Файлерт А. А. студент магистратуры 1 курса факультет «Экономика и управление» ФГБОУ ВПО «СибАДИ» Ренгольд О. В. научный руководитель Россия, г. Омск
РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
В статье рассматривается развитие автотранспортных грузоперевозок относительно других видов транспорта. Проведен анализ их динамики за последние пятнадцать лет. Представлена сравнительная характеристика состояния парка грузовых автомобилей, а также развитие транспортной инфраструктуры по сравнению со странами Европы.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, грузоперевозки, автотранспортная отрасль.
Faylert А. A. graduate student
1 course, faculty «Economics and Management», «Siberian State
Automobile and Highway Academy» Supervisor: Rengold O. V.
Russia, Omsk
DEVELOPMENT OF ROAD TRANSPORT IN RUSSIA
AND ABROAD
The article deals with the development of road transportation in relation to other modes of transport. In her analysis of the dynamics of the last fifteen years. It provides a comparative description of the state of the truck fleet, as well as development in comparison with European countries transport infrastructure.
Keywords: road transport, cargo, trucking industry.
В последнее столетие наблюдается значительное увеличение количества автомобильного транспорта по всему миру. За этот период распространение автомобилей составило с 6 тыс. шт. до более чем 1 млрд. шт.
[1]. Данная повсеместная автомобилизация обусловлена рядом преимуществ автомобилей, среди которых: манёвренность, относительно невысокая стоимость перевозок, доставка «от двери до двери».
На сегодняшний день перевозка грузов автомобильным транспортом является лидером среди других видов перевозок. Так объем перевезенного груза в России за 2014 г. автомобильным транспортом превышает объем железнодорожным транспортом почти в 4 раза и составляет 5 417 млн. тонн
[2].
6000 5000 4000 3000
£ 2000
и
5 1000
СО
о
ю 0
щ 0
л и
с
5417
1375
1078
16
119
1,3
ЖД Автомоб. Трубопр. Морской Внутр. водн. Авиа
Рис.1 - Перевозки грузов отдельными видами транспорта в России
Что касается грузооборота, в 2014 г. грузооборот автомобильного транспорта составляет 247 млрд. т-км (табл. 1), уступая при этом лидирующим железнодорожному (2301 т-км) и трубопроводному транспорту (2423 т-км) [2].
Таблица 1 - Грузооборот по видам транспорта, млрд. т-км
Вид транспорта 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Ж/д 1373 1858 2011 2128 2222 2196 2301
Автомобильный 153 194 199 223 249 250 247
Трубопроводный 1916 2474 2382 2422 2453 2513 2423
Морской 122 60 100 78 45 40 32
Внутренний водный 71 87 54 59 81 80 72
Воздушный 2,5 2,8 4,7 5,0 5,1 5,0 5,2
Всего 3638 4676 4752 4915 5056 5084 5080
На конец 2014 г. в России насчитывается более 6000 грузовых автомобилей (рис.2). Однако из такого количества грузовиков около 75% -это парк грузовиков старше 10 лет. По данным исследований средний возраст грузового автомобиля России составляет 18,9 лет [3]. Если сравнивать данный возраст грузовиков с Западными странами, то в Германии на конец 2015 г. средний возраст грузовых автомобилей - 7,7 лет, что конечно на порядок ниже. Там же самый возрастной средний показатель был зарегистрирован в 2006 - 2007 гг. - 7,9 лет (рис.3).
>=
<и П S ю
о V
s * ® н
СО Э « J
Ч 2 Й н о
M
а L-
7000 6000 5000 4000 3000 2000
1000 0
6238
1990 2000 2005 2010 _ 2011 2012 2013 2014
Год
Рис.2 - Наличие грузовых автомобилей в РФ.
со
о
m
8,0 7,9 7,9 7,8 7,8
н <и
H о
Й 7 7
сР 7,7
7,7
7,6 7,6 7,5
7,5
2005
2007
2009
2011
2013
2015
Год
Рис.3 - Средний возраст грузовых автомобилей в Германии.
Что касается обновления парка подвижного состава, то на конец ноября 2015 г. рынок новых грузовых автомобилей насчитывает 45,4 тыс. шт. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года падение составляет 42,6% [4, 5].
Самые продаваемые марки грузовых автомобилей в России можно увидеть в таблице 2 [4]. Лидирующие места занимают отечественные бренды KAMAZ (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года падение составило 35,2%, в количестве 23 598 автомобилей), GAZ (по сравнению с предыдущим годом снижение - 24,9%, в количестве 8 173 автомобилей). Положительная динамика прослеживается только у ISUZU (по сравнению с предыдущим годом наблюдается увеличение на 9,8%, в количестве 2 045 автомобилей).
Таблица 2 - Лидеры продаж грузовых автомобилей в России, шт.
Рейтинг продаж Марка автомобиля Ноябрь 2015г. Ноябрь 2014г. Январь-ноябрь 2015г. Январь-ноябрь 2014г.
1 KAMAZ 1 569 1 752 15 281 23 598
2 GAZ 552 723 6 138 8 173
3 ISUZU 267 224 2 245 2 045
4 MAZ 266 573 3 241 7 106
5 SCANIA 200 294 2 358 5 087
6 URAL 196 255 2 302 3 624
7 MERCEDES 166 195 1 694 2 518
8 HYUNDAI 128 210 2 069 3 927
9 MAN 127 522 1 667 4 137
10 NEFAZ 127 102 1 305 1 498
На развитие автомобильной отрасли влияет уровень развития автомобильной инфраструктуры, к которой первым делом относятся качество и протяженность автомобильных дорог. Появление первых автомобильных дорог с твердым покрытием приходится на XVI век во Франции. Их доля в середине XX века составляла примерно 50% от общей протяженности автомобильных дорог. На сегодняшний день около 90% всех мировых автодорог имеют твердое покрытие. В России на конец 2014 г. величина дорог с усовершенствованным покрытием составляет 70,5%. Транспортная инфраструктура в странах не равномерна [6]. К примеру, плотность сети автодорог в Европе в 10 раз выше, чем в Азии. В России данный показатель в 2014 г. составил 81 км на 1000 кв. км территории [7].
Самыми распространёнными марками грузовых автомобилей производства России, согласно данным ГИБДД, сегодня являются автомобили грузоподъёмности в 3,5 тонны [8]. Использование автомобилей малой и средней грузоподъемности тесно связано с плохим качеством автомобильных дорог, поскольку многие маршруты не приспособлены для прохождения по ним автомобилей высокой грузоподъёмности. Учитывая размеры нашей страны и, вместе с тем, протяженность путей и маршрутов, данное соотношение в пользу грузовых автомобилей в 3,5 не лучшим образом сказывается на эффективности перевозочного процесса [9, 10, 11].
Современная инновационная модель экономического развития России не способна существовать без развитой транспортной системы. Отставание в работе грузового вида транспорта от сегодняшнего международного уровня не отвечает современным нуждам и перспективам развития страны. Развитая транспортная отрасль обеспечивает единое пространство России и дает возможность в полной мере осваивать ресурсы страны [12, 13]. Особое место здесь занимает грузовой автомобильный транспорт. Именно на нём
сосредоточены перевозки в европейских странах и Америке.
Использованные источники:
1. Количество автомобилей в мире. - Режим доступа: http://total-ratmg.ru/689-kolichestvo-avtomobiley-v-mire.html
2. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. // Росстат. - М., 2015. - 729 с. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/doc 2015/year/ejegod-15.pdf - Дата обращения: 15.05.2016
3. Средний возраст грузовых автомобилей в России составил почти 19 лет. -Режим доступа: http : //properm. ru/auto/news/104289/?forceMobile=1
4. Российский рынок грузовых автомобилей в декабре 2015 года - Режим доступа: https://www.autostat.ru/press-releases/24574/ - Дата обращения 29.08.2016
5. Эйхлер, Л. В. Факторный анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий / Л. В. Эйхлер, А. С. Стринковская, А. Е. Лебедева // Вестник СибАДИ. - Омск : СибАДИ, - 2012. - № 25. - С. 129-134
6. Ренгольд, О. В. Тенденции изменений инвестиционных вложений в транспортную отрасль Российской Федерации [Электронный ресурс] / О. В. Ренгольд, Е. Д. Семенова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Омск 15 апреля 2015 г. / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2015. - С. 319-323. - Режим доступа : http ://bek.sibadi.org/fulltext/esd3 9.pdf
7. Ренгольд, Е. Ю. Развитие автомобильного транспорта: российский и зарубежный опыт / Е. Ю. Ренгольд // Вестник СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2015. - № 6 (46) - С. 133-138
8. Ренгольд, Е. Ю. Тенденции изменения структуры автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг / Е. Ю. Ренгольд, О. В. Ренгольд // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2011». Том 1. Транспорт. - Одесса : Черноморье, 2011. - С. 28-31
9. Ренгольд, О. В. Налоговое планирование как метод снижения затрат грузового автотранспортного предприятия / О. В. Ренгольд // Архитектура, строительство, транспорт : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). Секция № 8: «Развитие теории и практики грузовых автотранспортных перевозок, транспортной логистики» (Омск, 02 декабря 2015 г.) : сборник науч. трудов № 8 каф. «Организация перевозок и управление на транспорте» - Омск : Полигр. центр КАН, 2015. - С. 234-238
10. Храмцова, Н. А. Основные направления повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия / Н. А. Храмцова, В. В. Курышева // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации : материалы Междунар. конгресса ФГБОУ ВПО "СибАДИ". 67-я науч.-практ. конф. "Теория, методы проектирования машин и процессов в строительстве", посвящ. 100-летию со дня рождения засл. деятеля науки и
техники РСФСР, д-ра техн. наук, профессора Т. В. Алексеевой (с междунар. участием) / РААСН, СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2013. - Кн. 3. - С. 199-202
11. Эйхлер, Л. В. Планирование конечных результатов хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий [Электронный ресурс] : монография / Л. В. Эйхлер, А. Е. Черникова. - Омск : СибАДИ, 2015.
- 98 с. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=25637337
12. Эйхлер, Л. В. Взаимодействие государства и предпринимательства на транспортном комплексе / Л. В. Эйхлер, Е. Ю. Ренгольд // Вестник СибАДИ.
- Омск : СибАДИ, 2014. - № 4 (38) - С.144-151
13. Ренгольд, О. В. Перспективы развития автотранспортной отрасли в Российской Федерации [Электронный ресурс] / О. В. Ренгольд, Т. А. Попова // Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2015.
- С. 330-335. - Режим доступа : http://bek. sibadi. org/fulltext/ESD 1.pdf;
Хапилина С.И. студент магистратуры 2 курса факультет экономики и управления ФГБОУВО «ОГУимени И.С. Тургенева»
Россия, г. Орел
РОЛЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена одной из форм финансового планирования. В частности рассматривается бюджетирование системы маркетинговых коммуникаций. Автором характеризуются бюджетирование системы маркетинговых коммуникаций и ее отдельных элементов, оценка его эффективности.
Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, система маркетинговых коммуникаций, реклама, PR, стимулирование сбыта.
Khapilina S.I. graduate student 2 course, Faculty of Economics and Management
Orel State University Russia, Orel
THE ROLE OF BUDGETING SYSTEM MARKETING COMMUNICATIONS IN THE ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION
The article is devoted to a form of financial planning. In particular it considered budgeting system of marketing communications. The author characterizes budgeting system of marketing communications and its individual elements, evaluation of its effectiveness.
Keywords: budgeting, the budget, the system of marketing communications, advertising, PR, sales promotion.