ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Зотова И.В.1, Буженица А.С.2
1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Буженица Антонина Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Раскрыто значение понятия «лексическая сторона речи», а также представлен теоретический обзор авторов, занимавшихся данной проблемой. Отмечена роль и значение устного народного творчества в системе работы по развитию словаря детей дошкольного возраста. Широко представлена характеристика детского фольклора и его жанровое разнообразие. Показано конкретное значение каждого жанра устного народного творчества для речевого развития детей дошкольного возраста. Определен круг задач в работе по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраст, решаемых при использовании разнообразных форм фольклора.
Ключевые слова: устное народное творчество, фольклор, малые жанры фольклора, лексическая сторона речи, словарь, дети дошкольного возраста.
УДК 372.122
Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Развитие лексики, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления, восприятия, памяти и других психических процессов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).
Развитие лексической стороны речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в лексической стороне речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Лексическая сторона речи - форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение лексической стороной родного языка является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе. Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д.Ушинский, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования
A.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой,
B.И. Яшиной и др.
В частности, обогащение словаря детей раннего (Ю.А. Аркин, Г.М. Лямина), и дошкольного возраста (А.М. Богуш, Ю.С Ляховская, И.М. Непомнящая и др.);
особенности становления и развития словаря детей в течение дошкольного детства (А.П. Иваненко, М.М. Конина, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская и др.).
Развитие и обогащение словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Развитие словаря происходит на протяжении всего дошкольного возраста [7].
Большое практическое значение имеет содержание и методика работы с детьми по формированию словаря. Одним из эффективных средств развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста выступает устное народное творчество. В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; дает верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников (Е.Н.Водовозова, К.Д. Ушинский, Н.С. Карпинская, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский и др.
Фольклорные произведения дают детям уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклор обогащает знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, помогает накоплению и обогащению активного словаря [5].
В своей работе мы опираемся на классификацию детского фольклора авторов Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, так как считаем ее наиболее понятной и применимой к теме нашего исследования.
1. Фольклор материнства и детства: колыбельные песни; пестушки, потешки, прибаутки и песенки.
2. Словесные игры: скороговорки; каламбуры; считалки.
3. Детский смеховой фольклор: прозвища и дразнилки; сечки, молчанки и голосянки.
4. Детский обрядовый фольклор: детский народный календарь; заклички; небылицы; загадки; песни; детская сказка; страшные истории («страшилки»).
5. Игровой фольклор.
6. Школьный фольклор: альбом; анекдот; граффити; пародии; детские тайные языки; садистские стихи [3; 4].
Каждая из форм детского фольклора решает определенные задачи. Например, загадки обогащают словарь дошкольников, формируют представления о переносном значении слова, способствуют развитию речи-доказательства и речи-описания, развивают чуткость языка [2].
Пословицы и поговорки знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка, развивают умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, развивают фонематический слух, формируют способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи. Сказки приобщают детей к культуре, к народному опыту, к родному языку [6].
Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей среднего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое -либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным [1].
Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивался интерес и внимание к слову. Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, чтобы значительно разнообразить словарный запас детей. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей дошкольного возраста, а средства устного народного творчества занимают неотъемлемое место в педагогической практике обогащения лексикона.
Список литературы
1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: методическое пособие / Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2001. 267 с.
2. Зотова И.В. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Э.И. Гафарова // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. № 55. С. 118-122.
3. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. / О.И. Капица. Л., 1928. 222 с.
4. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учебное пособие. / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 320 с.
5. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Ю.С. Ляховская. М.: Академия, 2010. 143 с.
6. Шибицкая А.Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А.Е. Шибицкая. М.: ТЦ Сфера, 2014. 62 с.
7. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. М.: Академия, 2013. 448 с.