Научная статья на тему 'РАЗРЕШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ ДОПУСКА НАЧИНАЮЩИХ И МОЛОДЫХ ВОДИТЕЛЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ (С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)'

РАЗРЕШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ ДОПУСКА НАЧИНАЮЩИХ И МОЛОДЫХ ВОДИТЕЛЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ (С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / аварийность с участием начинающих водителей / допуск к управлению транспортными средствами / молодой водитель / начинающий водитель / подготовка водителей / road safety / accidents involving novice drivers / admission to driving vehicles / young driver / novice driver / driver training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марцога Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены основные причины аварийности по вине начинающих и молодых водителей в возрасте от 14 до 18 лет и правовые проблемы допуска указанных лиц к управлению транспортными средствами с учетом изучения действующих в ряде зарубежных стран нормативных положений. Проанализированы состояние существующего правового регулирования и попытка законодательного установления такого допуска в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOLUTION OF CERTAIN LEGAL PROBLEMS OF ADMISSION OF NOVICE AND YOUNG DRIVERS TO DRIVING VEHICLES (TAKING INTO ACCOUNT FOREIGN EXPERIENCE)

The article examines the main causes of accidents due to the fault of novice young drivers aged 14 to 18 years and the legal problems of allowing these persons to drive vehicles, taking into account the study of the regulations in force in a number of foreign countries. The state of the existing legal regulation and an attempt to legislatively establish such admission in the Russian Federation are analyzed.

Текст научной работы на тему «РАЗРЕШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ ДОПУСКА НАЧИНАЮЩИХ И МОЛОДЫХ ВОДИТЕЛЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ (С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)»

Научная статья УДК 34

© Марцога Е.В., 2024

РАЗРЕШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ ДОПУСКА НАЧИНАЮЩИХ И МОЛОДЫХ ВОДИТЕЛЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ (С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)

Екатерина Владимировна Марцога

Научный центр БДД МВД России [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены основные причины аварийности по вине начинающих и молодых водителей в возрасте от 14 до 18 лет и правовые проблемы допуска указанных лиц к управлению транспортными средствами с учетом изучения действующих в ряде зарубежных стран нормативных положений. Проанализированы состояние существующего правового регулирования и попытка законодательного установления такого допуска в Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аварийность с участием начинающих водителей, допуск к управлению транспортными средствами, молодой водитель, начинающий водитель, подготовка водителей

Для цитирования: Марцога Е.В. Разрешение отдельных правовых проблем допуска начинающих и молодых водителей к управлению транспортными средствами (с учетом зарубежного опыта) // Безопасность дорожного движения. 2024. № 4. С. 12-17.

Original article

RESOLUTION OF CERTAIN LEGAL PROBLEMS OF ADMISSION OF NOVICE AND YOUNG DRIVERS TO DRIVING VEHICLES (TAKING INTO ACCOUNT FOREIGN EXPERIENCE)

Ekaterina V. Martsoga

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation [email protected]

Abstract. The article examines the main causes of accidents due to the fault of novice young drivers aged 14 to 18 years and the legal problems of allowing these persons to drive vehicles, taking into account the study of the regulations in force in a number of foreign countries. The state of the existing legal regulation and an attempt to legislatively establish such admission in the Russian Federation are analyzed.

Keywords: road safety, accidents involving novice drivers, admission to driving vehicles, young driver, novice driver, driver training

For citation: Martsoga E.V. Resolution of certain legal problems of admission of novice and young drivers to driving vehicles (taking into account foreign experience) // Road Safety. 2024. № 4. P. 12-17.

В соответствии с п. 17.4.1 Плана мероприятий по реализации федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 13 февраля 2019 г. № 1 (приложение № 1 к паспорту федерального проекта «Безопасность дорожного движения», утверждено протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20 декабря 2018 г. № 4), МВД России был подготовлен и размещен на портале regulation.gov.ru проект о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») [1] по вопросам допуска к управлению транспортными средствами» (ГО проекта 02/04/09-19/00094694, дата создания 6 сентября 2019 года) [2].

В частности, в указанном проекте предлагалось предоставление права на управление транспортными средствами категории «В» и подкатегории «В1» лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения следующего условия: «До достижения указанными лицами восемнадцатилетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории «В» самостоятельное управление транспортными средствами категории «В» допускается с сопровождающим при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации».

Проанализируем нормативно-правовые изменения, имеющие отношение к рассматриваемой пробле-

ме. Федеральным законом от 2 марта 1999 г. № 41-ФЗ «О внесении дополнения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [3] в данную статью внесены изменения, вступившие в силу с 4 марта 1999 года.

С этого дня к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и категории «С» допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку. Однако водительские удостоверения и вместе с ними право на управление указанные лица получают по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» [4] (далее - ПДД РФ), касающиеся возраста допуска к учебной езде на дорогах, внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 1734 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами» [5].

Согласно п. 21.4 ПДД РФ с 1 апреля 2021 года к учебной езде на дорогах при обучении управлению транспортным средством категорий «В», «С» или подкатегории «С1» допускаются лица, достигшие возраста 16 лет [4].

Рассматриваемым законопроектом предусматривалась возможность предоставления права самостоятельно управлять транспортными средствами ка-

тегории «В» для несовершеннолетних лиц, успешно сдавших экзамены, до достижения восемнадцатилетнего возраста с сопровождающим опытным водителем. Условия такого управления, в том числе требования к сопровождающему, предлагалось определить Правительству Российской Федерации.

В пояснительной записке к законопроекту необходимость такого шага объяснялась тем, что существуют риски утраты приобретенных знаний и навыков управления транспортными средствами несовершеннолетними лицами, сдавшими экзамены по достижении семнадцатилетнего возраста, в связи с перерывом в управлении транспортными средствами до получения водительского удостоверения по достижении ими совершеннолетия.

При этом указывалось, что ситуация с участием несовершеннолетних в дорожном движении остается неблагоприятной. В 2018 году был отмечен рост количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), произошедших по вине водителей в возрасте от 14 до 16 лет, на 16% (всего - 499 ДТП), погибших в таких ДТП - на 93,8% (всего - 31) и раненых - на 10,2% (всего - 639).

Также в пояснительной записке к законопроекту отмечался рост количества ДТП, произошедших по вине водителей в возрасте от 16 до 18 лет, на 5,8% (всего - 889 ДТП), погибших в таких ДТП - на 25% (всего - 80) и раненых - на 3,2% (всего - 1208) [2].

Размещение на портале данного законопроекта активно анонсировала пресса. Как писала Российская газета, «водителям разрешат получать права категории «В», то есть на управление легковыми машинами, с 17 лет. Им даже можно будет ездить за рулем по дорогам, начиная с этого возраста. Но только с сидящим рядом наставником» [6].

Противники законопроекта приводили в качестве доводов против введения указанной нормы то, что она не будет востребована как минимум в ближайшее десятилетие по причине того, что большая часть молодых людей, проживающих в отдаленных районах и действительно нуждающихся в средствах передвижения, и их родители не в состоянии приобрести автомобиль.

Непонятно также, каким образом должен осуществляться контроль за передвижением начинающего водителя и предусмотренным в проекте обязательным присутствием рядом с ним водителя-наставника. При этом камеры фотовидеофиксации не в состоянии контролировать этот процесс, а количество сотрудников дорожно-патрульной службы (далее - ДПС) Госавтоинспекции на дорогах страны после массовых сокращений резко сократилось.

В итоге состоявшегося активного обсуждения законопроект в приведенной редакции был отклонен по инициативе МВД России (напомним, что оно его подготовило) [7].

Обратим внимание на то, что в пояснительной записке содержались ссылки на зарубежный опыт, которые, по нашему мнению, были не совсем корректны [2].

В связи с этим утверждением целесообразно обратиться к соответствующему зарубежному опыту. Так, в США и Канаде, где существует практика допуска к управлению транспортными средствами до достижения совершеннолетия, наличие автомобиля -острая необходимость.

Большинство не достигших совершеннолетия американцев и канадцев проживают далеко от школ и колледжей, поэтому при практически полном отсут-

ствии общественного транспорта им практически не на чем добираться до места учебы. При относительной дешевизне автомобилей в стране их родители или они сами имеют возможность приобрести транспортное средство.

Кроме того, за рубежом проблемы аварийности на автомобильном транспорте, связанные с молодыми водителями, заставляют принимать серьезные меры для введения различных ограничений, касающихся их передвижения и контроля за соблюдением таких ограничений.

Опираясь на публикации зарубежных исследователей, рассмотрим причины ДТП с молодыми водителями и меры, которые принимались и принимаются для того, чтобы снизить их тяжесть, и на этом основании попробуем сделать соответствующие выводы, касающиеся целесообразности введения подобных мер в России.

Понятие «молодой водитель», которое применяется за рубежом, по своей сути отличается от понятия «начинающий водитель», применяемого в России.

За рубежом молодой водитель - это лицо, возраст которого составляет от 14-16 лет (в зависимости от того, с какого возраста оно допускается к обучению вождению и самостоятельному управлению транспортным средством в той или иной стране) до 24 лет.

В Российской Федерации используется термин начинающий водитель, статистика аварийности опирается на данные о ДТП, произошедших по вине водителей со стажем управления транспортными средствами до двух лет, сдавших квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами в соответствующих подразделениях Госавтоинспекции.

При этом начинающим водителем может быть как 18-летний, так и 50-летний, с учетом того, в каком возрасте он принял решение о получении права на управление транспортным средством.

По данным CDC USA - Федерального агентства «Центры по контролю и профилактике заболеваний» Министерства здравоохранения США (Centers for Disease Control and Prevention), которое считается ведущей организацией, защищающей здоровье населения [8], ДТП являются основной причиной смерти подростков в США.

Только в 2020 году в США около 2800 подростков в возрасте 13-19 лет погибли и около 227 тысяч получили ранения в ДТП. Это означает, что ежедневно около восьми подростков погибают и сотни получают ранения в ДТП, что привело к медицинским расходам и потерям бюджета в 40,7 млрд долларов США [9].

Согласно данным исследовательского проекта Совместного центра транспортных исследований Европейской Конференции Министров Транспорта (ЕКМТ) Организаций экономического развития и сотрудничества (далее - ОЭСР) «Риски для молодого водителя и действенные контрмеры», на лиц с 16 до 24 лет приходится около 27% смертности среди водителей ОЭСР, хотя эта возрастная группа составляет приблизительно 10% населения [10].

Кроме того, причиной около 30% всех смертельных случаев на дорогах являются ДТП с участием молодых водителей. Среди них смертность мужчин втрое превышает смертность женщин и остается намного выше даже с поправкой на более высокую подверженность риску. В 2020 году уровень смертности в результате ДТП среди водителей-мужчин в возрасте 16-19 лет был в три раза выше, чем уровень смертности среди водителей-женщин той же возрастной группы [11].

На приведенные цифры влияет множество различных факторов, среди которых правомерно выделить следующий: молодые водители не в состоянии правильно оценить риски, связанные с управлением транспортными средствами, и принять необходимые меры, чтобы свести их к минимуму.

Рассмотрим наиболее распространенные причины ДТП с участием молодых водителей. Так, одной из основных проблем является отсутствие должного опыта. Молодые водители не уверены в себе, время реагирования на возникновение опасности у них больше, чем у старших коллег, потому что они не попадали еще в ситуации, требующие быстрого принятия решения.

Например, быстро меняющий полосы движения автомобиль оставляет мало места для маневра или торможения. Молодому водителю, который ранее не встречался с такими ситуациями достаточное количество раз, трудно принять правильное решение.

Опытный водитель в этом случае замедляется практически «на автомате», а неопытный, не ожидая подобных действий от других участников движения, либо не замедляется, либо тормозит слишком резко. Иногда даже впадает в панику и забывает про тормоз и рулевое управление.

Другая проблема, которая является общей для молодых водителей, - отсутствие внимания, или, как его еще называют, отвлеченное вождение. Они, как правило, предпочитают передвигаться со сверстниками: либо кто-то из них берется подвезти одноклассников до школы, либо вечером осуществить совместную поездку.

Наличие одного или нескольких пассажиров в автомобиле, которое традиционно вызывает желание поговорить, неизбежно отвлекает внимание, что особенно свойственно именно молодым водителям.

Более того, во время разговора они часто и надолго поворачивают голову в сторону пассажиров, а с учетом того, что их навыки вождения несовершенны, им необходимо больше, чем другим, сосредоточиваться на управлении автомобилем.

Подобное поведение молодых водителей может привести к потере концентрации при выборе оптимальной траектории движения автомобиля и в результате к ДТП. Риск увеличивается с каждым дополнительным пассажиром-сверстником.

В 2019 году среди учащихся старших классов в США 39% хотя бы раз за предыдущие 30 дней отправляли текстовые сообщения или электронные письма, находясь за рулём автомобиля [12].

Превышение скорости молодыми водителями также является серьезной проблемой. Они не понимают, что не обладают достаточными навыками, необходимыми для движения на высоких скоростях. Проблема усугубляется тем, что они испытывают потребность продемонстрировать сверстникам, насколько хорошо они управляют автомобилем.

Нередко они идут на своеобразную провокацию со стороны пассажиров, требующих от водителя двигаться быстрее. В 2020 году 35% водителей-мужчин и 18% водителей-женщин (в возрасте 15-20 лет), попавших в аварии со смертельным исходом, превышали установленную скорость [13].

Техническое состояние транспортного средства, которым управляют молодые водители, также может способствовать повышенной аварийности. Как правило, это далеко не новый и, соответственно, небезопасный автомобиль, зачастую имеющий технические неисправности, которые неопытный водитель не в состоянии самостоятельно выявить.

Кроме того, среди молодых водителей распространена практика вождения в ночное время. При плохой видимости в темное время суток опасности на дороге не так очевидны, причем водитель, зачастую находящийся в состоянии усталости, неоправданно спешит.

Если к этому добавить непогоду, подержанный автомобиль, пассажиров-сверстников, то вероятность ДТП возрастает в разы. Уровень смертности в происшествиях в ночное время среди водителей в возрасте от 16 до 19 лет примерно в 3 раза выше, чем среди водителей в возрасте от 30 до 59 лет на милю пробега [11].

Чрезмерная уверенность в своих навыках управления транспортными средствами также характерна для молодых водителей. Самоуверенность возрастает со стажем вождения и достигает своего пика по истечении года управления автомобилем.

В это время молодые и еще не опытные водители начинают чаще отвлекаться от управления на разговоры по телефону, становятся более агрессивными и склонными к неоправданному риску - превышению скорости, резкому перестроению и др.

Употребление любого количества алкоголя перед вождением также существенно повышает риск аварии среди молодых водителей. Они имеют гораздо более высокий риск попасть в аварию, чем водители старшего возраста, при одинаковой концентрации алкоголя в крови и даже если этот уровень ниже допустимого для взрослых [14].

Несмотря на то, что употребление алкоголя или вождение в нетрезвом виде лицами младше 21 года запрещено законом, данные за 2020 год свидетельствуют о следующем:

29% водителей в возрасте от 15 до 20 лет, погибших в ДТП, находились в состоянии опьянения;

у 17% водителей в возрасте от 15 до 20 лет, попавших в ДТП со смертельным исходом, уровень алкоголя в крови составлял 0,08% или выше - это запрещённый для взрослых уровень во всех штатах США (в штате Юта допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,05%);

62% водителей в возрасте 15-20 лет, погибших в ДТП после употребления алкоголя за рулём, не были пристегнуты ремнями безопасности;

24% водителей-мужчин в возрасте 15-20 лет и 17% водителей-женщин в возрасте 15-20 лет, попавших в ДТП со смертельным исходом, находились в состоянии опьянения.

Вождение в состоянии опьянения, вызванного употреблением любого вещества (алкоголя, марихуаны, других запрещённых веществ, рецептурных и/или безрецептурных медицинских препаратов) противозаконно.

Многие виды наркотических или психотропных веществ могут значительно ухудшить способность молодого водителя безопасно управлять автомобилем.

После алкоголя марихуана является наиболее распространённым веществом, употребление которого приводит к ДТП. Она негативно влияет на способность адекватно оценивать дорожную обстановку, координацию движений, принятие решений и скорость реакции - все это важные навыки для безопасного вождения.

Согласно результатам национального опроса о рискованном поведении молодёжи, проведённого в 2017 году, около 13% старшеклассников в США водили машину, употребляя марихуану хотя бы раз в течение последних 30 дней перед опросом [15].

В целях снижения риска попадания в ДТП молодых водителей за рубежом принимаются определенные меры, которые являются эффективными, по мнению соответствующих властных структур. Рассмотрим некоторые из них.

По меньшей мере половина водителей-подростков и пассажиров в возрасте 16-19 лет, погибших в ДТП с участием легковых автомобилей в 2020 году, не были пристегнуты ремнем безопасности. Исследования показывают, что ремни безопасности снижают количество серьезных травм и смертей в результате ДТП примерно вдвое [11].

В ряде штатов США закон позволяет штрафовать водителей за непристегнутый ремень безопасности только в том случае, если они были остановлены за другое нарушение. Однако этот закон, называемый законом вторичного применения, не распространяется на молодых водителей.

Власти достаточно жестко контролируют соблюдение законов о минимальном возрасте употребления алкоголя - с 21 года (MLDA - The Minimum Legal Drinking Age) и законов «нулевой терпимости» относительно водителей моложе 21 года.

Суть заключается в том, что водитель со стажем более трех лет, задержанный за управление транспортным средством в состоянии опьянения первично, может быть подвергнут штрафу. Молодой водитель за это нарушение может быть наказан только лишением права на управление.

В ряде стран приняты и бдительно исполняются законодательные акты и правила, устанавливающие требования к тому, чтобы первоначальный опыт управления транспортными средствами накапливался в условиях, связанных с наименьшим риском для окружающих.

Основными способами реализации этих требований являются система поэтапной выдачи водительских удостоверений и установление ограничений на управление транспортным средством в течение определенного времени после получения водительского удостоверения.

Необходимость развития навыков безопасного вождения и осуществления надзора за вождением для начинающих водителей является основой системы Graduated driver licensing (GDL), применяемой в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии. Близкие по сути системы действуют в Великобритании, Швеции и Германии.

Указанная система позволяет начинающим водителям постепенно приобретать опыт и совершенствовать навыки вождения в условиях меньшего риска.

Система включает три этапа:

1. Допуск к обучению.

2. Промежуточная/временная лицензия (право на управление с ограничениями).

3. Полное лицензирование (водительское удостоверение без ограничений).

Система GDL, существующая во всех штатах США и округе Колумбия (DC), имеет некоторые различия в зависимости от штата, где она применяется. Это либо увеличенный срок практического вождения, либо более жесткие ограничения, либо вовлечение родителей в процесс обучения вождению и контроля за соблюдением установленных ограничений.

Проведенные исследования наглядно демонстрируют, что системы GDL достаточно эффективны. Например, анализ 14 различных исследований систем GDL показал, что они напрямую связаны с

сокращением количества ДТП с участием 16-летних водителей, получивших травмы, примерно на 19% и количества ДТП со смертельным исходом примерно на 21% [16].

Этап 1. Разрешение на обучение.

Минимальный возраст для получения разрешения на обучение вождению - 16 лет. Общий срок действия разрешения на обучение - не менее 12 месяцев. Для допуска к обучению требуется разрешение родителя или опекуна, прохождение теста по проверке зрения, проверка знания правил дорожного движения и осведомленности об опасностях на дорогах, а также не менее 70 часов практического вождения под контролем опытного водителя

Этап 2. Промежуточная/временная лицензия.

В возрасте 16 лет водитель с разрешением на обучение может подать заявление на получение промежуточной или временной водительской лицензии, которую иногда называют «лицензия учащегося» (learner's license).

Для ее получения водитель не должен быть привлечен к ответственности за нарушение правил дорожного движения в течение последних 6 месяцев, иметь разрешение на обучение в течение 6 месяцев и подтверждение родителя, законного опекуна или работодателя о том, что у него имеется опыт как минимум 40 часов практического вождения под надзором, 10 из которых проходили в сложных дорожных условиях.

После получения временной лицензии перевозка пассажиров-сверстников категорически запрещена. В качестве пассажира допускается перевозить только одного из родителей, опекуна или водителя, возраст которого не менее 21 года и стаж вождения не менее трех лет. Ограничения на вождение в ночное время (с 9 или 10 вечера до 5-6 утра). Запрет движения по автомагистралям (highway) и движения со скоростью более 35 миль в час.

Этап 3. Полное лицензирование (водительское удостоверение без ограничений). Подать заявление на получение полной лицензии может водитель старше 18 лет, имевший временную лицензию в течение как минимум 6 месяцев, не совершавший нарушений в области дорожного движения и не осужденный за употребление алкоголя и наркотиков. Постоянная водительская лицензия выдается после сдачи теоретического экзамена.

Попытки изменить действующее в Российской Федерации законодательство, касающееся допуска к управлению транспортными средствами, по нашему мнению, не привели к желаемому результату, так как на снижение аварийности с участием начинающих водителей они не повлияли.

Цель снижения возраста начала обучения вождению (16 лет) и допуска к экзаменам (17 лет) смысла не обрела. Срок между окончанием обучения, сдачей экзамена и получением права на управление автомобилем настолько велик, что в течение него могут быть утрачены полученные навыки управления транспортным средством, а возможность их совершенствования действующим законодательством не предусмотрена.

Для того чтобы их восстановить, придется нести денежные затраты на то, чтобы оплатить услуги обучающего вождению. При этом дополнительное обучение возможно только после получения водительского удостоверения, так как учебная езда возможна только в рамках получения профессионального образования.

За управление транспортным средством лицо, не имеющее права на управление, пусть даже прошедшее профессиональную подготовку и сдавшее экзамен, и лицо, передавшее ему управление, могут быть подвергнуты административному наказанию (ч. 1 и 3 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [17].

Предпринятые в 2017 году попытки введения ряда ограничений, касающихся начинающих водителей со стажем менее двух лет (постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2017 г. № 333 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» (далее -постановление Правительства Российской Федерации № 333) [18]), по нашему мнению, также трудно признать эффективными.

Проанализируем запрет для начинающего водителя выступать в качестве водителя буксирующего транспортного средства, установленный в п. 20.2.1

ПДД РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выступать в качестве водителя буксируемого автомобиля, как представляется, гораздо опаснее, чем в качестве водителя буксирующего автомобиля, по следующим причинам.

Во-первых, у буксируемого автомобиля не работает двигатель и, следовательно, усилитель тормозов и рулевого управления, в силу чего для торможения и руления приходится прикладывать больше усилий, чем в обычных условиях. Это может стать неожиданным как раз для начинающего водителя.

Во-вторых, торможение необходимо периодически применять для того, чтобы поддерживать безопасную дистанцию между буксируемым и буксирующим автомобилями.

Согласно п. 20.3 ПДД РФ при буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 метров, и сцепка обеспечивает его только при движении на подъем или на горизонтально ровном участке дороги.

На спусках это расстояние должен поддерживать водитель буксируемого автомобиля, а это при отсутствии достаточного опыта управления транспортным средством сделать достаточно сложно. Возможен наезд на буксировочный трос, что само по себе опасно.

Повороты тоже могут стать проблемой, так как буксируемый автомобиль больше склонен смещаться к центру поворота, чем буксирующий, и траекторию движения необходимо рассчитывать более внимательно. В связи с этим целесообразно было бы запретить начинающему водителю вообще участвовать в буксировке.

Следует упомянуть о запрете перевозки людей на мотоцикле водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «А1» в течение менее двух лет, а также перевозки людей на мопеде водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение менее двух лет (п. 22.2 (1), введен постановлением Правительства Российской Федерации № 333 [18]).

Кроме того, в п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства

Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» [4], предусмотрена обязательная установка на транспортных средствах опознавательного знака «Начинающий водитель» (введено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 28 «О внесении изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090», в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 333) [19].

Таким образом, данным положением исчерпывается перечень установленных ограничений для начинающих водителей, что представляется явно недостаточным.

В заключение считаем необходимым акцентировать внимание на том, что введение любых изменений и ограничений требует постоянного контроля за их исполнением.

Камеры фото- и видеофиксации пока не в состоянии определить, кто в тот или иной момент управляет транспортным средством, и соответственно выявить нарушение тех или иных ограничений конкретным водителем.

Сложно требовать высокоэффективной работы в этом направлении и от сотрудников ДПС Госавтоинспекции с учетом массовых сокращений их штатной численности.

Очевидно, что отсутствие соответствующего контроля приводит к массовому игнорированию установленных ограничений. Тем не менее полагаем, что начатая пять лет назад работа важна и требует продолжения.

Список источников

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.10.2024).

2. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/ PublicView?npaID=94694 (дата обращения: 20.10.2024).

3. Федеральный закон от 2 марта 1999 г. № 41-ФЗ «О внесении дополнения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.10.2024).

4. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.10.2024).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 1734 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.10.2024).

6. Российская газета. 17.06.2021. № 8483.

7. URL: https://rg.ru/2021/07/19/v-mvd-peredumali-dopuskat-k-upravleniiu-avtomobilej-voditelej-s-17-let.html (дата обращения: 20.10.2024).

8. URL: https://www.cdc.gov (дата обращения: 20.10.2024).

9. URL: https://wisqars.cdc.gov (дата обращения: 20.10.2024).

10. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ docserver/9789282113356 (дата обращения: 20.10.2024).

11. URL: https://www.iihs.org/topics/fatality-statistics/ detail/teenagers (дата обращения: 20.10.2024).

12. URL: https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/69/ su/su6901a9.htm?s_cid=su6901a9_w (дата обращения: 20.10.2024).

13. URL: https://crashstats.nhtsa.dot.gov/Api/Public/ ViewPublication/813313 (дата обращения: 20.10.2024).

14. URL: https://www.jsad.com/doi/abs/10.15288/ jsad.2012.73.341?journalCode=jsad (дата обращения: 20.10.2024).

16. URL: https://www.nhtsa.gov/sites/nhtsa.gov/ files/812211-metaanalysisgdllaws.pdf (дата обращения: 20.10.2024).

17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.10.2024).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2017 г. № 333 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.10.2024).

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 28 «О внесении изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.10.2024).

References

1. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2024).

2. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/ PublicView?npaID=94694 (date of access: 10.10.2024).

3. Federal Law dated 02.03.1999 № 41-FZ «On amendments to Article 25 of the Federal Law «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2024).

4. Resolution of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2024).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 20.12.2019 № 1734 «On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation on the Admission of Citizens to Drive Vehicles» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2024).

6. Rossiyskaya Gazeta. 17.06.2021. № 8483.

7. URL: https://rg.ru/2021/07/19/v-mvd-peredumali-dopuskat-k-upravleniiu-avtomobilej-voditelej-s-17-let.html (date of access: 10.10.2024).

8. URL: https://www.cdc.gov (date of access: 10.10.2024).

9. URL: https://wisqars.cdc.gov (date of access: 10.10.2024).

10. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ docserver/9789282113356 (date of access: 10.10.2024).

11. URL: https://www.iihs.org/topics/fatality-statistics/ detail/teenagers (date of access: 10.10.2024).

12. URL: https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/69/ su/su6901a9.htm?s_cid=su6901a9_w (date of access: 10.10.2024).

13. URL: https://crashstats.nhtsa.dot.gov/Api/Public/ ViewPublication/813313 (date of access: 10.10.2024).

14. URL: https://www.jsad.com/doi/abs/10.15288/jsad .2012.73.341?journalCode=jsad (date of access: 20.10.2024).

16. URL: https://www.nhtsa.gov/sites/nhtsa.gov/ files/812211-metaanalysisgdllaws.pdf (date of access: 20.10.2024).

17. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2024).

18. Resolution of the Government of the Russian Federation of March 24.03.2017 № 333 «On Amending the Resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2024).

19. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 27.01.2009 № 28 «On Amending the Resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2024).

Информация об авторе

Е.В. Марцога - ведущий научный сотрудник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности Научного центра БДДМВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the author

E.V. Martsoga - Leading Researcher of the Department for Support of Scientific Editorial and Publishing Activities of Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 02.12.2024; одобрена после рецензирования 09.12.2024; принята к публикации 15.12.2024. The article was submitted 02.12.2024; approved after reviewing 09.12.2024; accepted for publication 15.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.