия, а целой системой профессионально-ролевых технологий.

Подготовка управленца-судоводителя, на наш взгляд, должна осуществляться через систему специальных курсов социально-психологических тренингов, повышающих уровень коммуникативной и языковой компетентности личности как основы высокого уровня профессионализма или профессиональной культуры будущего специалиста.

Учитывая тот факт, что как управленцы судоводители должны принимать решения, обеспечивающие безопасность судна и судоэкипажа в сложных социально-производственных ситуациях, содержание их психотехнологической подготовки должно включать социально-психологические тренинги личностного развития, формирующие у будущих специалистов качества, необходимые для исполнения функциональных обязанностей руководителя-профессионала высокого класса, уверенного в своих силах и способного делегировать полномочия.

Надеемся, что результаты проведенного нами исследования будут полезны для специалистов в области психологии, филологии, педагогики, социологии, философии и ряда других, занятых разработкой проблемы коммуникативной компетентности моряков.

Библиографический список

1. Крылов А.А. Психология: Учеб. М.: Проспект, 1999. 584 с.

2. Лобастов В.М. Психологические основы безопасности судовождения: Учеб. пособие. Владивосток: ДВВИМУ, 1980. 52 с.

3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененная конференцией 1995 года. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1996. 551 с.

4. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.,1998. 561 с.

5. Столяренко А.М. Основы психологии. Практикум. Высшее образование. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.

6. Урбанович А.А. Психология управления: Учеб. пособие. Минск: Харвест, 2003. 640 с.

7. Чернявская В.С. Формирование коммуникативной культуры в структуре профессионального образования курсантов морского вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. Владивосток. 1999. 190 с.

8. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.; Полиус, 1998. 639 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.