ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
УДК 378.14:359 ББК 74.489 Б 21
С.А. Баляева
Доктор педагогических наук, профессор кафедры физики ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»; E-mail: [email protected]
Т.Г. Хвингия
Доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»; E-mail: [email protected]
С.А. Калинина
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»; E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МОРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Раскрываются вопросы модернизации базисной и иноязычной подготовки специалистов транспорта в морском университете. Рассматриваются интерактивные образовательные технологии. Выделены перспективные направления компьютеризации курсов базисных и иноязычных учебных дисциплин. Повышение эффективности учебной деятельности студентов связывается с качеством информационных образовательных услуг. Рассмотрены средства педагогического контроля с компьютерной поддержкой. Представлены задачи и функции сквозного тестового контроля и базы данных по сопровождению учебного процесса. Выделены направления модернизации современной образовательной среды.
Ключевые слова: модернизация, образовательная среда, интерактивные технологии, информационные системы, тестовый контроль, интегрированная базисная и иноязычная подготовка, морской университет, тренажерная подготовка.
S.A. Balyaeva
Doctor of Pedagogy, Professor of Physics Department of the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University; E-mail: [email protected]
T.G. Khvingiya
Associate Professor, Associate Professor of Foreign Languages Department of the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University; E-mail: [email protected]
S.A. Kalinina
Candidate of Philology, Associate Professor of Foreign Languages Department of the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University; E-mail: [email protected]
THE PROBLEMS OF MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE MARINE UNIVERSITY
Abstract. The article deals with the modernization of basic and foreign language training of transport specialists in the maritime university. It considers some interactive educational technologies and promising areas of computerization of basic
and foreign language disciplines as a way of improving the efficiency of student learning activities. The article also analyses the means of pedagogical control with computer support, and presents the tasks and functions of the end-to-end test control and the database for the support of the educational process. It also specifies the directions of educational environment modernization.
Keywords: modernization, educational environment, interactive technologies, information systems, test control, integrated basic and foreign language training, Maritime University, simulator training.
В настоящее время вопросы модернизации высшего морского образования как в целом, так и на этапах базисной и иноязычной подготовок в частности приобретают особую актуальность в связи с определенными тенденциями в сфере обучения: с одной стороны, государственные образовательные стандарты требуют углубления профессионализации цикла базисных и иноязычных дисциплин, включения в их содержание проектов практического применения фундаментальных предметно-специфических и иноязычных знаний для морских специальностей; с другой стороны, ставится задача развития инновационного направления в подготовке специалистов плавсостава на основе современных педагогических технологий.
Для решения поставленных задач в учебном процессе морского университета предусматривается углубленная теоретическая подготовка с профессиональным компонентом по базисным и иноязычным дисциплинам, а также приобретение знаний и навыков работы с информационными ресурсами, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности специалистов на морском транспорте. Формирование интерактивной образовательной среды является важным условием для успешного освоения студентами учебных программ. При этом предполагается, что на момент начала изучения базисных и иноязычных дисциплин студенты уже имеют определенный опыт применения информационных технологий в образовательном процессе и свободно владеют компьютером в качестве пользователей.
Компьютерные технологии дают студентам возможность выбора индивидуальных траекторий обучения с ориентацией на различную глубину и сложность изучаемых дисциплин, а электронная форма представления учебного материала создает условия для усиления его профессиональной направленности [1]. Однако практика преподавания базисных дисциплин в морском университете показывает, что компьютеризация учебного процесса на этапах базисной подготовки специалистов морского транспорта до настоящего времени недостаточно широка по ряду причин, причем не столько из-за недостаточной материально-технической базы университета, сколько из-за слабой методической оснащенности электронной образовательной среды, а также отсутствия единых научно-методических стандартов по развитию и внедрению компьютерных средств в учебный процесс [2].
Наиболее перспективными в плане решения задач компьютеризации курсов базисных учебных дисциплин с позиций современных психолого-педагогических теорий обучения, на наш взгляд, являются следующие средства новых информационных технологий:
- автоматизированные обучаю -щие системы;
- программы обучающего контроля и коррекции знаний;
- программы тестового контроля (текущего, рубежного, итогового);
- базы данных по сопровождению учебного процесса;
- локальные и глобальные информационно-поисковые системы учебного назначения и т.д.
Специальное инженерное образование в морском университете опирается на базисную и иноязычную подготовку. Поэтому важным фактором, влияющим на качество выпускаемых специалистов, является организация базисного и иноязычного образовательного пространства на основе интерактивных технологий. Использование электронных образовательных ресурсов дает возможность на практических и лабораторных занятиях знакомить студентов с компьютерным моделированием природных явлений и производственных процессов, что способствует более глубокому осмыслению физической сути изучаемой предметно-специфической информации и ее связи с профессиональной морской областью.
В процессе проведения экспериментальных лабораторных работ студенты приобретают навыки владения программными средствами, учатся выполнять расчеты, проводить обработку результатов измерений, строить графики и диаграммы. Особое внимание акцентируется на лабораторных работах с профессионально ориентированным компонентом. Подготовка к таким работам, их выполнение и обсуждение полученных результатов способствуют усилению практической ориентации базисного морского образования.
Следует отметить, что ситуация в отношении компьютеризации образовательного процесса на этапе иноязычной подготовки в морском университете признана более успешной. Дело в том, что, наряду с такими компьютерными средствами, как мультимедийные обучающие программы, программы контроля и коррекции, видео и анимационные учебные фильмы, электронные справочники и словари, а также другие интернет-ресурсы, в процессе иноязычной подготовки плавсостава в морском университете широко используются специальные тренажеры с компьютерной поддержкой.
Особо актуальным и востребованным видом компьютерных обучающих технологий в настоящее время является электронное учебное пособие, систематизирующее учебную информацию в соответствии с образовательной программой с использованием автоматизированных банков данных [3]. Благодаря использованию большого количества разнообразных аудиовизуальных средств (музыка, видео, анимация и др.), значительно повышается эффективность процесса восприятия и запоминания информации. Учебный материал может быть легко адаптирован к индивидуальному уровню знаний студентов, а также имеется возможность встроенного автоматизированного контроля и коррекции этого уровня. Ещё одним преимуществом электронного учебного пособия по сравнению с его печатным аналогом является возможность быстрого обновления и оптимизации пользовательского интерфейса
[3]. Можно сказать, что электронное учебное пособие объединяет все необходимые для успешного образовательного процесса функции: справочную, информационную, тренажерную, контрольно-измерительную и т.д.
Применительно к формированию модели образовательного процесса в морском университете на основе компьютеризации обучения достаточно сильный акцент необходимо делать на междисциплинарное взаимодействие, на которое ориентированы компетенции, предусмотренные ФГОС. Выпускник должен обладать «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия»
[4]. В свою очередь, требования Международной конвенции ПДНВ для мореплавателей предполагают уровень владения английским языком, достаточный для выполнения профессиональных обязанностей в условиях иноязычного общения.
Такой уровень, по нашему мнению, может быть достигнут в процессе интегрированных учебных занятий с использованием компьютерных обучающих средств, позволяющих формировать предметно-специфические, иноязычные и квазипрофессиональные знания и умения на основе решения типовых предметных задач с профессионально ориентированным компонентом, создания ситуаций моделирования производственных функций, использования творческих заданий, деловых и позиционных игр с компьютерной поддержкой [5].
Повышение эффективности интегрированной базисной и иноязычной подготовки непосредственно связано с проектированием квазипрофессиональных моделей обучения с компьютерной поддержкой реальных технологических процессов труда на морском транспорте [6]. Ярким примером таких моделей является тренажерная подготовка как неотъемлемая составная часть университетского и послеунивер-ситетского морского образования. Типовые тренажерные программы имитационного моделирования позволяют визуализировать сложные для понимания студентами процессы и явления, создают условия для проведения виртуальных экспериментов с квазипрофессиональной направленностью, облегчают деятельность по усвоению умений и навыков, формированию социально-профессиональных компетенций будущих морских специалистов.
По мнению Т.П. Аванесовой, в условиях тренажерной подготовки «происходит интеграция знаний, умений и навыков в области иностранного языка и специальных предметов в обобщенные алгоритмы деятельности будущего специалиста, развивается его профессионально-предметная компетенция с учётом иноязычной составляющей» [7]. Сочетание двух разных подходов -предметно-специфического и практического (навыки эксплуатации и
обслуживания различного судового оборудования, фрагменты несения вахты и т. д.) - позволяет за счет взаимного дополнения и обогащения повысить уровень профессионализма в принятии решений операторами и командным составом судна, снижает уровень аварийности на судах и служит основой формирования культуры безопасности мореплавания в целом [8].
Эффективность функционирования автоматизированных обучающих систем зависит от качества предоставляемых ими образовательных услуг, с помощью которых студенты могут самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для подготовки и выполнения учебного задания, а также контроль полученных результатов. При этом их деятельность в полном объеме управляется компьютером, причем она происходит по адаптивному алгоритму, учитывающему индивидуальную степень подготовленности каждого обучаемого.
Программы обучающего контроля и коррекции знаний должны позволять протоколировать ответы, выявлять типовые ошибки и совершенствовать методический материал. Тестовые программы текущего и рубежного контролей призваны обеспечивать обратную связь в ходе учебного процесса, давать статистический материал для текущих аттестаций каждого студента. Итоговые тесты помогают совершенствовать традиционные формы приема зачета и экзамена.
Базы данных по сопровождению учебного процесса по базисным и иноязычным дисциплинам могут включать оценочно-накопительный материал по каждому студенту, что создает реальные перспективы для индивидуализации управления процессом усвоения знаний. В условиях сокращения в морском университете числа аудиторных часов на текущие и рубежные формы контроля и коррекции знаний студентов по циклу базисных и иноязычных дисциплин
возникает необходимость модернизации существующей системы тестовых испытаний. Применение современных компьютерных технологий для информационного обмена между преподавателем и студентами позволяет дифференцировать содержание и формы контроля, а также способствует значительному сокращению сроков обработки и анализа результатов тестирования.
Содержание тестового контроля должно быть направлено главным образом на диагностику формирования системы базисных и иноязычных знаний с внутренними связями различных разделов учебных дисциплин с учетом профессионально ориентированного компонента, а также межпредметных связей. В связи с этим представляется целесообразной разработка системы сквозного тестирования по всем дисциплинам базисного и иноязычного циклов подготовки специалистов плавсостава.
Такая система способна обеспечить постоянный контроль за учебной деятельностью студентов за счет, во-первых, особого содержания тестовых материалов, способствующих целостному восприятию изучаемого предмета, с одной стороны, и индивидуализации диагностических мероприятий, с другой, а во-вторых, за счет регулярного получения оперативной и модельной информации о текущей работе студентов, необходимой для осуществления обратной связи между преподавателем и студентом. Оперативная информация должна содержать сведения о степени сформированности системы базисных и иноязычных знаний студентов, об их навыках применять эти знания в практической деятельности по решению предметно-специфических задач с профессиональной ориентацией и умениях использовать накопленный опыт учебной деятельности в новых для себя квазипрофессиональных ситуациях. Модельная информация должна раскрывать соответствие
базисной и иноязычной подготовленности студентов требованиям государственного стандарта к профессиональным компетенциям морского специалиста.
Банк заданий сквозного тестирования может состоять из совокупности микро- и макротестов. Последние используются для контроля знаний после каждой изученной темы. Микротесты предназначены для активизации мыслительной деятельности студентов в процессе учебных занятий и могут быть встроены в структуру как лабораторных или практических, так и лекционных занятий. Предусмотренные для этого контрольно-измерительные материалы включают качественные и количественные задания различных видов: с выбором ответов, задания на установления соответствия, на составление логических схем, на сравнение и анализ ситуаций и другие.
Опыт использования элементов сквозного тестирования в морском университете на этапах базисной и иноязычной подготовок плавсостава показывает, что за счет налаженной обратной связи повышается эффективность педагогического управления процессом усвоения знаний. Результаты тестовых испытаний выступают не только основанием для рейтингового контроля успеваемости, но и служат базовым материалом для внесения преподавателем изменений в средства и методы изложения учебного курса и корректировки учебной деятельности студентов с целью повышения качества базисного и иноязычного образования как фундаментальной составляющей морского образования в целом.
Активное внедрение в организацию учебного процесса в морском университете новых информационных систем позволяет модернизировать традиционные формы учебных занятий. Так, возможности современных проекционных систем определяют новые требования
к подготовке и проведению презентаций, лекционных и практических занятий, лабораторных работ, семинаров, конференций и других форм учебной деятельности. Многофункциональность проекционной аппаратуры позволяет не только качественно отображать различную видео- и аудиоинформацию, но и запоминать определенное количество транслируемой информации, а совместимость такой аппаратуры с различными техническими средствами позволяет задействовать одновременно в единой цепочке несколько считывающих устройств.
К тому же заметим, что современная образовательная среда
требует развития локальных (кафедральных, университетских) информационных систем и подключения их к глобальным информационно-поисковым системам, что обеспечит студентам и преподавателям возможность получения информационных материалов по каналам связи на уровне исходных данных (университетских, государственных, мировых библиотечных баз) по научным и учебным направлениям. Это позволит поднять процесс компьютеризации базисной и иноязычной подготовки в морском университете на качественно новый научно-методический уровень.
Примечания:
1. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в обучении. М.: Изд-во МГТУ, 2004.
2. Углова А.Н., Баляева С.А. Разработка дидактических средств с компьютерной поддержкой по общенаучной дисциплине в системе морского образования // Педагогика и жизнь: материалы междунар. науч. конф. / под общ. ред. О.И. Кири-кова. Вып. 18. М.; Воронеж: Наука: Изд-во ВГПУ, 2012. С. 32-42.
3. Кудряшова О. Б. Технология создания электронных учебников / Западносибирский МОЦ. 2017. URL: http://sibou.ru/images/webinars/ppt/pt_000000038. (дата обращения: 28.01.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 180405 Эксплуатация судовых энергетических установок (квалификация (степень «специалист»). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/70/ 20110503165651. pdf
5. Белогуров А.Ю., Габеев В.Т. Стратегия развития профессионального образования в России: поиск направлений в условиях современных социокультурных инноваций // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д, 2014. № 4. С. 21-27.
6. Вербицкий А.А., Тенищева В.Ф. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования // Высшее образование сегодня. 2007. № 12. С. 27-31.
7. Аванесова Т.П. Компьютерная поддержка образовательного модуля // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 182-189.
8. Baldauf M., Nolte-Schuster B., Schroder-Hinrichs J.-U. A Systemic Approach for Simulation-based Team Training in Maritime Safety // Paper presented at INSLC 17 - International Navigation Simulator Lecturers' Conference. Rostock. Warnemude. Germany, 2012. URL: https://commons.wmu.se/marisa_papers/4/
References:
1. Norenkov I.P., Zimin A.M. Information technology in training. M.: Publishing House of MSTU, 2004.
2. Uglova A.N., Balyaeva S.A. Development of didactic tools with computer support for general scientific discipline in the system of maritime education // Pedagogy
and Life: proceedings of the Intern. scient. conf. / general ed. by O.I. Kirikov. Iss. 18. M.; Voronezh: Nauka: VSPU Publishing House, 2012. P. 32-42.
3. Kudryashova O.B. Technology of creation of electronic textbooks / West Siberian MOTs. 2017. URL: http://sibou.ru/images/webinars/ppt/pt_000000038. (access date: 28.01.2019).
4. Federal state educational standard of higher professional education in the direction of training (specialty) 180405 Operation of ship power plants (qualification (degree of "a specialist"). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/70/20110503165651.pdf
5. Belogurov A.Yu., Gabeev V.T. Strategy for the development of vocational education in Russia: the search for areas in the context of modern socio-cultural innovations // News of the Southern Federal University. Pedagogical Sciences. Rostov-on-Don, 2014. No. 4. P. 21-27.
6. Verbitsky A.A., Tenishcheva V.F. Foreign language competencies as a component of the general professional competence of an engineer: problems of formation // Higher education today. 2007. No. 12. P. 27-31.
7. Avanesova T.P. Computer support of the educational module // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 1. P. 182-189.
8. Baldauf M., Nolte-Schuster B., Schroder-Hinrichs J.-U. A Systemic Approach for Simulation-Based Team Training in Maritime Safety // International Navigation Simulator Lecturers 'Conference. Rostock. Warnemude. Germany, 2012. URL: https://commons.wmu.se/marisa_papers/4/