SCIENCE TIME
■
транспортный комплекс региона
(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Черникова Анастасия Евгеньевна, Сибирская государственная автомобильно - дорожная академия «СибАДИ», г. Омск
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам транспортного комплекса региона на примере Омской области.
Ключевые слова: регион, транспортный комплекс региона.
В современных условиях транспорт как элемент производственной инфраструктуры, обладает рядом специфических особенностей, отличающих его от других отраслей экономики. Процесс производства и реализации продукции слит воедино, при этом перемещение грузов и пассажиров является одновременно продукцией транспорта. Транспорт перемещает продукцию созданную, другими отраслями материального производства, не создавая нового продукта, увеличивает стоимость продукции на величину транспортных затрат [2].
Значение транспорта как составной части экономики страны определяется его ролью в территориальном разделении труда, т. е. специализации экономических районов и регионов, поскольку их комплексное развитие невозможно без системы транспорта [5].
Согласно трактовке, предложенной Некрасовым Н.Н. под регионом понимается «крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально технической базой, социальной и производственной инфраструктурой» [1]. Акцент на экономическую сущность региона, связан прежде всего с тем, что регион рассматривается как част народнохозяйственного комплекса, в котором все регионы обеспечивают целостность национальной экономики.
Региональный транспортный комплекс является важной составной частью
| SCIENCE TIME Щ
развития региона, его функционирование на конкретной территории оказывает существенное влияние на развитие других элементов экономики региона.
Омская область характеризуется развитым транспортным комплексом, в котором представлены все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Территорию Омской области пересекает Транссибирская железная дорога, а также автомобильные дороги федерального значения, что благоприятно сказывается на объемных показателях работы транспортного комплекса региона. Грузовой автомобильный транспорт специализируется на мелкопартийных перевозках высокоценных и скоропортящихся грузов на расстояние до 2000 км и значительную роль перевозок на средние расстояния 500 - 1000 км, при это железнодорожный транспорт осуществляет перевозку пассажиров и грузов на дальние расстояния. Трубопроводный транспорт представлен трубопроводами [4].
Анализ тенденций функционирования по данным Росстата показал, что в последние годы наблюдаются положительные изменения в транспортном комплексе Омской области, однако показатели работы остаются невысоки. Начиная с 2005 года наблюдается рост объемов перевозок железнодорожным транспортом. Если в 2005 году данный показатель составил 14 млн т., то к 2014 г. указанный параметр - 17,2 млн т.
Автомобильный транспорт достаточно благополучен, несмотря на региональные особенности. Противоречивое развитие отраслей, производящих товары, оказало существенное влияние на изменение объема перевозок в Омской области. По сравнению с 2005 г. объем перевозок автомобильным транспортом в 2014 г. составил 21 млн. т против 30,8 млн т. В течение указанного периода наблюдается рост грузооборота. Рост показателя за 2005-2014 гг. составил 480 млн. т*км и равен 1 675 млн. т*км, т.е. темп прироста к уровню 2005 г. составил 40,1% [2, 3].
В последнее время роль автомобильного транспорта все более возрастает, что связано с доставкой груза без дополнительных затрат на перевозку. Удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевозок вырос за период 2010-2014 г. с 52 до 55%. Следует отметить, что в перевозках железнодорожного транспорта преобладают нефтяные грузы, строительные грузы, зерно. Грузовые предприятия региона перевозят в основном крупногабаритные грузы, строительные материалы, продукцию сельскохозяйственного назначения.
Автомобильный транспорт занимает ведущие позиции в перевозке пассажиров. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом имеет тенденцию к снижению, которая сохраняется и в настоящий момент. Количество перевезенных пассажиров уменьшилось с 11 125 тыс. чел в 2005 г. до 4 432 тыс. чел в 2014 г., т.е. 2,5 раза. При этом количество пассажиров, перевезенных
I
SCIENCE TIME
I
автомобильным транспортом, увеличилось на 38% за аналогичный период.
Необходимо отметить, что развитая инфраструктура играет важную роль в обеспечении процессов функционирования и развития транспортного комплекса региона, поскольку от её качества зависит не только эффективность развития предприятий, но и мобильность населения региона. Так, темп прироста автомобильных дорог с твердым покрытием в 2014 г. к уровню 2005 г. составил 72%. Между тем, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием оказывает существенное влияние на увеличение грузооборота автомобильного транспорта региона.
Одним из наиболее значимых показателей функционирования транспортного комплекса региона является уровень износа подвижного состава. Эксплуатируемый парк не соответствует мировым стандартам, многие предприятия имею как физический, так и морально изношенный парк транспорта. Исходя из этого, транспортные предприятия вынуждены нести большие затраты на эксплуатацию подвижного состава, что в свою очередь приводит к тому, что транспортные предприятия региона не обладают достаточным объемом собственных средств для модернизации парка транспортных средств [6].
Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что транспортный комплекс Омской области занимает промежуточное положение между отраслями непроизводственной сферы и материального производства, призванный обеспечить взаимодействие всех элементов региона, поскольку транспортный комплекс является одним факторов повышения темпов экономического роста региона.
Литература:
1. Горшенина Е.В. Региональные экономические исследования: теория и практика / Е.В. Горшенина // Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 203 с
2. Эйхлер Л.В. Планирование конечных результатов хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий [Электронный ресурс]: монография / Л.В. Эйхлер, А.Е. Черникова. - Омск : СибАДИ. - 1 электрон. опт. диск (DVD-R). - Загл. с этикетки диска.
3. Регионы России: статистический ежегодник. - М.: Изд-во Федеральная служба государственной статистики, 2015. - 690 с.
4. Эйхлер Л.В. Методологические основы интеграции на автомобильном транспорте / Л.В. Эйхлер // Монография. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. - 192 с.
5. Черникова А.Е. Анализ подходов к трактовке понятия «транспортный комплекс» / А.Е. Черникова // Научные исследования и разработки молодых ученых [Электронный ресурс]: материалы^ молодежной научно - практической конференции. - Элект. дан. - Новосибирск: НГТУ, 2015. - Режим доступа: http:// library.nstu.ru, свободный после авторизации. - Загл. с экрана. - С. 142-144.
I
SCIENCE TIME
I
6. Ренгольд О.В., Попова Т. А. Перспективы развития автотранспортной отрасли в Российской Федерации / О.В. Ренгольд, Т.А. Попова // Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы [Электронный ресурс]: Материалы международной научно-практической конференции. -Электрон. дан. - Омск: СибАДИ, 2015. - С.330 - 335 - Режим доступа: http:// bek.sibadi.org/fulltext/ESD1.pdf - 0,6 п.л.