Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества'

Экспериментальное исследование по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1116
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ / ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алимова Ленара Умеровна, Зборщик Ирина Анатольевна

В статье рассмотрены особенности развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой), показатели и уровни развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алимова Ленара Умеровна, Зборщик Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

1 2 Алимова Л.У. , Зборщик И.А.

'Алимова Ленара Умеровна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Зборщик Ирина Анатольевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой), показатели и уровни развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования. Ключевые слова: устное народное творчество, педагогические условия, образная речь, образные средства, критерии, показатели, уровни развития образной речи, дети старшего дошкольного возраста.

Одной из актуальных проблем развития речи дошкольников является формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и выразительной передаче смысла речевого высказывания. Проблема формирования образности детской речи нашла отражение в трудах известных советских психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца.

Исследования А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриша, Е.В. Савушкиной показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.

Образная речь - это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами). Образные средства - это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое). Образность речи - это способность слова создавать наглядно-чувственные образы (картины) предметов и явлений окружающего мира.

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами (от греч. тропос (образ.) - слова, употребленные в переносном, образном значении) [3].

Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи Л.М. Гурович, Г.М. Лямина, Н. Пастернак, А.П. Усова, О.А. Шорохова признают использование устного народного творчества.

В словаре литературоведческих терминов С.П. Белокуровой устное народное творчество рассматривается как различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. Где выделены основные признаки устного народного творчества: устная форма существования (произведения не записывались, а передавались из уст в уста), вариативность (многократное

исполнение сказок, песен, былин и т.п. различными исполнителями (сказителями) приводило к созданию множества вариантов одного и того же произведения) [1].

Устное творчество - это, бесспорно, богатство русского народа, сложившийся столетиями взгляд на повседневную жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. С помощью устного народного творчества ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира [2].

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы -будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях. Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова [4].

Нами были определены и обоснованы педагогические условия развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества: целенаправленное использование произведений устного народного творчества, соответствующих возрастным особенностям детей в разных видах детской деятельности; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития образной речи детей средствами устного народного творчества; организация образовательного взаимодействия с родителями по развитию образной речи детей средствами устного народного творчества.

На основе теоретического обоснования данной проблемы мы провели педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста (Группа А и Группа Б).

В результате анализа психо лого-педагогической литературы по проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, опираясь на исследования В.Н. Макаровой, М.Н. Едаковой, Е.А. Ставцевой, нами были определены критерии и показатели развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

В нашем исследовании за основу мы взяли следующие критерии с соответствующими показателями: когнитивный - совокупность знаний, на основе которых формируется восприятие и понимание средств образности (замечает в тексте образные средства, понимает значение средств образности); репродуктивно-речевой - использование средств образности в речи (объясняет происхождение средств образности, употребляет в своей речи средства образности, уместность использования средств образности, оригинальность средств образности).

В основу диагностики развития образной речи детей старшего дошкольного возраста нами положены методики Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой, направленные на выявление тех или иных критериев и показателей развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Было предложено 3 серии заданий, каждая из которых преследовала свою цель (выявить способность детей замечать средства лексической выразительности в фольклорных произведениях (загадках); выявить способность детей понимать средства лексической выразительности в фольклорных произведениях (сказке) и использовать выразительную лексику текста; выявить умение детей создавать средства образности в собственной речи). Также нами были определены уровни развития образной речи детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень развития образной речи детей старшего дошкольного возраста в обеих группах. Данные показывают, что основная часть детей находится на среднем уровне развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Так, детей с высоким уровнем развития образной речи в обеих группах нет. На среднем уровне находятся в Группе А - 11 детей (55%), в Группе Б - 12 (60%) детей, на низком уровне развития образной речи, соответственно 9 (45%) и 8 (40%) детей.

Таким образом, свою дальнейшую деятельность видим в апробации педагогических условий, направленных на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Список литературы

1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. СПб.: Паритет, 2005. 107 с.

2. Бойко И.Н. Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста / И.Н. Бойко // Гуманитарное пространство, 2015. Т. 4. № 1. С. 5-11.

3. Гавриш Н.В. Формирование образности речи у дошкольников / Н.В. Гавриш, О.В. Осика / Вопросы речевого развития. М.: ТЦ «Сфера», 2009. 224 с.

4. Зотова И.В. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Э.И. Гафарова // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. № 55. С. 118-122.

ПРАВОВАЯ И ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ Стелюкова А.А.

Стелюкова Алла Анатольевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Украинская школа Симферопольский район, Республика Крым

Аннотация: в статье анализируется проблема участия молодежи в выборах, рассматриваются пути решения этой проблемы. Ключевые слова: правовое воспитание, выборы, избиратели.

Укрепление основ демократии, создание правового государства невозможно без формирования правовой и электоральной культуры граждан проявлением которой, является участие в выборах.

Выборы в современном обществе являются не только одним из ведущих институтов демократии, где реализуются политические права граждан, но и главной формой проявления суверенитета народа. Именно в процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания, в ходе которого граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретая навыки и опыт.

Однако, одной из актуальнейших проблем современного общества на сегодняшний день является нежелание жителей, а молодого поколения в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни, что соответственно приводит к снижению избирательной активности молодежи. Причем, эта ситуация с электоральной пассивностью [2], по словам политологов и социологов, приняла «характер эпидемии, стала неуправляемой».

На сегодняшний день наибольшее количество избирателей составляют люди среднего и старшего поколения, желание участвовать в выборах, которых, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью и уже сформированной гражданской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.