ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРЫМСКОТАТАРСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Асанова Э.Т.1, Зотова И.В.2
1Асанова Эмине Талятовна - магистрант, специальность: педагогическое образование, факультет психологии и педагогического образования;
2Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста становится все более актуальным в современном образовании. Это обусловлено сензитивностью этого периода к усвоению речи. Следовательно, возникает потребность в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Речь ребенка обогащается в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства. В педагогических исследованиях формирование культуры речи рассматривается в тесной связи с фольклором как универсальным средством народной педагогики.
Ключевые слова: развитие, диалогическая речь, фольклор, образность, старший дошкольный возраст, выразительность, языковое чутье, малые фольклорные формы, язык.
Родной язык играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Язык и речь аккумулируют различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык, являясь основным инструментом обучения и воспитания, также служит основным средством приобщения человека к духовным и нравственным ценностям. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основу успешного обучения в школе.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей -формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития таких сторон речи как: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем [3, с. 7].
С развитием технологий и внедрением их в жизнь детей вопросы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста становятся всё более актуальными. Это обусловлено подменой реального общения ребенка со сверстниками виртуальным общением с «гаджетом». Поэтому, речь современного ребенка оставляет желать лучшего. Над развитием диалогической речи у детей дошкольного возраста работали такие исследователи как: Е.И. Тихеева, А.Г. Арушанова, В.И. Яшина, Е.И. Радина,
12
Е.А. Флерина, О.И. Соловьева, А.М. Бородина, Ф.А. Сохин. Согласно мнению Л.П. Якубинского, диалог это не только форма речи, он еще и «... разновидность человеческого поведения».
Психологи считают, что именно старший дошкольный возраст сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития в современном образовании является приоритетным. Таким образом, обусловлена социальная потребность в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Наша задача -воспитать у детей интерес к языковому богатству, развить умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства.
В педагогических исследованиях составление культуры речи рассматривается в тесной связи ознакомления с фольклором как универсальным средством этнической педагогики. Становление образности считается необходимым звеном в общей системе речевой работы. Гавриш акцентирует внимание, собственно, что показателем богатства считается не только необходимый размер активного словаря, но и многообразие применяемых словосочетаний, синтаксических систем, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. Весомую роль в развитии детского творчества играет восприятие произведений искусства и скопление художественного опыта.
Словесное творчество развивается путём восприятия произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) - в единстве содержания и художественной формы (П.М. Якобсон, Е.А. Флерина, А.В. Запорожец). Так как в содержание работы по развитию речи дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи, мы должны обучать способам правильного использования языковых средств на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения можно проводить на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о многообразии жанров и образности речи, а также углубляют художественное восприятие произведений. такое обучение содействовало бы осознанному перенесению сформированных представлений в словесное творчество. В итоге у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей. Безусловно, значительно повысится уровень логического и наглядно-образного мышления детей. Так как усвоение переносного значения слов и словосочетаний во фразеологизмах, загадках, пословицах, выполнение разнообразных творческих заданий с параллельным объяснением, все это наряду с обогащением речи активизирует и мыслительную деятельность старших дошкольников.
Уместно будет привести мысли Ушинского о роли народного творчества в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Великий педагог восхищался той способностью, которая создает в человеке слово и развивает его дух: «Вы замечаете, что ребенок, желая выразить свою мысль, в одном случае употребляет одно выражение, в другом - другое, и невольно удивляетесь чутью, с которым он подметил необычайно тонкое различие между двумя словами, по-видимому, очень сходными» [3, с. 29].
Произведения устного народного творчества могут использоваться как основные источники развития выразительности речи детей. Фольклор оказывает воздействие на воспитательное, познавательное и эстетическое развитие дошкольника. Потому что он, и расширяет знания об окружающем мире, и развивает умение чувствовать художественную форму родного языка.
Художественная система крымскотатарского фольклора своеобразна, удивляет разнообразием жанровых форм произведений - сказки (масаллар), легенды (эфсанелер), песни (йырлар), предания (риваетлер), а также малых форм - загадки
13
(тапмаджалар), пословицы (ата сёзлери), поговорки (айтымлар), пальчиковые игры (пармакъ оюнлары).
Многогранно воздействие фольклора на развитие ребенка: он обогащает духовный мир и фантазию, способствует развитию патриотизма, уважения к истории своего народа, изучению его традиций, усвоению важных морально-нравственных норм поведения в обществе. Сказка прививает ребенку моральные ценности, путём уподобления животных людям, а волшебные сказки развивают фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, которая остается актуальной всегда. Песни оказывают влияние на эстетическое воспитание детей, прививая важные моральные устои. Колыбельные песни поются малышу, чтобы успокоить его, усыпить. В них всегда воспеваются нравственные черты будущего «взрослого». Ну а загадки, потешки, скороговорки, считалки благодаря особому сочетанию звуков направлены на развитие у детей слуха, речи.
Также среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, которые придают речи особую яркость и образность. На развитие понимания дошкольниками роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте влияет использование малых форм фольклора.
Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на самом важном этапе их развития. Посредством фольклора у детей развивается языковое чутьё, они учатся отбирать нужные слова, пользоваться различными средствами, постепенно овладевая образной системой языка.
В заключение нельзя не вспомнить слова великого педагога Яна Амоса Каменского: «Только то в человеке прочно и надежно, что впиталось в природу его в его первую пору жизни».
Список литературы
1. Арушанова А.Г., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание, 2002. № 10. С. 82-90.
2. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. К.: Рад. школа, 1984. 175 с.
3. Ушакова О.С., Струнина Е.М.Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 256 с.
5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: РАО, 1994. 41 с.
6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: АПН РСФСР, 1961. 334 с.
7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.