Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начинающие водители / безопасность дорожного движения / ноксологический подход / система подготовки / novice drivers / road safety / noxological approach / training system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капустина Елена Геннадьевна

В статье освещаются отдельные причины нарушения правил дорожного движения и анализируются мероприятия, направленные на изменение ситуации на дорогах страны. Автор выделяет факторы риска дорожно-транспортных происшествий, одним из которых является молодой возраст водителя, что приводит к росту пострадавших на дорогах. Ряд ДТП связан с некачественной подготовкой будущих водителей, что подтверждается проведенным исследованием. Рассматриваются особенности подготовки водителей в современных автошколах, а также проблемы и пути ее реализации. Предлагается активно использовать подход, основанный на превентивном анализе опасностей и зон их действия, который поможет не только повысить уровень подготовки водителей, но и обеспечить безопасность дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO TRAINING NOVICE DRIVERS AS DETERMINANTS OF REDUCING ACCIDENT RISKS

The article highlights the individual causes of traffic violations and analyzes measures aimed at changing the situation on the country's roads. The author identifies risk factors for road accidents, one of which is the young age of the driver, which leads to an increase in road casualties. A number of determinants of accidents are associated with poor-quality training of future drivers, which is confirmed by the conducted research. The features of driver training in modern driving schools, as well as problems and ways of its implementation are considered. It is proposed to actively use such a methodological approach as noxology, which will help not only to improve the level of driver training, but also to ensure road safety.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

Научная статья © Капустина Е.Г., 2024

УДК 342.951

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Елена Геннадьевна Капустина

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова [email protected]

Аннотация. В статье освещаются отдельные причины нарушения правил дорожного движения и анализируются мероприятия, направленные на изменение ситуации на дорогах страны. Автор выделяет факторы риска дорожно-транспортных происшествий, одним из которых является молодой возраст водителя, что приводит к росту пострадавших на дорогах. Ряд ДТП связан с некачественной подготовкой будущих водителей, что подтверждается проведенным исследованием. Рассматриваются особенности подготовки водителей в современных автошколах, а также проблемы и пути ее реализации. Предлагается активно использовать подход, основанный на превентивном анализе опасностей и зон их действия, который поможет не только повысить уровень подготовки водителей, но и обеспечить безопасность дорожного движения.

Ключевые слова: начинающие водители, безопасность дорожного движения, ноксологический подход, система подготовки

Для цитирования: Капустина Е.Г. Новые подходы к обучению начинающих водителей как детерминанты снижения рисков дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2024. № 4. С. 30-34.

Original article

NEW APPROACHES TO TRAINING NOVICE DRIVERS AS DETERMINANTS

OF REDUCING ACCIDENT RISKS

Elena G. Kapustina

Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VV Lukyanov [email protected]

Abstract. The article highlights the individual causes of traffic violations and analyzes measures aimed at changing the situation on the country's roads. The author identifies risk factors for road accidents, one of which is the young age of the driver, which leads to an increase in road casualties. A number of determinants of accidents are associated with poor-quality training of future drivers, which is confirmed by the conducted research. The features of driver training in modern driving schools, as well as problems and ways of its implementation are considered. It is proposed to actively use such a methodological approach as noxology, which will help not only to improve the level of driver training, but also to ensure road safety. Keywords: novice drivers, road safety, noxological approach, training system

For citation: Kapustina E.G. New approaches to training novice drivers as determinants of reducing accident risks // Road Safety. 2024. № 4. P. 30-34.

В современном обществе дорожное движение становится все более динамичным, мобильным и прогрессирующим, что, к сожалению, приводит к росту дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и гибели людей.

Нельзя не отметить, что причин здесь множество, одна из них - некачественная подготовка водителей, которые впоследствии создают риски для всех участников дорожного движения.

Еще в 2005 году Б.В. Россинский и С.Н. Антонов отмечали, что массовость нарушений правил дорожного движения свидетельствует о недостаточном уровне подготовки водителей транспортных средств, невысоком правосознании и общей низкой дорожно-транспортной культуре участников дорожного движения, малоэффективности существующей системы государственного и общественного воздействия на них [1].

Спустя почти 20 лет много сделано в этой сфере общественных отношений: внесены изменения в законодательство, реализованы федеральные целевые программы по безопасности дорожного движения; согласно реализуемой Стратегии безопасности дорожного движения [2] разработаны специальные образовательные программы с целью безусловного соблюдения правил дорожного движения его участ-

никами, повышены требования к уровню знаний и навыков, усовершенствованы формы и методы учебного процесса; автошколы переходили на различные варианты работы, менялись лицензионные требования к ним; были ужесточены правила приема экзаменов в Госавтоинспекции, изменились количество штрафных баллов, сроки пересдачи экзаменов на право управления и многое другое, однако уровень подготовки водителей оставляет желать лучшего.

Согласимся с Д.В. Станкевичем, который в своей публикации пишет о том, что значительная доля ДТП являются следствием неосвоения теоретического материала правил дорожного движения и недостаточности навыков управления транспортным средством [3].

По мнению Д.В. Станкевича, на первом этапе поступления лица в автошколу не производится отбор на соответствие интеллектуальным и психофизиологическим аспектам кандидата в водители. Часто зачисляются все желающие при отсутствии медицинских противопоказаний [3], что может выступать одним из детерминационных факторов риска возникновения ДТП.

Отметим, что низкое правовое сознание участников дорожного движения как риск совершения ДТП занимает одно из первых мест и преобладает над иными рисками [4].

В 2023 году наблюдался рост ДТП на 4,5%, а также числа погибших: в 2022 году погибли 14,5 тыс. человек, ранены - 166,5 тыс. [5]. Возраст водителя является одним из ключевых детерминантов частоты ДТП.

По данным статистики, молодые люди до 26 лет чаще всего становятся участниками ДТП, что приводит к летальным исходам в 20-30% случаев, при этом данная возрастная категория составляет 10-15% от общего числа населения. Исследования подтверждают, что основная масса нарушителей правил дорожного движения приходится на возрастную группу от 18 до 35 лет [6].

Преобладающий фактор, способствующий высокому уровню аварийности среди молодых водителей, заключается в их неопытности и возрастных особенностях. Существует необходимость в осознании молодыми людьми того, что участие в дорожном движении требует ответственного сосуществования с другими участниками дорожного движения, что предполагает их взаимодействие при перемещении.

Ключевыми причинами, по которым начинающие водители нарушают правила движения, являются:

недостаточный практический опыт управления транспортным средством;

отсутствие критического мышления и предвидения, прогнозирования дорожной ситуации.

Ключевую роль в системе обучения водителей играет теоретическая подготовка. В этом разделе обучающиеся осваивают знания об основах законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения, технических характеристиках транспортных средств и психофизиологических основах деятельности водителя. Теоретическая составляющая должна основываться на последних научных исследованиях в области безопасности дорожного движения, чтобы учитывать современные тенденции и требования [7].

Практическая подготовка на специально оборудованных современных тренировочных площадках позволяет водителям освоить различные навыки управления транспортным средством.

На них водители могут в совершенстве познать технику парковки, преодоления препятствий, торможения и маневрирования в сложных условиях. Это помогает им развить практические навыки управления транспортным средством.

Обучение на дороге является неотъемлемой частью системы подготовки водителей. Непосредственное практическое обучение в условиях улич-но-дорожной сети позволяет водителям применить полученные знания и навыки в реальных дорожных ситуациях. В ходе обучения на дороге водители изучают правила взаимодействия с другими участниками движения, развивают навыки осознанности и предвидения критических событий [8].

Качественно новая система профессиональной подготовки водителей транспортных средств это:

во-первых, внедрение в процесс обучения AR- и VR-технологий (технологий виртуальной и дополненной реальности). Традиционные методы преподавания, такие как меловая доска и указка, уже не помогают в освоении знаний: зачитывание лекции утомляет слушателей, а однотипность информа-

ции и отсутствие визуализации тормозят усвоение знаний обучающимися. Акцент следует делать на 1Т-технологиях, искусственном интеллекте, которые востребованы сегодня в различных областях жизнедеятельности. 3 D-, 5 D- технологии помогут смоделировать на цифровом экране объект или ситуацию и усвоить правила, не подвергая риску жизни людей, изучить теорию, а также психологически подготовить новичка к роли водителя.

Во-вторых, широкое использование цифровых технологий. Компьютеры, мультимедийные проекторы и экраны, игровые программы и режимы, фотографии и видео способы не только вовлечь обучающихся в автошколе в процесс обучения, но и закреплять знания. Использование цифровых цветных изображений вызовет больше интереса к предмету, так как человек 70% информации воспринимает и запоминает визуально. Наблюдать за живыми действиями и красочными объектами на экране, пробовать делать самому гораздо больше привлекает внимание обучающегося в отличие от монотонной лекции и заучивания конспектов [9].

Обучение водителей транспортных средств является ключевым элементом в обеспечении безопасности и эффективности дорожного движения. Качество подготовки водителей напрямую влияет на уровень аварийности и комфортность передвижения. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать процесс подготовки водителей и искать новые пути развития данной области.

В-третьих, гибкость и индивидуальный подход к каждому обучающемуся мастера производственного обучения вождению. Под индивидуальным подходом подразумевается адаптация практического обучения вождению к уровню подготовки и особенностям каждого обучающегося. Использование данного подхода мастерами производственного обучения вождению позволяет достичь наилучших результатов и преодолеть индивидуальные сложности. В рамках этого подхода учащемуся предлагаются гибкое расписание занятий, а также индивидуальные тренировки по необходимым навыкам и умениям [10].

Система подготовки водителей включает в себя и постоянное повышение квалификации. Водители должны регулярно обновлять свои знания и навыки, чтобы быть в курсе последних изменений Правил дорожного движения Российской Федерации [11] и новых технологий в автомобильной индустрии.

Постоянное повышение квалификации позволяет водителям адаптироваться к изменяющимся условиям дорожного движения и совершенствовать свои навыки.

Усовершенствование процесса образования будущих водителей в автошколах, в том числе развитие их способности к оценке рисков и выявлению потенциальных угроз на дороге, требует внедрения новаторских технологий как в теоретическом, так и в прикладном измерениях. В этом контексте приоритетным становится определение методологических принципов создания данных технологий.

Одним из подходов к созданию и внедрению новаторских технологий является ноксологический, который основывается на таких понятиях, как «выявление угроз», «риск», «компетенция» и «компетентность».

Ноксологический подход исходит из предпосылки о потенциальной опасности человеческой деятельности. С.В. Белов определяет ноксологию как науку, изучающую опасности материального мира Вселенной.

В основе данного подхода лежит концепция «ноксосферы» - пространства, где опасности либо постоянно присутствуют, либо возникают периодически. О.В. Котлованова считает, что ноксологиче-ский подход позволяет не только принимать во внимание текущие изменения в потенциальных угрозах окружающей среды, но и выявлять стратегии повышения безопасности общества в целом [12].

Применительно к профессиональной подготовке водителей он приобретает все большую актуальность и является одним из наиболее эффективных способов формирования навыков и знаний для безопасного вождения.

Концепция компетентности водителя предполагает не только наличие определенных знаний и навыков, но и их эффективное применение в различных ситуациях на дороге. Компетентный водитель способен адаптироваться к изменяющимся условиям дорожного движения, принимать решения на основе своего опыта и уверенно управлять транспортным средством. Он обладает пониманием правил дорожного движения, а также умеет применять их на практике.

Оценка компетентности водителя является неотъемлемой частью ноксологического подхода. Она позволяет выявить уровень подготовки каждого водителя, определить его сильные и слабые стороны и разработать индивидуальную программу обучения. Оценка компетентности может проводиться как с помощью теоретических экзаменов, так и практических тестов, включающих реальные ситуации на дороге.

Обучение в контексте ноксологии имеет уникальные аспекты, касающиеся таких категорий, как «опасность» и «безопасность». Опасность представляет собой потенциальный атрибут окружающей среды, реализация которого часто имеет низкую вероятность.

Человек адаптируется к потенциальной опасности и может терять осторожность и способность к действиям в случае возникновения реальной угрозы, что ведет к иллюзорной адаптации к опасности.

Основными принципами ноксологического подхода к профессиональной подготовке водителей являются индивидуализация обучения, активное вовлечение обучающегося в учебный процесс, ориентация на практическое применение знаний и обучение в реальных условиях улично-дорожной сети.

Ноксологический подход базируется не только на принципе обучения теории, но и на практике, благодаря чему водитель получает сформированные навыки управления автомобилем в различных ситуациях.

Исследование в области психолого-педагогических наук подчеркивает важность освоения будущими водителями в автошколах умений распознавания опасностей и оценки рисков.

Обучение должно базироваться на методологических подходах, которые обеспечат теоретическую основу для создания образовательных технологий и теоретической модели данных навыков.

Основу составляют традиционные подходы, включая личностно-ориентированный, деятельност-

ный и системный, где определенная роль отводится ноксологическому и рискориентированному.

Структура компетенций водителя может включать три основных компонента: когнитивные (знания и понимание), практические (навыки и умения) и личностные (мотивация, внутренняя мотивация и эмоциональная стабильность).

Компетентный водитель должен обладать не только навыками управления автомобилем, но и способностью принимать рациональные решения на дороге, быть ответственным и дисциплинированным.

Методы и средства ноксологического обучения водителей должны быть разнообразными и включать как теоретические, так и практические занятия. Ноксологическое обучение может включать использование компьютерных программ и тренажеров для симуляции дорожных ситуаций, практику на специально отведенных площадках, а также на дороге под контролем опытного инструктора [13].

В контексте ноксологического подхода профессиональное образование должно быть постоянным, охватывать весь жизненный цикл и иметь профилактическую направленность, обеспечивая практическую ориентацию обучения, что способствует повышению мотивации и эффективности образовательного процесса.

Основная цель - развитие у будущих водителей компетенций, способствующих безопасному поведению на дороге, как элементов ноксологической культуры общества, которая представляет собой систему взглядов и убеждений, принятых в обществе относительно жизненных опасностей, рисков и здоровья, включающую в себя также нормы, стандарты поведения и результаты социально-технической деятельности, направленной на снижение рисков.

Ноксологический подход к профессиональной подготовке водителей является эффективным инструментом для формирования знаний, навыков и умений, необходимых для безопасного вождения.

Компетентный водитель способен адаптироваться к различным дорожным ситуациям, принимать обоснованные решения и обеспечивать высокий уровень безопасности на дорогах.

Ноксологический подход требует индивидуального подхода к каждому водителю, активного вовлечения в учебный процесс и использования современных методов обучения.

Только совокупность этих аспектов может гарантировать успешную профессиональную подготовку водителей и повышение безопасности на дорогах.

Современная система профессиональной подготовки водителей транспортных средств должна опираться на инновационные педагогические технологии. Они позволяют не только проводить дистанционные занятия, обеспечивать доступ к он-лайн-курсам и учебным материалам, но и сделать процесс обучения интересным, современным, результативным, что неизменно приведёт к повышению качества получаемого образования, стимулированию мотивации обучающихся к изучению материала, ответственности за принятые решения и поведение на дороге.

Современная методология обучения водительскому мастерству зачастую не соответствует текущим требованиям безопасности дорожного движения. Это отражается на неспособности даже опыт-

ных инструкторов учить обучающихся в автошколах безопасным практикам вождения [14].

Используемая сегодня методика не принимает во внимание индивидуальные характеристики каждого обучающегося, предлагая стандартизированный подход к обучению без учёта личных потребностей.

Следовательно, важно разработать и внедрить адаптивные образовательные программы в автошколах, которые обеспечат каждого обучающегося необходимым комплексом водительских навыков [15].

Другим критическим фактором является недостаточная компетентность обучающих вождению педагогов. Качество образовательного процесса непосредственно зависит от профессионализма преподавательского состава [16, 17].

Во многих случаях инструкторы автошкол не обладают педагогическим образованием и не знакомы с основами психологии и педагогики, что снижает эффективность их работы.

Существует острая необходимость в расширении и популяризации образовательных программ для инструкторов, включая обучение психологии и педагогике, что критически важно для начинающих водителей.

Для улучшения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения предполагается пересмотреть программы профессиональной подготовки водителей различных категорий и подкатегорий транспортных средств.

Это включает увеличение времени обучения, что позволит более полно формировать необходимые практические умения для управления транспортом в условиях улично-дорожной сети.

Таким образом, система подготовки водителей транспортных средств играет важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения.

Инновационная теоретическая подготовка, рациональная практическая подготовка на специализированных современных тренировочных площадках, обучение на дороге и систематическое повышение квалификации помогут водителям развивать навыки безопасного и ответственного вождения.

Регулярное обновление системы подготовки водителей, основанное на последних научных исследованиях и международном опыте, поможет снизить количество ДТП и повысить общую безопасность на дорогах.

Список источников

1. Антонов С.Н., Россинский Б.В. Некоторые проблемы совершенствования надзорной деятельности дорож-но-патрульной службы ГИБДД // Полицейское право. 2005. № 1(1). С. 56-60.

2. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.11.2024).

3. Станкевич Д.В. Административно-правовое регулирование транспортных отношений // Транспортное право и безопасность. 2024. № 2(50). С. 37-42.

4. Косырев Е.В. Мероприятия, направленные на повышение правового сознания участников дорожного движения в муниципальных документах стратегического планирования // Безопасность дорожного движения. 2024. № 2. С. 16-22.

5. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/73770 (дата обращения: 08.11.2024).

6. Слесарчук С.В. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей // Молодой ученый. 2019. № 20(258). С. 360-361.

7. Ерыгин А.А., Ряполова А.В. Правовой статус комиссий субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения. Белгород: Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, 2022. 40 с.

8. Доткулова А.С. Повышение безопасности дорожного движения на основе оценки поведения водителя: дис. канд. т. наук. М., 2022. 154 с.

9. Инновации в автошколах // URL: https: // vc.ru / u / 1612207 - enthusiast / 745774 - innovacii - v - avtoshkolah?yscl id=lnu7t3jkwa940736474 (дата обращения: 02.11.2024).

10. Губин В.Н., Федотов А.В., Рогоза В.И. Современная система профессиональной подготовки водителей транспортных средств // Традиции и инновации в современной психологии и педагогике. 2023. С. 83-86.

11. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О равилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.11.2024).

12. Котлованова О.В. Формирование представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Челябинск, 2021. 23 с.

13. Порхачева С.М., Симуль М.Г., Рябоконь Ю.А. Организация дорожного движения: Лабораторный практикум. Издание 2-е, доп. Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 2022. 104 с.

14. Кива А.А., Агаркова Н.Г., Карташова Е.В. Организация образовательных учреждений по подготовке водителей автотранспортных средств. М.: ИРПО, 2003. 301 с.

15. Козельцев В.В. Проблемы организации подготовки начинающих водителей // Молодой исследователь Дона. Ростов н/Д, 2017. С. 46-48.

16. Григорьева М.Р., Манжукова О.А. Об основных мероприятиях, направленных на повышение безопасности дорожного движения // Актуальные вопросы юридических наук. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 38-40.

17. Заостровцев А.В., Марцога Е.В. Направления совершенствования примерных программ подготовки водителей транспортных средств // Безопасность дорожного движения. 2023. № 4. С. 24-29. EDN: CHNERY.

References

1. Antonov S.N., Rossinsky B.V Some problems of improving the supervisory activities of the traffic police road patrol service // Police law. 2005. № 1(1). P. 56-60.

2. Order of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // Legal referens system «Consultant Plus» (date of access: 11.11.2024).

3. Stankevich D.V Administrative and legal regulation of transport relations // Transport law and safety. 2024. № 2(50). P. 37-42.

4. Kosyrev E.V. Measures aimed at increasing the legal awareness of road users in municipal strategic planning documents // Road Safety. 2024. № 2. P. 16-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/73770 (date access: 08.11.2024).

6. Slesarchuk S.V. Analysis of the causes of road accidents involving young drivers // Young scientist. 2019. № 20(258). P. 360-361.

7. Erygin A.A., Ryapolova A.V. Legal status of commissions of the constituent entities of the Russian Federation for ensuring road safety. Belgorod: Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin, 2022. 40 p.

8. Dotkulova A.S. Improving road safety based on driver behavior assessment: dis. Candidate of Sciences in Technology. M., 2022. 154 p.

9. Innovations in driving schools // URL: https: // vc.ru / u / 1612207 - enthusiast / 745774 - innovacii - v - avtoshkol ah?ysclid=lnu7t3jkwa940736474 (date of access: 02.11.2024).

10. Gubin V.N., Fedotov A.V, Rogoza V.I. Modem system of professional training of drivers of vehicles // Traditions and innovations in modern psychology and pedagogy. 2023. P. 83-86.

11. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 02.11.2024).

12. Kotlovanova O.V. Formation of ideas about safe behavior in emergency terrorist situations in preschool children: author's abstract. dis. ... Candidate of Sciences in Pedagogy. Chelyabinsk, 2021. 23 p.

13. Porkhacheva S.M., Simul M.G., Ryabokon Yu.A. Traffic organization: Laboratory workshop. 2nd edition, suppl.

Omsk: Siberian State Automobile and Highway University, 2022. 104 p.

14. Kiva A.A., Agarkova N.G., Kartashova E.V. Organization of educational institutions for training drivers of motor vehicles. M.: IRPO, 2003. 301 p.

15. Kozeltsev V.V. Problems of organizing the training of novice drivers // Young researcher of the Don. Rostov n/D, 2017. P. 46-48.

16. Grigorieva M.R., Manzhukova O.A. On the main measures aimed at improving road safety // Actual issues of legal sciences. Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2015. P. 38-40.

17. Zaostrovtsev A.V., Martsoga E.V. Directions for improving sample training programs for vehicle drivers // Road Safety. 2023. № 4. P. 24-29. EDN: CHNERY.

Информация об авторе

Е.Г. Капустина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова

Контакты: ул. Игнатова, д. 2, Орел, Россия, 302027 Information about the author

E.G. Kapustina - Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov

Contacts: ul. Ignatova, d. 2, Orel, Russia, 302027

Статья поступила в редакцию 29.11.2024; одобрена после рецензирования 06.12.2024; принята к публикации 13.12.2024. The article was submitted 29.11.2024; approved after reviewing 06.12.2024; accepted for publication 13.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.