Научная статья на тему 'Развитие дистанционной образовательной среды в морском университете'

Развитие дистанционной образовательной среды в морском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дистанционная образовательная среда / учебная деятельность / дистанционные технологии / методологические требования / виртуальные консультаации / базисная подготовка / морской университет. / distance learning environment / educational activities / distance technologies / methodological re-quirements / virtual consultations / basic training / Maritime University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баляева Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются теоретические основы проектирования дистанционных образователь-ных технологий, нацеленных на повышение доступности в режиме on – line образовательных услуг с ин-тегрированной профессиональной компонентой на всех этапах подготовки специалистов морского транспорта. Автор раскрывает методологические требования, дидактические характеристики и структурные элементы таких технологий. Рассмотрены задачи и функции виртуальных консультаций как дистанционной формы организации учебной деятельности студентов. Представлена структура, вы-делены функции и отличительные особенности обучающего тренажера по базисной учебной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A REMOTE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT MARINE UNIVERSITY

The article discusses the theoretical foundations of the design of distance learning technologies aimed at increasing the availability of on-line educational services with an integrated professional component at all stages of the training of maritime transport specialists. The author reveals the methodological requirements, didactic characteristics and structural elements of such technologies. The tasks and functions of virtual consultations as a remote form of the organization of students' learning activities are considered. The structure is presented, the functions and distinctive features of the training simulator for the basic academic discipline are highlighted.

Текст научной работы на тему «Развитие дистанционной образовательной среды в морском университете»

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SCENC

11

УДК 372.851

Баляева Светлана Анатольевна,

профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Физика», Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова,

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МОРСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

Balyaeva Svetlana Anatolyevna,

Professor, Doctor of Pedagogical Science, Professor Department of Physics, State Maritime University Admiral Ushakov, Russia,

DEVELOPMENT OF A REMOTE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT MARINE UNIVERSITY

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основы проектирования дистанционных образовательных технологий, нацеленных на повышение доступности в режиме on - line образовательных услуг с интегрированной профессиональной компонентой на всех этапах подготовки специалистов морского транспорта. Автор раскрывает методологические требования, дидактические характеристики и структурные элементы таких технологий. Рассмотрены задачи и функции виртуальных консультаций как дистанционной формы организации учебной деятельности студентов. Представлена структура, выделены функции и отличительные особенности обучающего тренажера по базисной учебной дисциплине.

Abstract

The article discusses the theoretical foundations of the design of distance learning technologies aimed at increasing the availability of on-line educational services with an integrated professional component at all stages of the training of maritime transport specialists. The author reveals the methodological requirements, didactic characteristics and structural elements of such technologies. The tasks andfunctions of virtual consultations as a remote form of the organization of students' learning activities are considered. The structure is presented, the functions and distinctive features of the training simulator for the basic academic discipline are highlighted.

Ключевые слова: дистанционная образовательная среда, учебная деятельность, дистанционные технологии, методологические требования, виртуальные консультаации, базисная подготовка, морской университет.

Key words: distance learning environment, educational activities, distance technologies, methodological requirements, virtual consultations, basic training, Maritime University.

Государственная политика в области высшего морского образования на современном этапе выдвигает в качестве одной из приоритетных задач высшей школы развитие дистанционной образовательной среды, что требует от педагогической науки и практики создание современного научно -методического обеспечения учебного процесса на основе прогрессивных педагогических и информационных технологий [1].

Новая дистанционная образовательная среда призвана обеспечить эффективную реализацию дистанционных образовательных технологий, нацеленных на повышение доступности в режиме on -line образовательных услуг с интегрированной профессиональной компонентой на всех этапах подготовки специалистов морского транспорта. Кроме того, дистанционная образовательная среда имеет ряд преимуществ, таких как актуальная визуализация учебной информации, ее хранение в значительных объемах и трансляция по индивидуальным траекториям изучения; ускоренная организация поиска и доступа к дополнительной информации,

размещенной в интернете; возможность дифференцированной обратной связи, самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.

В условиях дистанционной образовательной среды педагогические технологии выступают как теоретический проект управления учебной деятельностью и комплекс необходимых средств для функционирования виртуальной педагогической системы согласно заданным целям образования и развития обучаемых. В этой связи дистанционные образовательные технологии должны удовлетворять основным методологическим требованиям, таким как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [2].

Концептуальность. Дистанционная образовательная технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Данная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

РШАШШ&Ак ЮЖМЭЖ! / <<ШУШШ1УМ-ШУГМа1>>#Щ27)),2©1]9

12

Управляемость. Дистанционная образовательная технология предполагает возможность проектирования поэтапной диагностики процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Дистанционные технологии существуют в конкурентных условиях с традиционными педагогическими технологиями и должны быть эффективными по результатам, оптимальными по затратам и гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость. Это требование заключается в возможности повторения дистанционной образовательной технологии в других образовательных учреждениях, другими субъектами.

С позиций системно-деятельностного подхода дистанционную образовательную технологию можно представить как целостную систему, структурными элементами которой являются [3]:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства дистанционного педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса с индивидуальными траекториями обучения;

-дифференцированная обратная связь, средства самоконтроля и самокоррекции процесса усвоения;

- результат деятельности.

Дидактические характеристики таких технологий слагаются из следующих особенностей учебно-педагогического процесса:

- задачного построения и проблемной структуры учебной информации;

- вариативности в расчете на индивидуальные особенности и возможности студентов;

- дифференцированного управления учебной деятельностью.

Широкое внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс морского университета открывает пути решения многих важных проблем, в том числе таких как сокращение аудиторной нагрузки по учебным предметам, недостаточное количество методической литературы для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, ограниченные по времени возможности аудиторных консультаций [4].

Одно из направлений решения указанных выше проблем мы видим в создании электронного банка виртуальных консультаций. Основной задачей таких консультаций является расширение информационного пространства учебного предмета, наполнение его профессиональным компонентом на основе современных требований соответствующей морской отрасли. Важной функцией виртуальных консультаций выступает управление самостоятельной учебной деятельностью студентов, ее коррекция и контроль. Благодаря наличию актуальной обратной связи между программным средством учебного назначения и обучающимися студенты имеют возможность сразу же узнать о допущенных в процессе обучения ошибках и исправить их.

Виртуальные консультации проецируют последние разработки в сфере мультимедийных технологий и могут заменить преподавателя в процессе внеаудиторных занятий. Они должны содержать учебные фильмы или их фрагменты, мультипликацию, виртуальные эксперименты или лабораторные работы, а также голосовое сопровождение наиболее сложных тем. Кроме того, виртуальные консультации должны включать в себя обучающие тренажеры для приобретения практических навыков.

Проектирование виртуальных консультаций по циклам базисных дисциплин с применением мультимедийных технологий позволяет обеспечить многообразие возможностей формализации и модельных представлений содержания профессиональной деятельности инженеров морского транспорта. При этом спиралеобразное построение учебной информации: от упрощенной модели деятельности до моделей высокого уровня приближения к будущей профессиональной деятельности позволяет студентам дифференцированно усваивать предметно-специфические знания и профессиональные компетенции в цикличном режиме [5].

Использование виртуальных консультаций с компьютерной поддержкой на лабораторных занятиях по дисциплинам базисного цикла подготовки в морском университете дает возможность [6]:

- моделировать изучаемые явления и процессы;

- имитировать работу различных устройств и объектов, характерных для морской практики;

- дифференцировать сложность и объем лабораторных заданий в зависимости от навыков и знаний обучаемых;

- повысить самостоятельность выполнения лабораторных экспериментов;

- расширить спектр заданий с профессионально ориентированным компонентом;

- усилить эффективность самостоятельного поиска ответов на теоретические вопросы к лабораторным работам.

В содержании виртуальных консультаций основное внимание должно быть обращено на темы, раскрывающие примеры использования предметно-специфического материала учебных дисциплин в морской практике. Эти темы могут снабжаться видеороликами с голосовыми комментариями. В конце каждой темы должен быть предусмотрен обучающий тренажер, в котором студенту предлагается самостоятельно выполнить задания с учебно-профессиональным компонентом. Работая с тренажером студент получает систему необходимых пояснений и подсказок, осуществляющих контроль и коррекцию его учебной деятельности, осваивает последовательность и методику выполнения заданий. Содержащиеся в тренажерах учебные задания различной сложности и типа выступают как многоуровневая структура, ориентированная на повышение эффективности самостоятельной работы студентов и активизацию процесса обучения.

Так, по курсу физики нами разработан тренажер, позволяющий в рамках каждой темы группировать задания по видам учебно-познавательной деятельности студентов. Особенностью данного тренажера является фиксированность его формата, содержащего четыре раздела:

- цель первого раздела - научить студентов анализировать технический текст, выделять главное, работать со справочными таблицами;

- задания второго раздела нацелены на овладение комплексом познавательных действий по системному анализу учебных заданий, формирование умений решать физические задачи с профессионально-ориентированным компонентом, проводить численные расчеты и анализировать результаты;

- третий раздел имеет целью научить студентов при решении качественных заданий с учебно -профессиональным содержанием делать выводы на основе графиков и диаграмм;

- четвертый раздел направлен на диагностику сформированных знаний и умений через решение тестовых заданий разных типов и уровня сложности.

Таким образом, повышается уровень самостоятельности студентов при овладении учебным материалом. Кроме того, виртуальные консультации предоставляют студенту возможность изучать значительную часть учебной программы по индивидуальной траектории, самостоятельно работая с обучающими тренажерами. Для этого при определении объема и содержания познавательной деятельности студента следует предусмотреть несколько различных по степени трудности вариантов индивидуальных заданий, при выполнении которых студент сталкивается с необходимостью анализа и выбора оптимального решения.

При этом интеграция предметно-специфического содержания учебного материала с профессиональной областью и введение элементов исследования в самостоятельную работу значительно повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине, способствует развитию интеллекта и креативных способностей обучаемых.

13

В заключение заметим, что развитие дистанционной образовательной среды в морском университете как по циклам базисных, так и специальных учебных дисциплин отвечает задачам повышения качества, индивидуализации и регулирования учебного процесса с воспитательным и развивающим эффектом в области инженерно-морской деятельности и способствует повышению эффективности подготовки специалистов для морской отрасли.

Список литературы

1. Белогуров А.Ю., Габеев В.Т. Стратегия развития профессионального образования в России: поиск направлений в условиях современных социокультурных инноваций // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, № 4.- Ростов-на-Дону, 2014. С. 21-27.

2. Баляева С.А. Теоретические основы фунда-ментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.

3. Баляева С.А., Хвингия Т.Г., Токмазов Г.В. Методическая модель управления качеством обучения плавсостава в морском университете// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, № 4.- Ростов-на-Дону, 2018. С. 31-35.

4. Баляева, С.А. Хвингия Т.Г. Электронные обучающие средства как резерв оптимизации учебного процесса в морском университете / С.А .Баляева, Т.Г. Хвингия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017.-№ 5.- С.65-75.

5. Баляева С.А., Хвингия Т.Г., Мищик С.А. Дидактические возможности интегрированных учебных занятий на этапах базисной и иноязычной составляющих высшего морского образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, № 1.- Ростов-на-Дону, 2018. С. 96-102.

6. Байрамова С.А. Влияние электронных наглядных средств обучения на образовательный процесс // Общество: социология, психология, педагогика. Научный журнал. Выпуск 5.- Краснодар, 2016. С. 87-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.