Научная статья © Марцога Е.В., 2022
NIION: 2010-0082-1/22-077 УДК 34.096
MOSURED: 77/27-006-2022-01-96
ПРОБЛЕМЫ ДОПУСКА К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Екатерина Владимировна Марцога
Научный центр БДД МВД России [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся допуска инвалидов к управлению транспортными средствами в Российской Федерации. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта сделаны выводы и предложены пути решения указанных проблем.
Ключевые слова: инвалиды, транспортное средство, допуск к управлению, профессиональная подготовка Для цитирования: Марцога Е.В. Проблемы допуска к управлению транспортными средствами лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современная наука. 2022. № 3. С. 22-29.
Original article
PROBLEMS OF ADMISSION TO DRIVING VEHICLES OF PERSONS WITH LIMITED HEALTH CAPABILITIES
Ekaterina V. Martsoga
Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» [email protected]
Abstract. Problematic issues related to the admission of disabled people to drive vehicles in the Russian Federation are considered. Based on the analysis of domestic and foreign experience, conclusions are drawn and ways to solve these problems are proposed. Keywords: disabled people, vehicle, access to driving, professional training
For citation: Martsoga E.V. Problems of admission to driving vehicles of persons with disabilities // Modern science. 2022. № 3. P. 22-29.
Согласно действующему законодательству к управлению транспортными средствами (далее - ТС) допускаются лица, достигшие установленного законом возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение и сдавшие экзамены. Право на управление ТС подтверждает наличие водительского удостоверения соответствующей категории. Но обладание каким-либо правом не имеет смысла, если гражданин не имеет возможности им воспользоваться. Поэтому рассмотрим допуск к управлению, связав его с наличием возможности управлять.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [2], подписанной Российской Федерацией в 2008 г. и ратифицированной в 2012 г., в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
В настоящее время в Российской Федерации действует государственная программа «Доступная среда», которая призвана облегчить жизнь людей с инвалидностью, предоставить им возможность максимально интегрироваться в общество. Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 [3]. Один из приоритетов, установленный программой, - создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 10. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4] государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Одой из таких услуг, согласно распоряжению Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р [5], является обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).
По данным Федерального реестра инвалидов -единой базы данных для граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, и для органов власти, которые оказывают услуги или меры социальной поддержки инвалидам, общее количество инвалидов в Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2022 г. составляло 10 450 707 человек. Из них в трудоспособном возрасте находятся 3 848 164 человека.
Последние годы Министерство просвещения РФ, МВД РФ и Минтрансом России подготовлены и готовятся ряд проектов нормативных правовых актов, вносящих изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и другие нормативные правовые акты. Данные изменения направлены на оптимизацию порядка допуска к управлению ТС. Были предприняты попытки
упростить процедуры обращения инвалидов в Госавтоинспекцию для получения государственных услуг, сделать его более удобным для данной категории граждан. Однако эти меры можно оценить как недостаточные.
В этой связи интересен опыт допуска данной категории лиц к управлению транспортными средствами как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Допуск инвалидов к управлению ТС за рубежом
Рекомендации, касающиеся передвижения лиц с ограниченной двигательной способностью, приведены в Сводной резолюции о дорожном движении, подготовленной рабочей группой безопасности дорожного движения Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций [6]. Правительствам рекомендовано безотлагательно принять меры для облегчения перемещения вышеуказанных лиц во всех случаях, когда это возможно, и с учетом безопасности всех участников дорожного движения.
Эти меры должны обеспечить облегчение передвижения лиц с ограниченной двигательной способностью путем использования ими личных автомобилей или такси за счет системы предоставления дотаций или снижения налогов.
Правительствам также рекомендовано оказывать содействие в:
переоборудовании серийно выпускаемых ТС в целях облегчения перевозки лиц с ограниченной мобильностью;
переоборудовании серийно выпускаемых ТС в целях обеспечения возможности управления ими некоторыми категориями лиц с ограниченной мобильностью;
разработке и создании специальных ТС, предназначенных для лиц с ограниченной мобильностью;
стандартизации оборудования, используемого для оснащения ТС и самих ТС, упомянутых выше.
Директива Европарламента и Совета от 2006/126/ЕС от 20 декабря 2006 г. «О водительских удостоверениях» [7] устанавливает положения, касающиеся оформления и выдачи водительских удостоверений. В приложении № 3 к Директиве «Минимальные стандарты физического и психического состояния здоровья, определяющие пригодность к управлению транспортным средством» определено, кроме прочего, при наличии каких заболеваний опорно-двигательного аппарата водительские удостоверения не выдаются, либо кандидату в водители требуется более тщательное медицинское обследование для определения его способности управлять ТС. Согласно требованиям Директивы, касающимся оформления водительского удостоверения, на оборотной стороне документа должно быть предусмотрено, кроме прочего, наличие дополнительной информации в кодовой форме об ограничениях, касающихся водителя, в связи с медицинскими показаниями и перечня необходимого оборудования ТС для адаптации водителя к управлению им. Перечень содержит более шестидесяти позиций, среди которых электропривод или механический привод
тормоза и (или) акселератора, различное расположение педалей по отношению друг к другу, устройства для облегчения руления, специальное оборудование для комфортного расположения водителя в ТС и др.
В Германии порядок допуска к участию в дорожном движении установлен Федеральными правилами регулирования движения Die Deutsche Fahrerlaubnis Verordnung (FeV) от 18 августа 1998 г
Согласно § 2 FeV водители ТС могут участвовать в дорожном движении только в том случае, если приняты все меры, которые исключат угрозу другим лицам. В соответствии с § 11 FeV при возникновении сомнения в пригодности кандидата в водители к управлению ТС по медицинским показаниям водитель должен быть направлен на медицинское освидетельствование. Расходы на прохождение освидетельствования покрываются за его счет. В § 23 FeV, в частности, указано, что если кандидат в водители годен к управлению ТС с ограничениями, то все эти ограничения, в том числе касающиеся оборудования ТС, должны быть указаны в водительском удостоверении в виде определенного цифрового кода. Управление ТС, не имеющим специального оборудования, расценивается как управление ТС лицом, не имеющим такого права, что является уголовным преступлением.
Действующие правила оказания автотранспортной помощи для профессиональной реабилитации от 28 сентября 1987 г. (Verordnung über Kraftfahrzeughilfe zur beruflichen Rehabilitation -KfzHV) имеют статус федерального закона и регламентируют порядок оказания материальной помощи водителям-инвалидам в приобретении ТС, установки оборудования для адаптации к управлению и получения водительского удостоверения. Помощь может быть оказана в виде гранта (безвозмездной субсидии) или беспроцентного долгосрочного займа.
Федеральным министерством транспорта, строительства и городского развития Германии во исполнение Директивы 91/439/ЕЭК от 29 июля 1991 г. «О водительских удостоверениях» издано руководство по оценке физических возможностей водителей, согласно которому определяются минимальные нормы физической и психической пригодности к управлению ТС при определенных заболеваниях и инвалидности.
Кандидат в водители с ограниченными двигательными способностями должен получить заключение о медицинской пригодности к управлению и при необходимости технической пригодности принадлежащего ему ТС с установленным на него оборудованием для адаптации. Прежде всего, как это звучит в руководстве министерства транспорта Германии, «заключение необходимо самому кандидату для того, чтобы никто не смог поставить под сомнение его возможность управлять автомобилем».
Подготовить заключение помогают компетентные специалисты медицинских центров, представители специализированных автошкол, занимающихся подготовкой водителей-инвалидов, общественных организаций по реабилитации инвалидов, специалисты TÜV и DEKRA. Медицинское заключение выносит лицензированный
медицинский работник, и оно должно содержать диагноз и описание функциональных потерь организма, выводы о пригодности (непригодности) к управлению ТС и целесообразности использования дополнительного оборудования для адаптации [1].
Техническое заключение (технический отчет) выносят компетентные специалисты TÜV или DEKRA. Оно должно содержать описание необходимых конкретному лицу приспособлений для адаптации к управлению (например, ручное управление акселератором и (или) тормозом) или описание ТС (например, ТС с автоматической коробкой передач, ТС максимальной массой до 3,5 тонн).
Такие автопроизводители, как Volkswagen AG и Daimler AG, через своих дилеров осуществляют по предварительному заказу подготовку и продажу ТС, адаптированных для управления водителями с ограниченными двигательными способностями. Стоимость таких автомобилей не отличается от стоимости аналогичных неадаптированных.
Производители специального оборудования для адаптации ТС должны иметь сертификат на производство и установку этого оборудования, выданный TÜV или DEKRA. В противном случае ТС с установленным несертифицированным оборудованием (предположим, сделанным по индивидуальному заказу) должно пройти тестирование, и его владельцу необходимо получить заключение о безопасности использования этого оборудования.
В том случае, если владелец действующего водительского удостоверения получил инвалидность в результате болезни или несчастного случая, и в результате этого ему требуется установка устройств адаптации к управлению ТС, но при этом соблюдены требования § 2 FeV, он может не сдавать экзамен по практическому управлению ТС. Однако, согласно п. 4 § 11 FeV, он должен продемонстрировать свое умение безопасно управлять ТС с установленным дополнительным оборудованием компетентному специалисту, занимающемуся выдачей водительских удостоверений, и эта демонстрация может принимать форму дорожных испытаний (аналог экзамена по вождению). Вышеуказанный специалист выносит заключение о безопасности использования установленного оборудования и определяет цифровой код ограничений (п. 12 водительского удостоверения).
В Великобритании минимальный возраст для допуска к управлению транспортным средством -17 лет, но лицо, получающее пособие по инвалидности (Disability Living Allowance - DLA), которое испытывает потребность в мобильности, может быть допущено к управлению с 16 лет.
Для того, чтобы быть допущенным к сдаче экзаменов на получение права на управление ТС, лицо с ограниченными двигательными способностями (далее - кандидат в водители) должно отправить в Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств (Driver and Vehicle Licensing Agency - DVLA) заполненную медицинскую анкету. Анкета содержит конфиденциальную медицинскую информацию о кандидате в водители с оценкой его пригодности к управлению ТС, проведенной его личным лечащим врачом. В случае если для управления ТС требуются специальные устройства для адаптации, то в анке-
те указывается какие именно. В конце анкеты кандидат в водители должен дать согласие на прохождение дополнительного, в случае, если служащие DVLA сочтут это необходимым, медицинского обследования или практической оценки физического состояния.
Помощь в покупке, аренде, адаптации ТС, техническую и финансовую поддержку лицам с ограниченными физическими способностями оказывает национальная благотворительная организация Motability.
Наиболее популярным вариантом, который выбирают более 95% клиентов Motability, является договор аренды на новый автомобиль. Лица с ограниченными физическими способностями получают новый автомобиль каждые три года. Страхование, дорожный налог, техническое обслуживание, ремонт, замена шин включены в ежемесячный арендный платеж. Кроме того, по желанию клиента устанавливается дополнительное оборудование для адаптации к управлению ТС. Монтаж и демонтаж устанавливаемого оборудования производится за счет клиента. Расходы на аренду или покупку автомобиля в рассрочку практически полностью покрываются за счет благотворительных фондов, доплаты могут потребоваться только в том случае, если клиент выбирает дорогой и престижный автомобиль. Motability оказывает финансовую помощь клиентам для покрытия расходов на установку оборудования для адаптации и обучение управлению ТС.
В каждом графстве Великобритании существует несколько учебных организаций, специализирующихся на обучении управлению ТС лиц с ограниченными физическими способностями [8].
Сдача экзамена и получение водительского удостоверения осуществляются в общем порядке, единственное исключение для лиц с ограниченными физическими способностями - это возможность по предварительной заявке пройти теоретический тест в режиме онлайн.
Предварительная заявка необходима и для сдачи практического экзамена. Это вызвано тем, что, по мнению специалистов DSA (Driver Standart Agency), кандидаты в водители данной категории требуют особого, более внимательного подхода, и принимать экзамен у них должен высококвалифицированный специалист.
Практический экзамен принимается на ТС, предоставляемом кандидатом в водители. Автомобиль должен быть технически исправен, застрахован, оборудован дополнительным зеркалом заднего вида и знаком «L» ^еагпег - ученик).
В Соединенных Штатах Америки решением большинства проблем водителей с ограниченными двигательными способностями занимается Ассоциация специалистов по реабилитации водителей (ADED) [9], которая имеет в своих центрах по всей стране обширный штат сертифицированных специалистов.
Основные задачи центров: оценка потребностей и физических возможностей водителя, выбор наиболее подходящего ТС, подбор квалифицированных специалистов, способных установить оборудование для адаптации на автомобиль.
Расходы, связанные с адаптацией ТС под нужды инвалида, могут быть очень велики. Стоимость
оборудованного автомобиля колеблется от 40 до 80 тысяч долларов. Существует ряд федеральных программ, программ отделов профессиональной реабилитации разных штатов и Департамента по делам ветеранов, которые оплачивают часть или все расходы на переоборудование ТС в зависимости от причины и характера инвалидности. Кроме того, существует множество благотворительных некоммерческих ассоциаций поддержки лиц с ограниченными возможностями, которые осуществляют грантовые программы по оплате установки устройств для адаптации этих лиц к управлению автомобилем. Размер медицинской страховки или компенсация работникам, получившим инвалидность на производстве, в большинстве случаев позволяет не только устанавливать на ТС устройства для адаптации, но и приобретать уже оборудованные ими ТС. Такие крупнейшие автомобильные корпорации, как Daimler Chrysler, Ford Motor Company, General Motors, Volkswagen, Audi, предлагают лицам с ограниченными двигательными способностями скидки или возмещение расходов на переоборудование новых модификаций автомобилей. В большинстве штатов продажа устройств для адаптации инвалидов не облагается налогом.
Для управления автомобилем в США требуется лицензия водителя (водительское удостоверение). Согласно законодательству штатов категорически не допускается отказ в приеме заявления на получение водительского удостоверения лицам, имеющим инвалидность. Однако по медицинским показаниям может быть выдана так называемая ограниченная лицензия, в которой указано, какие устройства для адаптации должен использовать водитель при управлении ТС.
Специалисты реабилитационных центров проводят комплексное обследование кандидата для определения наиболее подходящего для нужд инвалида адаптивного оборудования. Полная оценка включает в себя проверку зрения, мышечной силы, гибкости и диапазона движения, координации и времени реакции, способности оценки ситуации и принятия правильного решения, возможности управлять ТС с установленным оборудованием для адаптации. Кроме того, оценивается возможность кандидата к перевозке пассажиров. Выбирается марка и модификация автомобиля с целью определения возможности установки на него необходимого оборудования.
Результаты обследования оформляются в виде акта, который содержит конкретные рекомендации, касающиеся необходимых ограничений для водителя, а также список рекомендованного адаптивного оборудования, типа сидений для удобной посадки и высадки, а также рекомендованной марки и модификации автомобиля.
Установкой оборудования для адаптации инвалидов в США занимается Национальная ассоциация дилеров автомобильного оборудования (National Mobility Equipment Dealers Association -NMEDA) [10] или другие организации, имеющие государственную лицензию на проведение работ по переоборудованию ТС, рекомендованные центром по реабилитации. Все установленное оборудование после монтажа должно пройти обязательные дорожные испытания.
Департаменты профессиональной реабилитации штатов, а в некоторых случаях и представители Департаментов автотранспортных средств (Department of Motor Vehicles, DMV) штатов - организаций, занимающихся приемом экзаменов и выдачей водительских удостоверений, оказывают помощь водителю-инвалиду в подборе опытного инструктора. В некоторых штатах оплата обучения производится за счет муниципального бюджета.
Обучение проходит до тех пор, пока инструктор не определит, а водитель не почувствует, что навыки управления достаточны для того, чтобы комфортно управлять ТС. Рекомендуется брать с собой на занятия кого-либо из членов семьи или друзей, кто мог бы управлять ТС в случае возникновения нештатной ситуации.
СССР и Российская Федерация
В СССР практически сразу после окончания Второй мировой войны начала работать система бесплатного обеспечения инвалидов индивидуальным транспортом. В конце 40-х гг. 20 в. появился трицикл с ручным управлением «Киевлянин» на базе мотоцикла. В начале 50-х гг. серпуховским мотоциклетным заводом, позже ставшим автомобильным (СеАЗ), выпущены трехколесная мотоколяска СЛ-1, в 1952 г. - мотоколяска СМЗ-1Л, затем - СМЗС-ЗА. В 1970 г. появилась новая мотоколяска СЗД. С 1961 г. выпускались специально предназначенные для инвалидов автомобили различных модификаций. Сначала это был ЗАЗ-965, а с начала 80-х гг. ЗАЗ-968МБ с полностью ручным управлением, предназначенный для инвалидов с повреждениями обоих ног, ЗАЗ-968МГ и ЗАЗ-968МД со смешанным управлением - для инвалидов с одной здоровой ногой, ЗАЗ-968МР с электровакуумным приводом выключения сцепления - для инвалидов с плохо работающей одной рукой и одной ногой. Автомобиль ВАЗ-1111 «Ока» выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1988 по 2008 г. Базовая модель имела несколько модификаций с установленными на заводе различными вариантами управления. Аналогичные модели производились на СеАЗе и на КамАЗе (модель «Кама»).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах» инвалиды имели право на получение ТС бесплатно или на льготных основаниях по медицинским показаниям, которые определялись учреждениями медико-социальной экспертизы согласно установленному перечню заболеваний. При наличии медицинских показаний на обеспечение ТС инвалидам выдавалась справка установленного образца, в которой указывалось, что у него имеются медицинские показания на обеспечение ТС с ручным управлением. На основании этой справки инвалиды принимались на учет органами социальной защиты населения.
Порядок обеспечения инвалидов мотоколясками определен «Инструкцией о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками», утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 199З г. № 156. В соответствии с данной Инструкцией
мотоколяски выдавались на пять лет без права их продажи и передачи. По истечении пятилетнего срока со дня получения мотоколясок они подлежали замене на новые. Мотоколяски, полученные инвалидами бесплатно, возвращались органам социальной защиты населения, а приобретенные ранее за плату (в том числе со скидкой к их стоимости), возврату органам социальной защиты населения не подлежали. Этим же постановлением определялся порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости мотоколяски или бесплатного получения автомобиля марки ЗАЗ.
С 1 января 2005 г. льготы по обеспечению инвалидов ТС были отменены в отношении инвалидов всех групп и категорий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» в 2008 г. проведена последняя в истории РФ попытка бесплатно обеспечить легковыми автомобилями «Ока» и «Лада-210740» инвалидов из числа ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. руб. Исполнение этих обязательств коснулось только тех лиц, которые были поставлены на учет в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г. на основании установленных ранее медицинских показаний.
Обучение вождению инвалидов полностью субсидировалось органами социального обеспечения. Они выделяли инвалидам специально оборудованные легковые автомобили, организовывали при действующих автошколах курсы по подготовке водителей из числа указанных лиц. В связи с переходом на рыночные отношения сложившаяся система подготовки таких водителей начала распадаться.
Состояние и проблемы допуска инвалидов
к управлению ТС в современной России
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» (далее - Постановление Правительства РФ № 1604) утверждает три вида перечней.
В первом перечислены заболевания, с которыми получение права на управление ТС недоступно, второй содержит медицинские показания к управлению ТС с ручным управлением, автоматической трансмиссией, акустической парковочной системой, использованием водителем ТС медицинских изделий для коррекции зрения и компенсации потери слуха, третий - медицинские ограничения к управлению конкретными категориями ТС.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1604 лица с ограниченными двигательными возможностями, инвалиды по зрению, слуху, ростом ниже 150 см не могут получить медицинское заключение об отсутствии показаний к управлению ТС категорий «А», «М», «С», «СЕ», «D», «DE», «Тт» или «ТЪ», подкатегорий «А1» «В1», «С1», «D1», «С1Е» или «DIE». По сути, остаются только категории «В» или «BE» и подкатегория
«В1» (кроме ТС с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа).
В этой связи вызывает недоумение то, что примерными программами подготовки водителей ТС, утвержденными приказом Министерства просвещения от 8 ноября 2021 г. № 808 [11] (далее -Приказ), предусмотрена профессиональная подготовка инвалидов и на эти категории. В разделе V Приказа, определяющем условия реализации Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий, право на управление которыми инвалиды не могут получить согласно установленным медицинским ограничениям («С», <^», «СЕ», «С1», «С1Е»), указано, что ТС, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим, предусмотренным для таких лиц оборудованием.
В связи с этим к образовательным организациям со стороны контролирующих органов предъявляются претензии о нарушении Положения о лицензировании образовательной деятельности [12] в части, касающейся специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в связи с отсутствием у них ТС указанных выше категорий. Объясняют они это тем, что в условиях реализации примерных программ, утвержденных Приказом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 808, к обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления ТС, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования правил дорожного движения. То есть, обучать вождению на закрытой от движения площадке можно и лиц, не предоставивших медицинское заключение.
Анализ действующих программ подготовки кандидатов в водители соответствующих категорий показывает, что в них отсутствуют какие-либо особенности подготовки инвалидов. Отсутствуют и научно обоснованные методики обучения инвалидов вождению ТС.
Кроме того, в нашей стране практически отсутствуют специализированные образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей из числа инвалидов. На сайте Всероссийского общества инвалидов опубликована контактная информация автошкол и центров социальной реабилитации, оказывающих услуги по обучению людей с инвалидностью вождению автомобиля в регионах России. Большая часть из них, согласно информации на сайте, не оказывают или не в полной мере оказывают услуги по обучению инвалидов категорий «О», «ОДА» (инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и «К» (инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках). При отсутствии специально оборудованного ТС в этих организациях обучение проходят только инвалиды категории «Г» (с нарушениями слуха).
В Москве только одна автошкола имеет специально оборудованный автомобиль и занимается подготовкой инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата [13]. Указанной категории учеников также предоставлена возможность
дистанционного обучения теории в случаях, если ему сложно посещать занятия.
Обучение в образовательных организациях для инвалидов платное, средняя стоимость - около 40 тыс. руб. Эта цифра фигурирует на сайтах и в рекламе о предоставлении услуг и зачастую не соответствует действительности. Ряд организаций делает скидки по оплате теоретических занятий.
В регионах социальная поддержка инвалидов, касающаяся освобождения от оплаты обучения по программе профессиональной подготовки водителей ТС категории «В» либо компенсация расходов на оплату обучения не осуществляется. Исключение составляет Свердловская область, Законодательным Собранием которой в 2016 г. принят Закон «О социальной защите инвалидов» [14]. Мера социальной поддержки по оплате обучения предоставляется однократно следующим категориям инвалидов: инвалидам с ограничением самостоятельного свободного передвижения, для которых в соответствии с федеральным законодательством необходимы модификации средств общественного транспорта и индивидуальных ТС; инвалидам с нарушением слуха, выраженным в глухоте на оба уха; инвалидам с нарушением речи, делающим ее непонятной; родителям (законным представителям) детей-инвалидов и членам семей инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, относящихся к инвалидам с ограничением самостоятельного свободного передвижения. При этом должны быть соблюдены следующие условия: инвалид, родитель (законный представитель) ребенка-инвалида, член семьи инвалида Великой Отечественной войны или инвалида боевых действий является гражданином Российской Федерации и проживает на территории Свердловской области; размер среднедушевого дохода семьи, в которой проживает инвалид, или одиноко проживающего инвалида не превышает двух величин прожиточного минимума на душу населения, установленного в Свердловской области (27 002 руб. в месяц в 2022 г.).
В настоящее время к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски, протезы и ортезы, а также собаки-проводники с комплектом снаряжения и т.п. Транспортные средства в этом списке отсутствуют. Как сказано выше, автомобили из этого списка исключены. В связи с этим депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, В.К. Гартунгом, Д.Г. Гусевым, А.А. Кузнецовым, И.А. Ананских, сенатором Российской Федерации О.Н. Епифановой подготовлен проект федерального закона № 68935-8 «О внесении изменения в ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части расширения перечня технических средств реабилитации инвалидов. Предложено восстановить право инвалидов на получение автотранспортного средства - в том числе дополнительных приспособлений к нему (включая ручное управление) -именно в качестве специального средства для передвижения. Правительством Российской Федерации указанный законопроект не поддержан.
В Российской Федерации отсутствует нормативная база, устанавливающая конкретные требо-
вания к предметам дополнительного оборудования ТС для управления ими водителями-инвалидами. Универсальные комплекты дополнительного оборудования для ручного управления ТС отсутствуют в связи с тем, что нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть различны (отсутствие двух ног - полностью ручное управление, отсутствие одной ноги - комбинированное, с одной педалью с правой либо с левой стороны и т.д.). Речь о разработке о легко монтируемого на любые учебные ТС оборудования для ручного управления не велась.
Действующие на территории Российской Федерации Правила дорожного движения и основные положения по допуску ТС к эксплуатации [15] содержат ряд положений, касающихся передвижения инвалидов по дорогам. На ТС, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных ТС установлен опознавательный знак «Инвалид», не распространяют свое действие знаки 3.2 «Движение запрещено», 3.3. «Движение механических транспортных средств запрещено», 3.28 - 3.30, запрещающих стоянку. Но действие указанных знаков при соблюдении определенных условий (3.2 и 3.3 - если водитель проживает или работает в зоне действия знака, 3.28 - 3.30 - если занимается погрузкой или выгрузкой груза, посадкой или высадкой пассажиров) не распространяется и на других участников дорожного движения, поэтому данное исключение ничтожно с точки зрения осуществления права на свободное передвижение инвалидов.
Право на бесплатную парковку на специально выделенных парковочных местах, обозначенных знаком 6.4 «Парковка» (парковочное место) с табличкой 8.17 «Инвалиды» и разметкой 1.24.3, имеют ТС, управляемые инвалидом первой или второй группы, или перевозящие его, в том числе ребёнка-инвалида. Бесплатная парковка предоставляется и инвалидам третьей группы, у которых ограничена способность в самостоятельном передвижении. Граждане из числа инвалидов третьей группы, ранее получившие опознавательный знак «Инвалид», также имеют право оформить данное разрешение. Начиная с 2021 г. льготный доступ граждан с инвалидностью к специальным местам на парковочных зонах осуществляется при наличии электронного разрешения на парковку. Необходимые сведения должны содержаться в базе данных Федерального реестра инвалидов [16], оператором которого является Пенсионный фонд России. Это дает возможность гражданам, зарегистрировавшим свои ТС на инвалидов и не перевозящим их, беспрепятственно занимать указанные места, а люди с инвалидностью вынуждены искать иные возможности для парковки. При использовании платных парковочных мест инвалидам приходят квитанции об оплате. Депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Ди-денко, Д.А. Свищевым, Б.Р. Пайкиным подготовлен проект Федерального закона № 1140665-7 «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части предоставления инвалидам права пользования любыми местами для парковки бесплатно. В настоящее время он направлен Президенту Российской Федерации,
в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в сравнении с развитыми зарубежными странами в Российской Федерации система допуска к управлению ТС инвалидов и возможность осуществления ими права на свободное передвижение практически отсутствует. В условиях неприспособленности большей части автомобильного, железнодорожного и общественного транспорта для передвижения маломобильных граждан и несовершенства дорожной инфраструктуры реализация эффективной реабилитационной программы для граждан с инвалидностью и интеграция их в общество невозможна.
Для решения проблемы необходимо в первую очередь:
определить перечень учебных организаций в субъектах Российской Федерации по подготовке водителей из числа лиц с ограниченными двигательными способностями, порядок их финансирования и обеспечения ТС для практического обучения;
включить легковые автомобили в перечень технических средств реабилитации инвалидов в целях расширения возможностей для социальной реабилитации инвалидов;
разработать программы и методические рекомендации по подготовке водителей из числа лиц с ограниченными двигательными способностями;
разработать нормативно-техническую базу, регламентирующую технические требования к дополнительному оборудованию, предназначенному для управления ТС водителями-инвалидами, а также методы их проверки.
Список источников:
1. Заостровцев А.В., Уколов А.А. Особенности подготовки (переподготовки) и допуска к управлению транспортными средствами лиц с ограниченной двигательной способностью за рубежом // Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов. Выпуск 13. М.: ФКУ «НИЦ БДД МВД России». 2013. С. 57-71.
2. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // URL:https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 15.09.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2022).
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8523 (дата обращения: 15.09.2022).
5. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р «Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (с изменениями и дополнениями)» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2022).
6. Сводная резолюция о дорожном движении (ECE/ TRANS/WP. 1/123 от 14 августа 2009 г) // URL: https:// unece.org/DAM/trans/doc/2016/wp1/ECE-TRANS-WP1-123r.pdf (дата обращения: 15.09.2022).
7. Директива Европарламента и Совета от 2006/126/ ЕС от 20 декабря 2006 г. «О водительских удостоверениях» // uRL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/
EN/TXT/?uri=CELEX:32006L0126 (дата обращения: 15.09.2022).
8. URL: https://www.britannia-driving-school.co.uk (дата обращения: 15.09.2022).
9. URL: https://www.driver-ed.org, www.aded.net (дата обращения: 15.09.2022).
10. URL: https://www.nmeda.org (дата обращения: 15.09.2022).
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2022).
12. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1490 (ред. от 30.11.2021) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2022).
13. URL:https://www.univeravto.ru/113-uvazhaemye-gosti-nashego-sayta.html (дата обращения: 15.09.2022).
14. Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 г. № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/6600201612230008 (дата обращения: 15.09.2022).
15. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2022).
16. URL:https://sfri.ru/ (дата обращения: 15.09.2022).
References:
1. Zaostrovtsev A.V., Ukolov A.A. Peculiarities of training (retraining) and admission to driving vehicles of persons with limited motor ability abroad // Safety of road traffic: a collection of scientific papers. Issue 13. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2013. P. 57-71.
2. Convention on the Rights of Persons with Disabilities of 13.12.2006 // URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/disability.shtml (date of access: 15.09.2022).
3. Decree of the Government of the Russian Federation of 29.03.2019 № 363 // SPS «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2022).
4. Federal Law of 24.11.1995 № 181-FZ «On the Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8523 (date of access: 15.09.2022) .
5. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30.12.2005 № 2347-r «On approval of the federal list of rehabilitation measures, technical means of rehabilitation and services provided to the disabled (with changes and additions)» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 15.09. 2022).
6. Consolidated Resolution on Road Traffic (ECE/ TRANS/WP.1/123 of 14 August 2009) // URL: https:// unece.org/DAM/trans/doc/2016/wp1/ECE-TRANS-WP1-123r.pdf (date of access: 15.09.2022).
7. Directive of the European Parliament and of the Council of 2006/126 / EC of 20.12.2006 «On driving licenses» // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri= CELEX:32006L0126 (date of access: 15.09.2022).
8. URL: https://www.britannia-driving-school.co.uk (date of access: 15.09.2022).
9. URL: https://www.driver-ed.org, www.aded.net (date of access: 15.09.2022).
10. URL: https://www.nmeda.org (date of access: 15.09.2022).
11. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of08.11.2021 № 808 «On approval of exemplary vocational training programs for drivers of vehicles of the relevant categories and subcategories» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2022).
12. Decree of the Government of the Russian Federation of 18.09.2020 № 1490 (as amended on 30.11.2021) «On Licensing Educational Activities» (together with the «Regulations on Licensing Educational Activities») (as amended and supplemented, entered into force from 01.03.2022) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2022).
13. URL: https://www.univeravto.ru/113-uvazhaemye-gosti-nashego-sayta.html (date of access: 15.09.2022).
14. Law of the Sverdlovsk region dated 19.12.2016 № 148-OZ «On the social protection of persons with disabilities in the Sverdlovsk region» (with amendments and additions) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/ 6600201612230008 (date of access: 15.09.2022).
15. Decree of the Government of the Russian Federation of 23.11.1993 № 1090 (as amended on 31.12.2020) «On the Rules of the Road» (together with the «Basic Provisions for the Admission of Vehicles for Operation and the Obligations of Officials to Ensure Road Safety») (as amended and supplemented, effective from 01.01.2022) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2022).
16. URL: https://sfri.ru/ (date of access: 15.09.2022).
Информация об авторах
Е.В. Марцога - редактор Научного центра БДДМВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170
Information about the authors
E.V. Martsoga - Editor of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170
Статья поступила в редакцию 26.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 06.10.2022. The article was submitted 26.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 06.10.2022.